Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2007, № 2 (43) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Весна 2007 № 2 (43)
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
Сергей Перуанский
Скажу честно: когда я впервые взял в руки и перелистал книгу Анатолия Тасминского «Наставники. Ориентиры. Действия», я отнёсся к ней весьма скептически: оседлали компьютеры и пишут мемуары все, кому не лень. Даже не мемуары, а расширенная автобиография бывшего второгодника. Очень интересно! Но пробежав пару страниц, потом ещё пару, я уже не оставил книгу, пока не прочитал внимательнейшим образом всю до конца.
Когда мемуары пишет полководец – они о сражениях да победах. Артист пишет о спектаклях, которых ты не видел. А о чём пишет человек с биографией такой же, как у миллионов других людей? Описывая свою жизнь, он пишет о нас, живших в ту же эпоху. Чтение книги выливается в воспоминания, в сравнения: у автора так, а у тебя вот как, у твоих родителей так, у земляков вот так…
Они там, в Белоруссии, играли в жёстку, и у нас точно такая игра была. Но зато изобретение деревенских кулибиных – то ли самокат, то ли салазки из согнутого стального прутка – они называли таратайкой, а мы – «гнуткой».
Книга
о каждом |
Правда, чтобы такие сравнения заработали, автору, пишущему о «простых» людях (в отличие от полководца или артиста) надо иметь литературный талант, но это счастливое обстоятельство в нашем случае как раз «имеет место быть». Незамысловатый рассказ о семейных делах (вплетённых, однако, в контекст драматичных исторических событий) прерывается иногда кристально ясными стихами Якуба Коласа (хорошо, что на белорусском языке; так ещё понятней). Тут и там вставлены белорусские словечки, окрашивающие повествование ненарочитым юмором. Простота языка, отвечающая простоте событий (единство формы и содержания), может вызвать мысль, что так писать мог бы всякий. Но, кто писал, тот знает, какой сложный невидимый миру труд стоит за этой видимой миру простотой.
Мы много читали о войне, но одно дело – книги, прошедшие идеологическую цензуру, другое – непредвзятые свидетельства очевидца. Читаем: «Выражение "идёт война народная" весьма подходит к тому, что я сейчас описываю. Профессор Клумов, Франя, моя мама, Гриша – их никто не оставлял и тем более не готовил заранее для подпольной работы. Каждый из них боролся, как умел. И вот такие люди и составили Целое – народное Сопротивление». А нам упорно внушали, что всё это заслуга подпольных обкомов партии. Фадееву пришлось даже переделывать «Молодую гвардию», чтобы должным образом показать руководящую роль партии. Наверное, были свои заслуги и у обкомов, но делать из них альфу и омегу народной войны – значит преуменьшать героизм народа.
Но ещё и то узнаём мы из книги А. Тасминского, что линия фронта пролегала между односельчанами, разделяя их на партизан и полицаев, по их отношению к колхозному строю. И что многие крестьяне мечтали о возвращении земли и определяли свою «стратегию», исходя из надежд на возвращение прежнего уклада жизни.
А вот автор делает совсем странную вещь:
Могут задать «контрольный вопрос»: если в книге, как вы утверждаете, отражена эпоха, то можно ли по ней понять, почему
распался СССР? Ещё бы нет! Посмотрите, какие чудеса отлаженности и оперативности проявляет система управления,
когда курсант Тасминский на семинаре высказал гипотезу, что в разрыве отношений с Китаем, в
Книгу «Наставники. Ориентиры. Действия» с наибольшей пользой для себя прочтут учителя, преподаватели техникумов и
училищ, «отцы-командиры», да и все родители, которые видят в себе не только родителей, но ещё и воспитателей своих
детей.
К обсуждаемой книге тесно примыкают книга автора «Отряд» и автобиографическая повесть его отца Иосифа Тасминского
«Тревоги и душевная стоимость жизни», образуя своеобразную трилогию. Избитый штамп «массовый героизм»
Сколько сюжетов страшных трагедий (и смешных комедий) безвозвратно утеряно
Книга «Наставники. Ориентиры. Действия» наполняет читателя жизненным оптимизмом. Прочитав её, невольно оглядываешься на себя и вдруг понимаешь, что и у тебя интересная жизнь, и тебя окружали и окружают замечательные люди.
Последовав примеру автора, обогатившего книгу прекрасными стихотворными вставками, можно передать настроение, создаваемое его книгой, стихами Булата Окуджавы:
Может быть, на остановке конечной Скажем спасибо и этой судьбе. Но из грехов нашей родины вечной Не сотворить бы кумира себе. |
Книга А. Тасминского
Воспитание
и социогенез
(по материалам книги А. Тасминского «Наставники. Ориентиры. Действия»)
Существуют два вида воздействия взрослых на детей: образование (научение) и воспитание. По сути, оба процесса представляют собой обслуживание детей, их подготовку к последующей жизни. Однако они различаются по направленности. Образование – это, в большей мере, забота о наполнении индивида знаниями, обеспечивающими его будущее место в социуме. Воспитание – это также забота о благополучии человека, но через подготовку к активному включению в общежитие, совместное бытие. Иначе говоря, воспитание – это также забота о будущем социума, в котором индивиду предстоит существовать.
Можно видеть три варианта воспитательных воздействий: вынужденное, пассивное и активное.
Вынужденное – это реакция взрослого на какие-либо недопустимые поступки ребёнка. Здесь воспитание осуществляется, грубо говоря, методом «отрицания».
К пассивному воспитательному воздействию относится образование, как мы его определили выше. Здесь воспитывающее начало проявляется лишь косвенно, скажем, на примере тех литературных или исторических героев, о которых рассказывает учитель, или в выработке привычки к труду (по овладению знаниями). Но в пользу внешнего мира обучающийся не делает пока ничего.
К активному следует отнести постановку такого взаимодействия взрослого с ребёнком, при котором они вместе (а, главное, в определённой мере и сам ребёнок) созидают, т. е. преодолевают себя ради реальной пользы другим людям.
Активный вид воспитания весьма непрост. И большинство родителей осуществить его не могут: полно других забот, а хуже того – нет понимания необходимости именно такого воздействия на детей.
Вследствие этого созидательность социума в относительно благополучные эпохи исчерпывается, и восстанавливается в основном в результате тяжёлых социальных испытаний. Противостоять губительным разрешениям общественных противоречий (через которые, собственно, и происходит развитие общества) можно лишь сознательно содействуя активному варианту воспитания. В противном случае противоречия неминуемо будут решаться самой дорогой, если не страшной, ценой. Людские противостояния стихийны, т. е. раз возникнув, перестают зависеть от воли участников.
Возникает вопрос: а какое из существующих сословий взрослых наиболее способно это воспитание осуществлять? Мой ответ в следующем: это сословие пожилых людей (в основном, как мне представляется, мужчин), накопивших понимание жизни и освободившихся от производственной занятости. К ним близко и сословие деятельных инвалидов, способных служить отличным катализатором активного воспитательного процесса.
Ясно, что этот процесс локально затратен. Он даёт эффект только в отсроченном хранительном бытии общества. Поэтому без активной поддержки обществом, в первую очередь интеллигенцией, он состояться не может 1.
Именно в контексте всего вышесказанного я и буду рассматривать книгу Анатолия Тасминского.
Итак, книга является не просто занимательным «чтивом», тщательно отработанным и искусно написанным. Она – одно из документальных свидетельств социогенеза нашего общества, пожалуй, за столетний период.
Наиболее конкретно социогенез отражается в судьбе её главного героя – автора. Его жизнь, в общем, достаточно
благополучна, несмотря на несчастья войны, младенческим свидетелем которых он оказался, и на последние двадцать лет
неумелых, а иногда и преступных российских «реформ». Автор считает свою судьбу заслугой наставников, встретившихся на
жизненном пути. Не будем отрицать этого. Главным в книге, на наш взгляд, является
Очевидно, что никто «активно» (в указанном выше смысле) мальчика не воспитывал. Многое в жизни автора сложилось в
силу стечения обстоятельств. Так, на его формирование повлиялото,
Тем же, кому такого счастья в младенчестве не досталось, с возрастом пришлось удовлетворяться собутыльничеством и прочими подобными «прелестями», например, стройбатовской жизни. «Были "хлопцы" из провинции, которые нутром так и остались в ней. Мирок: танцы-застолья – остались до дней нынешних» (с. 219).
Однако детское окружение автора имело и свои недостатки: не было того созидающего начала, о которым мы говорили выше. Отсюда и озорство, и плохая учёба в начальных классах. Радикальное изменение отношения к обучению в школе возникло вследствие именно того, что отец «окунул» подростка в реальную производственную обстановку, показал реальные человеческие отношения людей. Этого «базиса» хватило на последующее волевое саморазвитие, успешное военное обучение, создание семьи, творческое исполнение преподавательского назначения.
Обсудим некоторые темы книги.
1. «Как сделать, – ставит вопрос автор, – чтобы знания превращались в факт мировоззрения? Чтобы человек развивался, а не просто накапливал информацию?» (с. 180).
Продолжая мысль автора, заметим, что мировоззрение от простой образованности отличает именно то, что оно определяет деятельность человека, которая может быть, в числе прочего, направлена на упреждение общественных трагедий… А значит, оно должно включать в себя ту установку, что он ответственный участник жизни, а не её безоглядный потребитель. Воспитание этой гражданской установки следует начинать уже на этапе становления: если она не возникнет в раннем детстве, то потребительская установка займет её место сама собой. «Общежитийность» в маленького человека закладывается только в опыте созидания – делания-для-других (пусть и весьма малом). Но «делание добра» ребёнком невозможно без побуждающей инициативы взрослого, и здесь, как уже говорилось, главную роль призван сыграть пожилой мужчина. Автор приводит афоризм Л. Толстого: «В старости идёт самая драгоценная нужная жизнь и для себя и для других» (с. 41).
2. «Если бы нас учили понимать себя и других людей, то много легче было бы жить на свете, да и жизнь в обществе была бы иной» (с. 183).
«Учить» этому школьными методами – словами и наставлениями – невозможно. Потребность понимать себя и других исходит с уровня подсознательного, а этот уровень формируется в детстве и на практике. Так, «инженер-самоучка Пётр Анкидинович Титов обладал редкой практической смёткой, не имея за плечами даже сельской школы» (с. 184).
3. «Освоение автомобильного крана позволило понимать и уважать труд людей, работающих с техникой» (с. 185). «Мудрость требует учёта интересов других людей» (с. 193).
Качества, весьма желаемые для руководителя (и не только…)! Увы, встречаются они редко, именно вследствие недостатка внимания общества к гражданскому становлению сменяющего поколения.
4. Автор цитирует одного из любимых им писателей – В. Кротова: «Интеллигенция – это общность индивидуальностей, соединённых тягой к гармоничному мироустройству и тоской о его неосуществимости». И замечает сам: «Все войны – свидетельство того, что наша история ещё не история, а кошмарная Предистория, в которой Человек ещё не был ценностью» (с. 396).
Задача «гармоничного мироустройства» весьма неопределённа. Я предложил бы более простую задачу – упреждающего преодоления трагедийности разрешения естественно созревающих противоречий общественного бытия. При этом, оказывается, не «переустраивать» мир надо (это задача по самой своей постановке, выражаясь математически, не корректна), а заботиться о заблаговременном наполнении подрастающего поколения, каждой складывающейся личности, не столько «технологическими» знаниями, сколько способностью ощущать себя органической частью сообщества, этого природного организма (а не бездумным потребителем жизни). Достигнуть этого можно, замкнув в череде поколений «завершение жизни с её началом», создав условия созидающего взаимодействия возрастов старшего и младшего.
5. «Воспитание тогда можно считать достигшим цели, когда человек приобретает энергию и волю себя дальше совершенствовать» (с. 223).
На самом деле, способность к самосовершенствованию обретает только человек, получивший (ещё в младенчестве) соответствующие подсознательные установки. Тот, у кого их нет, не способен даже подступиться к этой задаче.
Жизнь – это разрешение противоречий. Главным противоречием для человека является: «жить для себя – жить для других». «Жить для себя» заставляют каждого его животные инстинкты. В них же заложено стремление превосходить другого: «Природа вдохнула в каждого желание превосходить других» (Н. Лобачевский; с. 398). Однако следование только этому принципу означало бы непрерывную «войну всех со всеми». И здесь вступает в силу противоположный принцип – «жить для других». Диалектическое взаимодействие этих противоположностей весьма тонко. Лишь жизненный опыт позволяет постичь их подлинное, жизнесберегающее единство. Противоречие разрешается, когда принцип «жить для других» становится в социуме (от трудового коллектива до государства) общепринятым. В этом и реализуется общественное бытие. Увы, по сию пору этот принцип не распространяется на всё человечество…
6. «…Должность начальника строительного участка не подходит по причинам: проблемы решаются в среде собутыльников; не ругался матом; излишняя доверчивость; не любил мелочёвки, хотел жить по большому счёту; энергия тратится на дезорганизованность; душевные усилия строителей, выражаемые в количестве выпитой водки, высказанного мата, уничтожении материалов, выматывании нервов…» (с. 232).
Во многих изъянах нашей жизни нет вины людей, а есть их беда (беда нас всех, россиян). Также не являются исключительно личной заслугой человека его ценные качества. И то, и другое – результат разных условий «пробуждения человека» на этапе младенческого, детского становления и последующего развития.
7. «Половые отношения играют главную роль в жизни» (А. Шопенгауэр; с. 399). И затем ремарка: «нельзя делать из этих отношений кумира».
Это не решается по произволу. Место половых проблем в судьбе человека определяется занятостью его ума и души. Если человек воодушевлён некой благой идеей, то половой инстинкт ему не мешает; разгул этого инстинкта возникает на месте душевной опустошенности. То или другое – следствие созидающего становления или его отсутствия в младенчестве и детстве.
8. «Каждый человек должен написать свою книгу, в которой делится опытом с потомками. Только надо позаботиться о качестве самой жизни – страницах будущей книги» (с. 405).
Само это стремление есть следствие подсознательных установок, не избираемых индивидом по желанию. Да и опыт всякой
чужой судьбы бывает поучительным для нас только тогда, когда мы оказываемся способными видеть в ней не
Подводя итог, скажу, что книга А. И. Тасминского не только интересно и с тонкой наблюдательностью повествует о личной судьбе автора, но и прекрасно иллюстрирует становление гуманных свойств человека в процессе его жизни. Наряду с этим, книга на примере судеб многих «простых» людей даёт панораму жизни нескольких поколений, от довоенной эпохи и вплоть до начала реформ в России.
1 То, что такая воспитательная работа пожилых и инвалидов с детьми возможна, удалось практически доказать более чем