Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2007, № 2 (43) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Весна 2007 № 2 (43)
РЕЛИГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
|
С 28 января по 3 февраля в Москве прошли XV Международные Рождественские образовательные чтения (далее – РОЧ), которые ежегодно проводятся Русской Православной Церковью (РПЦ). В этом году Чтения прошли под лозунгом «Вера и образование: общество, школа, семья в XXI веке», и по традиции в рамках Чтений под видом общественной дискуссии была представлена официальная позиция РПЦ по различным общественным вопросам, в том числе образования, школы, семьи, армии и т. д.
Нынешние РОЧ не стали исключением, и как прежде в их работе приняли участие чиновники разных уровней. На пленарном заседании
Говоря о проблемах образования, укрепления института семьи, воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма, традиционных нравственных ценностей, Президент РФ отметил, что «это те сферы, где необходимо расширять взаимодействие государственных, общественных и религиозных организаций». А уже 1 февраля на пресс-конференции в Кремле на вопрос журналистки из Сарова о месте православия в будущем страны, и какова стратегия в ядерной отрасли, В. В. Путин ответил: «И традиционные конфессии Российской Федерации, и ядерный щит являются теми составляющими, которые укрепляют российскую государственность, создают необходимые предпосылки для обеспечения внутренней и внешней безопасности страны. Из этого можно сделать ясный вывод о том, как государство должно относиться и сегодня, и в будущем и к тому, и к другому».
По мнению Председателя Совета Федерации С. М. Миронова, «претворение в жизнь намеченных национальных проектов в стране требует объединения усилий государства и церкви в укреплении традиций земли русской, ставит перед государством и Русской Православной Церковью общие задачи в деле нравственного и культурного воспитания молодёжи».
Д. А. Медведев уверен, что «растущее взаимодействие государства и Церкви в области воспитания молодежи поможет также в решении нашей общей задачи по укреплению института семьи, выправлению демографической ситуации в стране».
Возникает логичный вопрос: конституционно ли подобное взаимодействие государства и РПЦ, о котором говорят высшие должностные лица РФ?
С отдельными докладами на пленарном заседании РОЧ выступили первый заместитель председателя Государственной Думы РФ Л. К. Слиска, министр образования и науки РФ А. А. Фурсенко, заместитель министра культуры и массовых коммуникаций РФ П. А. Пожигайло, заместитель Генерального прокурора РФ А. Д. Звягинцев, мэр Москвы Ю. М. Лужков.
Л. К. Слиска поддерживает «включение основ православной культуры (далее – ОПК) в учебную программу общеобразовательных школ», полагая, что «введение этого предмета нужно не только детям, крещёным в православии – многие родители, будучи людьми отнюдь не религиозными, тем не менее, хотят, чтобы их дети изучали такой предмет в школе». При этом оратор ссылается на опрос, проводившийся среди людей разных взглядов и вероисповеданий, – и большинство опрошенных высказались «за». Кем проводился данный опрос и когда – неизвестно, однако информация, поступающая из регионов, где введён предмет «ОПК», свидетельствует об обратном.
«Идея изучения в школе роли православия и других традиционных религий естественна, соответствует законодательству и может только приветствоваться» – так обозначил свою позицию министр образования и науки РФ А. А. Фурсенко. В докладе министр озвучил инициативы и мероприятия, которые в скором времени будут реализовываться или уже реализованы возглавляемым им ведомством:
1. При разработке Минобрнауки нового поколения государственных стандартов общего образования их формирование в гуманитарной части будет реализовываться с учётом мнения централизованных религиозных организаций.
2. Для подготовки согласованных предложений по вопросу изучения истории и культуры религии (православия) в системе образования приказом Министерства образования и науки РФ от 17 марта 2006 г. № 55 в марте создана совместная рабочая группа, в состав которой вошли представители РПЦ, Министерства образования и науки РФ, академических институтов, ведущих вузов. Разработанные группой предложения направлены в Российскую академию образования для использования при разработке нового поколения государственных стандартов общего образования.
3. В настоящее время 39 учреждений профессионального религиозного образования имеют лицензию Рособрнадзора и осуществляют подготовку специалистов. В соответствии с поручением Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской Федерации Министерство образования и науки в 2006 г. организовало ряд совещаний с представителями всех традиционных конфессий 2 по вопросу реализации в духовных образовательных учреждениях образовательных программ на основе государственных стандартов профессионального образования и их государственной аккредитации.
По итогам этого обсуждения подготовлены предложения по внесению изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» (ст. 12, 33) и федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 19), предусматривающие, что свидетельство о государственной аккредитации, выдаваемое учреждению профессионального религиозного образования (духовному образовательному учреждению), подтверждает уровень реализуемых им образовательных программ, соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, даёт право на выдачу выпускникам, успешно завершившим обучение по аккредитованным образовательным программам, документа государственного образца о соответствующем уровне образования.
В итоге А. А. Фурсенко заключил, что «сотрудничество Министерства образования и науки РФ и РПЦ, а также других традиционных религий демонстрирует положительную динамику, взаимодействие становится всё более тесным как в центре, так и в регионах».
Мэр Москвы Ю. М. Лужков в своём докладе продемонстрировал публике свою правовую неграмотность и нетерпимость,
полагая «недопустимыми действия разрушительных сект» и назвав
Естественно, с докладами выступили иерархи РПЦ. Рассматривая сказанное ими сквозь призму тенденций развития отношений государства и религиозных объединений, отметим следующее.
Митрополит Климент (Капалин) обратился к руководству Министерства образования и науки РФ от имени РПЦ с предложением «об объединении усилий по введению в образовательные программы основ духовной культуры и этики». За этим курсом – предлагает РПЦ – следует признать культурологическую значимость и его необходимо включить в федеральный стандарт. Если до нынешних Чтений речь шла об ОПК, то теперь высшие сановники РПЦ предлагают вводить «Основы духовной культуры и этики». Однако формальное изменение названия курса не влечёт его качественно нового содержательного наполнения. Следовательно, совместная работа государственных органов и РПЦ по дальнейшему внедрению ОПК будет продолжена.
Интересные факты сообщил Архимандрит Иоанн (Экономцев), председатель Отдела образования и катехизации РПЦ:
«В Курском и Рязанском государственных педагогических университетах, Алтайском, Белгородском, Владимирском, Дальневосточном, Красноярском, Нижегородском, Орловском, Сургутском, Тверском и Шуйском государственных университетах, в Новокузнецком институте повышения квалификации учителей удалось создать факультеты и отделения теологии и религиоведения, кафедры и лаборатории православной педагогики, и уже ведётся подготовка православных педагогов». «К настоящему времени уже в тридцати пяти епархиях отделы образования заключили соглашения о сотрудничестве с местными органами образования или с администрациями по образцам типовых договоров, предложенных Синодальным отделом образования и катехизации». Также Архимандрит Иоанн отчитался о том, как проходит внедрение ОПК в регионах. «Наиболее широко обучение ОПК проводится в Архангельской, Белгородской, Волгоградской, Вологодской, Екатеринбургской, Калужской, Кемеровской, Курской, Московской, Смоленской, Ярославской областях».
Таким образом, пленарное заседание прошло в духе симфонии РПЦ и высших государственных чиновников. Чиновники констатировали, что реформы и возрождение России невозможны без действенного сотрудничества с РПЦ, а Церковь активизировала своё проникновение в государственные институты.
Заданный на пленарном заседании тон был воспринят в ходе дальнейшей работы на РОЧ, строившейся по отдельным направлениям, среди которых для нас представляют интерес «Православное воспитание и образование», «Школа в XXI веке», «Церковь и общество».
Конференция «Религиозный фактор в жизни современного общества», состоявшаяся в рамках РОЧ, так и не дала ответа на вопрос – какую роль играет религиозный фактор в современном российском обществе? Вместо этого участники конференции пришли к выводу, что «религиозная составляющая должна присутствовать в любой области жизни общества, помогая ему справиться с имеющимися проблемами». Остаётся лишь констатировать, что принципы свободы совести при такой постановке вопроса попраны самым грубым образом.
Выступавшая на конференции заведующая кафедрой государственно-конфессиональных отношений РАГС при Президенте РФ Васильева О. Ю. поставила под сомнение саму правовую систему РФ, заверила, что культура России якобы основана на православной культуре, на её духовно-нравственных устоях зиждутся принципы нашей национальной идентичности.
Дискуссия (которой по существу не было) могла бы получиться содержательной, если бы участники конференции задались вопросом – кем и в каких целях используется религиозный фактор, например, перед выборами, однако, формат РОЧ не предусматривает подобных отклонений от основной темы 3.
Также в рамках РОЧ прошла ставшая уже традиционной для православных кругов конференция «Тоталитарные секты как угроза обществу, школе, семье и личности», которая является некорректной уже в силу самой постановки проблемы. На ней «православные сектоведы» подвергли обструкции и вылили ушаты грязи на учёных и правозащитников, принципиально отстаивающих конституционные принципы свободы совести и светскости государства.
Термин «секта» отсутствует в российском законодательстве, не является правовым. Помимо этого, обвинения в «сектантстве» накладывают негативный ярлык на деятельность религиозного объединения.
В Российской империи господствующей официальной религией считалось православие, а «сектами» называли отделившиеся от официального православия религиозные общины. Сегодня же в России термин «секта» является недопустимым, так как установление
Вопросы, связанные с преподаванием ОПК в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, обсуждались на
конференциях «Основы православной культуры в системе образования» (председатель – А. В. Бородина);
«Изучение православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях»; на
конференции-презентации программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России
Конференция «Изучение православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях» по традиции прошла в стенах Московского педагогического государственного университета. Одним из руководителей конференции выступил В. М. Меньшиков, заведующий кафедрой теологии и религиоведения Курского гос. университета, а также член Общественного совета по духовно-нравственному воспитанию детей и молодёжи Курской области. Материалы конференции 5 позволяют сделать выводы о плачевном состоянии свободы совести и реализации принципа светского государства в области.
В Курской области действует Областная целевая программа «Духовно-нравственное воспитание детей и молодёжи в
Курской области на
В обосновании необходимости решения проблемы духовно-нравственного воспитания детей констатируется, что в течение
ряда лет развивается сотрудничество органов исполнительной власти области с Курским епархиальным управлением РПЦ.
А в общеобразовательных учреждениях области уже в течение ряда лет поэтапно вводится курс ОПК. И далее
по Программе: «опыт реализации программ изучения православной культуры в
Таким образом, на примере Курской области можно наблюдать пример поэтапного внедрения «ОПК» в школы, финансируемого из областного бюджета.
Аналогичный пример на федеральном уровне не заставил себя ждать. 1 февраля в Российской академии наук в рамках
XV Международных Рождественских образовательных чтений прошла конференция-презентация программы
«Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России
В рамках программы до 2010 года планируется:
- подготовить десять тысяч преподавателей православной культуры на базе Московской Духовной академии;
- проведение курсов повышения квалификации для преподавателей ОПК, слушатели которых получат государственные сертификаты;
- осуществлять ежегодный мониторинг духовно-нравственного состояния молодёжи;
- бесплатно комплектовать школьные библиотеки духовно-нравственной (православной) литературой и др.
Финансирование проектов будет производиться, главным образом, за счёт федерального и региональных бюджетов.
На заключительном заседании РОЧ Митрополит Климент сообщил, что РПЦ ведёт переговоры с Минобрнауки о создании особой области духовно-нравственного образования, в рамках которой в качестве обязательного предмета во всех школах России будут преподаваться «Основы православной культуры». Планируется, что данный предмет будет введён в программы учебных заведений в качестве федеральной компоненты. Являются ли эти слова Митрополита Климента всего лишь желанием высших иерархов РПЦ или же за ними лежат реальные договоренности с Министерством образования и науки – судить трудно.
Тенденции отношений государства и РПЦ в пенитенциарной сфере можно было наблюдать на секции «Духовное просвещение в местах лишения свободы».
