Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2007, № 1 (42)
Сайт «Разум или вера?», 10.06.2007, http://razumru.ru/humanism/journal/42/bogoslovsky.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Зима 2006/2007 № 1 (42)

ГУМАНИЗМ НА ПЛАНЕТЕ

О свободе совести и вероисповедания

в современной России

Выступление на 1-й Балтийской гуманистической конференции

Михаил Богословский

 

За последние 20 лет в России многое изменилось. Изменилось и понятие о свободе совести. Под ней у нас теперь понимают вовсе не свободу выбора верить или нет в бога и даже не свободу выбора религиозной веры. Под ней понимается «свобода» признавать только одну разновидность христианства – православную. Как заявил митрополит Петербургский и Ладожский Иоанн, свобода совести в религии есть свобода придерживаться «своего понимания истин мироздания». А вот православие как раз и представляет в его понимании традиционную религиозную ценность для нашего народа. Отсюда легко угадывается вывод – кто свободен, тот должен выбирать только православие!

Те, кто не выбирают православие, подвергаются нападкам и оскорблениям, их называют бессовестными. Все неправославные религии якобы плохие, потому что они – ложные, все они «лжеконфессии» и «квазирелигии». Удивительно, как быстро забыли радетели православия слова своего же патриарха Алексия I, сказанные в 70-е годы XX века, о том, что все христианские Церкви «одинаково любимы Господом Богом». Что же касается язычества, то отношение к нему, как и тысячу лет назад, негативное и даже оскорбительное. Служители РПЦ с видимым удовольствием повторяют слова русского православного философа С. Булгакова, что «язычество есть религия больного человечества и больной природы». Ещё хуже отношение к неверующим, которых руководство Церкви и за людей-то не считает. Слова «неверующий», «безбожник», «атеист» считаются бранными. Во время службы в церкви Валаамского монастыря патриарх Алексий II сказал, что 70 лет людей учили жить «бездуховно», что духовное возрождение страны должны начать люди «не испорченные безбожием». В одном из последних изданий «Закона божьего» говорится: «Если же и существуют отдельные убеждённые безбожники, то они являются редкими исключениями, болезненными отступлениями от нормы». А далее следует пассаж в духе средневековья: «Как существование идиотов не отрицает того, что человек есть существо разумное, так и существование безбожников не опровергает факта всеобщности религии».

Такое ненормальное положение сложилось потому, что, нарушая Конституцию, государственные чиновники всячески поддерживают Церковь. В 1997 г. в России был принят федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», где особо выделяются т. н. «традиционные» религиозные организации, которым предоставлены значительные экономические льготы. Одну из этих конфессий – православие – власть выбрала по существу в качестве государственной идеологии. Недавно два депутата Госдумы предложили вернуть религиозным организациям, прежде всего РПЦ, экспроприированное большевиками имущество, включая землю и культурные ценности. В этом случае одна лишь РПЦ могла бы претендовать на 3 млн га земли. Эти примеры свидетельствуют, что власть, выбрав одну из конфессий в качестве государственной, в дальнейшем будет стремиться к тому, чтобы устранить любую её альтернативу. По сути, в стране идёт насильственная клерикализация общества.

Клерикализация проходит как с помощью принятого закона, так и негласно, о чём свидетельствует введение в ряде регионов России учебного предмета «Основы православной культуры» в качестве обязательного для всех школьников. Эта учебная дисциплина – фактически краткий курс богословия, что уместно лишь для воскресных приходских школ, но отнюдь не для государственных, где учатся дети из семей с разными мировоззренческими убеждениями – как атеистов, так и принадлежащих к разным религиозным конфессиям.

О клерикализации общества свидетельствует и то, что чиновники вместо того, чтобы строить школы, больницы, театры и стадионы, строят за счёт государственного бюджета православные храмы и восстанавливают монастыри. Яркий пример – строительство на государственные деньги храма Христа Спасителя в Москве. Федеральное правительство финансировало из своих средств 30 % расходов на мероприятия по празднованию 2000-летия христианства. Кроме этого, большие деньги на эти цели были изъяты из местных бюджетов. На осуществление программы «Свет Вифлеема – 2000» Министерство культуры РФ выделило 3 млн. руб (около 100000 долларов)! С молчаливого согласия государственных чиновников руководство РПЦ «назначило» св. Георгия Победоносца «духовным покровителем» олимпийской сборной российских спортсменов. Руководство РПЦ заключило договоры о сотрудничестве со всеми силовыми структурами России. Одна из восстановленных православных церквей в центре Москвы была объявлена патриархом Алексием II приходской церковью ФСБ для того, чтобы отправлять духовные потребности сотрудников этого ведомства. И таких примеров можно привести очень много. Всё это свидетельствует о том, что фактически РПЦ снова становится государственной Церковью.

Хотя официально Церковь у нас отделена от государства и представители Московской Патриархии не раз заявляли, что не будут вмешиваться в государственные дела, на деле происходит сращивание их интересов. РПЦ всё более становится государственной, а само православие – государственной религией. В июле 1992 года президент России утвердил «Протокольное старшинство российских официальных лиц» (по сути это табель о рангах), в соответствии с которым патриарх Московский и Всея Руси занимает на этой иерархической лестнице 18-ю позицию (руководители других конфессий занимают там последнюю, 38-ю позицию).

В стране наблюдается невиданный бум церковного строительства и усиление активности различных религиозных организаций. Ежегодно открываются сотни храмов и десятки монастырей. Число монастырей превысило уже 400, РПЦ имеет 5 духовных академий, 2 православных университета, 1 богословский институт, 21 семинарию, 27 духовных училищ и множество других учебных заведений. Появились православные больницы, детские дома и дома престарелых. Расширяется присутствие церкви в армии и местах заключения. Церковное книгоиздательство практически уже достигло дореволюционного уровня.

Хотя сила и могущество Церкви постоянно растут, РПЦ не забывает время от времени жаловаться, что она-де поставлена в «заведомо неравноправные условия с инославными конфессиями». Имеется в виду, что протестантские Церкви получают финансовую помощь из-за рубежа, а РПЦ – нет. Но на какую помощь из-за рубежа может рассчитывать руководство РПЦ, если оно не только постоянно противопоставляет себя всему христианскому миру (почти полутора миллиардам верующих, при том, что православных во всём мире лишь около 140 миллионов!), но и претендует в нём на главенство. В последние годы РПЦ резко осуждает экуменизм, а в конце 1995 года выступила против экуменического диалога в Шамбези, в результате которого был подписан документ, обязывающий снять все анафемы, ранее наложенные на монофизитов, и установить с ними общие таинства.

Нынешние и бывшие коммунистические деятели России, в одночасье забывшие свои атеистические убеждения, срочно подружились со священнослужителями и стали верующими. По поводу и без повода зачастили они в православные храмы, ставят свечи Богу и святым угодникам, жертвуют на нужды Церкви. Оно и понятно: ведь им нужны теперь голоса верующих. Круто поменялась коммунистическая идеология. Один из коммунистических вождей – Зюганов, забыв заветы Ленина, даже подвёл под свои взгляды идеологическую платформу. В его беседе с игуменом Алексеем прозвучало, что коммунисты России взяли курс на «стратегическое» сотрудничество с Церковью. А созданный ими «Народно-патриотический союз России» официально зафиксировал в программных документах признание православия «духовной» основой всей русской жизни.

Религия насаждается в школах, вузах, армии, местах лишения свободы. Почти любое общественное мероприятие сопровождается теперь религиозной (чаще всего православной) церемонией. Это ввод в строй зданий, заводских корпусов, спуск на воду пассажирских и военных судов и т. д. В светских средствах массовой информации – по радио, телевидению, в газетах и журналах рассказы о христианстве подаются не нейтрально, а с религиозных позиций, носят пропагандистский характер. Мифы и религиозные предания выдаются за достоверные факты, что не может не оскорблять чувств неверующих.

Идёт усиленное наступление на свободомыслие. РПЦ позволила себе прямо выступить против свободы совести в России, заявив в недавно принятых «Основах социальной концепции РПЦ», что принцип свободы совести «свидетельствует о распаде системы духовных ценностей, потере устремлённости к спасению в большей части общества…». (Ясно, под духовными ценностями Церковь подразумевает только религиозные.)

 

Выступление М. Богословского на семинаре А

 

Под разными предлогами выражается недоверие разуму, охаивается наука. Лидер т. н. «Духовного движения России» космонавт Владимир Аксёнов заявил, что материалистическая философия на базе атеизма на сегодня не способна объяснить многие процессы и явления, существующие в мире. Да, наука может не всё. Но, несмотря на свою молодость и вопреки яростному противодействию церкви и клерикальной идеологии, она уже сделала очень и очень многое. А в ближайшем будущем сделает ещё больше. А вот спиритуалистам и, особенно, церковникам похвастаться нечем! О какой свободе совести можно говорить, если в последние годы практически не публикуются статьи и книги, содержащие критику религии и Церкви? Если раньше, в советские годы, существовало ограничение на пропаганду религиозных взглядов – она разрешалась только на территории религиозных организаций, – то теперь не может пробиться в СМИ свободомыслящий автор. Критика религии и, в частности, православия воспринимается как подрыв нравственных устоев жизни общества и государства, а нерелигиозность отождествляется с аморальностью. Показательно, что из десятков атеистических организаций РФ смогли зарегистрироваться только две.

Московская патриархия предложила совместно с Федеральной службой по телевидению и радиовещанию создать «Общественный методический совет с участием представителей государственных телерадиокомпаний и религиозных центров». Совет будет рекомендовать журналистам радио и телевидения, как готовить сюжеты на религиозную тему. По сути, это можно рассматривать как начало действия религиозной цензуры.

Дружно выступая против свободомыслия, церкви постоянно воюют и друг с другом. Так, выступая на страницах популярного в России еженедельника «Аргументы и факты», сотрудник миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии священник Георгий Иоффе, забыв о том, что все христиане должны считаться братьями, заявил о деятельности «секты неопятидесятников», пропагандирующей Христа и Библию, что «дела их злы», что эта секта тоталитарна и деструктивна. В свою очередь представители этой новой Церкви называют православных «идолопоклонниками». Другая христианская церковь – «Свидетели Иеговы» – называет учения католиков и православных «ложными религиозными представлениями» (Сторожевая башня, 1 авг. 2001). На это православная церковь отвечает протестантам неприязнью. В листовке «Дорога в секту», выпущенной в Новосибирском православном братстве во имя святого и благоверного князя А. Невского, сказано: «Наш долг предупредить всех: протестанты ненавидят православие и после первых улыбок, подарков и заверений в братской любви начнут своё неприятие наших духовных традиций потихоньку переливать в ваше православное сердце».

Представленные материалы показывают, что со свободой совести в современной России далеко не всё в порядке. В целом можно говорить о свободе деятельности религиозных организаций. Но степень этой свободы зависит от того, о какой религиозной организации идёт речь. Это напоминает положение со свободой совести и вероисповедания в царской России, где РПЦ была господствующей, а все остальные религии делились на «терпимые» и гонимые. Сегодня полной свободой деятельности и государственной поддержкой обладает только Православная Церковь в лице Московской патриархии. Достаточной свободой располагают мусульманская, иудейская и буддийская церкви. Некоторое ущемление испытывают протестантские Церкви, а также последователи дохристианских религий – т. н. язычники. И так же, как в царской России, активное давление испытывают неверующие.

Сейчас стало очевидным, что пришло время, когда терпеть нападки на свободомыслие уже нельзя. Свободомыслящие люди не должны безучастно смотреть на затопляющую общество волну мистицизма и оккультизма. Учёные, здравомыслящая интеллигенция, свободные от религиозных предрассудков граждане России и всех стран Европы должны объединиться. В России для этой цели 10 лет назад создана общественная организация свободомыслящих людей – «Российское гуманистическое общество» (РГО). Одна из благородных задач Общества – пропаганда науки, знаний, подлинной истории мировых религий, разоблачение религиозной лжи о науке и мимикрии под неё. Эта работа имеет огромное значение для подрастающего поколения. В РГО состоит нобелевский лауреат, академик РАН Виталий Гинзбург и другие весьма авторитетные лица. Общество издаёт ежеквартальный журнал «Здравый смысл». В нём печатаются статьи, посвященные защите науки, здравомыслию и критике религиозных верований.

Отделения РГО существуют уже в 26 регионах России, в том числе – в Санкт-Петербурге. Наше СПб отделение провело и проводит следующую работу:

 

1. Инициирование цикла передач «Наука и лженаука» на городском радио. Проведено 30 передач.

2. Издание М. Богословским атеистических научно-просветительских книг «Душа человеческая» и «Боги и люди».

3. Оппонирование астрологии и астрологам, завершившееся изданием книги П. Тревогина «Академические мантии и шутовские колпаки».

4. Создание интернет-сайта отделения РГО, на котором с 1999 г. опубликовано уже около 450 статей.

5. Антирелигиозные и антилженаучные публикации в журнале РГО «Здравый смысл», на сайте отделения, а также в тех немногих СМИ, которые изредка принимают наши материалы.

6. Противостояние действующим в Петербурге лжецелителям и помогающим им городским медицинским и юридическим чиновникам. Более 60 шарлатанов лишились государственной аккредитации. Эта история описана в книге Г. Шевелёва «Легко ли стать "целителем"?»

7. Акция протеста против проведения церковной конференции с молебном в историческом здании Российской академии наук в Петербурге.

8. Инициирование и активное способствование созданию полосы «Наука» в газете «Санкт-Петербургские ведомости».

9. Инициирование создания отдельной городской научно-просветительской газеты. Идея сначала поддержана администрацией города и даже обещано финансирование, но потом оно было отменено.

10. Противостояние проникновению лжеучёных в петербургскую школу с последующей публикацией в газете.

11. Организация научно-просветительского лектория при городской публичной библиотеке.

Конечно, человек имеет право заблуждаться и верить в Бога (богов), чёрта или в параллельный мир. Главное, чтобы эта вера не мешала другим, не насаждалась и не призывала к нарушению общечеловеческих (светских) норм нравственности и к противозаконным действиям. Государство не должно строиться на принципах веры, не основанных на знаниях. Российское гуманистическое общество и впредь полно решимости бороться за свободомыслие, свободу совести и научное мировоззрение.

Мы призываем к сотрудничеству все организации и отдельных людей, заинтересованных в воплощении этих великих гуманистических идей во всём мире.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика