Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2007, № 4 (45)
Сайт «Разум или вера?», 03.03.2008, http://razumru.ru/humanism/journal/45/tro_med.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Осень 2007 № 4 (45)

СОБЫТИЯ ЛЕТА

Июль:

В ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОМ ЦЕНТРЕ ИССЛЕДОВАНИЙ

   
 

Вера Трофимова
Дарья Медведева

С 3 по 31 июля 2007 года в американском городе Амхёрсте, штат Нью-Йорк, проходила работа Летней школы по гуманизму, организованная Транснациональным центром исследований (Center for Inquiry Transnational). Президент Центра, выдающийся философ Пол Куртц в очередной раз собрал на школе слушателей, в основном свободомыслящих, скептиков, агностиков и просто неутомимых и пытливых искателей своего нравственного пути. Как и в прошлые годы, была группа из России – 6 человек, среди них россияне из Вятки – Роман Веснин, Коломны – Елена Ширяева, Иркутска – Екатерина Решетникова, Екатеринбурга – Дарья Медведева и Москвы – Вера Трофимова. Руководитель группы Анна Кудишина – доцент КИ МГОУ, председатель Московского областного регионального отделения РГО.

Круг участников Летней школы оказался довольно пёстрым как в национальном, так и в возрастном отношении. Основную массу составила американская интеллигенция: учителя, врачи, юристы, журналисты, люди творческих профессий – в целом исключительно эрудированные люди, внимательно следящие за последними событиями в мире. Из одного только неформального общения с ними (после лекций, во время частых культурно-развлекательных поездок) мы почерпнули много нового. Были в Центре исследований и студенты нашего возраста. Помимо нашей группы на Летней школе присутствовали делегации из Великобритании и Китая.

Работа Летней школы была разделена на три части-модуля. Первый модуль “The Future of Unbelief” («Будущее неверия») был посвящён светскому (нерелигиозному) гуманизму, его тесной связи с разумом и рациональностью. Английские лекторы Джулиан Баджини, Офелия Бенсон и Чарльз Эшельбаргер рассказывали, как правильно использовать наш разум и где его границы. Современный мир рассматривается ими как некое сложное плюралистическое образование, в котором сосуществует множество религий и различных политических систем. Основными вопросами, предложенными для обсуждения, были следующие: как сделать мир согласованным и единым, как преодолеть конфликты; если отказаться от религии, то нужно ли сохранять духовность, что это такое и есть ли для неё место в светском гуманизме?

 

С Остином Дейси и Джереми Стангрумом (в центре, слева направо)

 

Второй модуль “The Immorality of Religious Ethics” («Имморализм религиозной этики») представляли Дэвид Кэпселл и Джереми Стангрум. Их основная идея заключалась в том, что отнюдь не религия закладывает прочные моральные ценности в человека и формирует его нравственный стержень.

Третий модуль назывался “Honest Doubt: Science and Skepticism for Everyone” («Честное сомнение: наука и скептицизм для каждого»). В рамках этого модуля со своими лекциями выступал Митчелл Стефенс, который предлагал своё прочтение «Экклезиаста» и выносил на обсуждение проблемы, поставленные Ф. Достоевским в своей знаменитой легенде о «Великом инквизиторе» («Братья Карамазовы»). Норм Ален рассказывал о гуманизме в Африке. Ибн Варрак читал лекции по современному исламу и давал комментарии к текстам Корана. Также запомнились лекции Джо Никелла. Он занимается расследованиями заявлений об НЛО, привидениях и других так называемых паранормальных явлениях.

Лекции американских преподавателей проходили в непривычной для нас форме – весьма непринуждённо и демократично: зал, в нём сидят слушатели-студенты за столиками; в большом проходе стоит микрофон; лектор свободно ходит по сцене перед аудиторией, оживлённо рассказывает, энергично жестикулирует, рисует различные схемы на доске, комментирует слайды и видеосюжеты и столь же свободно и непринуждённо общается с залом, из которого непрерывно поступают вопросы, реплики, комментарии (к микрофону всегда выстраивалась очередь). Поскольку лекции предполагали участие в обсуждении темы, то и у нас была возможность задавать вопросы, свободно высказывать своё мнение. В первое время выступать перед столь почтенной аудиторией было неловко: боялись и за уместность вопроса, и за язык. Однако на мероприятиях, где собирались как студенты, так и преподаватели, мы все настолько сдружились, что на лекциях не чувствовали никакого дискомфорта. Вечером на барбекю, когда ешь хот-дог и весело болтаешь с человеком, который утром читал лекцию о скептицизме, или на прогулке к Ниагарскому водопаду, когда оживлённо обсуждаешь какой-нибудь нашумевший фильм, психологический барьер сам собой исчезает. Так что при желании задать вопрос лектору оставалось лишь следить за грамотностью речи. И совсем несложно нам было выступить с собственными докладами в специально отведённый для этого день после окончания лекций.

 
 

Е. Решетникова, Д. Медведева, А. Кудишина, В. Трофимова, Р. Веснин, Е. Ширяева (слева направо)

Центр подготовил для своих студентов действительно много мероприятий: каждый день после лекций нас ждала культурная программа. Дважды нам посчастливилось увидеть Ниагарские водопады – днём проплыть на катере по реке к водопадам и в другой раз вечером наблюдать с обзорной площадки за салютом над Ниагарой. Также мы неоднократно ходили на концерты и представления на открытом воздухе, в поход, посетили филармонию, бейсбольный матч, картинную галерею, зоопарк в городе Буффало, не говоря уже о частых походах в кино и посиделках в кафе и ресторанах. У нас была возможность посетить издательство Prometheus Books, где по каталогу можно заказать и приобрести книги по многим гуманитарным и естественнонаучным проблемам. Это стало прекрасным дополнением к библиотеке Транснационального центра исследований, чьи ресурсы были нам щедро предоставлены сотрудниками центра: каждый нашёл массу журналов и книг по интересующей его теме (философия, история, политология, социальные науки), причём подобную литературу едва ли можно найти в России.

 

С Дэвидом Кэпселлом

 

Одним из самых запоминающихся событий стала наша двухдневная поездка в Нью-Йорк после окончания Школы. Мы посетили Рокфеллер-центр, штаб-квартиру ООН, Центральный парк, обошли весь Манхэттен, включая Бродвей, Пятую Авеню и Таймс-сквер, прогулялись до Бруклина по знаменитому Бруклинскому мосту, сплавали на пароме до Статуи Свободы… И показать нам Нью-Йорк и поводить по лучшим достопримечательностям изъявили желание наши лекторы из Центра исследований, которые уже неоднократно бывали в этом уникальном городе мира.

Месяц, проведённый в США – это огромный жизненный опыт. Мы были погружены в совершенно непривычную для нас среду – и языковую, и культурную. Мы навсегда избавились от тех стереотипов об американцах, которые сложились в сознании многих россиян. Их часто считают недалекими и циничными, обвиняют в том, что они, не имея своей культуры и исторических корней, тем не менее пытаются насадить свой образ жизни и мировоззрение всему окружающему миру. Однако у них можно и нужно учиться многим вещам, а главное – как максимально разумно устроить свою личную и общественную жизнь, так чтобы жить в согласии с самим собой и окружающими, наслаждаться каждым мгновением, ставить перед собой гуманные цели и их добиваться. На это направлена научная деятельность Центра исследований и искания Пола Куртца, который во главу угла своей философской системы поставил термин «евпраксофия», означающий добродетельную, практическую мудрость, приносящую человеку чувство удовлетворённости и счастья. Россиянам стоит поучиться у американцев многим качествам, которые очень глубоко укоренены в их сознании, но, к сожалению, не укоренены в нашем: ответственности, пунктуальности, умению во что бы то ни стало выполнять обещания, стремлению всегда прийти на помощь, наконец, активной жизненной позиции. Мы, общаясь с американцами и слушая лекции, пытались почерпнуть максимум из этого общения, потому что это и отличная языковая практика, и, главное, шанс изменить что-то в себе, стать по-хорошему рациональнее. Каждый из нас смог всерьёз задуматься о своей жизни, по-иному расставить приоритеты и выдвинуть перед собой новые цели. Мы действительно благодарны за такой потрясающий опыт и надеемся, что не забудем тех уроков, которые преподнесла нам жизнь и учёба в Америке.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика