Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2007, № 3 (44)
Сайт «Разум или вера?», 24.11.2007, http://razumru.ru/humanism/journal/44/krasilnikova.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Лето 2007 № 3 (44)

ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА

ИДЕЮ ГУМАНИЗМА

– в закон о физической культуре и спорте

Летом 2006 года на страницах журнала «Здравый смысл» публиковалась моя статья о состоянии гуманистической составляющей современного физического воспитания («Вернуть здравый смысл (гуманистическая составляющая современного физического воспитания)» №3(40) 2006, стр.32–34). Хотелось бы продолжить эту тему, так как, внимательно прочитав Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (от 29.04.99 № 80-ФЗ и с новыми поправками от 25.10.2006 г.), с удивлением и горечью обнаружила, что в нём опять же ничего не сказано о гуманистической направленности физического воспитания населения России. Однако эта принципиально важная, основополагающая идея должна (исходя из здравого смысла) проходить «красной нитью» через весь Закон. Предлагаю на рассмотрение читателей ЗС некоторые личные соображения по этому вопросу.

 

Наталья Красильникова

Распространение зла и насилия в российском обществе продолжается. И это неизбежно, если вместо воспитания объективной самооценки предлагаются «схемы» получения больших денег любыми средствами, а вместо пропаганды созидательного труда внедряется настоящий культ боевых умений.

Одной из важнейших причин распространения зла и агрессии является значительное ослабление гуманистической составляющей в современном физическом воспитании подрастающего поколения. Пропаганда культурообразующих видов спорта (ведь речь идёт о физкультуре!) уступает пропаганде боевых видов противоборств. Чтобы прикрыть антисоциальную сущность такого положения вещей, придумано и навязано к применению абсурдное «словонесочетание» – «боевые искусства», которое по смыслу является семантическим нонсенсом, а по сути – лукавым словоблудием.

Современные учёные Ю. Тихомиров, А. Хачатуров, Я. Волков, профессиональные педагоги М. Я. Виленский, Ш. А. Амонашвили, В. К. Бальсевич, В. А. Сластенин, Д. Н. Давиденко, А. Н. Леонтьев, Е. М. Ларина, В. Г. Лазаренко, С. А. Ярутова, Р. И. Сайтов, Р. Г. Абдуллина, Г. Б. Святохина, О. К. Валитов, В. А. Кабачков, А. А. Рукавишников, С. Ю. Тюленков, В. А. Куренцов и многие другие в продолжение 20 лет пишут о гуманных ценностях физического воспитания, но, как кажется, нужно всё начинать сначала.

27 октября 2006 года НТВ на всю Россию показало, как в небольшой деревне на Камчатке группа старушек занимается каратэ – для того, чтобы «дать отпор молодым деревенским хулиганам». Обучает их молодой «сэнсей». Бабушки довольны, «сэнсей» – тоже: его умения востребованы. «Молодые деревенские хулиганы», по-видимому, уже обучены каратэ и успешно его применяют, если бабушки обучаются самозащите. Но вот незадача: сможет ли почтенный возраст противостоять молодости, силе и агрессивности?

25 ноября 2006 года в 19 ч. 15 мин. (по московскому времени) в новостях Первого канала показали турнир по кендо (боевые движения, цель которых нанесение ударов мечом). Этим японским средневековым боевым действиям обучают детей и подростков во Владивостоке. Почему-то с востока в Россию приходят только боевые упражнения, но восток-то к себе с большей охотой принимает упражнения только культурообразующие, например: фигурное плавание, фигурное катание, художественную и спортивную гимнастику, фристайл и т. п.

В сентябре 2006 г. Первый канал в новостях показал сюжет о том, как в интернате для дебильных детей три преподавателя под лозунгом «излечение физическими упражнениями» обучают захватам, подсечкам, приёмам борьбы умственно отсталых… Впечатление – сильное. И особенно тот момент сюжета, когда девятилетний дебил изо всех сил старается уронить на пол своего учителя.

Создаётся впечатление, что истинная цель пропаганды боевых упражнений – подталкивание общества к самоуничтожению. Если распространение «боевых искусств» будет продолжаться, то очень скоро в группах обучения самообороне будет вынуждено заниматься всё население России, включая нетрудоспособных. А окончательным результатом современного расцвета боевых видов занятий будет превращение страны в государство-изгоя с закрытыми границами, в котором нормой жизни станет – «человек человеку волк».

Безусловно, учебные и боевые подразделения вооружённых сил и правоохранительные органы обязаны обучать своих работников боевым упражнениям, им это профессионально необходимо, но обучение бою дебилов, дошкольников, школьников, младших и старших подростков с несформировавшейся психикой, понятиями, культурой и нравственностью – безрассудно и социально опасно. Сами «учителя» так называемых боевых «искусств» – не знают, что творят? Или знают, но творят?!

Порядок в государстве гарантируют законы.

Если внимательно ознакомиться со статьями Федерального Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», то нетрудно обнаружить, что он полностью игнорирует социогуманистическую направленность физического воспитания. Фактически это создаёт провоцирующие условия для оболванивания, деформирования психики и мировоззрения молодёжи России так называемыми «боевыми искусствами», которые сегодня, наряду с разведением бойцовых пород собак и прочей дикостью, ухудшают общую социальную обстановку, напрямую способствуют проявлениям терроризма и многим видам преступлений.

Федеральный Закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» должен чётко прописать социогуманистическую направленность физического воспитания. Поэтому необходимо внести следующие дополнения к названному закону.

 

Изложить п. 2 ст. 1 гл. 1 в следующей редакции:

«Настоящий Федеральный закон рассматривает физическую культуру и спорт как одно из социально важных средств гуманистического воспитания подрастающего поколения, профилактики заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами; закон гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом».

 

Изложить абзац ст. 2 гл. 1 в следующей редакции:

«Физическая культура – составная часть культуры, область социальной деятельности, представляющая собой совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых и используемых обществом в целях гуманистического воспитания и физического развития человека, укрепления его здоровья и совершенствования его двигательной активности».

 

Изложить 2-й абзац ст. 3 гл. 1 в следующей редакции:

«Государственная политика в области физической культуры и спорта осуществляется в соответствии с принципами:

непрерывности и преемственности, гуманистической направленности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности».

 

Изложить п. 5 ст. 4 гл. 1 в следующей редакции:

«…создание условий для увеличения количества гуманистически направленных детско-юношеских спортивных школ, всех видов и типов, клубов по месту жительства граждан, детских и молодёжных спортивно-оздоровительных лагерей, врачебно-физкультурных диспансеров и укрепление их материально-технической базы».

 

Изложить п. 7 ст. 6 гл. 2 в следующей редакции:

«…разработку, утверждение и внедрение совместно с федеральным органом исполнительной власти в области образования и федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения в учебный процесс дошкольных и других образовательных учреждений обязательных для выполнения детьми дошкольного возраста и обучающимися в образовательных учреждениях нормативных требований физической подготовленности, которые соответствуют их индивидуальным физиологическим особенностям».

 

Изложить п. 9 ст. 6 гл. 2 в следующей редакции:

«…пропаганду массовой физической культуры, гуманных видов спорта, здорового образа жизни, основ знаний о физической культуре и спорте, популярных физкультурно-оздоровительных и спортивных программ социогуманистической направленности, комплексов физических упражнений, а также издание массовой литературы и выпуск видео- и киноматериалов в данной области».

 

Изложить абзац 2 п. 5 ст. 8 гл. 2 в следующей редакции:

«В соответствии со своими уставами спортивные клубы и коллективы физической культуры организуют физкультурно-оздоровительную работу гуманистической направленности с гражданами, в том числе с детьми и с обучающимися в образовательных учреждениях, ветеранами, инвалидами, осуществляют подготовку спортивного резерва, спортивных команд и спортсменов высокой квалификации».

 

Изложить пп. 1 п. ст. 13 гл. 3 в следующей редакции:

«…повышение качества физического воспитания в дошкольных и иных образовательных учреждениях, детских оздоровительных, молодёжных и спортивных лагерях на основе формирования у подрастающего поколения мотивации к занятиям физическими упражнениями неагрессивной направленности».

 

Изложить п. 1 ст. 14 гл. 3 в следующей редакции:

«На основе Закона Российской Федерации "Об образовании" образовательные учреждения самостоятельно с учётом своих уставов, местных условий и интересов обучающихся определяют формы занятий физической культурой и средства физического воспитания, виды спорта и двигательной активности гуманистической направленности, методы и продолжительность учебных занятий на основе федеральных государственных образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности, а также проводят внеучебную физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с привлечением к ней учреждений дополнительного образования детей и физкультурно-спортивных объединений, в том числе федераций по различным видам спорта гуманистической направленности».

 

Изложить абзац 2 ст. 15 гл. 3 в следующей редакции:

«…участвуют в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми и молодёжью, способствуют их привлечению к систематическим занятиям физической культурой и спортом в целях формирования здорового образа жизни молодёжи, осуществляют мероприятия по профилактике правонарушений, совершаемых детьми и молодёжью, совместно с физкультурно-спортивными организациями проводят спартакиады и спортивные массовые соревнования по видам спорта социогуманитарной направленности».

 

Необходимо избегать милитаризации занятий по физкультуре, исключить понятие «оборонно-спортивные клубы» и, подчеркнуть социогуманный смысл деятельности физкультурно-оздоровительных и спортивных клубов. Поэтому следует

 

изложить абзац 3 ст. 15 гл. 3 в следующей редакции:

«…создают с участием молодёжных, детских и других организаций физкультурно-оздоровительные и спортивные клубы социогуманной направленности, организуют физическую подготовку детей и молодёжи и приём у них нормативов всероссийского комплекса "Физкультура и здоровье"».

Без последовательного проведения принципа гуманистической направленности физического воспитания в Федеральном Законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» потеснить и существенно снизить власть зла и насилия в России просто невозможно.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика