Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2008, № 2 (47) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Весна 2008 № 2 (47)
ИНТЕРЕСНЫЙ ЧЕЛОВЕК
Контр-адмирал |
От редакции. Наш журнал уже неоднократно обращался к проблеме «Армия и гуманизм», затрагивал проблему «дедовщины» (на флоте обычно это явление называется «годовщина», т. к. неуставные отношения истекают от военнослужащих разных сроков призыва, а «дед» по аналогии на флоте именуется кличкой «годок»). Сегодня встаёт и другая гуманистическая проблема – памяти погибших и без вести пропавших, достойного захоронения людей и ответственности государства… ЗС публикует беседу военных учёных, моряков-подводников – члена редколлегии ЗС капитана 1 ранга С. А. Мозгового и бывшего главного редактора «Морского сборника» контр-адмирала В. А. Дыгало.
Личность, |
Интервью |
С. А. Мозговой: Виктор Ананьевич! Вы являетесь непосредственным участником становления военно-морской мощи государства, командиром первой на Тихоокеанском флоте ракетной подводной лодки, вооружённой баллистическими ракетами. Когда впервые Вы связали свою жизнь с Военно-Морским Флотом?
В. А. Дыгало: Моё детство прошло в прекрасном южном городе Одессе, воспетом многими поэтами и писателями: Пушкиным, Багрицким, Катаевым и другими. Утёсов пел: «Эх, Одесса, жемчужина у моря!». Этот город достоин этого эпитета. Мои старшие братья Анатолий и Георгий (оба погибли на фронте во время Великой Отечественной войны) научили меня плавать, когда мне не было и пяти лет. Родители не боялись за меня, и я часто самостоятельно проводил время на берегу моря. Однажды солнечным утром неожиданно на голубой глади моря возник большой парусный корабль. Легко разрезая воду острым форштевнем и чуть кренясь под напором солёного ветра, мчался он в лазурном просторе, окутанный облаками парусов. Я глядел на него как заворожённый, боясь спугнуть это сказочное видение. Это был учебный парусный корабль «Товарищ». Тогда, пожалуй, впервые у меня появилось неодолимое желание стать моряком и побывать на палубе такого красавца.
С. М.: Да, понимаю Вас. Ведь я сам бредил парусниками, в частности «болел» «Крузенштерном», который в годы моей молодости не плавал, так как находился в длительном ремонте и модернизации. В итоге, так же как и Вы, связал свою жизнь с Военно-Морским Флотом и подводными лодками. Тем не менее, мечта о паруснике реализовалась в гонках на шестивесельных военно-морских ялах и яхтенных походах… А сбылось ли Ваше желание?
В. Д.: Да, но не так скоро как я думал. В 1937 году я окончил 7 классов. К этому времени в Одессе была открыта Артиллерийская специальная школа, которая готовила ребят к поступлению в Артиллерийское училище. Там же учился мой брат Георгий. Но в артиллерийскую спецшколу я не пошёл: отец, зная мои способности к рисованию, настоял на том, чтобы я поступил в Одесское художественное училище. В то время это было одно из лучших училищ этого профиля в Союзе. Конкурс был большой: 7 человек на место. Я прошёл без труда. Очевидно, я бы окончил художественное училище и, возможно, стал бы неплохим художником. Но в 1940 году открылась Одесская военно-морская спецшкола (не путать со школой юнг!). Я ушёл из училища немедленно, без колебаний, горя желанием стать офицером Военно-Морского Флота. Жили мы, прямо скажем, бедно. Поэтому, кроме стремления стать моряком, меня тогда очень прельщали такие «романтические» вещи, как бесплатная форма, похожая на форму курсантов Высших военно-морских училищ. Отличие нашей формы было лишь в том, что лента с золотыми буквами ОВМСШ не переходила в длинные концы с золотыми якорями, а оканчивалась бантиками из чёрного репса на левой стороне околыша бескозырки. По этой причине спецшкольников называли «матросы с бантиками», а так как эта школа подчинялась не Наркомату Военно-Морского Флота, а Народному комиссариату просвещения, то второе название, которое прочно закрепилось за нами, было «матросы наркомпроса».
Любовь к морю и желание стать моряком стали основой всей моей жизни:
А я вот выбрал ветер, А я вот выбрал качку И ни за что на свете Об этом не заплачу. Я выбрал голубое – За линией прибоя В разлёте облаков Солёное от пота, Зелёное от горя – Прилёгшее у борта Обветренное море… |
«Гроза мирового фашизма». Одесса 1940 г. |
Как только я получил форму, то немедленно сфотографировался, на обороте фотографии написал: «Гроза мирового фашизма. Сентябрь 1940 года». А гроза была уже близко.
С. М.: Да, до нападения фашистской Германии на Советский Союз оставалось меньше года. Как для Вас началась война?
В. Д.: 22 июня 1941 года Одессу бомбили немецкие юнкерсы. Спецшкола в полном составе была мобилизована на строительство
оборонительных сооружений на подступах к городу. Одесса никогда не была крепостью, не имела ни бастионов, ни фортов – только сухая степь, рассечённая лиманами, окружала
её с суши. Десятки тысяч женщин, стариков и подростков, задыхаясь от зноя, вручную лопатами и кирками в считанные дни вырыли 250 километров противотанковых рвов,
эскарпов, окопов, ходов сообщения. На этом рубеже на
В сотый раз переходя в штыки, Разодрав кровавые тельняшки, Молча умирают моряки. |
И лишь в середине октября, когда враг подошёл к Перекопу и создалась реальная угроза Крыму, все войска, оборонявшие Одессу, по приказу Ставки скрытно оставив позиции, в полном составе на судах и кораблях морем ушли в Севастополь…
С. М.: Да, в середине сентября 1941 года командование Черноморского флота и Одесского оборонительного района решило осуществить наступательную
операцию восточнее Одессы силами двух стрелковых дивизий и одновременно высадить десант полка морской пехоты. Накануне операции корабли Черноморского флота были атакованы
вражеской авиацией. В неравном бою 21 сентября 1941 года геройски погибли канонерская лодка «Красная Армения», эскадренный миноносец «Фрунзе» и буксирный
В. Д.: Всех спецшкольников ещё в августе отправили из Одессы в Баку. К этому времени здесь уже находились высшие военно-морские училища из Ленинграда и Севастополя. Я был зачислен на Подготовительный курс Высшего военно-морского ордена Ленина Краснознамённого училища им. М. В. Фрунзе. Началась напряжённая учёба. С марта 1944 года до окончания боевых действий на Чёрном море, в качестве стажёра служил на гвардейском крейсере «Красный Кавказ», участвовал в двух боевых походах. С конца июня продолжил учёбу уже в Ленинграде, в стенах старейшего Военно-морского училища, основанного ещё Петром Великим, бывшего Морского кадетского корпуса.
С. М.: Итак, первая часть Вашей детской мечты исполнилась: Вы стали моряком. А на парусном корабле Вам удалось побывать?
В. Д.: Да! И не только побывать, но и совершить на нём, хотя и небольшое, плавание из Ленинграда в морской порт Германии – Росток.
Это событие произошло в августе 1946 года. Экзамены за третий курс уже сданы. Предстояла практика на кораблях и после неё – переход на четвёртый курс. Вот здесь в
осуществлении моей мечты помог «Его Величество случай». В июле 1945 года произошёл раздел флотов Германии и Италии между странами победителями: Советским Союзом,
США и Англией. Среди кораблей, по жребию доставшихся нам, был самый большой парусник мира: стальной
С. М.: Многие годы Вашей флотской службы прошли на Дальнем Востоке. Как сложилась Ваша дальнейшая служба? Приходилось ли Вам терять боевых товарищей, сослуживцев?
B. Д.: После окончания в 1963 году Военно-Морской академии получил назначение на должность заместителя командира дивизии ракетных подводных лодок стратегического назначения проектов 629 и 629А. В 1965 году защитил диссертацию, став кандидатом военно-морских наук. В 1966 году стал командиром той же дивизии и получил звание контр-адмирала. В 1968 году я должен был убыть на учёбу в Академию Генерального Штаба. Однако этому не суждено было сбыться: одна из подводных лодок дивизии в феврале этого года убыла на боевую службу и погибла по нашим данным от столкновения с АПЛ (атомная подводная лодка) ВМС США «Соурдфиш», при слежении за нашей РПЛ (ракетной подводной лодкой). Погибло 48 человек. Этот трагический случай до конца жизни является моей незаживающей раной.
По состоянию здоровья (я перенёс инфаркт) продолжил службу вначале в должности зам. начальника 31 Научно-исследовательского центра (г. Феодосия) по науке и испытаниям, а затем – гл. редактором журнала ВМФ – «Морской сборник». С 1977 по 1985 г. – зам. начальника Поисково-спасательной службы ВМФ, и после ухода в запас работаю в Институте культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачёва, прилагаю все силы и знания для восстановления мощи и славы нашего Военно-Морского Флота.
C. М.: Вы упомянули о гибели
B. Д.: Да, 8 марта исполнилось 40 лет с того трагического дня, когда
По прошествии стольких лет вопрос о подводной лодке
Отмечу, что даже захоронение тел шести советских подводников (которые американцы подняли с борта ПЛ), запечатлённое на пленке, переданной президенту России
Б. Ельцину в октябре 1992 г. тогдашним директором ЦРУ Робертом Гейтсом, производилось ночью, тайно, в 180 милях к юго-востоку от Перл-Харбора на глубине
около 4 км. Обошлись с нашими подводниками по морским обычаям, но к раскрытию тайны гибели
C. М.: Но ведь российское телевидение, и в частности НТВ, неоднократно пыталось освещать гибель
В. Д.: – Да, но как? Например, бывший руководитель НТВ Евгений Киселёв проигнорировал мнение специалистов, очевидцев служивших в то время на Тихоокеанском флоте и не понаслышке знавших о подготовленности экипажа. Об этом фильме в назидание потомкам следует кратко сказать особо…
В начале марта 1999 года ко мне обратился Е. Киселёв с предложением принять участие в создании телефильма «Тайна гибели
С. М.: Что, по Вашему мнению, явилось подлинной причиной гибели
B. Д.: Я уверен, что столкновение с американской подводной лодкой… Атомные подводные лодки ВМС США довольно нагло следили за
нашими ПЛ, причём на достаточно близком расстоянии. Только за период с 1967 по 1993 гг. при обстоятельствах, в которых оказалась
Благодаря достоверным разведданным 15 Эскадры ПЛ, в состав которой входила наша дивизия и соответственно
C. М.: Насколько мне известно, Вы предпринимали усилия, чтобы узнать правду о гибели ПЛ и даже запрашивали американцев?
В. Д.: Да. Пока члены семей погибших подводников безуспешно добивались справедливости в своём отечестве, судьба
В недрах Центрального разведывательного управления США разрабатывался план подъёма советской подлодки. Не из альтруистических соображений, естественно, а вполне
практических. На борту субмарины находились баллистические ракеты и торпеды с ядерными боеголовками, шифры ВМФ СССР и навигационные комплексы, системы целеуказания и связи.
Немалый интерес представляли и гидроакустическая станция, сталь и другие материалы, из которых построена лодка. Подъём
Никогда прежде в мире подобной судоподъёмной операции не проводилось. Помимо технических сложностей, предполагаемая операция грозила политическим скандалом, так как грубо нарушала многовековый международный морской обычай: военный корабль, затонувший с членами экипажа в нейтральных водах, считается братским воинским захоронением, и без соответствующего разрешения его нельзя трогать. Но поскольку Советский Союз официально не заявил о гибели субмарины, американцы решились с традицией не считаться. Они провели операцию, получившую название «Дженифер», которую строжайше засекретили.
С. М.: Что Вам известно о её результатах?
В. Д.: Как Вам известно, для её осуществления американцы специально построили специальное дорогостоящее судно «Гломар Эксплорер» и
переоборудовали ряд плавсредств, а также атомную подводную лодку «Хэлибат». Всё это было произведено в строжайшей тайне. Сначала затонувшую
Состояние лежащей на грунте лодки, все указанные выше детали её положения, понятные подводникам, подтверждали предположение, что причиной гибели явилось столкновение с
другой ПЛ в подводном положении. Особенностью устройства всех АПЛ ВМС США как раз и является наличие узкого и высокого, как спинной плавник касатки или как лезвие топора,
ограждения боевой рубки. Именно этим ограждением и был нанесён смертельный удар
В июне 1974 года, «Гломар Эксплорер» с баржей на буксире произвёл работы по подъему нашей ПЛ…
С. М.: Вам приходилось встречаться со многими замечательными, известными всей стране людьми – наркомом Военно-Морского Флота адмиралом флота Советского Союза Н. Г. Кузнецовым и главнокомандующим Военно-Морским Флотом адмиралом флота Советского Союза С. Г. Горшковым. Эти замечательные советские флотоводцы высоко ценятся всеми поколениями моряков. С именем Николая Герасимовича связана деятельность советского военно-морского флота в годы Великой Отечественной войны… Незадолго до войны Н. Г. Кузнецов ввёл на флоте систему боевых готовностей, а накануне нападения фашистской Германии на Советский Союз объявил по Флоту «Готовность № 1». Благодаря этим мерам советский военный флот не потерял в первые дни войны от вражеской авиации ни одного корабля, в то время как большая часть авиации была разбомблена немцами на своих аэродромах, даже не успев взлететь. Что касается Сергея Георгиевича, то с его именем связывают становление мощного ракетно-ядерного океанского флота… Ещё, как мне известно, Вы были знакомы и дружны с крупными советскими учёными и космонавтами?
В. Д.: После гибели
15 июля 1970 г. меня вызвал командующий Камчатской военной флотилии контр-адмирал Б. Е. Ямковой. В назначенное время в кабинете Бориса Ефремовича, кроме меня, находились: нач. штаба флотилии контр-адмирал Ю. С. Русин, член Военного Совета – нач. политотдела Ф. С. Ушаков, начальники финансовой и продовольственной службы. Борис Ефремович был в прекрасном настроении и своё обращение начал почти по Гоголю:
– Господа! Я хочу Вам объявить очень приятное известие: к нам прибывают Президент АН СССР Мстислав Всеволодович Келдыш, академик Александр Павлович Виноградов и сопровождающие их лица. Всего пять человек. Наша задача: совместить основную работу академиков, связанную с определением строительства здания института АН вулканологии, с хорошо подготовленной, насыщенной культурной программой. По плану группа должна прибыть 19 июля. Встречать Президента будут Виктор Ананьевич Дыгало и член Военного Совета. Контр-адмирал Дыгало – кандидат военно-морских наук, ему, как говорится, и карты в руки.
При нахождении гостей в Петропавловске-Камчатском размещение организовать в гостинице флотилии. Постараться, чтобы питание и обслуживание были соответствующими. Пребывание на эскадре подводных лодок поручаю организовать Вам, товарищ Дыгало. Размещение на финской плавбазе вашей дивизии…
В план культурных мероприятий обязательно включить отдых в Паратунке, рыбалку с ухой. Главное мероприятие, которое должны организовать и возглавить Вы – посещение
Долины Гейзеров. Вы там бывали не раз. Надеюсь, что всё будет организовано на самом высоком уровне. Необходимый транспорт: автомобиль, самолёт "Аннушка" и два вертолёта
На этом совещание было закончено. Предварительно составили план (мероприятия, связанные со строительством здания института Вулканологии АН СССР были дополнительно включены в него после прибытия М. В. Келдыша и в целом план был утверждён Б. Е. Ямковым).
