Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2007, № 4 (45) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Осень 2007 № 4 (45)
КАК Я ПОНИМАЮ…
О светских |
||
Алексей Зайков |
Светский – мирской, изначально свойственный всем людям, общечеловеческий. Произошедший от своих родителей, живущих в этом, земном и естественном мире человек способен адекватно воспринимать, познавать и действовать в природной и социальной реальности через ощущения, мышление и опыт, посредством своих телесных возможностей и создаваемой им культуры. Человек, находящийся в здравом уме, имеет реалистические взгляды. В современной философии существуют различные направления научного реализма, натурализма и материализма. Одним из них является диалектический материализм.
Наряду с философией в мировоззрение реализма входит наука, прежде всего естествознание, открывающее и объясняющее законы природы. Но реализм в широком смысле опирается и на практические приложения или результаты науки. Одним из наиболее ярких примеров является в данном случае медицина, делающая на основе новейших медицинских препаратов, оборудования и инструментов то, что столетие назад называли бы чудом. Он, реализм, включает в себя и здоровый образ жизни человека.
Реализм – это и то жизнеспособное, жизнеподдерживающее, что имеется в невероятном многообразии гуманитарных и социальных наук. Даже само это многообразие, способное ввергнуть в смятение при взгляде на него со стороны, значит очень много – способность человека реально строить в области культуры вероятностные, «плюральные» и альтернативные миры, позволяющие человеку делать выбор и сохраняющие его ресурсы свободы, многовариантность поступка и мысли.
Реализм – это последняя основа искусства, какие бы потрясающие возможности воображения и фантазии ни демонстрировал нам художник. Всякое
искусство, даже лживое и нигилистическое, отражает правду или ложь жизни, т. е.
И это всё – от идеалов до реальностей повседневной жизни – входит в понятие «светский», «мирской».
Гуманист – человек человечный, выдвигающий на первый план человека, думающий и
Одним из фундаментальных ориентиров для гуманистов является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.
Мировоззрение человечного человека включает в себя не только ценности этики и прав и обязанностей человека, но и высокую оценку гуманистических возможностей искусства. Они проявляются в нём особым образом, через воздействие художественных ценностей на нашу исходную тягу к прекрасному и благородному.
Гуманист не может позволить себе требовать
Светский гуманист – последователь светского гуманизма, реалистичного взгляда на жизнь. Это материалист или натуралист (в широком смысле слова) преодолевающий своекорыстие и вещизм, глубоко скептичный в отношении донаучного знания и паранауки, мистики и эзотерики, гаданий и суеверий. Для него является знаком социального неблагополучия, знаком беды нашествие чудотворцев и целителей, покровителей невежества, агрессивно-эгоистичных приспособленцев. Это реалист, преодолевший волюнтаризм и фатализм, признающий высокую ценность установления причинно-следственных связей вещей, людей, процессов.
Ян Коссьерс |
Теоретически говоря, гуманист отвергает национализм и «избранность»
Укрепляя волю и мужество стать человеком, гуманист не умаляет высокого значения эмоциональной, творческой, «страстной» стороны человеческой натуры; он убеждён, что мудрая и гармоничная, плодотворная и счастливая жизнь возможна, что она бывает таковой. Есть природа, есть необходимость, есть свобода и разумная воля человека. Не зря говорят, что пессимизм – это настроение, оптимизм – это воля. Есть традиция, закон, но существует и свобода личного выбора и ответственности.
Однако в общественном смысле соединение реализма и гуманизма – только часть необходимого. Нужен, сверх того, некий минимум основополагающих принципов, признавать и следовать которым были бы согласны практически все более или менее образованные люди. Этот минимум и есть та основа, фундамент согласия и мира между людьми, с необходимостью связанных природными и социальными законами жизни. Выработка, точнее совершенствование этой основы – результат сложнейшего социального процесса, общенародного (общегражданского) диалога, раздумий, компромиссов и взаимопонимания различных слоев общества и групп населения. Едва ли не первейшей задачей этого процесса является улучшение понимания практически каждым из граждан его высоких прав и обязанностей, его свободы и ответственности не только за себя лично, свою семью и ближайшее окружение, но и за всю страну, за её настоящее и будущее. Эти, казалось бы, прописные истины с огромным трудом доходят сегодня до сознания людей. А это прежде всего значит, что в обществе есть могущественные силы, которым и экономически, и политически выгодно иметь дело с непросвещённым, одураченным народом, с людьми, пребывающими в состоянии растерянности и страха, в состоянии одурманенности хламом СМИ, в манипулируемом состоянии.
Сегодня каждый, за редкими исключениями, только за себя. За всех (и то лишь в пределах «правильного» вероисповедания) – только Бог, если он
существует. При этом каждый может сказать, что это плохо. Но
Хочется призвать всех к выполнению своего гражданского долга. Да только вспоминается, как эта идея эксплуатировалась и извращалась в СССР…
Но времена меняются. Сегодня есть возможность выполнить этот долг в его реальном смысле. Не будем терять эту возможность!