Начальник Управления по социальной психологии и воспитательной работе с осуждёнными Федеральной службы исполнения наказаний РФ (ФСИН РФ) Полозюк В. Л. отметил, что усиление сотрудничества с РПЦ – приоритетное направление для ФСИН.
Представители РПЦ были возмущены тем, что доступ священнослужителей в следственные изоляторы (СИЗО) осуществляется только по разрешению уполномоченных субъектов (следователь, прокурор, суд). Нужно отметить, что подобный порядок реализации свободы совести законен, так как в СИЗО содержание данной свободы детализируется и конкретизируется. Однако, конечно же, правовая материя РПЦ не учитывается. Правовой нигилизм в церковной среде становится всё более очевидным.
Прямым и существенным посягательством на светскость российского государства можно расценивать инициативу Синодального отдела по взаимодействию с ВС и правоохранительными учреждениями о введении штатных должностей в государственных органах уголовно-исполнительной системы для священников РПЦ. И данная инициатива уже нашла поддержку в ФСИН РФ в лице её руководителей. А Санкт-Петербургская епархия уже проводит эксперименты с т. н. «штатными священниками» в местах лишения свободы.
Таким образом, прошедшие РОЧ в очередной раз продемонстрировали сущность государственной политики вероисповедальных предпочтений, её формы и основные направления. Результатом такой политики является оформление клерикализованных институтов власти и управления. Безусловно, РПЦ вправе проводить подобные мероприятия за собственный счёт, однако, сложившийся формат Чтений создаёт неутешительные прогнозы для свободы совести и светскости государства в России.
За год до федерального избирательного цикла чиновники всех уровней будут максимально использовать религиозный фактор, работающий на удержание власти за счёт подавления свободы мировоззренческого выбора человека. Сегодня чиновники посещают Чтения и поддерживают программы и чаяния РПЦ, а завтра Церковь поддержит на выборах нужного для властной бюрократии кандидата.
Данные явления в сфере отношений между государством и РПЦ являются антиконституционными, так как нарушают нормы Конституции РФ о свободе совести (ст. 28), светском государстве, об отделении религиозных объединений от государства и равенстве их перед законом (ст. 14).
Всё это преграждает России путь к правовому демократическому государству.
1 Д. А. Медведев также является Председателем Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ.
2 По мнению Института свободы совести (ИСС), термин «традиционные конфессии» является неправовым и ненаучным. В связи с попытками ввести этот термин в научно-правовое поле, сопредседатели ИСС С. А. Бурьянов и С. А. Мозговой инициировали общественную и научную дискуссию по этой проблеме. Подробнее см.: Бурьянов С. А., Мозговой С. А. Концепция государственно-конфессиональных отношений: от декларирования свободы совести к антиконституционной государственной политике вероисповедных предпочтений? // Право и политика, № 6, 2001. С. 131. http://www.law-and-politics.com/paper.shtml?a=6_2001&o=980763; Бурьянов С. А., Мозговой С. А. Цели и методы религиозной политики. Нужна ли России концепция отношений государства с религиозными объединениями?» // Независимая газета, приложение
3 Подробней о том, как «работает» религиозный фактор на выборах см.:
Бурьянов С. А. Религия на выборах в России. Фактор отношений государства с религиозными объединениями в
федеральном избирательном цикле
4 См. например: Решение № 4 (138) от 12 февраля 1998 г. Судебной палаты по информационным спорам при Президенте РФ.