Как было предусмотрено планом, в 8.00 19 июня я встретил Мстислава Всеволодовича Келдыша с сопровождающими его лицами, прибывших рейсом Москва – Петропавловск-Камчатский на аэродроме Елизово.
Келдыш, стройный, высокий с гривой седых волос выделялся из толпы прибывших пассажиров. Вместе с членом Военного Совета мы подошли к нему, представились, познакомились со всеми остальными сопровождающими его лицами и пригласили в машины. По радиотелефону доложил Борису Ефремовичу о встрече и начале движения в штаб флотилии. По дороге я уточнил у Мстислава Всеволодовича сроки пребывания на Камчатке и план работы группы, после чего дал ему ознакомиться с предложениями штаба флотилии. С небольшими поправками план был одобрен. У входа в штаб флотилии прибывших ожидал как гостеприимный хозяин, командующий флотилией контр-адмирал Б. Е. Ямковой. В парадно-выходной форме, крупного телосложения, с волевыми чертами лица, он производил впечатление адмирала, описанного К. М. Станюковичем в очерке «Грозный адмирал».
Капитан 3 ранга В. А. Дыгало докладывает Н. С. Хрущёву об успешной ракетной стрельбе |
После обеда короткий отдых и переход на катере командующего «Альбатрос» в бухту Крашенинникова, к месту базирования
Далее согласованный с М. В. Келдышем и утверждённый Б. Е. Ямковым план выполнялся точно, без каких-либо отклонений. Главное было сделано: выбрано место в Петропавловске-Камчатском для строительства института Вулканологии АН. Институт благодаря личному контролю Келдыша и академика А. П. Виноградова был построен за два года. В его стенах воспитаны и практически действовали по изучению строения Земли и, особенно, по прогнозированию землетрясений, сотни видных учёных, написаны труды по гео-, биогео- и космохимии.
Заключительным этапом пребывания М. В. Келдыша была экскурсия в одно из самых замечательных мест Камчатки (и не только Камчатки!) – Долину Гейзеров.
Группа собралась большая – около 15 человек. Все погрузились на
Маршрут, апробированный для туристов в Долине Гейзеров, считался повышенной опасности. Дело в том, что тропы проходили между так называемыми «термическими площадками». Это
«озёра» с кипящей глиной с температурой
Проводник в конце инструктажа предупредил: идти в затылок друг другу, не оборачиваться, ступать след в след… С тем и начали движение: впереди проводник, за ним Мстислав Всеволодович, потом я, за мной А. П. Виноградов и все остальные… Пользуясь тем, что я шёл за Президентом АН, я комментировал то, что было видно вокруг нас. В основном, историю обнаружения гейзеров в России и возможность использования горячих источников для создания геотермальных электростанций, в частности в районе реки Паужетки. Дальше произошло всё настолько стремительно, что я уже на госпитальной койке с трудом мог восстановить последовательность происшедшего и свои действия.
Врезалось в память лицо Мстислава Всеволодовича, который, несмотря на запрет, оглянулся в мою сторону, как потом оказалось, он хотел
Всё решили секунды.
Я отлично помню, как схватил Президента за талию и силой удержал его от падения, моя левая нога от нагрузки сошла с тропы, удержать её я уже не мог и, пробив глиняный наст, моя нога ушла в кипящую жижу. Адская боль пронзила всё тело от пяток до макушки.
Когда я снял полуботинок вместе с носком и кожей всей ступни, на ногу без страха глядеть было нельзя. Но, отлично понимая, что я спас Президента АН СССР от верной гибели, я мужественно перенёс эту тяжёлую травму. Конечно, тяжело было перенести боль в течение длительного перелёта от Ключей до Петропавловска-Камчатского. Лечение было длительным, связанным с пересадкой кожи.
В связи с моим тяжёлым положением Мстислав Всеволодович и его спутники задержались на трое суток. Мстислав Всеволодович всячески выражал мне свою благодарность. Он дал мне номера всех своих телефонов, домашний адрес и обещал содействие в устройстве всех моих личных дел. После моего перевода из Феодосии в Москву, я несколько раз бывал у Мстислава Всеволодовича, как в Академии наук, так и у него дома. У нас сложились добрые отношения, и короткие встречи доставляли нам обоим приятные минуты общения.
23 июня 1978 г. в пятницу я говорил с ним по телефону, и он пригласил меня к себе на дачу. Перед тем как выехать, я позвонил. Ответ был ошеломляющий: Мстислава Всеволодовича больше нет…
Перестало биться сердце великого учёного и прекрасного человека, отдавшего всю свою жизнь служению нашей Родине.
Мстислав Всеволодович внёс неоценимый вклад в разработку и совершенствование новых видов вооружения и кораблестроения. Круг его научных устремлений необычно велик и
охватывает многие области науки от космоса до глубин Мирового океана, а без его глубоко разработанных математических открытий очень многое потеряло бы судо- и авиастроение,
ракетостроение и космос. Мало кто знает, что математический фундамент первого Советского атомохода
У Мстислава Всеволодовича было высоко развито чувство справедливости по отношению к людям независимо от их служебного положения. Он всегда прислушивался к мнениям рядовых сотрудников и не терпел руководителей, не отстаивающих правильные решения, а слепо подчиняющиеся указаниям высшего начальства.
С. М.: А каким образом судьба связала Вас с космонавтами?
В. Д.: В августе 1970 года я был назначен заместителем начальника Научно-испытательного центра по науке и испытаниям в г. Феодосия. В то время это была исключительно интересная работа. Здесь проходили испытания новейшие образцы ракетного, ракетно-торпедного, торпедного оружия, электронного вооружения и другие виды вооружения и военной техники.
В мае 1972 года в Центр прибыл командующий КЧФ адмирал Виктор Сергеевич Сысоев. Перед командованием Центра была поставлена задача – в
Неожиданно для меня адмирал сказал, что им подписана директива, в соответствии с которой ответственным за морскую подготовку космонавтов назначается контр-адмирал В. А. Дыгало. «Ты – подводник, а подводная лодка похожа на спускаемый аппарат. Тебе и карты в руки!»
Вскоре в Феодосию для участия в группе руководства по программе морской подготовки прибыл космонавт № 3 – Андриан Григорьевич Николаев. Этим же самолётом доставили спускаемый аппарат.
С Андрианом мы сдружились сразу. Сказалось, наверное, то, что он всего на три года моложе меня, по званию – генерал-майор авиации, правда, он уже был дважды Героем
Советского Союза, но в
Вместе с ним мы провели всю предварительную работу. В верхнюю часть спускаемого аппарата вварили мощный рым. Просверлили корпус и через сальник вывели телефонный
кабель для связи испытуемого с руководителем во время тренировки. В одной из бухт Феодосийского залива поставили плавкран. Во время тренировки на нём на случай
непредвиденных обстоятельств находилась группа легких водолазов. В штормовую погоду, когда волнение достигало
В первую группу, которая подверглась этим, прямо скажем, изнурительным тренировкам вошли космонавты Анатолий Филипченко, Юрий Глазков, Борис Волынов, Валерий Кубасов и Виктор Горбатко.
Часто из болтавшегося на волне спускаемого аппарата доносились просьбы типа «Товарищ адмирал! Может быть хватит? Ведь каблуки из горла лезут!» Или «Готов вместо этого "круиза" немедленно слетать в космос». Но ответ был всегда непреклонный: «Торг здесь не уместен!».
В дни, когда море было спокойно, выполнялись различные культурные программы: посещение картинной галереи Айвазовского, посещение колхоза-миллионера «Украина», выезд в Коктебель и в Солнечную долину на дегустацию вин и коньяков, на рыбалку и т. п.
Всего под моим руководством тренировку прошли 15 космонавтов. С того времени минуло более 35 лет, но и у меня и у космонавтов, прошедших эти тренировки, испытания эти остались в памяти во всех подробностях. Я знаю об этом потому, что до сих пор поддерживаю с «испытуемыми» самые добрые отношения, и особенно с Андрианом Николаевичем Николаевым – до последних дней его жизни.
