Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2008, № 4 (49) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Осень 2008 № 4 (49)
НАУКА И ОБЩЕСТВО
Редакция ЗС получила сообщение от составителей письма учёных Президенту РФ в связи с усилиями РПЦ ввести вероисповедные предметы в государственные учебные заведения и специальность «теология» в научный перечень Высшей аттестационной комиссии. Текст письма публикуется ниже (стр. 11).
Письмо Президенту:
1700 подписей
Добрый вечер, коллеги!
Возможно, вы сочтёте достойной внимания информацию о том, что на этой неделе [25 апреля 2008 г.] в приёмную Президента РФ было доставлено (для протокола – лично мной) письмо, являющееся в некотором роде ответом на известное «Обращение 227 докторов и кандидатов к президенту РФ в связи с введением учёных степеней по теологии и преподаванием в школах дисциплин о религиях» 1.
Текст письма приложен, его основные авторы – четыре человека, иркутский геолог Алексей Иванов, физик Евгений Онищенко из Москвы, биолог из Петербурга Алексей Оскольский
и я (Михаил Гельфанд, биолог, Москва). При сборе подписей письмо с небольшими комментариями от авторов и от редакции было опубликовано в РАНовской «многотиражке»
Поиск 2 и в журнале Здравый
смысл (№ 2 (47) весна 2008,
Под письмом сейчас около 1700 подписей, всякая поучительная статистика прилагается далее. Разумеется, мы бы хотели, чтобы про это письмо стало известно не только авторам и адресату. Если вы сочтёте эту новость подходящей для публикации, вы (или ваши коллеги) можете свободно пользоваться материалами, который я вам послал.
1 http://www.interfax-religion.ru/orthodoxy/print.php?act=documents&id=716 2 http://www.poisknews.ru/2008/03/28/stolknovenie_mnenijj.html |
Михаил Гельфанд |
Статистика по подписям
Письмо Президенту Российской Федерации подписали:
1172 докторов и кандидатов (из них 1093 – из России), 156 научных сотрудников без степени, 111 студентов и аспирантов, 257 врачей, педагогов, литераторов, инженеров, менеджеров, других граждан России, т. е. всего 1696 человек;
академики: 18 действительных членов РАН, 2 действительных члена РАО, 7 членов-корреспондентов РАН, 1 член-корреспондент РАО, 1 почётный член РАСХН;
учёные звания (занижено – не все указывали): 102 доцента, 180 профессоров;
должности (из подписавшихся со степенями, занижено – многие не указывали):
институты – 5 директоров, 12 зам. директоров, 2 учёных секретаря, 14 зав. отделом, 38 г. н. с, 64 зав. лаб.,
89 в. н. с, 87 с. н. с, 78 н. с., 19 м. н. с;
университеты – 1 проректор, 4 декана, 32 зав. кафедрой, 41 профессор, 73 доцента, 16 старших преподавателей, 10 преподавателей.
Статистика по степеням*
докт. + канд. = всего:
182 + 248 = 430 физико-математические,
91 + 188 = 279 биологические,
23 + 58 = 81 технические,
16 + 47 = 63 химические,
28 + 33 = 61 философские,
8 + 30 = 38 филологические,
6 + 30 = 36 геолого-минералогические,
7 + 29 = 36 исторические,
10 + 20 = 30 экономические,
5 + 15 = 20 медицинские,
1 + 14 = 15 педагогические,
5 + 4 = 9 психологические,
2 + 7 = 9 географические,
0 + 7 = 7 юридические,
4 + 1 = 5 социологические,
3 + 1 = 4 искусствоведение,
1 + 3 = 4 политические,
0 + 2 = 2 сельскохозяйственные,
0 + 1 = 1 военные,
0 + 1 = 1 культурология
41 Ph.D.
География подписей
(71 город в основном списке и ещё 24 в дополнительном):
457 – Москва.
187 – Санкт-Петербург.
97 – Новосибирск.
42 – Екатеринбург.
38 – Иркутск.
19 – Пущино, Московская обл.; Троицк, Московская обл.
18 – Нижний Новгород.
16 – Владивосток.
13 – Красноярск; Ижевск.
12 – Воронеж; Ростов-на-Дону.
8 – Сыктывкар, Тюмень.
6 – Казань, Нижний Архыз, Карачаево-Черкесская Республика; Омск.
5 – Барнаул; Волгоград; Дубна, Московская обл.; Магадан; Нальчик, Челябинск.
4 – Гатчина, Ленинградская обл.; Саратов; Черноголовка, Московская обл.; Ярославль.
3 – Петрозаводск; Ульяновск.
2 – Благовещенск, Амурская обл.; Борок, Ярославская обл.; Зеленоград, Московская обл.; Кострома; Краснодар; Менделеево, Московская обл.; Пенза; Переславль-Залесский,
Ярославская обл.; Пермь; Самара; Таганрог; Тверь; Тольятти;
1 – Брянск; Глазов; Горно-Алтайск; Дзержинский, Московская обл.; Иваново; Калининград; Кемерово; Киров; Кольцово, Новосибирская обл.; Котлас, Архангельская обл.; Курск; Миасс; Мурманск; Нижний Тагил; Новомосковск, Тульская обл.; Новый Уренгой; Обнинск; Орел; Петропавловск-Камчатский; Прокопьевск; Протвино, Московская обл.; Саранск; Уфа; Ухта, Республика Коми; Хабаровск; Чебоксары.
В дополнительном списке: Томск; Ханты-Мансийск; Аламетьевск; Выборг; Красногорск, Московская обл.; Апатиты, Мурманская обл.; Бийск; Химки, Московская обл.; Долгопрудный, Московская обл.; Шадринск; Оренбург; Набережные Челны; Жуковский, Московская обл.; Череповец; Королёв, Московская обл.; Кировск, Мурманская обл.; Липецк; Азов; Воскресенск; Ожерелье, Московская обл.; Краснотурьинск, Свердловская обл.; Югорск; Норильск; Владимир.
* Исправлена опечатка типографской версии «ЗС»: все числовые значения статистики по степеням были смещены относительно указанных специальностей в сторону уменьшения. См. первоисточник:
Глубокоуважаемый господин Президент!
В последние месяцы общественная полемика относительно возможности преподавания в школе курса «Основы православной культуры» (ОПК) стала особенно острой. С одной стороны, против введения такого курса в школе выступил ряд крупнейших российских учёных, в частности, десять академиков, среди которых – два нобелевских лауреата 1. С другой стороны, иерархи Русской православной церкви активизировали свои попытки убедить правительство в необходимости скорейшего введения в школах курса ОПК. Так, в январе на Рождественских чтениях в Кремле митрополит Калужский и Боровский Климент сказал: «Мы повторяем просьбу миллионов людей включить в новый стандарт новую образовательную область, в рамках которой дети из православных семей могли бы изучать православную духовно-нраветвенную культуру, чтобы этот предмет входил в основную программу и охватывал весь период школьного обучения с 1 по 11 класс» 2. Министерство образования и науки, до недавнего времени сдержанно относившееся к идее преподавания ОПК, пошло на уступки и одобрило разработанную РПЦ концепцию создания учебного плана «Духовно-нравственная культура». Однако кампания в поддержку ОПК не прекращается, и 14 февраля было опубликовано обращение 227 кандидатов и докторов наук к Президенту России 3. Помимо высказываний в пользу введения ОПК, в этом обращении также предлагается ввести в государственной системе аттестации научных работников учёные степени кандидата и доктора теологии с разрешением ВАК создания диссертационных советов для защиты диссертаций на соискание указанных учёных степеней и последующей выдачей дипломов государственного образца.
Немалое число подписавших это письмо кандидатов и докторов наук может создать ложное впечатление, что научная общественность поддерживает введение курса ОПК в общеобразовательных школах и приравнивание теологии к иным наукам. В связи с этим мы считаем необходимым высказать свою позицию.
1. Преподавание в государственных школах религиозных по сути дисциплин противоречит статье 14 Конституции РФ, устанавливающей, что Россия является светским государством. Несмотря на многочисленные декларации о светском и «культурологическом» характере курса ОПК, фактически этот предмет является религиозным и вводится в целях катехизации школьников. Об этом свидетельствует как его содержание (о котором мы можем судить, например, по циклу учебных пособий А. В. Бородиной), так и официальные документы РПЦ. В частности, в письме Патриарха Алексия 11 № 5925 от 9 декабря 1999 г. сказано: «Если встретятся трудности с преподаванием “Основ православного вероучения”, назвать курс “Основы православной культуры”» 4.
2. Преподавание в государственной школе основ вероучения той конфессии, которая традиционно преобладает в данном регионе, неизбежно приведёт к понижению социального статуса учащихся, имеющих иное вероисповедание или мировоззрение. Уже сейчас есть примеры, когда представители религиозных меньшинств или дети из атеистических семей подвергаются недопустимому давлению со стороны учителей и сверстников. Повсеместное преподавание ОПК в государственных школах неизбежно приведёт к усилению религиозной поляризации страны и межконфессиональной напряжённости, создавая питательную среду для экстремизма.
3. Существующие негосударственные религиозные учебные заведения (воскресные школы, духовные академии, медресе и т. д.) обеспечивают потребность в религиозном образовании для тех, кто в этом нуждается, не вступая в противоречие с Конституцией РФ и не создавая источника напряжённости в обществе. Согласно социологическим опросам, в современном российском обществе лишь небольшая часть людей, называющих себя верующими, регулярно участвует в религиозной жизни в соответствии с установками своей конфессии. В такой ситуации обязательное преподавание религиозных дисциплин в государственных общеобразовательных школах будет способствовать не нравственному воспитанию, а, напротив, ещё большему распространению лицемерия, конформизма и духовного релятивизма в обществе. Об этом же свидетельствует опыт преподавания Закона Божия в царской России.
4. Нельзя согласиться с предложениями о введении утверждаемых Всероссийской аттестационной комиссией (ВАК) степеней кандидата и доктора теологии и о создании факультетов теологии в государственных университетах. Если понимать теологию как светскую научную дисциплину, не требующую веры в существование Бога (богов), то в списке специальностей ВАК уже существует специальность «09.00.13 Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», которая позволяет получать степени кандидата и доктора философских наук за работы по религиоведению. Кроме того, исследования различных аспектов религии могут быть основанием для присуждения учёных степеней по истории, социологии, филологии, искусствоведению и другим наукам. Если же понимать под термином «теология» богословие, то есть дисциплину, в основе которой лежит вероучение определённой религиозной конфессии, то её введение в систему государственной аттестации научных кадров будет означать признание системы религиозных догматов на государственном уровне, что, опять же, противоречит Конституции РФ. Следует отметить также, что приводимые в качестве довода за введение теологии в номенклатуру ВАК ссылки на Болонский процесс неуместны, поскольку, в отличие от других стран Болонского процесса, в России речь идёт именно о системе государственной аттестации, а не о степени, присуждаемой конкретным учебным заведением.
В «Письме 227» противники создания государственной системы религиозного образования обвиняются в «обскурантизме и нигилизме», расчистке «дороги для навязывания собственных религиозных или идеологических доктрин», нетерпимом отношении «к Русской Православной Церкви, православному христианству, православным верующим», их называют «воинствующими атеистами и ненавистниками России». Это не просто показывает уровень полемики – это показывает, на каком уровне и в каком стиле будет вестись преподавание ОПК в государственных школах и теологии в государственных вузах, если решение об этом будет принято в сегодняшней ситуации. Это приведёт к расколу страны по конфессиональному признаку, чего нельзя допустить.
Мы призываем Вас выполнить свой долг гаранта Конституции и поддержать усилия Министерства образования и науки по сохранению светского характера государственного школьного и высшего образования в России.
1 http://www.novayagazeta.ru/data/2007/kentavr03/00.html 2 http://www.pravoslavie.ru/press/080128185631.htm 3 http://www.interfax-religion.ru/orthodoxy/print.php?act=documents&id=716 |
С уважением, подписавшиеся |