Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2008, № 2 (47)
Сайт «Разум или вера?», 06.09.2008, http://razumru.ru/humanism/journal/47/loktev.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Весна 2008 № 2 (47)

СОБЫТИЯ КУЛЬТУРЫ

«ИГРА В ПРИРОДУ

И В ЖИЗНЬ

КАЖЕТСЯ МНЕ НАИБОЛЕЕ 
ЗАХВАТЫВАЮЩЕЙ»

Александр Локтев

 

 
 

Борис Жутовский. Фото Михаила Михальчука
www.mnogoportret.ru

«Давайте сравним два произведения живописи – автопортрет А. Лактионова и автопортрет Б. Жутовского. Как бы иные ни думали и что бы они ни говорили по этому поводу, но для всякого здравомыслящего человека, обладающего неиспорченными вкусами, ясно, что картина художника Лактионова привлекает своей человечностью и вызывает уважение к человеку. Смотришь на него, любуешься им и радуешься за человека. А кого изобразил Б. Жутовский? Урода! Посмотрев на его автопортрет, напугаться можно. Как только не стыдно человеку тратить свои силы на такое безобразие! Как же так, человек закончил советскую среднюю школу, институт, на него затрачены народные деньги, он ест народный хлеб. А чем же он отплачивает народу, рабочим и крестьянам, за те средства, которые они затратили на его образование? За те блага, которые они дают ему сейчас – вот таким автопортретом, этой мерзостью и жутью? Противно смотреть на такую грязную мазню и противно слушать тех, кто её защищает… » Так Н. С. Хрущёв сказал на встрече руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства 8 марта 1963 года.

 

А тремя месяцами раньше, 2 декабря 1962 года, при посещении руководителями КПСС и правительства выставки в Манеже, организованной Московским союзом художников (МОСХ) к его 30-летию, произошла встреча Н. С. Хрущёва с творцами искусства, названная остряками «Сотрясением МОСХа». Среди тех, кому тогда особенно «досталось», были скульптор Эрнст Неизвестный и художник Борис Жутовский.

14 декабря 2007 года Борису Иосифовичу исполнилось 75 лет. Сейчас он – один из признанных мастеров, его живопись включена в книгу «500 шедевров мирового искусства», его серия графических портретов современников (общим числом – 333) не имеет аналогов в отечественной графике последней трети XX века. 101 портрет из этой серии помещён в книге «Последние люди империи». О героях этой книги, представляющих интеллектуальный срез ушедшей эпохи, повествуют и психологические литературные зарисовки самого Б. Жутовского. Так что «абстракционист» Жутовский предстаёт мастером и сугубо реалистическим.

Он сам говорит о себе, что не занимается ни концептуальными придумками, ни социально-политическими: они его не интересуют. «Игра в природу и в жизнь, – замечает Борис Иосифович, – кажется мне наиболее захватывающей. Земля, на которой живёт человек, и сам человек – вот всё, что меня интересует. Но я никого не упрекаю за иное. Потому и существует человеческая культура, что она разнообразна».

К 75-летию Мастера в галерее «Романов» открылась его персональная выставка. Возвращаясь к «сотрясению МОСХа», надо сказать, что после первой встречи с Н. С. Хрущёвым всякая возможность участвовать в выставках живописи в СССР была для Жутовского закрыта. Широкий показ работ художника в галереях и музеях многих стран мира начинается лишь с 1965 года, после ухода Хрущёва с политической сцены.

Он сам говорит о себе, что не занимается ни концептуальными придумками, ни социально-политическими: они его не интересуют. «Игра в природу и в жизнь, – замечает Борис Иосифович, – кажется мне наиболее захватывающей. Земля, на которой живёт человек, и сам человек – вот всё, что меня интересует. Но я никого не упрекаю за иное. Потому и существует человеческая культура, что она разнообразна».

Я, однако, не зря сказал о первой встрече художника с Н. С. Хрущёвым, потому что была ещё и… вторая. Б. Жутовский шёл к ней более восьми лет. Она стала возможной благодаря двум обстоятельствам: вместе с женой Б. И. Жутовского работала внучка Н. С. Хрущёва, а Борис Иосифович на хулу бывшего «царя» ответил добром. Не отдавая себе полностью отчёта в том, зачем он это делает, художник время от времени передавал Хрущёву через его внучку свои работы. И эта «воспитательная мера» возымела действие: 17 апреля 1971 года опальный Н. С. Хрущёв пригласил Бориса Жутовского на свой 77-ой день рождения. На даче под Москвой, где безвыездно проживал Хрущёв, Жутовский увидел на стене одну из своих работ, а на прощанье произошло совсем уж неожиданное.

 
 

Андрей Дмитриевич Сахаров. 1989
Портрет работы Б. Жутовского

Жутовский вспоминает: «Мы стали прощаться. Он вышел с нами в переднюю. – “Вы, голубчик, не держите на меня зла, – заговорил он, не выпуская мою руку из тёплых ладошек. – Я ведь как попал в Манеж и не помню. Кто-то завёз. Я, конечно, не должен был ехать, я ведь попал не как зритель, а как премьер-министр. Нет, я не должен был ехать. Да, орал я там на вас, но ведь как вышло: кто-то из художников больших тут стоял и говорил: "Сталина на них нет". Так это меня разозлило – я и стал орать. Хотел на него, а вышло на вас. Ну, а потом люди воспользовались…”».

 

Борис Жутовский (справа) и Александр Локтев на юбилейной выставке художника в галерее “Романов”. Фото Татьяны Киселёвой

 

В книге «Последние люди империи» Борис Жутовский пишет, что «вся эта свистопляска с культурой затеяна была Ильичёвым, чтобы перебраться из секретарей ЦК в Политбюро. Он и подставил “деда” в Манеже. Затем уж это разрослось в идеологические застолья под стерляжью уху с разносом и живописи, и литературы, и кино, и театра. И глумлением над Эренбургом, Алигер, Вознесенским, Аксёновым».

А завершились взаимоотношения Жутовского с Хрущёвым совершенно непредсказуемо: он стал соавтором Эрнста Неизвестного по проекту памятника Н. С. Хрущёву на Новодевичьем кладбище.

В заключение – несколько слов об увиденном на выставке, приуроченной к 75-летию Жутовского, которая проходила в московской галерее «Романов». Многие работы художника притягивают своей необычностью, оригинальными цветовыми и пространственными решениями, как будто творец-художник зафиксировал некие физико-химические процессы, протекавшие под его неусыпным оком. К творениям Жутовского хочется возвращаться вновь и вновь, раз за разом унося какие-то новые, порой трудно формулируемые впечатления. И мне в очередной раз подумалось, что между абстрактным и конкретным нет осязаемой границы. Достаточно, например, посмотреть на фотографии, сделанные из космоса, чтобы понять, что в нашей жизни абстрактное – в конкретном и конкретное – в абстрактном. Возможно, читатели смогут лучше понять, что имеется в виду, увидев фотографии некоторых работ Бориса Жутовского. Воистину, «игра в природу и в жизнь…». Здоровья Вам и творческого горения, уважаемый Борис Иосифович!

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика