Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2008, № 2 (47) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Весна 2008 № 2 (47)
СОБЫТИЯ КУЛЬТУРЫ
«ИГРА В ПРИРОДУ |
|
И В ЖИЗНЬ |
|
КАЖЕТСЯ МНЕ НАИБОЛЕЕ |
Борис Жутовский. Фото Михаила Михальчука |
«Давайте сравним два произведения живописи – автопортрет А. Лактионова и автопортрет Б. Жутовского. Как бы иные ни думали и что бы они ни говорили по этому поводу, но для всякого здравомыслящего человека, обладающего неиспорченными вкусами, ясно, что картина художника Лактионова привлекает своей человечностью и вызывает уважение к человеку. Смотришь на него, любуешься им и радуешься за человека. А кого изобразил Б. Жутовский? Урода! Посмотрев на его автопортрет, напугаться можно. Как только не стыдно человеку тратить свои силы на такое безобразие! Как же так, человек закончил советскую среднюю школу, институт, на него затрачены народные деньги, он ест народный хлеб. А чем же он отплачивает народу, рабочим и крестьянам, за те средства, которые они затратили на его образование? За те блага, которые они дают ему сейчас – вот таким автопортретом, этой мерзостью и жутью? Противно смотреть на такую грязную мазню и противно слушать тех, кто её защищает… » Так Н. С. Хрущёв сказал на встрече руководителей партии и правительства с деятелями литературы и искусства 8 марта 1963 года.
А тремя месяцами раньше, 2 декабря 1962 года, при посещении руководителями КПСС и правительства выставки в Манеже, организованной Московским союзом художников
(МОСХ) к его
14 декабря 2007 года Борису Иосифовичу исполнилось 75 лет. Сейчас он – один из признанных мастеров, его живопись включена в книгу «500 шедевров мирового искусства», его серия графических портретов современников (общим числом – 333) не имеет аналогов в отечественной графике последней трети XX века. 101 портрет из этой серии помещён в книге «Последние люди империи». О героях этой книги, представляющих интеллектуальный срез ушедшей эпохи, повествуют и психологические литературные зарисовки самого Б. Жутовского. Так что «абстракционист» Жутовский предстаёт мастером и сугубо реалистическим.
Он сам говорит о себе, что не занимается ни концептуальными придумками, ни социально-политическими: они его не интересуют. «Игра в природу и в жизнь, – замечает Борис Иосифович, – кажется мне наиболее захватывающей. Земля, на которой живёт человек, и сам человек – вот всё, что меня интересует. Но я никого не упрекаю за иное. Потому и существует человеческая культура, что она разнообразна».
К 75-летию Мастера в галерее «Романов» открылась его персональная выставка. Возвращаясь к «сотрясению МОСХа», надо сказать, что после первой встречи с Н. С. Хрущёвым всякая возможность участвовать в выставках живописи в СССР была для Жутовского закрыта. Широкий показ работ художника в галереях и музеях многих стран мира начинается лишь с 1965 года, после ухода Хрущёва с политической сцены.
Он сам говорит о себе, что не занимается ни концептуальными придумками, ни социально-политическими: они его не интересуют. «Игра в природу и в жизнь, – замечает Борис Иосифович, – кажется мне наиболее захватывающей. Земля, на которой живёт человек, и сам человек – вот всё, что меня интересует. Но я никого не упрекаю за иное. Потому и существует человеческая культура, что она разнообразна». |
Я, однако, не зря сказал о первой встрече художника с Н. С. Хрущёвым, потому что была ещё и… вторая. Б. Жутовский шёл к ней более восьми лет. Она стала
возможной благодаря двум обстоятельствам: вместе с женой Б. И. Жутовского работала внучка Н. С. Хрущёва, а Борис Иосифович на хулу бывшего «царя» ответил
добром. Не отдавая себе полностью отчёта в том, зачем он это делает, художник время от времени передавал Хрущёву через его внучку свои работы. И эта «воспитательная
мера» возымела действие: 17 апреля 1971 года опальный Н. С. Хрущёв пригласил Бориса Жутовского на свой
Андрей Дмитриевич Сахаров. 1989 |
Жутовский вспоминает: «Мы стали прощаться. Он вышел с нами в переднюю.
Борис Жутовский (справа) и Александр Локтев на юбилейной выставке художника в галерее “Романов”. Фото Татьяны Киселёвой |
В книге «Последние люди империи» Борис Жутовский пишет, что «вся эта свистопляска с культурой затеяна была Ильичёвым, чтобы перебраться из секретарей ЦК в Политбюро. Он и подставил “деда” в Манеже. Затем уж это разрослось в идеологические застолья под стерляжью уху с разносом и живописи, и литературы, и кино, и театра. И глумлением над Эренбургом, Алигер, Вознесенским, Аксёновым».
А завершились взаимоотношения Жутовского с Хрущёвым совершенно непредсказуемо: он стал соавтором Эрнста Неизвестного по проекту памятника Н. С. Хрущёву на Новодевичьем кладбище.
В заключение – несколько слов об увиденном на выставке, приуроченной к