Беседу вёл капитан 1 ранга Сергей Мозговой |
В 1974 году я был назначен на другую должность и убыл в Москву. Знаю, что тренировки продолжались ещё некоторое время.
В период моей службы в Поисково-спасательной службе ВМФ (ПСС ВМФ) мы обеспечивали безопасность возвращения космонавтов из космоса в случае вынужденной посадки спускаемого аппарата на поверхность моря или океана. Полёты космонавтов тогда были частыми и мне для согласования политических вопросов приходилось неоднократно бывать в Центре подготовки космонавтов (Российский государственный научно-исследовательский центр подготовки космонавтов – РГНИЦПК). С 1972 г. начальником УПК был генерал-лейтенант авиации дважды Герой Советского Союза, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник Береговой Георгий Тимофеевич. Он был зачислен в отряд космонавтов с 1965 г. и стал единственным космонавтом отряда, который первую Звезду Героя Советского Союза получил в октябре 1944 г. 15 апреля 1981 года Георгию Тимофеевичу исполнялось 60 лет. По поручению командования ВМФ мне было поручено поздравить юбиляра. Должность начальника Центра подготовки космонавтов Г. Т. Береговой исполнял до 28 февраля 1982 г. Всё это время я поддерживал связь.
Довелось участвовать и в проводах его из Вооружённых Сил и провожать в последний путь 31 июля 1995 г. (умер после операции по шунтированию коронарных сосудов сердца). Похоронен на Новодевичьем кладбище.
С. М.: А что Вы думаете о «дедовщине»? Какова на Ваш взгляд роль воспитательной работы в выполнении учебно-боевых задач?
В. Д.: Дисциплина, как известно, мать победы, а её невозможно добиться без серьёзной воспитательной работы и всестороннего знания всех
членов экипажа. Я по кругу своих обязанностей, конечно, недостаточно знал способности заместителей командиров по политической части, но я имел о них всестороннюю
характеристику от своего заместителя по политической части капитана 1 ранга Петра Фёдоровича Слободана, замечательного, честного и скромного человека. По совместной с
ним работе я отлично знал, насколько успехи в выполнении всех задач, стоящих перед дивизией, зависят от дружной моей с ним работы. Такая же дружная работа и
взаимопонимание были на
О таких негативных проявлениях как «дедовщина», за всю свою службу на
Ранее у нас была отработанная, испытанная временем система воспитания людей. И только недалёкие люда могут отрицать эту систему. К сожалению, были упразднены политорганы, отвечающие как за воспитание, так и за боевую готовность. Сейчас же заместители командиров по воспитательной работе лишены многих командных прав, что значительно снижает эффективность их работы, а офицер без прав вряд ли сможет эффективно бороться с той же дедовщиной.
С. М.: Расскажите о своей литературной деятельности…
В. Д.: Всё начиналось со статей в журналы «Военная мысль», «Морской флот», «Наука и жизнь» и другие.
Первая моя книга «Так повелось на флоте» вышла в 1975 году и принесла мне успех. После этого мною написаны книги: «Откуда и что на флоте пошло» (первое и второе дополненное издание), «Море зовёт», «Парусники мира» (в двух частях), «Российский Флот. Три века на службе Отечеству». Подготовлена книга с условным названием «Море, Флот, Личность». Всё о чём пишу связано с историей Российского Флота и его традициями, имеет направленность патриотического воспитания молодёжи. Отзывы читателей положительные.
С. М.: Что бы Вы хотели пожелать читателям «Здравого смысла» и студенческой молодёжи?
В. Д.: Прежде всего здоровья и оптимизма! Действительность такова, что всем нам нельзя расслабляться. Молодёжи необходимо как можно раньше определяться с целью и стремиться всеми силами достигать её. Будьте благожелательны и справедливы друг к другу. Уверен, что каждый из Вас будет успешен и востребован в этой жизни…