Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2008, № 3 (48) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Лето 2008 № 3 (48)
МНЕНИЯ
|
||||
Факт смертности человеческого существа с объективной необходимостью породил смертническую парадигму – убеждённость во всеобщности и неотвратимости смерти людей как трагического финала их индивидуального бытия. В разные исторические периоды эта убеждённость принимала различные формы. Как мне представляется, существует тенденция смены парадигмальных представлений о жизни, смерти и бессмертии человека – пессимистические (периода мифологии и политеистических религий) сменяются оптимистическими (точнее – псевдооптимистическими, периода мировых монотеистических религий), далее возникает парадигма научно-пессимистическая, отражающая уровень научных знаний эпохи Просвещения – первой половины XX в., когда не было серьёзных научных достижений в биологии и медицине, но на их основе формируется научно-оптимистическая точка зрения на проблему смертности. Каждой из этих парадигм соответствовала специфическая форма гуманизма.
Для первой из них было характерно однозначно пессимистическое отношение к возможности обретения личного бессмертия. На протяжении многих тысяч лет люди жили с верой в то,
что боги создали их, с одной стороны, по своему образу и подобию, чтобы передать им часть божественных функций, но, с другой стороны, смертными, дабы тварные существа не
имели шансов восстать против своих творцов [1,
Примечательно, что саддукеи, представители одного из основных направлений древнего иудаизма, признававшие «священное писание», но не «священное предание» (устное), отвергали
веру в бессмертие души и посмертное воздаяние. Естественно, что в контексте такого мировоззрения гуманистические идеалы были крайне узкими и безотрадными. Поэтому
божественное благорасположение к человеку усматривалось исключительно в более долгой и благополучной жизни здесь, на земле, да в многочисленном потомстве. «И скончался
Авраам, и умер в старости доброй, престарелый и насыщенный жизнию»
Второй вид представлений о жизни, смерти и бессмертии человека сформировался в то время, когда положение вещей в обществе изменилось кардинальным образом – на смену относительно изолированным и сплочённым кровнородственным общностям людей, живших по заветам предков и издавна установленным обычаям, пришел классово-антагонистический строй. Возникли сомнения в непреложности и истинности прежних верований и традиций, разрушительное по своей сути критическое отношение к ним. Нарастало чувство бессмысленности обрушившихся на людей социальных и личностных бедствий и страданий. Ими всё более овладевало чувство обречённости и безысходности.
Сложившаяся ситуация ярко отображена, например в древнеегипетском папирусе «Беседа разочарованного со своим духом», который датируется началом третьего тысячелетия
до н. э. «О дух мой, – взывает человек, – безумно удерживать удрученного жизнью, поведи меня к смерти прежде, чем она пришла ко мне»
[3, с. 382]. В этой безысходной социальной ситуации и безрадостной духовной атмосфере даже прежние, безотрадные, гуманистические представления всё более
разрушались, утрачивали хоть
Люди, естественно, не могли не искать выхода из подобного положения вещей, чтобы
Первой из них стал буддизм с его центральной идеей переселения душ, или реинкарнации, метемпсихоза, которую разделяли и многие западные философы, в частности Сократ. Примечательно, что именно он, одним из первых, разработал учение, согласно которому смерть является «отрешением души от тела» [5, с. 335]. Эти представления, в конечном счёте, способствовали возникновению четыре столетия спустя христианской религии, а ещё шесть – ислама. Центральной стала вера в бога как гаранта личного бессмертия, достигаемого в трансцендентном, посмертном, существовании человека. Эти верования, строго говоря, нельзя назвать имморталистическими (лат. im – отрицательная частица «без», mors, mortis – смерть), т. е. бессмертническими, это, точнее, постмортализм, т. е. послесмертие. Так что и ориентированные на него гуманистические идеалы оказались, в конечном счёте, посмертническими, постморталистическими.
Решение фундаментальных проблем было, по сути дела, перенесено из реального мира в мир «потусторонний», оказавшись вне контроля человеческой практики. Появилась принципиально новая форма гуманизма, во многом – псевдогуманизма, поскольку реальные земные интересы людей приносились, по существу, вследствие идеологической безоговорочности религиозной догматики, в жертву мнимым интересам посмертного существования. Подобного рода «аберрация» действительных и ложных ценностей надолго укоренилась в сознании людей, всё более дезориентируя их в реальной жизни.
Вследствие практической неконтролируемости потустороннего, появилось и продолжает существовать немало теологических версий о происхождении души, её природе и посмертной
участи людей, которые, как правило, прямо исключают друг друга [1,
Николай Фёдорович Фёдоров |
Между тем задача заключается как раз в том, чтобы смерть была «попрана» именно жизнью. Как ни парадоксально, но первый значительный шаг в этом направлении, единственно
верном и приемлемом, был сделан в контексте религиозной философии. Особое значение в данном отношении, на мой взгляд, имела философия общего дела Н. Ф. Фёдорова.
Он объявил долгом сынов воскресить своих отцов, т. е. призвал победить смерть не только грядущую, но и уже свершившуюся, обосновывая реальность постановки такой задачи
тем, что смертность не является атрибутом человека, она порождена лишь стихийным характером предшествующего хода эволюции и может быть устранена, если внести в эти процессы
сознание и волю людей, опирающихся на достижения научно-технического и социального прогресса в его бессмертнической интерпретации – отрицание необходимости смены
поколений в её современном виде, а значит смерти как непременного условия развития [6;
Данная проблема, действительно, может быть последовательно решена только посредством науки, не обременённой ограничениями религиозного мировоззрения. Однако её приверженцы к
осознанию такой возможности пришли далеко не сразу. Первоначально сложился третий вид представлений о жизни, смерти и бессмертии человека, для которого стал характерным
именно научно-пессимистический взгляд на возможность решения данной проблемы. Он с необходимостью наложил свою печать на соответствующие гуманистические идеалы, определяющим
пафосом которых стало освобождение людей от страха перед реальной смертью, однако без
Достаточно вспомнить в этой связи учение Эпикура, что человек со смертью не встречается и потому он должен быть свободным от страха перед ней [8,
Именно такие убеждения разделяли и русские философы-материалисты [7,
Но у Герцена вместе с тем есть очень примечательное и исключительно ценное высказывание, которое в данном контексте нельзя не привести. «Старчество и болезнь, – считал Герцен, – протестуют своими страданиями против смерти, а не зовут её, и, найди они в себе силы или вне себя средства, они победили бы смерть» [13, с. 387]. Следовательно, русские материалисты, по сути дела, ничего не имели, в конечном счёте, против возможности реального личного бессмертия, они только не находили в современной им науке никаких серьёзных оснований для подобной постановки проблемы, а выдвижение несостоятельных прожектов на сей счёт противоречило их убеждениям.
По существу, ту же материалистическую точку зрения на данную проблему разделяла и марксистская философия. Так, Ф. Энгельс считал банальностью утверждение, что «все
люди должны умереть» [14, с. 90], никак и нигде, к сожалению, не оговаривая его обоснованность лишь современным ему уровнем развития науки или
В следующем, XX столетии положение вещей стало существенно меняться. С одной стороны, получила своё продолжение прежняя материалистическая традиция, которая, как
ни огорчительно это признавать, превалирует и сегодня в научном и общественном сознании. Умы людей
Константин Эдуардович Циолковский |
Первая значимая и вполне сознательная попытка в этом направлении была предпринята К. Э. Циолковским в его космической философии. Так, по поводу взглядов такого представителя смертнического материализма, как Л. Бюхнер, Циолковский писал: «Бюхнеровский материализм никак нельзя заподозрить в отсутствии честности. Напротив, он рыцарски честен и даже страдает за это отсутствием к нему симпатии. Он только незакончен, так же как мой не представляет конца, а есть только естественное продолжение бюхнеровского» [18, с. 13]. То же можно сказать, считал Циолковский и о материализме в целом. «Вообще, – полагал он, – материализм остановился на половине дороги в беспомощном и жалком состоянии, так как не дошёл до отрадных выводов о вечной и безначальной жизни всего сущего, всякой частицы живой или мёртвой материи. Он этим оттолкнул от себя всех жаждущих вечности и заставил их искать её у философов других направлений, где сиял отрадный, хотя и туманный, свет нескончаемой жизни» [19, л. 14]. Точно так же им оценивалось и состояние естественных наук, которые, по его выражению, пропели лишь «часть песенки».
