Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2008, № 3 (48) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Лето 2008 № 3 (48)
РЕЛИГИЯ, НАУКА, ОБЩЕСТВО
О сказках, религии и вере в существование Бога
Статья с сокращениями была
опубликована в
http://religion.ng.ru/problems/2008-05-21/5_polemika.html.
Публикуется без сокращений.
Фото с сайта |
В приложении
Право Е. Водолазкина считать, что авторы «Письма» (я один из них), если даже и являются специалистами в своих областях науки, но мало разбираются в религии и современной политике Русской Православной церкви (РПЦ).
Многое на эту тему уже написано, и я не стал бы даже писать настоящую статью, если бы совершенно неверным и фальшивым не был основной тезис Е. Водолазкина. Именно, он пишет: «Хочу сообщить авторам “Письма” главное: Бог есть. Доказывать это здесь нет необходимости уже хотя бы потому, что академики не доказали противоположного. Строго говоря, это тот пункт, где ни одной из сторон доказательства не нужны: это вопрос веры».
Это есть вариант довольно часто встречающегося утверждения, что атеисты просто в существование Бога не верят, а религиозные люди в существование Бога верят, вот и всё. Но
это в корне ошибочно, ибо слово «вера» очень растяжимо, ёмко, и вера атеиста и вера религиозного человека – это совершенно разные веры. Вера атеиста основана на знании,
это вера в действительно существующее, в факты, в науку. Скажем, школьник верит в справедливость таблицы умножения и, скажем, в то, что
Религиозная же вера основана на том, что написано в Библии или Коране (для конкретности, ограничиваюсь монотеистическими религиями – иудаизме, христианстве и исламе). Библия и Коран буквально пропитаны различными чудесами. Чудесами же называется то, что не совместимо с законами природы, является сверхъестественным и не выдерживает научной экспертизы. Таковы воскрешение из мёртвых, непорочное зачатие, существование ангелов, чёрта, рая, ада, души и т. д. Но если этого нет в природе, то всё это выдумки, фикция. Это на современном языке, по современным понятиям, просто сказки. Поставить создание этих сказок в упрёк авторам Библии нельзя, ибо тысячелетия, вплоть до середины второго тысячелетия, наука находилась в зародышевом, младенческом состоянии. Можно было выдумывать почти всё, что угодно, даже и не думая об экспериментальной проверке этих выдумок. Да и сознание людей того времени было, можно сказать, донаучным. Другими словами, все эти чудеса – плод религиозного мировоззрения, принципиально отличающегося от научного, материалистического мировоззрения.
Итак, существуют два совершенно разных мировоззрения – научное и религиозное. Им соответствуют и две различные веры – основанная на знании вера в истину, в реальный мир, и не основанная на опытном знании вера в сказки. К сожалению, не только дети, но и многие взрослые люди продолжают верить в сказки, пусть не в то, что их нашли в капусте, но во многие совершенно вздорные вещи. Чего только стоят разного рода лженаучные выдумки и паранормальные верования. Но просто печально, когда взрослые люди, подобно Е. Водолазкину, не видят или, скорее, не ходят видеть глубокой пропасти между указанными мировоззрениями и верами. Подробнее на эту тему я писал недавно 1, и нет возможности здесь всё повторять.
Библия – это, конечно, очень ценное историческое и художественное произведение, но считать её священной книгой – дело верующих. Очистите Библию и Коран от чудес, и от религии почти ничего не останется. Точнее, в Библии отражены и, так сказать, общечеловеческие ценности, например, известные заповеди. Но, по сути дела, древняя Библия и религия в целом их просто адаптировали, включив в своё вероучение. Но можно (и нужно!) отделять вопросы морали и этики от религии. Примером такого решения является светский гуманизм (см. книгу, указанную в первой сноске).
Итак, религия – это, в основном, собрание древних сказок. Научное религиоведение уже давно объяснило антропологические, психологические, исторические, гносеологические и социологические причины и основания религиозной веры. Но чисто эмоционально мне совершенно непонятно, как такое огромное количество людей может и во взрослом возрасте верить в эти сказки. Впрочем, дело ещё и в свободе. Если свобода недостаточно просвещена и не хочет слышать голос разума, тогда она может заставить человека верить во что угодно. Скажем, не признавать экспериментально подтверждаемую теорию эволюции и подавать, как это сделала Маша Шрайбер, в суд на Ч. Дарвина за идею происхождения человека от обезьяны, чего, кстати, он не утверждал, но высказал научную гипотезу о том, что у человека и обезьяны имеется общий предок.
Так уж люди устроены, что они имеют как достоинства, так и недостатки, поэтому и эффект не ограниченной разумом веры наблюдается и сегодня, когда сказки про Гарри Поттера
издаются многотысячными тиражами во всём мире. У нас, если не ошибаюсь, издано семь таких книг, причём тиражом, какие сегодня и не снятся при издании у нас научных
книг. В общем, это понятно: детей миллионы и им нужна легко усваиваемая пища для развития фантазии и воображения.
Во избежание недоразумений хочу подчеркнуть, что необходимо различать религию и веру в существование Бога. Разумеется, религиозный человек верит в существование Бога или
богов. Однако можно верить в существование
…Креационизм противоречит науке, и это не мнение |
Окружающий нас мир сложен и далеко не всё современная наука может объяснить.
За свою историю со времен Коперника, Галилея и Ньютона наука подарила человечеству невероятно много открытий. Она радикально улучшила условия человеческого существования, чего не могла сделать религия за многие тысячелетия своего господства. На пути научного прогресса особенно много сделано за последние два столетия 4. Среди достижений фундаментальных наук я имею в виду, в первую очередь, выяснение существования эволюции и в живой, и в неживой природе. Особенно важную роль в этом отношении сыграли труды Дарвина, опубликованные в 1859 и в 1871 гг. (в последнем случае речь идёт об эволюции человека). Если детали эволюции некоторых организмов являются ещё дискуссионными, то сам факт эволюции человека от обезьяноподобного предка до современного человека (Homo sapiens) доказан совершенно надёжно. Между тем, согласно Библии, человек и животные созданы Богом сравнительно недавно, причём сразу такими, какими они являются сегодня. Это и есть креационизм (согласно словарю: креационизм – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего; характерен для теистических религий). Креационизм и наука совершенно несовместимы, и поэтому вопрос о креационизме и, в частности, его преподавании в школе оказался в фокусе дискуссий о религии и науке, о противопоставлении науки и религии.
Обложка книги В. Л. Гинзбурга. М.: РГО, 2008 |
Развивая сказанное выше, можно понять людей нерелигиозных, отвечающих на вопрос о религии и существовании Бога: я не верю и не исповедую
Атеисты считают такой ответ словесной уловкой, и полностью отрицают существование Бога. Ясно, что доказать здесь строго научно ничего нельзя, речь идёт о так называемых «интуитивных суждениях». Смысл и роль таких суждений – вопрос, останавливаться на котором здесь было бы неуместно 5.
Центральным пунктом, где сталкивается наука и религия, как сказано, является креационизм. Ведь согласно Библии, человека и весь животный мир Бог мгновенно (всего за шесть
дней) создал из ничего. Вместе с тем, наука доказала существование эволюции, в частности, в отношении человека. Данные антропологии не оставляют здесь никаких сомнений.
Повторю, сам факт эволюции и несостоятельность креационизма доказаны. Т. о. в этом пункте особенно зримо сталкиваются научное и религиозное мировоззрение. Под влиянием
фактов многие церкви либо обходят вопрос о креационизме, либо
Этому вопросу [о преподавании креационизма] была посвящена даже специальная резолюция 1580 от 4 октября 2007 г. Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), членом которой является и Россия. Эта резолюция так и называется – «Опасность креационизма для образования»… В Резолюции, в частности, говорится, что её целью является «предостеречь от определённой тенденции подменить науку верованием. Необходимо отделить веру от науки». И далее: «ПАСЕ обеспокоена возможностью нездоровых последствий распространения идей креационизма в рамках образовательных систем»… Хочу лишь подчеркнуть её актуальность для нас. Проникновение креационизма в школу, да и в любую другую область общественной жизни, глубоко реакционно и будет являться тормозом на пути развития России. |
Сказанное активно обсуждается и за рубежом. Этому вопросу была посвящена даже специальная резолюция 1580 от 4 октября 2007 г. Парламентской Ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), членом которой является и Россия. Эта резолюция так и называется – «Опасность креационизма для образования». К сожалению, эта резолюция у нас не была известна, точнее сказать, не привлекла внимания. Сейчас она опубликована 6. В Резолюции, в частности, говорится, что её целью является «предостеречь от определённой тенденции подменить науку верованием. Необходимо отделить веру от науки». И далее: «ПАСЕ обеспокоена возможностью нездоровых последствий распространения идей креационизма в рамках образовательных систем». Мне очень хотелось бы процитировать всю Резолюцию ПАСЕ, но это, к сожалению, невозможно. Хочу лишь подчеркнуть её актуальность для нас. Проникновение креационизма в школу, да и в любую другую область общественной жизни, глубоко реакционно и будет являться тормозом на пути развития России.
1 См. статьи в «Новой газете» № 64 (2007) и № 4 (2008) и книжку: В. Л. Гинзбург. Об атеизме, религии и светском гуманизме. Москва: РГО (2008). В этой книге собраны некоторые статьи автора; многие из них имеются и на сайте: www.ufn.ru, раздел «Трибуна УФН».
2 См. мою статью «Астрология и лженаука» в той же упомянутой моей книжке, а также в журнале «Наука и жизнь» № 1, с. 12 (2008).
3 См. Кувакин В. Не дай себя обмануть: Введение в теорию практического мышления. М.: Академический Проект, 2007, с. 172.
4 В обществах, где укоренилась наука, за это время была более чем вдвое увеличена продолжительность жизни, побеждены многие болезни, эпидемии, люди избавились от голода и ужасающей нищеты, они стали жить беспрецедентно комфортно, их мобильность и коммуникативные возможности стали фантастически большими.
5 См., например,
Е. Л. фейнберг. «Две культуры (интуиция и логика в науке и искусстве)».
6 «Учительская газета» от
1 апреля 2008 г. Резолюция опубликована также в журнале «Здравый смысл» № 2 (47), 2008,