Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2008, № 1 (46) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Зима 2007/2008 № 1 (46)
СОБЫТИЯ
|
Задача гуманизма не в том, чтобы противопоставлять одни ценности другим, а в том, чтобы находить равновесие между ними, демонстрируя волю к диалогу и сотрудничеству… Нам нужно учиться мыслить категориями взаимодополнительности, а не взаимоисключения. Такова гуманистическая максима современной культуры. В. Д. Жукоцкий |
|
Воля к диалогу
Международная научная очно-заочная конференция |
В Нижневартовском экономико-правовом институте (филиале) Тюменского госуниверситета прошла Международная научная
очно-заочная конференция «Воля к диалогу. Проблемы современного гуманизма», посвященная памяти доктора философских наук, профессора
Владимира Дмитриевича Жукоцкого – первого заведующего кафедрой философии института, под руководством которого разработана общекафедральная
научно-исследовательская тема «Диалог культур: наука, философия, искусство, религия, политика и образование – гуманистическое
измерение». По результатам конференции подготовлено юбилейное издание к
Лучшая память преподавателю и учёному – это изучение его трудов, опыта, анализ проблем, которые его волновали. А волновало Владимира Дмитриевича многое. Поэтому и появилось его Открытое письмо к учёным-гуманитариям «Философия и гуманизм – задачи консолидации гуманитарного знания и культуры».
В нём, в частности, говорится: «Устойчивая тенденция дифференциации социально-гуманитарных наук имеет своим следствием один откровенно тревожный факт. Гуманитарная наука всё более и более уходит в специализацию и оказывается не в состоянии воспроизводить образы духовно-нравственной целостности светской культуры. Возникающий вакуум быстро заполняет разного рода религиозный – традиционный и неоязыческий – авангард. Такого рода бум оккультизма и суеверия всех мастей Россия переживала лишь в первые два десятилетия XX века, в самый канун революционной бури. Он связан с общим ощущением неустойчивости основ общественного бытия, шаткости проводимой политики, стремлением компенсировать сверхрационализм и аморализм чисто частнособственнических устремлений ставкой на религиозный догмат, как символ спасения и индульгенции.
В этих условиях возникает настоятельная потребность в консолидации гуманитарного знания на своей идейно-нравственной основе, имеющей значение и для самой социально-гуманитарной науки и для общества в целом».
Устойчивая тенденция дифференциации социально-гуманитарных наук имеет своим следствием один откровенно тревожный факт. Гуманитарная наука всё более и более уходит в специализацию и оказывается не в состоянии воспроизводить образы духовно-нравственной целостности светской культуры. Возникающий вакуум быстро заполняет разного рода религиозный – традиционный и неоязыческий – авангард… В этих условиях возникает настоятельная потребность в консолидации гуманитарного знания на своей идейно-нравственной основе, имеющей значение и для самой социально-гуманитарной науки и для общества в целом. В. Д. Жукоцкий |
В нашей стране идея гуманизма заявлена в качестве основы обучения и воспитания, как важнейшая нравственно-юридическая составляющая и системы образования, и общественной атмосферы в целом. В нашем учебном заведении, благодаря Владимиру Дмитриевичу, введён новый философско-этический и философско-правовой предмет «Основы современного гуманизма». Учебное пособие, автором которого он является, рекомендовано Учебно-методическим советом по философии, политологии и религиоведению Учебно-методического объединения университетов России по классическому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений. Оно с самого начала ориентировано не только на студенчество, но и широкие преподавательские круги, поскольку речь идёт о координации и перестройке всей системы гуманитарной подготовки и переподготовки кадров.
Умение свободно ориентироваться в актуальных проблемах современной гуманистики, подчеркивал Владимир Дмитриевич,
Само становление современного планетарного мира было бы невозможно без активно функционирующей этики светского гуманизма. Обладание гуманистическим сознанием стало нормой в поведении граждан цивилизованных стран, что существенно сказывается на системе правовых и социально-экономических отношений. Современный специалист чётко различает правила корпоративной или групповой этики и общечеловеческой морали, понимает безусловный приоритет последней, выстраивает сложную диалектику их взаимодействия. В основе деятельности специалиста стоит чёткое понимание ценностей светского государства и культуры, прописанных в Конституции РФ.
Как истинного мыслителя-гуманиста, Владимира Дмитриевича всегда волновал вопрос, связанный с ролью философа в современном мире: «Спрашивается: кто же тот духовный страж, защищающий права и достоинство самобытного мира светской культуры? Таковым, собственно, и выступает ФИЛОСОФ, для которого гуманизм – не частное явление общественной мысли той или иной эпохи, а сама суть культурно-исторического процесса раскрепощения и становления человека в его истории, как непрерывного процесса обретения всё новых степеней свободы и справедливости. В этом смысле понятия "философ" и "гуманист" – синонимичны. И это подсказывает искомую формулу того философского курса, который способен вывести философию из её добровольного затворничества и закулисья на авансцену современной культуры».
Об актуальности темы гуманизма свидетельствуют присланные материалы (их более 50) из различных городов России – Москвы, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Омска, Кургана, Владивостока и др., а также статьи учёных из Белоруссии и Украины. В центре дискуссии – проблемы современного гуманизма: история гуманистической мысли, взаимодействие различных видов гуманизма (светского, религиозного, консервативного, либерального, социального, экологического), проблемы гуманизации культуры и т. д. Многообразие представленных точек зрения отвечает призыву Владимира Дмитриевича к диалогу между различными видами гуманизма.
Я благодарю директора института русской культуры УрГУ, академика РАЕН, профессора, доктора философских наук Б. В. Емельянова, профессорско-преподавательский состав г. Нижневартовска, в частности, доктора исторических наук В. Я. Мауля, доцента И. А. Ширманова, депутата городской Думы Нижневартовска, кандидата психологических наук С. В. Титову за проявленный интерес к нашей конференции.
От имени Думы города Светлана Викторовна приветствовала участников конференции: «Мы все знали Владимира Дмитриевича как замечательного человека,
выдающегося учёного, внесшего неоценимый вклад в развитие фундаментальной науки, в развитие научного сообщества нашего края, нашего города.
Безвременная смерть профессора Жукоцкого наступила в момент кульминации его работы над одной из главных задач современности – философии
гуманизма. Учёный призывал к консолидации гуманитарного знания и культуры на основе диалога различных мировоззрений, идеологий, обращаясь к практике
светского гуманизма, предлагая включать её в образовательный процесс. Открытое письмо к учёным-гуманитариям профессора В. Д. Жукоцкого стало
последним подвигом его замечательной и яркой судьбы. Мы надеемся, что ученики Владимира Дмитриевича сумеют достойно продолжить его научные идеи и
практические дела». Решением Учёного совета института утверждена премия имени профессора В. Д. Жукоцкого за лучшую студенческую
научно-исследовательскую работу на гуманистическую тематику. Во время работы конференции, Председатель Учёного совета доктор педагогических наук
Любовь Артуровна Додонова вручила её студенту
|
Председатель оргкомитета конференции, З. Р. Жукоцкая |