Циолковский был убеждён: «Нет конца жизни, конца разуму и совершенствованию человечества. Прогресс его вечен. А если это так, невозможно сомневаться и в достижении
бессмертия» [20, с. 139]. Однако, будучи не только материалистом, но и панпсихистом, он допускал возможность бессмертия, вследствие ряда его жизненных
обстоятельств, только для гипотетических космических существ, тогда как у людей, как ему представлялось, совсем иная участь. Циолковский считал, что субъективно смерти нет,
а всё представляет собой непрерывный поток жизни. «Какая это радость, – полагал он, – знать и быть совершенно уверенным, что смерть сливается с рождением, что
новая жизнь прекрасна, что она хотя и разрушима, но новое разрушение сольётся с новым совершенным рождением, что разрушения или “смерти” будут повторяться вечно,
бесчисленное число раз, но все эти разрушения не есть исчезновения, а возникновения» [21, с. 205]. Циолковский, несмотря на весь свой оптимистический пафос, не
смог должным образом поставить, а тем более решить проблему реального именно личного бессмертия [7,
Подлинно современной постановкой и решением проблемы реального личного бессмертия и воскрешения человека по праву можно считать «новую идеологию» анархистов-биокосмистов в
конце
Главная задача усматривалась ими в том, чтобы устранить временной локализм человеческой жизни с конечной целью достижения личного бессмертия (иммортализм), а также её
пространственный локализм, установив межпланетные сообщения (интерпланетаризм). В одном из их программных документов – «“Доктрина отцов” и
анархизм-биокосмизм» говорится: «Личное бессмертие не дано, оно должно быть завоевано, реализовано, сотворено. Это не восстановление утраченного, как говорит библия, но
создание ещё небывшего. Не восстановление, но творчество. То же относится и к завоеванию космоса. Иммортализм и интерпланетаризм – это максимальная, но не конечная
цель. Это этапы и средства к безмерно великому творчеству. Но эта цель впереди – и потому она величайшая. Наша цель (реализация личного бессмертия, жизнь в космосе,
воскрешение) исключает мистику, которая бросает в хаос, в пустоту» [24, с. 177]. Свои устремления анархисты-биокосмисты основывали на работах
К. Э. Циолковского, опытах профессора Н. П. Кравкова по оживлению тканей умерших и других достижениях научно-технического и социального прогресса,
разделяя, в частности, планы построения бесклассового общества [7,
Алексей Максимович Горький |
Схожие идеи пропагандировал в своём творчестве А. М. Горький. Так, в своей лекции «О знании», прочитанной в Рабоче-крестьянском университете 30 марта
Новый период живого интереса и прямой разработки проблемы практического бессмертия человека относится к последней трети XX столетия и началу XXI (Л. В. Комаров, В. Ф. Купревич, Г. Д. Бердышев, В. М. Дильман, В. Г. Астахова, И. В. Вишев, М. В. Соловьев и др.). Главная идея в то время заключалась в том, что закономерный характер старения и смерти открывает реальную возможность предупреждения и того, и другого. «Ведь если, – писал, например, В. М. Дильман, – естественные механизмы смерти осуществляются по определённому плану, то целенаправленное воздействие на них возможно, т. е. возможно противодействие естественному ходу старения» [27, с. 14]. А несколько ниже он уточнял, что «дальнейшее расширение пределов жизни станет возможным только путём целенаправленного вмешательства в механизм запрограммированной смерти» [27, с. 14]. Проводимые эксперименты на растениях и животных подтверждали реальность открывающихся перспектив, их среднюю продолжительность жизни удавалось увеличить на десятки процентов, а иногда и в несколько раз.
Была разработана комплексная программа «Продление жизни» под эгидой Института геронтологии в Киеве, однако довлеющие над геронтологами традиции и предубеждения, обусловленные самим предметом их исследований и целенаправленностью – изучение старения и продления старости, не позволили должным образом реализовать её потенциал. Возможно, данный круг проблем сподручнее было бы решать Ювенологическому научному центру (ювенология – наука о способах сохранения и возвращения молодости). Существовавшему в то время Общественному институту ювенологии решение этой фундаментальной задачи было явно не по силам. Но главным препятствием движения в этом направлении было и остаётся консервативно-нигилистическое восприятие и отношение к нетрадиционной постановке проблемы достижения оптимальной длительности телесной и духовной жизнедеятельности человека, обеспечения практического бессмертия.
В то же время происходит сдвиг в позитивную сторону, вызванный поистине революционным прорывом в науках о человеке и в биологии, что открывает реальные перспективы обретения
личного бессмертия и возможности воскрешения. Однако переход от одной парадигмы к другой, в данном случае – от смертнической к бессмертнической происходит с огромными
трудностями и осложнениями. Доводы, оппонирующие данной концепции, непременно должны быть рассмотрены, хотя бы кратко, поскольку они также дают определённую пищу для
размышления. В этой связи нельзя не высказать ряд соображений по поводу статьи Ю. В. Хен «Теория и практика усовершенствования человеческой
“породы”» [28,
А в другом месте, где речь идёт о «стерилизации» как евгеническом методе, который, как мне представляется, также предвзято интерпретируется в этой статье, Хен обосновывает своё отрицательное отношение к стерилизации, в частности, ссылкой на то, что «“обыватель” воспринял её как самое грубое посягательство на дарованную Богом способность, тем более, что согласно библейским заветам человеку было наказано “плодиться и размножаться” без ограничений» [28, с. 133]. «Антигуманный» характер селекции объясняется также очевидным противоречием, по словам автора статьи, «общепринятым нормам европейской (христианской) морали» [28, с. 133]. Такого рода «доводы» вряд ли уместны в серьёзной философской статье и потому вызывают вполне оправданное недоверие к позиции её автора.
Явная идеологизированность подобной позиции проявляется и в критике «существенных недостатков» либерального проекта евгеники, «самый очевидный» из которых состоит в том, что, по мнению Хен, «права нерождённого человека в данном случае оказываются так же попраны, как и в классической евгенике: с точки зрения личности, нет никакой разницы, кто определяет её судьбу – государство или родители, – в обоих случаях ребёнок одинаково бесправен и одинаково бессилен перед лицом превосходящей силы» [28, с. 135]. Разница, с точки зрения автора этой статьи, заключается лишь в том, что в первом случае, при «государственном контроле», судьба ребёнка определялась бы «группой компетентных специалистов», а во втором – родителями, которые могут обладать экзотическими вкусами или быть «попросту неграмотными». У последних можно допустить и массу других негативных свойств.
Проблема «прав человека» является сегодня одной из актуальных и острых, затрагивающей самые близкие и насущные интересы людей. Однако, по моему убеждению, её нельзя решать с
религиозных позиций. Трудно представить, чтобы, став зрелой личностью, человек
Несравненно более серьёзным недостатком либеральной евгеники и возражением против неё, а потому и заслуживающим большего внимания, Хен считает «неравенство материальных возможностей». «Генная инженерия, – не без основания полагает она, – как фактор свободного рынка неизбежно будет способствовать дальнейшему расслоению общества в силу того, что дети состоятельных людей с каждым поколением будут становиться всё более здоровыми, красивыми и способными, а дети бедных – всё менее востребованными на их фоне» [28, с. 135]. Данная опасность реальна, но абстрактна, так что её не следует преувеличивать. Разумеется, более предпочтительным был бы такой вариант государственного устройства, в котором проблемы подобного рода решались в интересах всего населения. Что же касается современных условий, то, скорее всего, теми или иными плодами современной цивилизации, действительно, смогут воспользоваться имущие слои общества, но, в конечном счёте, эти достижения станут достоянием всех (примеров тому множество), иначе неизбежно произойдёт социальный взрыв, в котором, по большому счёту, никто не заинтересован.
Наконец, трудно признать оправданным опасение Хен, будто бы в будущем, по её словам, «не окажется места для физически здорового и интеллектуально “продвинутого” идеала наших дней» [28, с. 136]. Как бы там ни было, научные исследования, направленные на совершенствование человеческой природы, всегда будут сообразовываться с соответствующим «идеальным продуктом» в своей эпохе, ибо недопустимо отдавать решение насущных человеческих проблем на «усмотрение» стихии, пускать дело на самотёк. Так что предостережение Хен: «Всякая попытка выстроить человека по определённому образцу одновременно окажется и попыткой остановить историю» [28, с. 136] – несостоятельно, ибо никто не собирается подгонять всех людей под один образец, под один шаблон, если не считать таким образцом или шаблоном достижение всеми людьми стабильного здоровья, сохранение молодости и способности к неограниченно долгой жизни. Впрочем, против таких «образцов» и «шаблонов» вряд ли кто будет возражать, а история от этого не только не остановится, но, несомненно, существенно ускорит темп своего развития.
Наиболее же непримиримыми оппонентами совершенствования человеческой природы, в частности с целью достижения реального личного бессмертия и возможности воскрешения, стали самые различные религиозные конфессии. Ватикан, например, сразу и безоговорочно обвинил учёных, работающих в данной области исследований, в кощунстве. Католическая церковь сочла в принципе неприемлемым какое бы то ни было вмешательство человека в процессы репродукции и генетический материал живых существ. За запрещение клонирования человека категорично высказалась и Лига исламского мира [29]. Что же касается Русской Православной церкви, то она тоже оперативно откликнулась на возникшую проблему и приняла активное участие в развернувшейся дискуссии.
Её позиция была решительно подкреплена патриархом Московским и всея Руси Алексием II в его книге «Войдите в радость Господа своего. Размышление о вере, человеке и
современном мире», изданной в связи с его
В этой связи представляют определённый интерес доводы протоиерея Александра Борисова, опубликовавшего свой материал в журнале «Наука и религия» [31,
Мне не показались логичными ни «удивление» оппонента по поводу моей статьи, ни «естественным» вопрос по поводу клонирования: «ЗАЧЕМ?», поскольку он сразу же вслед за
этим привёл на сей счёт мою точку зрения:
Обращаясь к любимым для приверженцев религии «нравственно-практическим аспектам» клонирования и выясняя столь же нелогичный в данном контексте очередной вопрос: «для
чего?», Борисов пишет: «Профессор Вишев, как мы видели, откровенно говорит: “Для получения запчастей”». А далее следует его комментарий.
«То есть, – считает протоиерей, – почувствовав, например, почечную недостаточность, человек заказывает себе своего двойника, и когда двойнику стукнет года
Но, во-первых, я ничего подобного и не предлагал, так что просто нечестно, «практически-безнравственно», представлять своего идейного противника в подобном свете.
Протоиерей Борисов, естественно, высказался и против предположения о возможности выращивания клона без участия женщин, припомнив в этой связи
Говоря же о самом главном – значении клонирования человека для достижения реального личного бессмертия и воскрешения, протоиерей Борисов утверждает, будто как раз «достижение “практического бессмертия” путём клонирования невозможно» [31, с. 17]. И далее продолжает: «Даже если при всех сложностях отдельным энтузиастам, а точнее, недобросовестным учёным, желающим заработать на невежестве обывателей, в условиях подпольных лабораторий удастся получить двойника богатого простофили, то это не будет сам донор. Это будет его брат, близнец». Прежде всего неверно, что клоны существуют, сколько существует человечество, что ими являются «однояйцевые» близнецы. Таковые с самого раннего периода развития заведомо не могут быть абсолютно идентичными, тем более когда произойдёт их разделение, индивидуализация. Близнецы – и братья, и сёстры – это различные человеческие индивиды, из них поэтому вырастают разные люди, формируются различные личности. Несмотря на всё их сходство, у этих различных человеческих индивидов будут свои собственные сугубо индивидуальные клоны, посредством которых они вновь воспроизведут себя, повторят себя в своей новой жизни, но это будут именно они сами 1.
Разумеется, в данной области исследований ещё немало «белых пятен», нерешённых вопросов, но нет сомнения, что со временем наука успешно решит и эти, и другие, связанные с
ними проблемы. Вся её предшествующая и современная история является убедительным основанием для такой уверенности. Однако это происходит при том непременном условии, что
наука не загоняется в «подпольные лаборатории» всякого рода неоправданными запретами, особенно идеологизированного характера, и не передаётся тем самым в руки
«недобросовестных учёных», спекулирующих на доверии «простофиль». Протоиерей Борисов, казалось бы,
Судя по всему, он этого, к сожалению, всё же не понимает, поскольку заканчивает такой тирадой: «Запрет на эти работы абсолютно естествен и оправдан, так как их бесконтрольное развитие представляет собой бескрайнее поле для обмана и экспериментов над человеческими эмбрионами, то есть над людьми, без их на то согласия. И то и другое неприемлемо не только для религиозных людей, но и для любого человека с нормальным нравственным чувством» [31, с. 17]. Остаётся выразить искреннее сожаление, что Александр Борисов предпочёл веру в бога и служение ей уверенности в неограниченных возможностях разума и науки, поприщу учёного, и теперь активно противодействует научному прогрессу.
Приходится с ещё большим сожалением констатировать, что умонастроения, представленные Ю. В. Хен и А. Борисовым, находят своё проявление в глобальном масштабе. Это обстоятельство крайне драматизирует ситуацию. Свидетельством тому является Декларация Генеральной Ассамблеи ООН, по существу, запрещающая клонирование человека, которая была принята 8 марта 2005 года именно под решающим влиянием религии и консервативно настроенных учёных. Правда, в ней далеко не всё ясно и определённо, а потому она может быть интерпретирована с диаметрально противоположных позиций – и запретительных, и конструктивных. Действительно, с одной стороны, очевиден пафос Декларации – запретить клонирование человека. Но в ней же делается важная оговорка, что хотя оно и запрещается во всех его формах, однако лишь «в такой мере, в какой они несовместимы с человеческим достоинством и защитой человеческой жизни». Так что, с другой стороны, клонирование человека можно расценить как вполне допустимое исследование, если оно не нарушает указанной «меры». Но ведь именно клонирование человека, открывая перспективу достижения реального личного бессмертия и воскрешения, тем самым, как раз утверждает подлинное достоинство человека и его высшую ценность – жизнь.
Поэтому вызывает более чем оправданную тревогу «призыв» Декларации принять запретительные «национальные законы», причём «безотлагательно». Особые опасения такого рода возникли в связи с истечением 23 июня 2007 года принятого Госдумой РФ закона о моратории на исследования в области клонирования человека, и без того уже нанесшего существенный ущерб развитию отечественной науки и надеждам на скорейшее решение данного круга проблем. Несомненно, можно считать отрадным фактом, что этот вопрос в Госдуме даже не был поднят. Так что в настоящее время научные исследования в области клонирования человека в России не запрещены, они стали вполне легальными. Необходимо приложить все усилия, чтобы такое положение вещей сохранилось и впредь. Но, судя по всему, вся борьба ещё впереди и к ней нужно быть готовым.
Нужно сделать всё для того, чтобы Россия заняла достойное место среди стран, не поддержавших упомянутую Декларацию ООН, среди которых и Англия, и Франция, и Китай, и Япония, и десятки других. Показательно, например, что японский парламент, рассматривая ежегодно перечень приоритетных направлений в области научных исследований, наметил к 2020 году расшифровать формулу бессмертия. Так что подобные исследования в любом случае будут продолжаться, и нельзя допустить, чтобы нам, россиянам, пришлось бы за молодостью и бессмертием ездить в другие страны.
Прекрасным свидетельством философских и естественнонаучных исследований, руководствующихся этими высокими принципами, является Круглый стол «Модификация человека», который
состоялся в Институте философии РАН и журнале «Человек» [34,
Сэр Джулиан Хаксли |
А несколько ниже Юдин особо подчеркнул: «Не устранение дефектов, не их профилактика, а именно изменение человека: более высокий рост, более высокий коэффициент интеллекта,
развитие музыкальных способностей и т. п.» [34, с. 52]. В результате, скорее всего, человечество может «лишиться», например, лилипутов, их участия в
цирковых представлениях. Однако вряд ли против этого возразят сами лилипуты, а тем более здоровые люди. Как бы там ни было, исправление «ошибки природы» будет
Открывающиеся в наше время грандиозные и дерзновенные перспективы совершенствования природных и социальных условий бытия человека и его самого, в частности средствами модификации, нетрадиционно ставят и проблему гуманизма. Это в первую очередь относится к такому феномену, как трансгуманизм. Это понятие было введено полвека тому назад, в 1957 году, сэром Джулианом Хаксли, внуком знаменитого дарвиниста Томаса Гексли, известным биологом, писателем, популяризатором науки, первым президентом Британской гуманистической ассоциации, одним из основателей ЮНЕСКО. Но в России трансгуманистическое движение стало оформляться на протяжении лишь последних пяти лет.
«Трансгуманизм, – подчеркивает В. В. Удалова (Прайд), – это рациональное, основанное на осмыслении достижений и перспектив науки мировоззрение, которое признаёт возможность и желательность фундаментальных изменений в положении человека с помощью передовых технологий с целью ликвидировать страдания, старение и смерть и значительно усилить физические, умственные и психологические возможности человека» [36, с. 158]. А в следующей публикации того же сборника этот автор вместе с Д. А. Медведевым раскрывает и более отдалённые перспективы прогресса «Если мы говорим о будущем, – утверждают они, – то мы говорим не просто о развитии человека и его интеллекта, мы говорим о сверхразуме, о постчеловеке» [37, с. 162]. Подобные перспективы могут вызвать сомнения и даже неприятие. Но принципиально важно понять, что, как бы там ни было, эти процессы будут происходить на сугубо добровольных началах.
В итоге становится не так уж трудно представить не в столь далёком времени цивилизацию будущего, когда люди будут, оставаясь молодыми, жить неограниченно долго и сумеют
в случае её утраты восстанавливать свою жизнь. Смерть должна быть побеждена не смертью, как в то веруют христиане, ибо эта победа мнимая, а именно жизнью. Только она, как
высшая человеческая ценность, безусловно, должна восторжествовать. Так что развитие гуманистических принципов продолжается [38,
Литература |
|
|
1 От редакции. –
Очевидно всё же, вопреки мнению автора, что это не будут те же люди, – это будут люди с другим Я и другим жизненным миром, другие индивидуальности (точно
так же, как не идентичны и индивидуальности однояйцевых близнецов). Индивидуальность не копируется, не говоря уж о чувстве самоидентификации, – ведь смысл этой
последней состоит в установлении единственного тождества –