Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2007, № 4 (45) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Осень 2007 № 4 (45)
ЧТО ТАКОЕ ГУМАНИЗМ?
Нравственность
PAUL |
|
Пол Куртц
MORALITI |
|
естественна
Всю мою сознательную жизнь меня волнуют вопросы нравственности. Идея социальной справедливости для меня особенно важна, поскольку моя юность пришлась на тяжкие годы Великой Депрессии, когда многие испытывали нужду и страдания. Бывало, я предавался мечтам, и мне грезились чудные картины совершенного мира – но жестокая реальность рассеяла их. Во время Второй мировой войны я вступил в американскую армию, чтобы бороться с фашизмом. Мне пришлось столкнуться с нечеловеческими по своей жестокости явлениями: Холокост, советская тирания, ожесточённая бомбежка городов. Я был ошеломлён ядерной бомбардировкой Хиросимы и Нагасаки и смертью десятков тысяч невинных людей. Но мою горечь и возмущение разделяли немногие.
Я стал читать книги по этике, начиная с «Республики» Платона. Меня глубоко впечатлил сократовский поиск знания и добродетели. Позже, учась в Нью-Йоркском и Колумбийском университетах, я познакомился с работами американских прагматических натуралистов – Джона Дьюи и Сиднея Хука. Они учили, что метод познания есть самый надёжный инструмент в решении проблем нравственности. Я читал работы логических позитивистов. Их критика метафизики и теологии пришлась мне по душе. Однако должен признаться, что я не разделяю их оправдания эмотивной теории этики, согласно которой этические утверждения субъективны и не поддаются проверке. Мне довелось прослушать курс лекций ведущего английского представителя эмотивизма Алфреда Айера. И я, юный студент, отчаянно спорил с ним и утверждал, что «убивать невинных людей – зло». Но у меня не было прочных аргументов в пользу своего суждения. Меня настолько глубоко волновали вопросы нравственности, что я решил посвятить свою жизнь философии морали. Сегодня я называю себя евпраксофом, которого отличает не только любовь к мудрости (нечто метаэтическое), но и стремление к практическому применению этой мудрости. Философы, от Аристотеля до Канта, говорили об этике как особой области исследования, независимой от теологии. Я убеждён, что этика содержит в себе моральные истины, которые выводятся и обосновываются путём этической рефлексии.
Должен сказать, что меня несколько удивляют слова, повторяемые многими богословами как заклинание: «если человек не верует в Бога, то он не может быть нравственным». Если они действительно верят в это утверждение, то они очевидно ошибаются, ибо в мире много хороших людей, которые не ходят в церковь и не верят в Бога, и всё же поступают нравственно. И наоборот. Существует ли рационально доказуемая связь между Богом-Творцом и основными моральными принципами? Сомневаюсь. Скорее уместно предположить, что богословское убеждение в том, что религиозная вера является необходимым условием нравственности, основано на мнении «истинно верующих», что только если Бог (или Большой Брат) тайно наблюдает за человеком, он поступает нравственно. Исходная установка теизма состоит в том, что люди рождаются изначально порочными и не в силах совершить добро без страха наказания или надежды на прощение в следующей жизни. Это означает, что их нравственное сознание ущербно и что санкции религии (и закона) необходимы, чтобы принудить их подчиняться моральному долгу.
Я не разделяю столь мрачного взгляда на человеческую природу. Человек способен в равной степени как к добру, так и злу. Мы потенциально нравственные существа. Реализация этого потенциала зависит от комплекса биогенетических и социальных факторов, включая родительскую заботу, принадлежность к определённой социальной общности, особенности характера и уровень развития нравственного сознания. Обучая нравственности, можно привить эмпатически разумное отношение к нуждам других. Я допускаю исключения (есть психопаты и социопаты), но нравственность естественно присуща человеку, тем более что в процессе перехода от одних уровней социокультурных общностей к другим человек эволюционировал. Здесь я защищаю натуралистическое представление о добродетельной жизни.
Я допускаю наличие в человеке некой внутренне присущей ему нравственной восприимчивости. Я полагаю также, что вера в Бога не является необходимым условием обнаружения моральных истин и нравственного поведения. На протяжении всей истории верующие ведут отчаянную борьбу, становясь на ту или иную сторону моральных дилемм: они выступают за и против смертной казни, в фокусе их внимания права женщин, рабство, моногамия и полигамия, развод, монархия, олигархия, демократия, теократии, оправдание войн. В светских кругах, конечно, также существуют разногласия. Однако неверующие не стремятся вывести абсолютные моральные принципы из откровений свыше. Сложность заключается в том, что к нравственной правде нет простого пути. А претензии богословов на монополию в вопросах нравственных добродетелей выглядят и вовсе не оправданными – особенно в виду религиозных войн, полных ненависти и насилия, войн, которые во имя божье велись и ведутся по сей день. Вспомним взаимные убийства католиков и протестантов, христиан и иудеев, мусульман и индуистов, других религиозных общностей. Нынешние массовые убийства ни в чём не повинных суннитов и шиитов – трагическое свидетельство того, что набожность отнюдь не всегда гарантия нравственной чистоты. Религии, безусловно, принесли человечеству много благ, но порой они же были, и являются сейчас, причиной страданий.
Джон Дьюи |
Всю свою жизнь я посвятил этическим исследованиям. Какие выводы я извлёк из своих наблюдений?
Второй важный вывод, который я сделал, – необходимость быть терпимым (tolerance) к различным стилям жизни, особенно если ты живёшь в плюралистическом обществе. Здесь возникают споры о балансе между правами, относящимися к частной жизни и требованиями общественного порядка, о недопустимости или допустимости различных форм сексуальных отношений, это и дебаты вокруг цензуры порнографии, свободы самовыражения, различных способов оплодотворения, эвтаназии, ограничений в области исследования стволовых клеток и др. Все эти контроверзы грозят порой привести к серьёзной культурной войне. Принцип «живи и давай жить другому, коль скоро мы не причиняем вреда друг другу» обладает в этом смысле определённым достоинством. Из него следует, что необходимо проявлять некую долю уважения к различию в представлениях о добродетельной жизни, хотя многие из них весьма спорны. Но ни одно из них не должно противоречить базовым ценностям светского демократического общества.
Сидней Хук |
Означает ли это, что без Бога «всё дозволено», как в своё время говорил Достоевский, что проблема нравственности – всего лишь дело личного вкуса, и что этических стандартов вовсе не существует? Нет, имеются объективные, общие для всех моральные принципы, и есть типы поведения, которые безусловно недопустимы (например, издевательство над детьми). Утверждения: «мы обязаны говорить правду» или «наш долг выполнять свои обещания», – это общие нормы, которые указывают, как правильно себя вести. Но как и в какой мере они действенны – зависит от конкретной жизненной ситуации. В первом случае мы сочтём разумным пренебречь правилом говорить правду, если это условия войны, в определённых ситуациях мы можем лгать с целью самозащиты. Применительно ко второму суждению мы можем вспомнить пример, приводимый Сократом: твой друг попросил вас хранить у себя его оружие, и вы обещали вернуть его влюбой момент, когда тот попросит об этом. Тем не менее, если в минуты ярости он требует отдать ему оружие, вы можете вполне мотивированно нарушить своё обещание и оставить это оружие у себя до тех пор, пока ваш друг не успокоится, ибо в состоянии гнева или аффекта он может натворить много бед.
Я определяю свою позицию как релятивистскую в том смысле, что моральные принципы, так сказать, относительны. Они относятся к человеческим (как индивидуальным, так и общественным) интересам, желаниям, стремлениям и потребностям. И в то же время я объективист, так как считаю, что эти принципы и ценности подлежат рациональному критическому исследованию. Результаты научного исследования дают нам основания для изменения этих принципов и норм. Я не отрицаю того, что люди могут иметь различные представления об одних и тех же вещах, особенно о границах применения правил и установлений. Это порождает то, что можно назвать той или иной степенью культурного релятивизма. Более того, новые нормы могут казаться шокирующими, их признание может оборачиваться кровопролитными войнами, как, скажем, война в США за отмену рабства. В XX веке драматичными являются движения за права женщин, национальных меньшинств, за сохранение среды обитания.
Я признаю, что в мире существуют базовые моральные принципы, которые разделяют люди во всех цивилизованных обществах. Их я называю общими нравственными добродетелями («благопристойностями» – decencies). Они возникают при непосредственных социальных взаимодействиях. Их принимают как верующие, так и неверующие, и они отражают основные нормы цивилизованного поведения. Все эти общие моральные принципы прошли долгий путь эволюции в истории человеческой культуры, и современное широкое признание доказало их жизнестойкость.
Каков минимальный перечень общих моральных добродетелей?
1. Честность (integrity). Мы должны говорить правду, выполнять обещания, быть честными и искренними.
2. Надёжность (trustworthiness). Нам следует сохранять верность нашим друзьям, родственникам, ближним в широком смысле этого слова; мы должны быть обязательными, оправдывать доверие и нести ответственность за тех, кто от нас зависит.
3. Доброжелательность (benevolence). Мы должны проявлять добрую волю по отношению к другим людям. Нам следует избегать причинения страдания другим. Мы должны выступать за достойное отношение к окружающим (проявлять доброту, сочувствие и сострадание). По мере наших сил мы должны оказывать помощь пострадавшим и нуждающимся.
4. Справедливость (fairness). Мы должны быть отзывчивыми и благодарными по отношению к тем, кто делает нам добро, и добросовестно делать своё дело. Мы должны добиваться равенства и справедливости. Мы должны проявлять терпимость, уметь сотрудничать с другими, стремиться решать любые разногласия мирным путём и достигать компромисса там, где это возможно.
Здание Центра исследований. Амхёрст, США |
Общие моральные добродетели проверяют и подтверждают себя,
Но каковы наши обязанности по отношению к самим себе? Всё ли разрешено в жизни страстей и желаний? Мой ответ – и да, и нет. Это зависит от каждого отдельного человека. Здесь я не говорю о пуританах и талибанской «полиции нравов», которые терпеть не могут, когда другие живут счастливо. Они готовы запретить всё, что им не нравится или чего они не понимают. Я говорю скорее о тех нормах, которые мы сами для себя определяем в качестве необходимых для полноценной жизни. Вполне очевидно, что существуют определённые ограничения и запреты на личную нравственную свободу, которые накладывает на себя любой зрелый человек. Есть вещи, в отношении которых мы знаем, что их просто нельзя делать. Живя и познавая жизнь, мы учимся понимать: чтобы она была полноценной, наши желания должны сочетаться с некоторой толикой сдержанности и умеренности.
Планетарная этика появилась, чтобы захватить наше нравственное воображение и сознание. Новый императив гласит: «Каждого человека нашей планеты мы должны рассматривать как равного другим в его достоинстве и ценности». Мы должны заботиться – в той мере, в какой это возможно, – обо всём человечестве как единой семье. Общие нравственные ценности имеют сегодня широкую область приложения, и возможность обретения каждым достойной полноценной жизни становится всё более реальной. |
С другой стороны, все мы разные люди, и наши индивидуальные вкусы и ценности именно наши, а не
Замечательно, что именно сегодня настал тот момент в истории человечества, когда изобильная жизнь становится доступной не только для людей, живущих в процветающих демократических обществах, но и для всего человечества. Стремительный рост экономики азиатских стран, Китая, Кореи, Японии, Индии прямо свидетельствуют, что условия для достойной жизни существуют не только в Европе и Северной Америке, но и на всей планете.
Я хочу закончить постановкой новой нравственной задачи, вполне реалистичной и достижимой. Человек в состоянии распространить свою нравственность до масштабов мирового сообщества, частью которого каждый из нас является. Планетарная этика появилась, чтобы захватить наше нравственное воображение и сознание. Новый императив гласит: «Каждого человека нашей планеты мы должны рассматривать как равного другим в его достоинстве и ценности». Мы должны заботиться – в той мере, в какой это возможно, – обо всём человечестве как единой семье. Общие нравственные ценности имеют сегодня широкую область приложения, и возможность обретения каждым достойной полноценной жизни становится всё более реальной.
Если мы решили достигнуть этой задачи, то тогда нам нужно идти поверх религиозных, национальных, расовых и этнических барьеров, доставшихся нам от прошлого. Нам нужно сосредоточиться на ключевой проблеме нашей моральной заботы – на человечности Человечества как единого Целого. Наконец мы ясно видим, что на каждом из нас лежит обязанность делать всё, что мы можем, для сохранения и улучшения нашей естественной среды обитания, общего дома каждого жителя планеты. Тот высокий идеал, о достижении которого я говорю, не только жизненно необходим. Он взывает к нашим моральным чувствам и нашему моральному сознанию.
Перевод с английского |