5 Материалы заседания Общественного совета по духовно-нравственному
воспитанию детей и молодёжи Курской области / Отв. ред. В. М. Меньшиков; Курский гос. университет. –
Курск,
Приложения |
Резолюция XI Всемирного Русского Народного Собора Обратиться в Правительство Российской Федерации о внесении специальности «теология» в перечень научных специальностей Высшей аттестационной комиссии. Сохранить теологию как самостоятельное образовательное направление. о внесении в Государственную Думу Российской Федерации поправок в соответствующие законы о предоставлении духовным учебным заведениям права государственной аккредитации и признания их дипломов. о признании культурологической значимости преподавания основ православной культуры и этики во всех школах страны и включить этот предмет в соответствующую область федерального образовательного стандарта. отозвать поправку к Федеральному Закону «Об образовании» ликвидирующую национально-региональный и школьный компоненты в образовательных стандартах. http://vrns.ru/docs/detail.php?nid=238&binn_rubrik_pl_news=165&binn_rubrik_pl_news=165
Резолюция XI Всемирного Русского Народного Собора Участники XI Всемирного Русского Народного Собора ответственно заявляют о необходимости закрепления и расширения практики преподавания Основ православной культуры в российских учреждениях среднего образования. Знания о Православии – органическая, неотъемлемая часть отечественной культуры. Наше молодое поколение должно, наконец, получить доступ к неисчерпаемому кладезю православного духовного и нравственного наследия, которого нас пытались лишить в годы тоталитарного атеизма. Собор согласен с мнением, высказанным Общественной палатой Российской Федерации, суть которого заключается в том, что изучение детьми истории и традиций своей религии рассматривается верующими россиянами в качестве обязательного элемента их этнической и культурной самоидентификации, а также мощного средства нравственного развития и формирования личности ребёнка.
Об особой роли Православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры упоминает преамбула
Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», но об этой роли Именно преодоление религиозного невежества, воспитание уважения к традиционным вероучениям и культурам даст основу для прочного мира в XXI веке. Мы, участники XI Всемирного Русского Народного Собора, считаем, что изучение школьниками Основ православной культуры необходимо в нашем государстве, где православные составляют абсолютное большинство населения. Одновременно подобное преподавание нужно обеспечить и для традиционных религиозных меньшинств. В этом видится одна из прочных основ созидания общества, терпимого к национальным и религиозным меньшинствам, а также мощное средство преодоления экстремизма, эксплуатирующего духовно-нравственную безграмотность и факты ущемления прав религиозного большинства. Сегодня как никогда важно совместными усилиями общества, государства и религиозных организаций осуществить конкретные меры, направленные на воспитание у детей и молодёжи уважительного отношения к Отечеству и его истории, к институту семьи, к высоким духовно-нравственным ценностям. Без широкого внедрения в систему среднего образования соответствующих предметов достижение этой цели видится невозможным. В этой ситуации Собор придаёт большое значение инициативе Совета Европы обратиться к образовательному потенциалу традиционных религий. Позиция этой авторитетной международной организации относительно необходимости введения в систему общего образования знаний, дающих возможность подрастающему поколению узнать о своих религиозных корнях, ясно свидетельствует, что культурологическое преподавание знаний о религии не несёт никакой угрозы светскому характеру образования. «Светское» – не значит атеистическое. Необходим диалог власти и общества для того, чтобы сложившаяся в советское время монополия материалистического видения мира, наконец, прекратилась в российской образовательной системе. XI Всемирный Русский Народный Собор выражает надежду, что планируемая Министерством образования и науки России реформа государственного образовательного стандарта не приведёт к исключению Основ православной культуры из образовательного процесса. Мы также надеемся, что эта реформа не разрушит приверженности школы «мировоззренческому плюрализму», не лишит родителей права на выбор мировоззрения, преподаваемого в школе их детям, а регионы – возможности учитывать свою специфику при определении содержания образования. В противном случае будет иметь место дискриминация, которая открыто нарушит основные права и свободы человека и, несомненно, вызовет широкий протест верующих. Практика преподавания знаний по истории и культуре конкретных религий в рамках регионаоьного компонента общего среднего образования в качестве предметов по выбору, имеющих различные мировоззренческие основы, недавно поддержана Общественной палатой России. Участники Всемирного Русского Народного Собора поддерживают данное заявление и ещё раз выражают мнение, что только хорошее знание своей религии имеет следствием создание обстановки терпимости в обществе. Эта цель сейчас как никогда актуальна. http://vrns.ru/docs/detail.php?nid=239&binn_rubrik_pl_news=165&binn_rubrik_pl_news=165 |