Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2007, № 3 (44)
Сайт «Разум или вера?», 09.12.2007, http://razumru.ru/humanism/journal/44/kurbanov.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Лето 2007 № 3 (44)

РЕЦЕНЗИИ

Фанатизм

как мрак души

Муса Курбанов

 

События и процессы, происходящие в современном мире, заставляют учёных, политиков, общественных и религиозных деятелей искать объяснения новым модификациям многих давно известных социально-исторических явлений и феноменов, таким как религиозный фундаментализм, радикализм, терроризм, экстремизм и лежащий в их основе фанатизм. Если раньше эти феномены характеризовали локальные и региональные условия жизни народов и государств, то теперь они заметно влияют на весь мировой порядок. Это влияние, без преувеличения, грозит самому существованию мировой цивилизации.

В отечественных и зарубежных исследованиях последнего десятилетия самое пристальное внимание уделяется изучению тех общественно-политических и идеологических условий, которые порождают подобные феномены. В связи с этим примечательно отметить выход из печати новой монографии заведующего кафедрой философии Дагестанского гос. университета, доцента Яхьяева Мухтара Яхьяевича «Феномен религиозного фанатизма» (Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2006. – 213 с.).

В своей работе М. Яхьяев обращает внимание на то, что фанатизм был и остаётся сложным, противоречивым социально-историческим феноменом. В своих многообразных формах и разновидностях фанатизм проявляется практически во всех сферах жизнедеятельности общества и человека. Религиозный фанатизм как исторически первая форма фанатизма занимает особое место среди других его разновидностей. Он потенциально содержится в самой психологии религии, может развиться в определённых исторических условиях и может быть использован различными религиозными и политическими группировками как средство достижения социально-политических целей.

Большинство мыслителей XX века считали, что в ходе развития научных знаний фанатизм в целом и религиозный фанатизм в частности естественным образом прекратят своё существование. Однако современная эпоха показывает обратный результат. Фанатизм не только не исчез, но и приобрёл новый статус устойчивой социальной тенденции. Фанатизация современного общества нарастает и получает чётко выраженный мозаично-сегментарный характер в политической, национально-этнической, поло-возрастной, арт-культовой и других сферах. Так, если в условиях тоталитарного общества политический и идеологический фанатизм официально считались добродетелью и открыто приветствовались, то в условиях либерального общества фанатизм получает до поры скрытый, латентный, но, может быть, не менее злостный и опасный характер.

 

Мухтар Яхьяев

 

Автор монографии справедливо приходит к выводу, что назрела острая необходимость изменить традиционное представление о религиозном фанатизме только как о следствии низкого интеллекта слепо верующего потенциального фанатика. Реальность показывает, что увеличение в обществе числа образованных людей не оказывает непосредственного влияния на снижение в нём уровня религиозного фанатизма.

Проблема религиозного фанатизма в современную эпоху обрела особую остроту, поскольку именно фанатизм лежит в основе такой глобальной угрозы человечеству, как международный терроризм. Этнические конфликты столь же очевидно показывают, какую провоцирующую роль в их разжигании играет религиозный фанатизм. В силу этого, изучение феномена религиозного фанатизма имеет не только теоретическую, но и практическую значимость. В этом плане анализ природы и специфики религиозного фанатизма напрямую смыкается и с проблемами социальной конфликтологии.

В своей монографии доцент М. Яхьяев выявляет общую социально-историческую природу фанатизма, классифицирует его формы и разновидности, определяет соотношение религии с фанатизмом, анализирует общую структуру фанатизма и специфику его исламской разновидности, устанавливает их идеологические и социально-политические истоки, раскрывает проблемы диагностики и профилактики фанатизма, а также правовые основы борьбы с религиозным фанатизмом в современной России. В работе анализируются различные признаки и проявления сущности фанатизма; даётся развёрнутая характеристика философских, религиоведческих и богословских подходов к определению понятий «фанатизм» и «религиозный фанатизм» с указанием на их значимость и различия; обосновывается то положение, что сущность фанатизма не может быть раскрыта без анализа специфики тех идей, которые завладевают сознанием, психикой и поведением фанатика; устанавливается, что первичным элементом и ключевой предпосылкой фанатизма, ядром фанатизма как особого психического склада личности является специфическая фанатическая идеология; проводится разграничение между фанатической направленностью личности и различного рода психическими отклонениями, которые по своим внешним проявлениям сходны с ней. Характеристика специфических особенностей эмоциональных переживаний фанатика проводится сквозь специфику фанатического поведения как целостного психологического феномена.

Автор раскрывает своё понимание фанатизма как деструктивной формы иллюзорной социально-преобразовательной деятельности, разрушительной как для личности фанатика, так и для общества. В монографии исследуются различные аспекты соотношения религии и фанатизма, утверждается, что религия может существовать без заметных проявлений фанатизма, но способна принимать фанатические формы. Природа религиозного фанатизма и специфические особенности фанатического религиозного мировоззрения отличаются от нормального (спокойного) религиозного мировоззрения, не обременённого фанатической экспрессией. В работе показано, как именно фанатическая религиозная вера отличается от нормальной религиозной веры, анализируются причины превращения нормальной веры в фанатическую, анализируются объективные и субъективные причины появления современного религиозного фанатизма и его распространения в российском обществе, освещаются теоретические и правовые аспекты проблемы диагностики, профилактики и борьбы с религиозным фанатизмом.

В целом книга будет полезной для теоретиков-гуманитариев, социальных работников, политических и религиозных деятелей.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика