Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2007, № 4 (45)
Сайт «Разум или вера?», 07.03.2008, http://razumru.ru/humanism/journal/45/zaikov.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Осень 2007 № 4 (45)

КАК Я ПОНИМАЮ…

О светских
гуманистах

 
 

Алексей Зайков

 

Светский – мирской, изначально свойственный всем людям, общечеловеческий. Произошедший от своих родителей, живущих в этом, земном и естественном мире человек способен адекватно воспринимать, познавать и действовать в природной и социальной реальности через ощущения, мышление и опыт, посредством своих телесных возможностей и создаваемой им культуры. Человек, находящийся в здравом уме, имеет реалистические взгляды. В современной философии существуют различные направления научного реализма, натурализма и материализма. Одним из них является диалектический материализм.

Наряду с философией в мировоззрение реализма входит наука, прежде всего естествознание, открывающее и объясняющее законы природы. Но реализм в широком смысле опирается и на практические приложения или результаты науки. Одним из наиболее ярких примеров является в данном случае медицина, делающая на основе новейших медицинских препаратов, оборудования и инструментов то, что столетие назад называли бы чудом. Он, реализм, включает в себя и здоровый образ жизни человека.

Реализм – это и то жизнеспособное, жизнеподдерживающее, что имеется в невероятном многообразии гуманитарных и социальных наук. Даже само это многообразие, способное ввергнуть в смятение при взгляде на него со стороны, значит очень много – способность человека реально строить в области культуры вероятностные, «плюральные» и альтернативные миры, позволяющие человеку делать выбор и сохраняющие его ресурсы свободы, многовариантность поступка и мысли.

Реализм – это последняя основа искусства, какие бы потрясающие возможности воображения и фантазии ни демонстрировал нам художник. Всякое искусство, даже лживое и нигилистическое, отражает правду или ложь жизни, т. е. что-то реальное, и само оно, каждый его «продукт» – реальный факт, от которого не нужно отмахиваться, но стараться понять и увидеть его, по меньшей мере, как документ, свидетельство чего-то, возможно, высоко значимого, а возможно и патологии.

И это всё – от идеалов до реальностей повседневной жизни – входит в понятие «светский», «мирской».

 

Гуманист – человек человечный, выдвигающий на первый план человека, думающий и что-то делающий для улучшений условий его (а значит своего!) гармоничного развития, уважающий человеческое достоинство, а также то, что можно назвать высшей ценностью – его (и свою!) жизнь. Приоритетное для него – человеческое в человеке, достижение его, забота о нём. А это – усилие быть человеком, позитивное воплощение возможностей свободы и разума, данных нам от рождения, стремление к самостоятельности и ответственности, побуждаемое в нас культурой. Это понимание и созидание, ибо человек – мыслитель и творец. Такова этика гуманиста.

Одним из фундаментальных ориентиров для гуманистов является Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.

Мировоззрение человечного человека включает в себя не только ценности этики и прав и обязанностей человека, но и высокую оценку гуманистических возможностей искусства. Они проявляются в нём особым образом, через воздействие художественных ценностей на нашу исходную тягу к прекрасному и благородному.

Гуманист не может позволить себе требовать какого-то особого к себе отношения, он ни над кем не возносится, «возносясь» при этом над идеей гуманизма, считая её вторичной по отношению к человеку как таковому; не решает он и вопроса о рецептах обретения блага и счастья, считая это делом совести, выбора, свободы и ответственности самого человека, а победы и достижение общественного признания остаются для гуманиста вопросами открытыми и драматичными.

 

Светский гуманист – последователь светского гуманизма, реалистичного взгляда на жизнь. Это материалист или натуралист (в широком смысле слова) преодолевающий своекорыстие и вещизм, глубоко скептичный в отношении донаучного знания и паранауки, мистики и эзотерики, гаданий и суеверий. Для него является знаком социального неблагополучия, знаком беды нашествие чудотворцев и целителей, покровителей невежества, агрессивно-эгоистичных приспособленцев. Это реалист, преодолевший волюнтаризм и фатализм, признающий высокую ценность установления причинно-следственных связей вещей, людей, процессов.

 
 

Ян Коссьерс (1600 – 1671, Фламандия). Прометей

Теоретически говоря, гуманист отвергает национализм и «избранность» какого-либо народа (в том числе и собственного), ксенофобию и фашизм, мифы и утопии, как светские, так и религиозные. Ему претят дешёвые стандарты масскульта, он осуждает пошлость, эгоизм и равнодушие. Выступая за признание и высокую оценку заслуг человека или группы лиц, он с глубоким сомнением относится к заслугам и деяниям кумиров и властителей, не использующих возможностей, данных историческим развитием и собственным статусом для достижения социальной справедливости. Поборник гуманизма отвергает уступчивость и покорность перед нахалом и насильником, перед цинизмом и нигилизмом, ему чужда жертвенность и «любовь к врагам своим»; он стремится преодолеть, взять под контроль чувства страха и смирения, малодушия и легкомыслия; импульсивность, бездумность и инфантильность не для него, потому что для него приоритетны разум и просвещённость, воспитанность и рассудительность; он знает, какую цену мы порой платим за невежество и заблуждения.

Укрепляя волю и мужество стать человеком, гуманист не умаляет высокого значения эмоциональной, творческой, «страстной» стороны человеческой натуры; он убеждён, что мудрая и гармоничная, плодотворная и счастливая жизнь возможна, что она бывает таковой. Есть природа, есть необходимость, есть свобода и разумная воля человека. Не зря говорят, что пессимизм – это настроение, оптимизм – это воля. Есть традиция, закон, но существует и свобода личного выбора и ответственности.

Однако в общественном смысле соединение реализма и гуманизма – только часть необходимого. Нужен, сверх того, некий минимум основополагающих принципов, признавать и следовать которым были бы согласны практически все более или менее образованные люди. Этот минимум и есть та основа, фундамент согласия и мира между людьми, с необходимостью связанных природными и социальными законами жизни. Выработка, точнее совершенствование этой основы – результат сложнейшего социального процесса, общенародного (общегражданского) диалога, раздумий, компромиссов и взаимопонимания различных слоев общества и групп населения. Едва ли не первейшей задачей этого процесса является улучшение понимания практически каждым из граждан его высоких прав и обязанностей, его свободы и ответственности не только за себя лично, свою семью и ближайшее окружение, но и за всю страну, за её настоящее и будущее. Эти, казалось бы, прописные истины с огромным трудом доходят сегодня до сознания людей. А это прежде всего значит, что в обществе есть могущественные силы, которым и экономически, и политически выгодно иметь дело с непросвещённым, одураченным народом, с людьми, пребывающими в состоянии растерянности и страха, в состоянии одурманенности хламом СМИ, в манипулируемом состоянии.

Сегодня каждый, за редкими исключениями, только за себя. За всех (и то лишь в пределах «правильного» вероисповедания) – только Бог, если он существует. При этом каждый может сказать, что это плохо. Но опять-таки только сказать – делают, созидают здоровую ткань общества немногие, их явно недостаточно, чтобы мы начали выздоравливать, освобождаться от напастей бюрократизма и коррупции, эгоизма и равнодушия, пассивности и гражданской анемии. Нельзя уповать только на Бога и высокие цены на энергоносители.

Хочется призвать всех к выполнению своего гражданского долга. Да только вспоминается, как эта идея эксплуатировалась и извращалась в СССР…

Но времена меняются. Сегодня есть возможность выполнить этот долг в его реальном смысле. Не будем терять эту возможность!

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика