Букварь школьника. Язык славян
Начала познания вещей божественных и человеческих
// Редакционная коллегия: архимандрит Никон (Иванов), протоиерей Николай (Лихоманов)
М,: Православное братство святых князей Бориса и Глеба, – 2002 – 1349 с. (Тираж 10000 экз.)
4.7. Атеизм, гуманизм, экуменизм
Атеизм есть отрицание существования Бога, отрицание всякой высшей разумной силы. Атеизм появился в средние века в Западной Европе, однако только
к XIX столетию он становится философским учением, не признающим ничего, кроме материи.
В XX столетии атеизм захватил ряд больших государств и, базируясь на псевдофилософии, начал учить, что человек является вершиной всего живущего, что не существует ни
высшего разума, ни высшей воли, перед которой надо отчитываться за свои поступки. Сам человек, без посторонней помощи, якобы создает окружающую жизнь и своё счастье. Атеизм
учит жить для себя, любить только себя и добиваться своих целей. В принципе хорошо то, что выгодно человеку. Для атеизма религия – выдумка; интересы семьи и
общества отходят на второй план. Человек может убивать, грабить, быть бессердечным, коварным, предателем и жуликом, лишь бы эти поступки шли на благо государства. Здесь
нет никаких вечных моральных норм, нет и понятия о грехе. Атеистическое государство старается себя сделать целью всего, а своих граждан – бездушными исполнителями.
Все религии признают существование Высшего Существа. Религиозные представления о Боге зарождаются в человеке очень рано и фактически присущи ему, как инстинкты, совесть и
другие душевные свойства. При правильном развитии религиозное чувство развивается и крепнет, потому что вся природа своей красотой и дивным устройством свидетельствует о
премудром и добром Создателе. В некоторые моменты своей жизни человек удостаивается даже чувствовать Бога в своей душе, видит Его дивный свет. Чем глубже человек
знакомится с христианским учением, тем больше он убеждается в его благотворном влиянии на человека, семью, государство и на всё общество.
Атеизм противоестественен; он есть продукт неправильного воспитания и греховного образа жизни, связанных с городской жизнью. Люди не рождаются атеистами, а делаются ими.
Большие города с их шумом, суетой и развратом нередко убивают в человеке всё святое и доброе. Потеряв Бога, атеист, однако, не может обойтись без какой-нибудь
веры и начинает верить в материю, приписывая ей божественные свойства, например: вечность, неизменность и даже мудрость. Не признавая Бога, атеизм на практике становится
самой нетерпимой и репрессивной религией. В то время, как религия успокаивает и радует человека, неверие его озлобляет, лишает внутреннего равновесия. Вот почему часто
атеисты должны кого-то ненавидеть, преследовать. За примерами ходить далеко не надо. Даже репрессии против «еретиков» в средние века, по сравнению с
преследованием верующих и инакомыслящих в коммунистических странах, кажутся гуманными.
Вот почему ещё древние философы ополчались на атеизм. Платон считал, что атеизм фатален и уничтожает мораль.
Гуманизм. Современный гуманизм – безбожная секта, ставящая краеугольным камнем всей жизни и «высшим существом» вселенной человека, которому
Бог не нужен и который сам должен творить законы, правила и свою мораль для данного места и времени. Современный гуманизм все церковные организации и верования считает
вредными для воспитания, для психологии и жизни человека. Современный гуманизм возник в США в середине 30-х г. нашего столетия. Он создан группой
неверующих учёных и философов, объединившихся в Американскую Гуманистическую Ассоциацию. В 1933 г. они выпустили «Манифест гуманистов № 1», подписанный
34 педагогами и писателями, поясняющий цели и устремления современного гуманизма. В 1973 г. был выпущен второй манифест, подписанный многими десятками очень
влиятельных лиц всего мира (включая и СССР). Эта секта считает человека хозяином мира, высшим творением природы, никакого Бога нет, молитвы ни в чём ему помочь не
могут, и он должен опираться только на свои силы. Этика, мораль и заповеди являются творениями самого человека и подлежат изменению в зависимости от места, времени и
обстоятельств. Человек должен быть независим от высших авторитетов и может управлять своей жизнью по собственному разумению, имея в виду личную пользу. Он не обязан
заботиться о больных и нищих. Аборты – его право. Семейная жизнь не должна быть стеснена церковными и гражданскими законами; менять спутника жизни и получать любые
телесные наслаждения – его право. Необузданная свобода приближает эту секту к атеизму, и она не менее опасна, т. к. стремится своей пропагандой развратить всё
общество и главным образом подрастающее поколение. Современный гуманизм старается привлекать авторитетных и влиятельных лиц – писателей, артистов, хозяев киностудий.
Голливуд выпускает ряд антирелигиозных и аморальных фильмов для молодежи и детей. Пишутся романы и рассказы такого же содержания. Развращающее влияние этой секты уже
заметно в обществе и среди молодежи. И оно способно погубить страну.
Экуменизм – религиозное течение, ставящее своей целью объединение посредством компромиссов, взаимных уступок всех существующих религиозных
течений в единую «церковь». Экуменизм есть ересь ересей, потому что до сего времени каждая отдельная ересь в истории Церкви стремилась сама стать на место истинной Церкви, а
экуменическое движение, объединив все ереси, приглашает их всех вместе почитать себя единой истинной Церковью. Древнее арианство, монофизитство, монофелитство,
иконоборчество, пелагианство и просто всевозможные изуверства под совершенно другими названиями современных сект, объединясь, в лице экуменизма идут приступом на Церковь.
Это явление безусловно апокалипсического характера. Богословски экуменизм не выдерживает никакой критики потому, что избегает какой бы то ни было собственной догматики.
