Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2007, № 1 (42) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Зима 2006/2007 № 1 (42)
ОТКЛИКИ, МНЕНИЯ, ПИСЬМА
|
Представленная в прошлом номере журнала «Здравый смысл» работа Л. А. Воробьёвой
«Этические проблемы эвтаназии» (ЗС № 4 (41),
Нужно сказать, что автор своего собственного ответа на поставленные вопросы как бы не даёт, но склоняется к мысли, что
убивать больных – это зло, но и запретить эвтаназию нельзя… (В общем, в духе достаточно противоречивой
медицинской демократии развитых стран.) Наиболее спорный аспект предлагаемой проблемы – как же
Пусть автор не обижается – но разве дело в термине? Здесь уместно вспомнить поговорку «Хоть горшком обзови, только в печь не ставь». Всё же немного наивным выглядит обсуждение эвтаназии в терминах «добро», «зло», «худшее из двух зол» – старание представить проблему в чёрно-белом цвете, как это любят делать создатели американских вестернов. Например, что является «худшим» – убить больного или пусть помучается? Я бы упростил вопрос с помощью аллегории: что лучше для разрегулированного телевизора – грохнуть его сразу с пятого этажа или попробовать повозиться с ним – вдруг ещё заработает?
Отдадим должное автору – наиболее решительно он возражает против такого тезиса сторонников эвтаназии: «жизнь можно считать благом до тех пор, пока она имеет человеческую форму, существует в поле культуры, нравственных отношений. Деградировав до сугубо витального, дочеловеческого уровня, она лишается этической санкции и может рассматриваться как объект, вещь и потому вопрос о её прекращении – не более чем вопрос о том, срубить ли высохшее дерево или выполоть ли засоряющую огород траву»… Словом, не мешайте нам жить культурно! Что ж, здесь, по крайней мере, люди высказались откровенно. Так или иначе, проблема точно поставлена, широко освещена, и автор – молодец.
А теперь – несколько слов по сути самой проблемы (независимо от представленной статьи). Пока что проблема в
западном понимании её для нашей страны звучит достаточно абстрактно, потому что наша медицина мало вооружена для
длительного поддержания жизни коматозных больных, да и денег на это, конечно же, нет. На мой взгляд, именно такие
больные являются основным объектом разговора об эвтаназии. Что же касается морального аспекта проблемы, то позвольте
мне быть старомодным: я полагаю, что ВРАЧ НЕ ДОЛЖЕН УБИВАТЬ БОЛЬНОГО. Конечно, самоубийство (если речь идёт о
добровольной эвтаназии) – достаточно распространённое явление и у нас, и в более «благополучных» странах, но
привлекать к этой акции врача – это, по существу, преступление. Врач должен (и обязан по закону) ЛЕЧИТЬ,
наилучшим образом, как может, как умеет. Если врач, хотя бы и по закону (хотя такие законы формулированы очень
осторожно) организует эвтаназию, он –
Если
А общество у нас – исходно здоровое, как бы его иной раз ни ругали, и в этом не так уж сложно убедиться. Сколько раз я видел безнадёжных в смысле реабилитации, парализованных больных, в которых их родные и близкие, не рассуждая, вкладывали половину оставшейся им жизни! Иной раз такой больной существовал в общей комнате, и квартирный вопрос не превращался в вопрос об эвтаназии. И вот, глядя, как согбенная бабушка ухаживает за обездвиженным внуком (или – сын за отцом), я всегда ощущал гордость за нас – за наш неприметный, бытовой гуманизм. Вот она какова, альтернатива эвтаназии!