Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2007, № 3 (44) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Лето 2007 № 3 (44)
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ХРЕСТОМАТИЯ
Избранные МЫСЛИ О РЕЛИГИИ
Иммануил |
Наш век есть подлинный век критики, которой должно подчиняться всё. Религия на основе своей святости и законодательство на основе своего величия хотят поставить себя вне этой критики. Однако в таком случае они справедливо вызывают подозрение и теряют право на искреннее уважение, оказываемое разумом только тому, что может устоять перед его свободным и открытым испытанием.
До тех пор пока практический разум имеет право направлять нас, мы будем считать поступки обязательными не потому, что они суть заповеди Бога, а будем считать их божественными заповедями потому, что мы внутренне обязаны совершить их.
(Критика чистого разума)
В ответ на претензию к святости господней воли, исходящую из морального зла, обезображивающего этот мир, творение
божие, существует оправдание,
а) такого безусловно нецелесообразного, каковым мы почитаем несоблюдение чистых законов нашего разума, вовсе даже и не существует, но оно есть лишь прегрешение против мудрости человеческой, тогда как божеская мудрость судит себя по совсем иным, неисповедимым правилам, где то, что мы в соответствии с нашим практическим разумом и его определениями находим несовместимым со справедливостью, может в отношении к целям божеским, к высшей мудрости, оказаться наиболее подобающим средством как раз для нашего особого блага, а также вообще наилучшим в мире; это первое оправдание состоит в том, что пути всевышнего – не наши пути (sunt Superis sua jura), и мы заблуждаемся, когда то, что есть закон лишь для человека в этой жизни, оцениваем просто как таковой, а тем самым и когда то, что представляется нецелесообразным нашему рассмотрению со столь низкой точки зрения, мы считаем таковым же и с высшей точки рассмотрения. – Такого рода апология, где ответ скорее вызывает досаду, чем сама жалоба, не требует никаких возражений, и каждому человеку, не лишённому хоть малейшего нравственного чувства, позволительно испытывать к ней стойкое отвращение.
…Я могу, конечно, заблуждаться в том суждении, в котором полагаю себя правым, поскольку оно принадлежит рассудку, который один (истинно или ложно) судит объективно; однако заблуждаться в своём сознании: действительно ли я верю в свою правоту (или только притворствую) – я ни в коем случае не могу, поскольку это суждение, или, лучше сказать, это положение, говорит лишь то, что об этом предмете я сужу так.
В озабоченности тем, чтобы осознать эту веру (или это неверие) и не симулировать правоту, которой мы за собой не сознаём, как раз и состоит формальная совестливость, лежащая в основании правдивости. Тот же, кто самому себе и (что в религиозном сознании одно и то же) перед богом говорит: я верю, – возможно, и не задаваясь даже вопросом, сознаёт ли он на самом деле свою правоту или хотя бы степень такой правоты, тот лжёт не просто самой нескладной ложью (перед тем, кому ведомы сердца), но ложью самой преступной, ибо она подрывает основание всякого добродетельного намерения, его искренность. Как скоро такие слепые и внешние исповеди (которые очень легко согласуются со столь же неистинными внутренними), становясь как бы средством заработка, мало-помалу могут внести известную фальшь в самый способ мышления рядового существа, – это легко предвидеть.
(О неудаче всех философских попыток теодицеи)
Антропоморфизм, которого люди вряд ли могут избежать в теоретическом представлении о Боге и его сущности и который, впрочем (если только он не влияет на понятие о долге), сам по себе достаточно невинен, – в высшей степени опасен, поскольку дело касается нашего практического отношения к божьей воле и нашей моральности. Ибо тогда мы сотворяем себе Бога, которого мы легче всего можем склонить на свою сторону и освободить от обременительных и бесполезных усилий воздействовать на сокровеннейшую сущность нашего морального образа мыслей.
Звучит хотя и сомнительно, но отнюдь не предосудительно, когда говорят, что каждый человек сам себе создаёт
Бога и, по моральным понятиям
Иммануил Кант |
Прежде всего я принимаю как правило следующее ни в каких доказательствах не нуждающееся положение: всё, что человек сверх доброго образа жизни предполагает возможным сделать, чтобы стать угодным Богу, есть лишь иллюзия религии и лжеслужение Богу.
Я говорю, что человек полагает возможным сделать. Но этим вовсе не отрицается, что сверх всего доступного
нам в тайнах божественной мудрости может существовать нечто возможное лишь для Бога, с помощью чего
мы становимся угодными ему людьми. И если подобную тайну церковь хочет выдать за данную в откровении, то было бы
опасной иллюзией считать, будто веровать в это откровение (как его передает нам священная история) и
исповедовать его (внутренним или внешним образом) есть нечто такое, что делает нас угодными Богу. Ибо подобная
вера как внутреннее сознание своей твёрдой правоты поистине является действием, которое вынуждается только страхом, так
что человек искренний скорее принял бы любое другое условие, но не это; ведь если во всех прочих видах рабского
служения ему пришлось бы в любом случае делать только нечто излишнее, то здесь – нечто противоречащее совести:
провозглашать то, в истине чего он не убежден.
…Если человек хоть в
Наконец, стоит только принять максиму якобы угодного Богу самого по себе и в случае нужды примиряющего с ним, но отнюдь
не чисто морального служения, и оказывается, что способы служить ему как бы механически не имеют никакого существенного
отличия, которое давало бы одному преимущество над другим. Все они по достоинству (или скорее по недостоинству)
одинаковы, и только простым жеманством можно объяснить желание считать себя за более тонкое отклонение от
интеллектуального почитания Бога персоной более изысканной, чем те, кого можно обвинять в (пусть и мнимом) более
грубом отклонении в сторону чувственности. Посещает ли ханжа согласно предписаниям церковь, совершает ли он
паломничество к святыням в Лоретте или в Палестину, произносит ли он свои молитвенные формулы губами или, как это
делают в Тибете (где веруют, что эти пожелания отлично достигнут своей цели, если только они в
В то же время дело состоит не в различии по внешней форме, но всё сводится к признанию или отрицанию единственного принципа: либо представлять Бога только в моральном образе мыслей, поскольку он находит жизнепроявление в действиях, либо стараться угодить Богу благочестивыми заигрываниями и ничегонеделанием.
Но можно ли представить себе возвышающуюся над пределами человеческих способностей головокружительную иллюзию
добродетели, которую вместе с пресмыкающейся иллюзией религии можно было бы зачислить в общий класс всяких
самообманов? Нет. Добродетельный образ мыслей всегда занимается
Убеждение, что действия благодати можно отличать от действий природы (добродетели) или что с помощью первых можно выработать в себе и последние, следует считать обольщением, ибо мы не можем ни познать где бы то ни было в опыте сверхчувственный предмет, ни тем более оказать на него влияние, чтобы склонить на нашу сторону, хотя иногда в душе возникают благотворные для нравственности побуждения, которые нельзя объяснить и перед лицом которых мы вынуждены признаться в своём невежестве: «Ветер веет, куда он хочет, но ты не знаешь, откуда он приходит» и т. д. Желание воспринять влияние небес есть известного рода безумие…
Иллюзорное стремление путем отправления религиозных культов
Желание стать угодным Богу, совершая то, что может сделать каждый человек и не будучи добрым человеком (например, исповедание статутарных догматов, соблюдение церковной обрядности и дисциплины и т. д.), – именуется суеверной иллюзией. Подобное название она носит потому, что избирает только естественные (не моральные) средства, которые сами по себе совершенно бездейственны в области неприродной (т. е. в области нравственного добра).
Об иллюзии же обольщения можно говорить в том случае, когда даже воображаемое средство, будучи сверхчувственным,
находится за пределами человеческих способностей, если даже отвлечься от недостижимости поставленной в этой иллюзии
сверхчувственной цели; ведь ощущение непосредственного присутствия высшего существа и отличие этого ощущения от всякого
другого, даже морального, было бы восприимчивостью к такому созерцанию, для которого в человеческой природе нет
соответствующего чувства.
Человек, который поступки, сами по себе не содержащие ничего угодного Богу (морального), всё же использует как средство приобрести непосредственное божественное благоволение и тем самым добиться исполнения своих желаний, – находится в плену иллюзии обладания искусством производить совершенно естественными действиями сверхъестественное влияние. Подобные попытки принято называть колдовством, но это слово (поскольку оно привносит побочное понятие общения со злым принципом, тогда как эти попытки могут мыслиться всё же предпринятыми с благой моральной целью, но по недоразумению) мы предпочли бы заменить общеизвестным словом фетишизация. Сверхъестественным действием человека можно считать такое, которое лишь потому возникает в его мыслях, что он якобы воздействует на Бога и пользуется им как средством произвести в мире такие изменения, для которых его силы и даже, быть может, его проницательность в отношении угодности этих перемен также и Богу сами по себе недостаточны. Всё это заключает нелепость уже в своём понятии.
(Религия в пределах только разума)
Государь, который не находит недостойным себя сказать, что он считает своим долгом ничего не предписывать людям в религиозных делах, а предоставлять им в этом полную свободу, который, следовательно, отказывается даже от гордого эпитета веротерпимого, – такой государь сам просвещён и заслуживает того, чтобы благодарные современники и потомки их славили его как государя, который избавил род человеческий от несовершеннолетия, по крайней мере когда речь идёт об опеке со стороны правительства, и предоставил свободу каждому пользоваться собственным разумом в делах, касающихся совести. При таком государе досточтимые представители духовенства могут без ущерба для своих служебных обязанностей в качестве учёных высказать свободно и публично свои суждения и взгляды, которые в том или ином отношении отклоняются от принятой ими [церковной] символики; в ещё большей степени это может делать каждый, кто не ограничен никаким служебным долгом. Этот дух свободы распространяется также вовне даже там, где ему приходится вести борьбу с внешними препятствиями, созданными правительством, неверно понимающим самого себя. Ведь такое правительство имеет перед собой пример того, что при свободе нет ни малейшей надобности заботиться об общественном спокойствии и безопасности. Люди сами в состоянии выбраться постепенно из невежества, если никто не стремится намеренно удержать их в этом невежестве.
ПРОСВЕЩЕНИЕ – это выход человека из состояния несовершеннолетия, в котором он находится по собственной
вине. Несовершеннолетие – это неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны
(Ответ на вопрос: что такое просвещение?)