Он распространяется не вглубь, а вширь, по пластам изживших себя ересей, но его поддерживает какая-то таинственная упругая сила, стоящая сама в тени. За ним
также огромная материальная мощь с хитрой финансовой политикой, умело преподающей помощь или своими дарами склоняющая на свою сторону чашу весов какой-нибудь
колеблющейся или утратившей чуткость совести.
Прикрываясь «благородной» целью «устранения межрелигиозной розни» и «воссоединения верующих в единой братской семье», теоретики экуменизма забывают упомянуть о главном:
о том, что в таком «воссоединении» будет утеряна величайшая драгоценность – Истина Божия, погребённая под грузом человеческого лжемудрствования. Как и всякая
ересь, экуменизм лжёт, предлагая «братски соединить» Истину с ложью, лукаво делая вид, что не понимает противоестественности такого соединения, надеясь, что люди,
заворожённые благородством лозунгов, не заметят страшной подмены.
Первая и главная ложь экуменизма – тезис об «исторически произошедшем разделении церквей». «Та Церковь, которую основал Христос и которая содержала полноту
спасительной Истины, – говорят экуменисты, – с течением времени разделилась на различные ветви. Православие и католицизм, протестантизм и его многочисленные
разновидности – вполне равноправны. Они являются результатом человеческой деятельности, следствием политических и национальных разногласий, и потому все одинаково
совершенны. Сегодня наконец пришла пора устранить эти искусственные разногласия и воссоединить различные религиозные конфессии, вернувшись к первоначальному,
первохристианскому единству».
Лукавство подобных рассуждений заключается в том, что на деле никакого разделения церквей никогда не происходило. История христианства недвусмысленно и ясно свидетельствует
о том, что в действительности имело место постепенное отпадение западных народов и западноевропейских конфессий от Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви.
Церковь же эта неповреждённо существует и поныне, приняв наименование Православной, то есть правильно славящей Бога.
Вторая ложь экуменизма является логическим продолжением первой. Это тезис о том, что «каждая из разделившихся церквей хранит свою часть Божественной Истины, и никто не может
претендовать на обладание Её полнотой».
Разве разделился Христос? (1 Кор. 1,13), – восклицал ещё девятнадцать веков назад апостол Павел, укоряя тех, кто пытался незаконно предъявить свои
претензии на обладание церковной благодатью. Сегодня число таких претендентов многократно умножилось. При этом все они почему-то стыдливо забывают сказать
о том, что их претензии – это претензии самозванцев, пытающихся обосновать свои мнимые права с помощью лукавых передержек, преднамеренных умолчаний и откровенных
выдумок. С догматической точки зрения претензии экуменистов несостоятельны. Первые десять веков весь христианский мир веровал именно так, как и доселе верует
Православная Церковь. При этом всяческие попытки исказить это вероучение пресекались Церковью со всей суровостью, ибо грозили нарушить чистоту и целостность Божественного
Откровения. Лишь начиная с XI столетия, после того, как Запад отпал в ересь католицизма, началось дробление христианства на новоизмышленные «конфессии», которые теперь
в рамках экуменизма требуют признать свои лжеучения «равночестными» с истинами Святого Православия.
Третья ложь экуменизма – ложь о том, что его нравственным основанием является любовь, повинуясь зову которой экуменисты стараются уничтожить в религиозной области все
разногласия и разделения, утвердить повсюду мир и единение.
Любовь – первая и главная добродетель христианина. Без неё невозможно само существование мира, без неё теряет смысл человеческая жизнь. Но эта любовь есть прежде всего
любовь к Богу, к тем Божественным истинам и благодатным откровениям, которые позволяют человеку победить грех и стяжать себе вечную и блаженную жизнь в обителях райских.
Такая любовь не терпит никаких посягательств на истины веры. Такая любовь беспощадно, до последней капли крови, до последнего издыхания борется с измышлениями, посягающими
на чистоту Божественных заповедей. И эта любовь не имеет ничего общего с теми лукавыми оговорками, которые используют экуменисты для прикрытия своих целей.
Четвертая ложь экуменизма – широко рекламируемое утверждение о его «аполитичности». Стремление представить экуменизм чисто «внутрирелигиозным» явлением носит
конъюнктурный характер и не выдерживает даже поверхностной проверки фактами.
Сама по себе «мировая религия», общая для всего человечества – а именно она является конечной целью всех усилий экуменистов – есть ни что иное, как идеологическое
основание мондиализма, лжеучения о неизбежности грядущего объединения человечества в единое сверхгосударство с общим мировым правительством во главе.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) о невозможности спасения иноверцев и еретиков |
Достойное горького рыдания зрелище: христиане, незнающие, в чем состоит христианство! А это зрелище почти беспрестанно встречают ныне взоры; редко они бывают утешены
противоположным, точно утешительным зрелищем! Редко они могут в многочисленной толпе именующих себя христианами остановиться на христианине и именем, и самым делом… |
С христианской точки зрения попытки создания «универсальной» религии оцениваются однозначно – как подготовка к воцарению антихриста.
В связи с этим особенно ярко выясняется несостоятельность нынешних «православных» экуменистов, использующих для своего оправдания пятую ложь – тезис о том, что в рамках
экуменического движения они остаются лишь для того, чтобы «свидетельствовать инославным об истинах Православия». Таким свидетельством является вся жизнь Православной Церкви
в её благодатной, чудесной полноте. Из века в век спасительная церковная благодать привлекала к себе десятки, сотни миллионов людей, жаждавших спасти свою душу и обрести
высший смысл жизни. Никаких дополнительных «свидетельств» истины откровения Божия не требуется.
|