Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2007, № 2 (43) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Весна 2007 № 2 (43)
РЕЦЕНЗИИ
Почему люди верят в Бога?
Новая книга Ричарда Докинса
R. Dawkins. The God Delusion, Bantam Press, Londod 2006
Imagine there's no countries It isn't hard to do Nothing to kill or die for And no religion too Imagine all the people living life in peace 1. Представьте, вместе с Джоном Ленноном, мир без религий. Представьте, что нет и не было терористов-самоубийц, не было 9.11 2, не было 7.7 3, не было крестоносцев, не было инквизиции и охоты на ведьм, не было разделения Индии на Индию и Пакистан, не было и нет израильско-палестинских войн, не было сербско-хорватско-мусульманской резни, не было преследования евреев как «христоубийц», не было и нет проблем Северной Ирландии, не было и нет казней женщин за «поругание чести», талибы не взрывали древние статуи, нет и не было публичного обезглавливания «хулителей Бога», не было и нет порки женщин за малейшее нарушение запрета на оголение кожи… |
||
Если
В России после развала СССР религиозная реставрация носит характер пандемии. Русский народ массами повалил в
православие, отождествляя его даже с русским национальным самосознанием, а остальные в ислам, буддизм, иудаизм.
Посещение церкви, мечети или синагоги, крещение или обрезание детей и религиозный брак стали практически обязательными.
Даже среди людей достаточно образованных, и в особенности людей свободных профессий, а, впрочем, и среди научной
интеллигенции стало модным и чуть ли не обязательным клясться в вере в Создателя, Спасителя, и многозначительно
указывать пальцем в небо, связывая духовность и мораль с религией и церковью. А те, кто ещё сохранили
Президент России, в которой по Конституции религия отделена от государства (благословенное наследие века Просвещения), ревностно посещает религиозные праздники и лично патриарха Русской православной церкви, а телевидение широко это освещает, чтобы народ знал, какой у него высокодуховный и православный президент. В школах пока ещё преподают дарвинизм и не преподают прямо «закон божий», но уже обязательно «историю религий», а в некоторых областях местные законодатели уже требуют отменить дарвинизм и вводят «Основы православной культуры» как обязательный предмет.
В бывших мусульманских окраинах России то же самое происходит с исламом. В течение второй половины XX века ислам проник в Европу и США, и сейчас во всём мире он становится агрессивно-воинственным, активно вербует новых приверженцев и использует любые, самые вздорные, поводы, вроде публикации безобидных карикатур в заштатной датской газете, для того, чтобы доводить толпу до фанатичного исступления, возбуждать погромы и этим демонстрировать свою силу. Но не только в исламе, но и в христианстве и в иудаизме возобладал фундаментализм и ультраортодоксия. В цитадели демократии – США – христианские теократы в лице Дж. Буша пришли к власти. Конец XX века ознаменовался многочисленными случаями кровавой межрелигиозной резни (сейчас это называется этническими чистками, так как любое упоминание о религии со сколько-нибудь негативным опенком – табу!) и появлением такого грозного фактора мирового масштаба, как исламский терроризм и религиозный экстремизм.
Эта обвальная религиозная реставрация свидетельствует о том, что в самой природе человеческой есть
Как могло случиться, что эта человеческая склонность получила эволюционное закрепление, притом, что история и современная действительность демонстрируют, что религия как социальное явление требует громадных затрат человеческого труда, кровавых и массовых человеческих жертв? Даёт ли человеческому роду эта склонность эволюционные преимущества, которые способствовали бы сохранению и приумножению человеческого генофонда? Новая книга Ричарда Докинса, известного зоолога-дарвиниста, автора таких мировых бестселлеров, как «Эгоистичный ген» (“The Selfish Gene”), «Слепой часовщик» (“The Blind Watchmaker”), «Восхождение к вершинам невозможного» (“Climbing Mount Improbable”), «Река, текущая из рая» (“River out of Eden”) и других, является блестящей попыткой осветить этот вопрос с позиций научного мировоззрения.
Этот вопрос и свой ответ на него Р. Докинс разбил на 10 подвопросов – 10 глав.
Первая глава озаглавлена «Глубоко религиозный неверующий» (“A Deeply Religious
А. Эйнштейн: «Я глубоко религиозный неверующий. Это
Нью-Йоркский раввин: «Эйнштейн безусловно великий учёный, но его религиозные взгляды диаметрально противоположны иудаизму».
Христианский пастор из Оклахомы: «Профессор Эйнштейн, я полагаю, что каждый христианин в Америке ответит вам: "Мы не откажемся от нашей веры в нашего Бога и его сына Иисуса Христа. Мы предлагаем вам, если вы не верите в Бога нашей страны, вернуться туда, откуда вы приехали…" Каждый христианин в Америке немедленно ответит вам: "забирайте вашу безумную и ложную теорию эволюции и возвращайтесь в Германию, откуда вы приехали или прекратите ломать веру людей, которые приняли вас, когда вам пришлось покинуть родину"».
Так вот, эта книга о религии, о Боге и вере в него пап, кардиналов, патриархов, пасторов, раввинов, мулл, а не о «религиозном» восхищении Природой Альберта Эйнштейна.
Вторая глава «Гипотезы о существовании Бога» (“The God Hypothesis”) кратко прослеживает эволюцию религий от родового анимализма к политеизму, монотеизму (иудаизм и ислам) и монотеизму с реликтами политеизма (христианство с его Троицей, Матерью Божьей и святыми), вводит градации религиозности от стопроцентного теизма через агностицизм (агностики говорят, что и бог и его отсутствие для них равно допустимы и что ни то, ни другое недоказуемо и никогда не будет таковым) к стопроцентному атеизму, оспаривает агностицизм и выдвигает ту идею, что утверждение о существовании Бога может и должно рассматриваться как научная гипотеза об устройстве вселенной, которую нужно анализировать столь же критически, что и любую другую гипотезу. Вселенная, которую создал «Творец», и Вселенная, которая существует сама по себе и в которой всё происходит не по велению Божьему, а по законам эволюции, – разные вселенные. Бог или существует или нет. Библейские «чудеса», непорочное зачатие, оживление Лазаря, хождение по водам, воскрешение, вознесение Девы Марии или Пророка Мухаммеда и тому подобные чудеса Нового Завета или Корана – все эти события либо были, либо их не было, и позиция Докинса состоит в том, что их реальность можно и нужно проверять научными методами.
Впрочем, читатель может заметить, что хотя имеется сколько угодно фактов, подтверждающих, что все приписываемые Богу чудеса – это мифы, и нет ни единого факта, который нельзя было бы опровергнуть, всё же доказать, что Бога нет, вряд ли можно. Хотя бы потому, что вас могут отправить в философские дебри определений существования, да и самого Бога. Но может и не нужно доказывать, что Бога нет, а достаточно просто принять позицию Лапласа, который, в ответ на вопрос Наполеона, почему в его трудах нет упоминания о Боге, ответил: «Сир, я не нуждаюсь в этой гипотезе!»?.. Докинса такая позиция не устраивает, и он настаивает на том, что можно говорить о «вероятности» существования Бога и что эта вероятность беспредельно низка. Это, пожалуй, самая спорная его идея.
В конце главы приводятся результаты совсем недавнего довольно широкого эксперимента по проверке того, насколько молитвы о выздоровлении тяжело больных людей помогают им выздороветь. Результат, опубликованный в журнале “American Heart Journal” в 2006 г., однозначен. Никакой разницы в состоянии пациентов, за которых молились, и теми, за которых не молились, не было отмечено. Но что самое удивительное, те, кто знал, что за них молятся и те, кто об этом не знал, показали разные результаты. А именно, те, которые знали, что за них молятся, имели больше осложнений, чем те, которые не знали! Значит ли, что это проделки Бога, недовольного устроенной проверкой? Скорее всего, конечно, это вызвано тем, что больные, знавшие, что за них молятся, ощущали стресс, не видя никаких положительных результатов. Заметим, кстати, что этот эксперимент финансировался фондом Templeton, который, в частности, учредил премию, называвшуюся до 2001 года премией за прогресс в религии, а сейчас называющуюся премией за исследования и открытия духовных реалий, и превышающую по сумме Нобелевскую премию.
Рис. Дона Эддиса «Free Inquiry», |
Третья глава «Аргументы в пользу существования Бога» (“Arguments for God's existence”) и четвёртая глава «Почему никакого Бога нет?» (“Why there almost certainly is no God”) обращены к тем, кто считает, что теологи и философы дают убедительные основания для веры в существование Бога, для кого кажется очевидным, что Бог есть, ибо как ещё можно объяснить возникновение мира и появление жизни с её огромным разнообразием живых существ, настолько «сверхъестественно» хорошо приспособленных, как если бы они были созданы по специальному проекту. Докинс показывает, насколько слабы эти основания и насколько убедительнее, конструктивнее и красивее объясняет происхождение мира и живых существ эволюционная теория.
Глава пятая «Корни религии» (“The roots of religion”) рассказывает, почему религии и верующие существуют и даже доминируют во всех человеческих обществах, так что и ныне появляются новые религии и секты, иногда курьёзные, как, например, сравнительно недавно появившаяся на островах Новой Гвинеи и Океании религия под названием «Карго» (“Cargo”) 4. Здесь предлагается дарвиновский ответ на вопрос, даёт ли религия эволюционные преимущества человеческому роду. Этот ответ – нет, не даёт. Скорее наоборот. Но тогда почему она существует и занимает столь прочные позиции во всех человеческих обществах? Ответ прост и одновременно парадоксален. Склонность к религиозному мышлению и потребность в религии – это побочные продукты
Рис. Дона Эддиса «Free Inquiry», зима 1993 / 94, т. 14 № 1 |
Какое же генетически закреплённое свойство человеческой психики оседлал ментальный вирус религии? Докинс высказывает
предположение, что это эволюционно оправданные восприимчивость и доверие детей к тому, чему учат взрослые вообще и
родители в частности. В отличие от животных, человеческий детёныш рождается абсолютно беспомощным и нуждается в
постоянной опеке и обучении. Поэтому безусловное подчинение взрослым в младенческом и детском возрасте необходимо для
выживания детей до возраста половой зрелости. Но это же свойство служит воротами для ментальных вирусов, одним из
которых является религия. Это предположение Докинса выглядит достаточно убедительным, и оно обсуждается и подкрепляется
и в последующих главах, хотя,
Шестая глава «Корни морали или почему мы добры?» (“The Roots of Morality: Why Are We Good?”) и седьмая глава «"Благая" книга и эволюция моральных норм» (“The 'Good' Book and the Changing Moral Zeitgeist”) обращены к тем, кто думает, что религия и религиозная вера являются источниками морали и этических норм. В этих главах убедительно развенчивается этот миф и показано, что наши представления о добре и зле, о том, что справедливо и что нет, взяты вовсе не из религии, а имеют глубокие эволюционные корни и меняются в ходе истории и развития человеческого общества. Что касается религиозных эталонов морали, то они часто в корне противоречат нашим врождённым и общепринятым нормам. В наше время в цивилизованных странах человека, который пытался зарезать своего сына, потому что ему якобы приснился сон, в котором Бог приказал ему сделать это, без долгих разговоров посадили бы в тюрьму или по меньшей мере лишили родительских прав за насилие над ребёнком. А между тем так пытался поступить библейский патриарх Авраам. А что бы вы сказали о нравственных качествах человека, который, приехав в чужую страну, выдавал бы, как это сделал тот же Авраам, свою жену за сестру и предлагал её в наложницы; или который, как праведник Лот, предлагал насильникам своих дочерей, только чтобы они не покушались на его гостей; или который, как тот же Лот, напившись пьяным, сожительствовал со своими дочерьми? А о начальнике, который наказал бы своего подчинённого – как Бог наказал Моисея, не разрешив ему войти в «землю обетованную», за то лишь, что тот, поддавшись чувству жалости к детям и беззащитным (заметим, врождённому чувству!), не истребил своего противника поголовно и пожалел детей и женщин?
В Библии множество примеров подобной морали. Многие уверены, что Библия дала миру, в 10 заповедях Моисея, основы общественной морали. Но из 10 заповедей только 6 последних (не первых) имеют отношение к морали, а первые 4 заповеди – о беспрекословном подчинении Богу. Вот эти заповеди морали:
5. Почитай отца твоего и мать твою
6. Не убий
7. Не прелюбодействуй
8. Не укради
9. Не лжесвидетельствуй (заметим, что это не то же самое, что «Не лги»! Такой заповеди не существует)
10. Не желай ничего, что у ближнего твоего.
Но ведь, скажем, нормы 5, 6 и 7 соблюдаются даже в животном мире (кстати, часто гораздо твёрже, чем в человеческом обществе)!
В восьмой главе «Что вредного в религии и почему нужно быть непримиримым к ней?» (“What's Wrong with
Religion? Why Be So Hostile?”) P. Докинс отвечает тем, кто обвиняет его в излишней нетерпимости к религии.
Даже те, кто считает, что человек не нуждается в религии для того, чтобы формулировать и соблюдать моральные нормы, и
что можно объяснить корни морали без обращения к религиозным догмам, тем не менее сомневаются в том, нужно ли с нею
бороться: разве религия наносит
«Поскольку мы принимаем принцип, что религиозную веру нужно уважать просто потому, что это религиозная вера, как при этом мы можем не уважать веру Осама Бин Ладена или террористов-самоубийц? Альтернатива такой позиции очевидна: нужно отказаться от принципа автоматического уважения религиозной веры. Это одна из причин, по которой я делаю всё, что в моих силах, чтобы предупредить людей об опасности самой веры, а не просто так называемой "экстремистской" веры. Обучение "умеренной" религии, хотя бы и не экстремистское само по себе, – это открытое приглашение к экстремизму. Если бы детей учили спрашивать и думать о том, во что они верят, вместо того, чтобы учить их, что высшей добродетелью является беспрекословная вера в Бога, могу поспорить, что террористов-самоубийц бы не было… Вера может быть очень опасной, и умышленное насаждение её в несформировавшийся мозг невинного ребёнка – это вопиюще неправильная традиция».
«Если бы детей учили спрашивать и думать о том, во что они верят, вместо того, чтобы учить их, что высшей добродетелью является беспрекословная вера в Бога, могу поспорить, что террористов-самоубийц бы не было… Вера может быть очень опасной, и умышленное насаждение её в несформировавшийся мозг невинного ребёнка – это вопиюще неправильная традиция». Ричард Докинс |
Эта мысль далее развивается в девятой главе «Детство, насилие над детской ментальностью и уход от религии»
(“Childhood, Abuse and the Escape from Religion”). Докинс приводит многочисленные примеры физического и в
особенности психологического насилия над детьми, совершаемого католическими священниками, включая, например,
запугивание, вплоть до ночных кошмаров. Он приводит рассказ знаменитого автора фильмов ужасов Альфреда Хичкока,
который, проезжая по Швейцарии, вдруг увидел из окна автомобиля, как пастор
Последняя, десятая глава «Заполнить пробел» (“A Much Needed Gap”) – о том, хорошо ли быть
атеистом. Сейчас, например, в США шутить о религии – почти такое же преступление, как сожжение американского
флага, и быть атеистом – почти то же, что было там быть гомосексуалистом 50 лет назад. Опрос Гэллапа
в 1999 г., проголосовал ли бы американец за кандидата в президенты, будь тот, при прочих равных условиях,
женщиной, дал 95 % голосов, католиком – 94 %, евреем – 92 %, чернокожим – 92 %,
мормоном – 79 %, гомосексуалистом – 79 %. Но только 49 % опрошенных готовы были видеть
Президентом США атеиста (от себя замечу, что в сегодняшней России,
В заключение отметим, что новая книга Докинса написана в основном для англоязычной аудитории Англии, США, Канады,
Австралии, где имеется прочная традиция атеистического и секулярного мышления и где вопросы религии и атеизма широко
дискутируются в прессе, радио, телевидении. В русскоязычном культурном пространстве, простирающемся сейчас
довольно широко по разным странам, это далеко не так. Здесь атеистическое мировоззрение считается по меньшей мере
«совковым», если не категорически предосудительным. Но и в русскоязычной культуре были выдающиеся люди, гордившиеся
тем, что они атеисты. Вот что писал Варлам Шаламов, которого вряд ли
«…В этой возросшей сложности жизни нашей семьи для Бога у меня в моём сознании не было места. И я горжусь, что с шести лет и до шестидесяти я не прибегал к его помощи…» (В. Шаламов, Автобиографическая повесть, посл. абзац).
Как уже отмечалось, Р. Докинс опубликовал несколько книг об эволюции и происхождении жизни и животного мира. Все они стали бестселлерами. Эта новая книга не исключение. Только появившись, она стала бестселлером по данным газеты “New York Times” и получила огромное количество рецензий. На русский язык переведены не все его книги, а жаль. Переводы этих книг, включая и эту последнюю, несомненно, были бы глотком свежего воздуха для русскоязычного читателя в душной атмосфере оглупления, царящего на рынке русскоязычной литературы. Имеющий уши да слышит! Как сказал Галилей у Б. Брехта,
«Я верю в мягкую власть разума над людьми. Они не могут противиться ей долго. Никто не станет долго глядеть на то, как я роняю камень и говорю: он не падает. На это никто не способен. Слишком велик соблазн, который исходит от доказательств. Большинство поддаются ему, а со временем – все. Думать – одно из величайших удовольствий рода человеческого…» (Б. Брехт, Жизнь Галилея. М.: Художественная литература, 1988, стр. 50).
1 Подстрочный перевод: «Представьте себе – это не трудно, – что нет деления на страны, и не для чего умирать и убивать. И религий так же нет. Представьте людей живущих без войн…»
2 Имеется в виду трагедия с башнями-близнецами в
3 Имеется в виду взрыв в Лондонском метро 7 июля 2005 г.
4 Cargo – это грузовые рейсы. Аборигены этих островов, наблюдая за жизнью и поведением белых поселенцев, которые сидят за столами с бумажками, ничего не производят, пользуются разными чудесными вещами вроде ящика, который говорит и поёт, и, всё, что им нужно, получают от Cargo, поверили что Cargo – это могущественное божество, которое, если ему как следует помолиться, и им принесёт счастье и избавление от тягот. Забавно, что эти молитвы гораздо более действенны, чем молитвы христианскому, мусульманскому или иудейскому богу, ибо от Cargo аборигенам действительно