Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2008, № 4 (49) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Осень 2008 № 4 (49)
РЕЛИГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ
От редакции. 17 января 2008 г. на ТВЦ состоялась дискуссия «Надо ли пересматривать теорию Дарвина?». Мы публикуем статью участника этой дискуссии профессора Сергея Григорьевича Мамонтова, в которой он проливает свет на характер этой дискуссии и существо поднятых в ней вопросов. |
|
ДЕЛО В чём же ?
В электронной редакции статья Маша Шрайбер |
|
Разговор на эту тему вызвал множество откликов телезрителей. Тихая и спокойная биологическая теория, повествующая о взаимоотношениях организмов со средой обитания и о механизмах приспособления к ней живых организмов, в развитие которой внесли вклад много поколений выдающихся учёных, вдруг стала предметом повышенного внимания общественности и ожесточённых дискуссий. В чём же дело? Учитывая интерес к проблеме, а также то обстоятельство, что 17 января 2008 г. в эфир на ТВЦ не пошёл целый час записи, предлагаю читателям свой краткий комментарий. Чтобы прояснить существо вопроса, в этом комментарии мне придётся использовать высказывания наших оппонентов, опубликованные ими ранее.
Прежде всего хочу отметить, что такого рода дискуссия – не изолированное явление в нашей общественной жизни. Не случайно в заставке к телепередаче было показано
озабоченное лицо Кирилла Шрайбера и грустное личико его дочери Маши. В 2006 г. школьница Маша Шрайбер и её папа Кирилл Львович подали в суд иск, требуя «запретить
преподавание в общеобразовательных учебных заведениях (школах) теории эволюции и теории происхождения человека Ч. Дарвина в качестве доминантной (преобладающей,
истинной) научной теории». Своё требование истцы мотивировали тем, что теория Дарвина оскорбляет и унижает религиозные чувства Маши, а также унижает её достоинство. Судьи не
приняли во внимание чувства девочки и не стали обязывать Министерство образования пересматривать образовательный стандарт, разработанный большим коллективом профессоров и
учителей с привлечением методистов-профессионалов, сверенный с уровнем мировых научных достижений, апробированный на практике многотысячным коллективом учителей-биологов и
методистов. На основании законов нашей страны в иске было отказано. Тогда знамя борьбы с дарвинизмом подхватил известный журналист Андрей Максимов, призвав биологов к
ответу: почему школа не уважает моего сына? (Замечу мимоходом, что
Чарльз Дарвин • Charles Darwin • |
Надо сказать, любопытная компания собралась для проталкивания креационизма в общеобразовательную государственную школу: бывший учитель пения; специалист по рекламе
татуировок; знаменитый режиссёр (Марк Захаров на страницах «Известий» поставил вопрос
Здесь уместно вернуться к вопросу, поставленному А. М. Максимовым – к вопросу об уважении. Вопрос действительно очень важный. Наша школа к своим ученикам относится с величайшим уважением. Я постоянно встречаюсь с учителями биологии и методистами, побывал во многих городах страны – от Петербурга до Хабаровска – и, можете мне поверить, имел возможность убедиться, что наши учителя – грамотные и творческие люди, внимательно следящие за последними достижениями науки и постоянно работающие над методикой преподавания. Последнее очень важно – от того, как подаётся материал, зависит степень усвоения тех знаний, которые ребёнок должен получить в соответствии с программой. С этой целью в стране работает целая армия методистов, для этого существует специальный институт – Институт содержания и методов обучения в системе Российской академии образования. Большое внимание уделяется межпредметным связям и ясно, почему – без основательного знания химии и физики нельзя достигнуть удовлетворительного понимания биологии и, в частности, физиологии человека. Физику, астрономию и биологию объединяет общая идея – идея развития материи. На идее развития основано понимание истории. Очевидно, что многие важные вопросы приходиться излагать упрощённо, приходится ограничиваться самым необходимым. В школе учатся дети с самыми разными наклонностями и способностями и нельзя ожидать от них одинакового внимания ко всем предметам. Но средняя общеобразовательная школа даёт базовый уровень знаний о природе и обществе, обеспечивающий выпускнику возможность продолжить образование или реализовать себя в том или ином роде деятельности.
Как же относятся к науке и к людям, которые посвящают ей жизнь, те, кто на словах ратует за демократию, свободу мнений, равноправие концепций и поиск истины?
Часто говорят: «светский – не значит атеистический». Это – подмена понятий. Светский характер образования означает только одно – содержание образовательных программ устанавливается только государством, а не какими бы то ни было религиозными организациями.
Часто говорят: «светский – не значит атеистический». Это – подмена понятий. Светский характер образования означает только одно – содержание образовательных программ устанавливается только государством, а не какими бы то ни было религиозными организациями. |
«Бред» – говорит девочка Маша о теории происхождения человека Ч. Дарвина. «Теория Дарвина псевдонаучная, – разъясняет К. Л. Шрайбер в многочисленных
интервью. – Я читал его книги – это просто детский сад. Чепуха. Прокатился на корабле, клювики птиц посмотрел – и вот тебе целое учение. Это просто обман
людей. То Мавроди, то Дарвин». Чувствуете смысл сравнения? Все доказательства эволюционной теории, по Шрайберу, «были сфальсифицированы», «детям сообщают заведомо ложную
информацию об окружающем мире… пропаганда этой теории является самым настоящим гуманитарным преступлением». «Жульничество», «мошенничество» – вот слова, которыми
Такая безапелляционность и нетерпимость по отношению к биологам основана на полном незнании предмета. Меня позабавило утверждение Андрея Максимова: «Подавляющее большинство
людей сведуще в биологии». Думаю, Андрей Маркович тоже весело посмеялся бы, услышав от кого-нибудь, что почти каждый человек знает всю мировую художественную литературу.
Никто не станет обсуждать проект высотного здания, если он не инженер-строитель. А вот биологию, оказывается, знают все. Упрощённо говоря, умение отличить кошку от
собаки и козла от барана отнюдь не значит быть сведущим в биологии. Биология – обширная, сложная и точная область знаний, проблемы которой не могут обсуждаться на
бытовом уровне. Впрочем,
Невежество в области биологии демонстрирует и
Рис. с сайта www.saintjoe.edu |
Креационисты удручают примитивностью своих аргументов и дремучей неосведомлённостью в предмете, который обсуждают. Невозможно себе представить, говорит
О. Константин Буфеев идёт ещё дальше. Он считает, что доказательством эволюции было бы превращение одного вида в другой, происходящее на наших глазах. На нашем диспуте он говорил: «превращение одного вида в другой, например, рыбы выметали икру, а из неё выметались лягушки. Взять муху – дрозофилу, облучить её и увидеть, что она перестала быть мухой, а стала слоном или стрекозой». Но это была бы не эволюция, а набор чудес. Представление о всеобщей трансформации – кого угодно во всё что угодно – противоречит законам природы и никакого отношения к теории развития органического мира не имеет. Но наука, открывающая законы, изучающая предметы и явления материального мира и причинно-следственные связи между ними, чудесами не занимается. Это – область богословия. Приведём цитаты. Василий Великий: Земля украшается прежде Солнца, чтобы заблуждающие перестали поклоняться Солнцу и признавать, будто оно даёт причину жизни. Тезис понятен – борьба с солнцепоклонниками, актуальная в то время. Амвросий Медиоланский: Солнце не есть виновник растительности. Солнце моложе зелёного побега, моложе зелёной травы. О. Константин Буфеев по этому поводу пишет: «Никто из эволюционистов заведомо не согласится со святоотеческим утверждением о том, что Солнце «моложе зелёной травы». Заметим, что эволюционисты здесь ни при чём. С этими мнениями никто не согласится из тех людей, которым известно понятие «фотосинтез». Второй тезис о. Константина – об якобы отсутствии переходных форм. Он говорил, что виды «изящны в своей среде обитания. Ни одного уродливого вида не можете показать». Конечно, не можем. Уродство – это такое нарушение строения организма, которое несовместимо с жизнью или резко ослабляет его жизнеспособность, обусловливает неспособность оставить потомство. Медицина полна такими наблюдениями. Представить себе, что вид организмов (т. е. совокупность самовоспроизводящихся организмов) был представлен нежизнеспособными уродами, невозможно. Странным образом под переходными формами понимаются (или нам навязываются?) «недоделанные» нежизнеспособные уроды, с нефункционирующими суставами, недоразвитыми конечностями и т. п. Все эти фантазии – плод ненаучного мышления, для которого любая новая группа организмов должна явиться сразу в готовом виде. Свидетельствами в пользу эволюции, по мнению богословов и креационистов, должны быть именно чудесные явления: превращения воробья в ласточку, или развитие лягушек из икры рыбы. Требование таких экстравагантных доказательств исключает фактор времени. Продуктивная дискуссия становится невозможной.
Третий тезис о. Константина (геолога по образованию) – об отсутствии геохронологической шкалы, признаюсь, меня сразил. Он заявил буквально следующее: «геохронологические подразделения являются не временными, а географическими. Кембрийский период называется от Кембриджа – места в Англии, пермский – от Перми в России. Причём здесь хронология?» Не может быть, что он нечаянно запамятовал о выделении в геохронологической шкале мелового и каменноугольного периодов. Не может быть, чтобы он не знал, что стратиграфические слои определяются характером останков растений и животных, а не местом их первоначального обнаружения (хотя название слоя может быть обусловлено местом его первоначального обнаружения. Это не означает, что обнаруженные останки не встречаются больше нигде). Геологи сообщают: в кембрийских отложениях Северной Америки найдены останки панцирных рыб. В девонском периоде (выделенном впервые в 1839 г. А. Седжвиком и Р. Мурчисоном на территории Англии в графстве Девоншир) существовали ракоскорпионы, губки, различные моллюски, разные позвоночные (рыбы) и т. д. Первоначально девонский период был отнесён (помимо Англии) к территории Бельгии, Франции, Германии. Сейчас мы читаем: «в верхнедевонских отложениях Гренландии найдены наиболее древние представители земноводных – ихтиостеги». Следы четвероногих обнаружены в верхнедевонских отложениях в Австралии. Подобные примеры бесчисленны. Более того, некоторые периоды получили своё название без всякой связи с местом их первоначального обнаружения. Таковы ордовикский и силурийский – по имени древних кельтских племён, живших на территории современного Уэльса в Великобритании. Триасовый период мезозойской эры (от греч. Trias – троица) назван так по характеру отложений, делящихся на три резко отличные (литологически и палеонтологически) толщи. Как же можно периоды геохронологической шкалы называть географическим понятием? Достаточно сказать, что историческая геология зародилась ещё в XVIII в., получила блестящее развитие в трудах Ж. Кювье и многих других учёных XIX и XX вв., в настоящее время преподаётся в вузах как самостоятельная дисциплина.
Слова о. Константина о том, что «геологи никогда не имели отношения ни к какой хронологии», произнесённые уверенным тоном, имеют целью ввести телезрителей в
заблуждение. Расчёт здесь,
В биологии понятие «сильнейший» просто не употребляется в силу его расплывчатости, неопределённости… Теория естественного отбора как результата борьбы за существование относится ко всему органическому миру – к микроорганизмам, к растениям и животным. Она отражает просто факт существования различных форм взаимоотношений между организмами внутри вида и между разными видами в природе. Переносить на эти отношения моральные нормы нет никаких оснований. |
На весь этот примитив не стоило бы тратить время, однако в общественное сознание настойчиво внедряется мысль, что теория эволюции – никакая не биологическая
теория, а философская концепция, призванная оправдать все насилия, совершаемые в человеческом обществе. Газета «Новые Известия» (28.02.06) приводила высказывание
Воспитание, к сожалению, далеко не всегда решающим образом влияет на поведение людей в обществе, в котором действуют и иные, часто более могущественные мотивы. Тысячелетнее
воспитание в духе христианских ценностей не предотвратило ни Французской революции в XVIII в., ни революции в России в 1917 г. Впрочем, о. Даниил не
одинок в своих попытках переложить вину за социальные, политические и военные катаклизмы минувшего столетия на теорию эволюции органического мира. Воспитатель петербургского
юношества о. Артемий Скрипкин (выпускник театральной школы) говорит: «теория Дарвина – это чистая мифологема. Более того, этой идеей были подкреплены многие
преступления против человечества в XX веке». Могу сказать только одно – весьма прискорбно, что священнослужители позволяют себе так недостойно спекулировать
на злодеяниях нацистов для того только, чтобы хоть
За последние 500 лет люди привыкли доверять науке. Для этого у них есть все основания – благодаря науке качество жизни людей стало совсем иным, чем в Средние века. Но доверие – это не вера. Наука доказывает нам, что очевидность обманчива. Как быть верующему человеку – полагаться в этом вопросе на Библию или на Коперника? Как быть учителю? Предложить школьникам выбрать из этих двух версий ту, которая больше нравится? И превратить тем самым обучение в профанацию? |
Социал-дарвинизм, основателем которого считается английский философ Герберт Спенсер, который и ввёл в употребление термин «выживание сильнейшего», был попыткой приложения биологической теории к общественным отношениям. Именно социал-дарвинизм и имеют в виду православные критики. Но он не имеет ни малейшего отношения к природным явлениям и к собственно дарвинизму и уж тем более к современной теории эволюции. Требования запретить изложение в школе теории естественного отбора, связанного с борьбой за существование, как якобы воспитывающей в детях «звериность», основаны на попытке обмана доверчивых людей. Ну не можем же мы рассказывать детям, чтобы не травмировать их психику, что волки заготавливают на зиму сено? Или объяснять существование хищных инфузорий, хищных растений, хищных глубоководных актиний, хищных медуз, кровососущих комаров, наконец, как нам это объясняет С. Ю. Вертьянов, грехопадением Адама? А самоизреживание растений в загущенных посадках, т. е. гибели части популяции как результата внутривидовой конкуренции, тоже будем объяснять «зверочеловечеством»? Должны ли мы утаивать от детей такое неприятное для нас явление, как паразитизм? Да ведь аскаридам, вшам и блохам не объяснишь, что они поступают аморально. Естественный отбор легко наблюдать в природе и воспроизводить в эксперименте. А вот привлекать понятия этики, выработанные человечеством, к объяснению природных явлений абсурдно.
Здесь нельзя не остановиться на мысли, проводимой автором учебника биологии С. Ю. Вертьяновым и активно поддерживающим его о. Константином, – об
отсутствии смерти и тления в первозданном мире до грехопадения Адама и по этой причине невозможности какой бы то ни было эволюции. Итак, Бог насадил сад в Эдеме и
повелел первым людям питаться плодами дерев. Всем зверям земным и всякому гаду пресмыкающемуся всяку траву в снедь. С. Вертьянов говорит, что льву было достаточно
кочана капусты. (Заметим попутно, что дикорастущая капуста – листовая, кочаны – результат селекции). Но ведь поедание растений и их плодов означает смерть и
растений, и живых зародышей этих организмов (семян)! Авторы Книги Бытия, и пророк Исайя, и св. Отцы могли разуметь под живыми организмами только подвижных крупных
животных, доступных непосредственному наблюдению. Но когда в наше время автор школьного учебника фактически исключает растения из числа живых организмов, а другой кандидат
наук,
Зачем говорить так подробно о вещах, всем известных? Затем, что третий год читающая публика обсуждает вопрос, унижает или не унижает ребёнка изучение эволюционной теории
происхождения человека, неужели и впрямь биологи-эволюционисты всего мира только и делают, что занимаются фальсификациями и подлогами? Или, на худой конец, если наука всё
время ошибается, как говорил
В школу идут за знаниями. За верой и религиозными наставлениями идут в храм. Наука и вера – это разные миры, разные виды человеческого опыта. Попытки совместить
их – занятие бесплодное, бессмысленное. С теорией можно не соглашаться, можно разработать и аргументировать свою собственную. Но оскорблениям и обидам здесь нет
места. Другое дело конкуренция научных концепций как равноправных. Это сложный вопрос, для решение которого наука также выработала ряд правил. В частности,
подтверждаемость или неподтверждаемость в наблюдении или эксперименте. Но в вероисповедных учебных заведениях образование основано на вере, поэтому в православных семинариях
и духовных академиях теория происхождения человека Ч. Дарвина излагается не как версия, равная библейской. Она, как мы видели, объявляется еретической. Разве
католическое вероисповедание, или лютеранское объявляются равными по своей истинности с православием? Конечно, нет. Мне представляется, что
«Ничто в биологии не имеет смысла иначе как в свете эволюции», писал выдающийся генетик XX века Ф. Г. Добжанский. Эволюция жизни на Земле рассматривается современной наукой как неоспоримый факт. Здесь не всё ясно и не всё известно? Учёные ещё обсуждают различные природные механизмы видообразования? Конечно. Но таков путь науки, она движется от незнания к знанию путем проб, ошибок и их преодоления к пониманию этих процессов… |
Я поставил один из таких вопросов: школьники знают химический состав тела человека и всех других живых организмов. Они знают, что основные биогенные элементы – углерод,
азот, водород и кислород. Они знают также, почему эти элементы биогенные 2. Что может ответить учитель (при равноправном изложении версий) на вопрос: «В Библии сказано, что человек
создан из глины, а глина – это соединения алюминия и кремния. Ведь в организме человека их нет? Куда они подевались?». Здесь о. Даниил меня прервал, громогласно
заявив: «Не из глины, а из праха земного. В Библии не указан состав глины». Это что, полемический приём такой – обвинить оппонента в некомпетентности?
Зачем же так лукавить перед телевизионной аудиторией? Состав глины в Библии не указан и не мог быть указан, потому что в те древние времена люди ничего не знали о
химических элементах. Те же алюминий и кремний были выделены только в первой четверти XIX в. Но о. Даниил совершенно напрасно попытался уличить меня в
незнании текстов. Св. Отцы задолго до нас задумывались над вопросом, что такое «прах земной», и не только они. Что же такое «прах земной»? В словаре Даля
читаем: «прах – пыль, персть, тлен, перегнившие останки, чернозём, земля». Св. Иоанн Златоуст, св. Василий Великий писали, что человек создан из
земли. Сам о. Даниил в своём труде «Эволюционизм в свете православного учения» цитирует св. Иринея Лионского, который писал, что Господь создал человека из земли.
О. Даниил заключает: «святые Отцы считают, что своим бессеменным рождением Христос уподобился Первому Адаму, взятому из девственной необработанной земли». Таким
образом, не везде в обязательном порядке употребляются слова «прах земной», но и «земля». Но что такое «земля»? Смесь глины с песком в разных соотношениях в зависимости от
типа почвы, т. е. те самые соединения алюминия и кремния, о которых я упоминал. Любопытно, что тезис об обусловленности самой возможности жизненных проявлений
свойствами химических элементов, составляющих тело живых организмов, вызвал сильное раздражение у одного из участников обсуждения этой передачи на форуме Андрея Кураева
А. Милюкова. В своём отклике он написал: «чудовищный “аргумент” Мамонтова о невозможности сотворения человека из глины (!) на основании того, что
в человеческом теле не содержится
Только эволюционный подход позволяет сформировать логичное, непротиворечивое, целостное мировоззрение. «Ничто в биологии не имеет смысла иначе как в свете эволюции», писал выдающийся генетик XX века Ф. Г. Добжанский. Эволюция жизни на Земле рассматривается современной наукой как неоспоримый факт. Здесь не всё ясно и не всё известно? Учёные ещё обсуждают различные природные механизмы видообразования? Конечно. Но таков путь науки, она движется от незнания к знанию путём проб, ошибок и их преодоления к пониманию этих процессов, она накапливает новые факты. И происходит это не вследствие «дьявольского наущения», а в силу любознательности человека, его стремления познать окружающий его мир. Подменять научное знание мифологией, даже освящённой Преданием, мы не имеем права.
…Человеческая мысль работала неустанно, и сейчас мы имеем научную картину мира, которую и преподают в школе. Эта картина несовместима с точкой зрения православных фундаменталистов. Совмещение в общеобразовательной школе научного и религиозного подходов недопустимо. Оно неизбежно вызовет раздвоение сознания у школьников: чему верить? |
Не останавливаясь на других свойствах живого, прописанных в учебниках, отмечу, что именно способность к такому типу обмена веществ, как ассимиляция и диссимиляция и является
определением понятия «жизнь». «Прах земной» и изделия из него такими свойствами не обладают. Возможно, А. Милюков полагает, что его тело состоит не из нуклеиновых
кислот, белков, жиров и углеводов, а из алюмосиликатов? Оставим его в этом приятном заблуждении. Возможно, А. Милюкова вполне устроило бы предположение, что
Господь, отдохнув на
Похоже, что с точки зрения апологетов «Шестоднева» она действительно остановилась. О. Константин на вопрос: «После Дарвина и Опарина неужели ничего не произошло в
биологии?» ответил:
Убеждён, что развернувшаяся пропагандистская кампания, направленная на дискредитацию школы и научного знания вообще в глазах молодого поколения, имеет одну цель – указать на единственный источник истины – священнослужителя. Вот он всё точно знает – и про возникновение мира, и про сотворение человека. Мы плавно сползаем в XVII век, когда в Славяно-греко-латинской академии монахи братья Лихуды именно так наставляли юношество. |
Я совсем не хочу критиковать св. Отцов. Совсем напротив – великого уважения заслуживают люди, которые в то тёмное время пытались силой своего ума постигнуть
окружающий их мир. Научных оснований у них в то время не было, ибо науки в нашем понимании не существовало и наблюдений было крайне недостаточно. Видя массовое роение
подёнок, или лёт комаров, или выход на сушу из водоёмов маленьких лягушат и жаб и не зная, что личиночная стадия их развития совершалась в воде, вполне можно придти к
заключению, что эти животные возникли из воды. Были умозрительные построения древних греков («еллинские учения»), которые действительно одно другому противоречили.
На этом построены совершенно справедливые замечания св. Отцов относительно современной им науки и, к сожалению, совершенно неправильное утверждение Андрея Максимова:
«Наука всегда отвергает саму себя». Наука Нового времени не отвергает саму себя, она развивается. Это совсем разные вещи. Разве Кеплер опроверг Коперника? Он
уточнил орбиты планет. Когда Беккерель открыл явление радиоактивности, разве это открытие было опровергнуто? Напротив, из этого открытия развилось очень важное в
теоретическом (и практическом) плане направление исследований. Опровергнуты ли законы Менделя? Или открытие Уотсоном и Криком молекулярной структуры ДНК и её значения в
передаче информации в живой материи? Список можно продолжить до бесконечности. Добавлю, что многие умозрительные представления, основанные на наблюдениях, получили
впоследствии вполне материальное подтверждение. Представление о «миазмах и контагиях» как причины заболеваний развилось в учение об инфекционной природе многих заболеваний и
предопределило возможность поиска средств борьбы с инфекциями. Болезнетворных для человека бактерий уничтожают выделения грибов. Здесь мы наблюдаем ту самую борьбу за
существование, против которой с таким пафосом выступают наши религиозные писатели и протоиереи. Позволительно спросить, испытывают ли угрызения совести и
Убеждён, что развернувшаяся пропагандистская кампания, направленная на дискредитацию школы и научного знания вообще в глазах молодого поколения, имеет одну цель –
указать на единственный источник истины – священнослужителя. Вот
Могут сказать: христианские богословы давно отошли от буквального понимания «Шестоднева» как руководства по космогонии и вопросам развития жизни на Земле. Таких крайних
взглядов придерживается небольшая группа священников, их позиция не отражает позиции Церкви. Боюсь, что это не так. Центр «Шестоднев», которым руководит о. Константин
Буфеев, создан по благословению Патриарха. Патриарх на Рождественских чтениях в 2007 г. высказался против, как он выразился, «навязывания» представления о том, что
«человек произошёл от обезьяны». Издательство Троице-Сергиевой лавры выпустило вторым изданием учебник С. Ю. Вертьянова, построенного на буквальном толковании
«Шестоднева», несмотря на обстоятельную и содержательную критику, которой этот учебник подвергся. Похоже, однако, что содержательная часть предметов, преподаваемых в школе,
деятелей Церкви вообще мало волнует. После завершения нашей дискуссии один из её участников, Николай Борисов, спросил о. Константина: «Как же Вы можете
рекламировать такой безграмотный учебник, как “Общая биология” Вертьянова?». На что
…Неверно объявлять, как это делают некоторые наши иерархи, религиозное воспитание единственным источником нравственности и духовности. Нравственность и духовность как отдельного человека, так и целого народа определяются не прикосновением к религии, а глубиной и реализмом размышлений о своей роли в жизни общества, степенью усвоения сокровищ мировой культуры. |
Сейчас в обществе идёт дискуссия, вызванная усилиями Русской Православной церкви вводить в школьную программу образования «Основы православной культуры». Казалось бы, что тут плохого и почему эта общественная дискуссия приняла столь острый характер? Слов нет, православная культура близка сердцу русского человека. Великая литература, великая история, уникальное по своей творческой мощи и глубине изображения человека изобразительное, в том числе иконописное, искусство, величественная и трогательная храмовая архитектура, выдающаяся роль Церкви в единении русского народа в критические периоды его истории – всё это сопровождает нас всю жизнь и оставляет неизгладимый след в сознании. Но не будем забывать, что православие – отнюдь не единственный и не главный источник духовности русского народа, как иногда пытаются представить. Этим источником служит русский национальный характер, реальный исторический опыт русского народа. Христианское миропонимание преломляется в сознании каждого народа своеобразно, и мы видим у разных православных народов – греков, сербов, молдаван, грузин, русских – разные формы культурной жизни. Понятие национальной культуры более широкое и более ёмкое, чем понятие культуры православной. Неверно поэтому объявлять, как это делают некоторые наши иерархи, религиозное воспитание единственным источником нравственности и духовности. Нравственность и духовность как отдельного человека, так и целого народа определяются не прикосновением к религии, а глубиной и реализмом размышлений о своей роли в жизни общества, степенью усвоения сокровищ мировой культуры. Вызывает вполне обоснованную обеспокоенность попытка церковных пропагандистов внедрить в общественное сознание мысль об опасности для духовного здоровья общества научного и материалистического взгляда на мир. Означает ли это, что учителей в школы будут принимать по признаку их воцерковлённости, а профессоров на должность будут не избирать на учёных советах университетов, а утверждать в консисториях? Другими словами, не хочет ли РПЦ установить тотальный контроль над убеждениями граждан нашей страны?
Рис. Дона Эддиса. Free Inquiry. |
Возвращаясь к предмету «Основы православной культуры», отмечу, что для приобщения к православному вероучению и православной культуре есть много возможностей, было бы желание детей и их родителей. Это и воскресные школы, и семинарии, и духовные академии. Дело поэтому не в культуре, дело в попытке взять в свои руки формирование мировоззрения школьников, и именно мировоззрения религиозного. Что в светском государстве недопустимо. Вера – вещь очень личная, очень интимная. Если человек захочет придти к Богу, он к нему придёт. Загонять всех детей (а мы знаем, такая практика уже существует в ряде регионов) в православие в рамках учебного процесса незаконно. Ставить детей перед выбором: существует Земля 7,5 тыс. лет или 4,5 млрд. лет – значит обрушить систему научного, т. е. несущего надёжные и объективные знания образования. Чтобы уяснить, чего на самом деле хочет добиться Патриархия путём введения упомянутого предмета, обратимся к интервью протоиерея Всеволода Чаплина, опубликованного 15 января 2008 г. О. Всеволод сказал буквально следующее: «Я думаю, что противоречий с астрономией у православной культуры нет. Никакого противоречия с физикой, химией или математикой нет. (Как видим, речь идёт не о фресках Андрея Рублёва, а о содержании естественнонаучных дисциплин, – С. М.). Сегодня в школе есть монополия одной космогонической теории – слегка модернизированного дарвинизма (с каких это пор дарвинизм стал космогонической теорией? – С. М.). Давно стало очевидным, что… существование питекантропов научно опровергнуто. Сейчас идут споры относительно того, существовали ли австралопитеки, но остальные известные нам из школьных уроков виды так называемых первобытных людей никогда не существовали». Далее о. Всеволод путает естественный отбор с искусственным, но это не суть важно. Очень любопытны его рассуждения об истории: «Главное, чтобы курс истории не превращался в попытку объяснить явления окружающего мира какой-либо политической теорией, или философской теорией, или экономической теорией». Что же останется от истории? Длинный перечень монархов и президентов и описание их славных или не очень славных деяний? При таком подходе нельзя достигнуть понимания исторического процесса. Ещё в XIX в. наш знаменитый историк С. М. Соловьёв писал: «Историческое изложение находится в полной зависимости от научного, философского и политического понимания описываемого». Требовать противного – это значит толкать нас на три столетия назад. Таким образом, речь идёт не о культурном просвещении школьников, речь идёт об установлении церковной цензуры над содержанием естественных и общественных дисциплин. Вот это действительно опасно для общества, и тревога 10 академиков, обратившихся в прошлом году к Президенту с открытым письмом с протестом против нарастающей клерикализации нашего общества, вполне понятна. Вот почему вызывает глубокое сожаление письмо 225 кандидатов и докторов, объявляющее «ненавистниками России» противников введения ОПК в школе. Уважаемые коллеги,
1 Удивительно, но факт, по данным Государственного фонда поддержки естественных наук США, 20 % взрослых американцев считает, что Солнце вращается вокруг Земли (Вашингтон пост, 20.02.2008). Впрочем, скоро и у нас так будет, поскольку астрономию в школе отменили.
2 Это элементы легкие, образующие газы и водорастворимые продукты обмена веществ; углерод, в силу чисто химических особенностей, способен образовывать как линейные, так и разветвленные структуры. Азот (как и углерод) способен к образованию как одинарных, так и двойных связей и к формированию циклических молекул, так широко распространенных в природе. Водород образует между атомами сложных молекул мягкие, так называемые водородные связи, необходимые для формирования специфической пространственной конфигурации молекул, благодаря которой они и могут участвовать в обмене веществ, т. е. осуществлять процессы жизнедеятельности.
3 Термин «обскурация» заимствован у Л. Н. Гумилева. Здесь в значении: снижение уровня образованности населения, снижение интереса к научному знанию, распространение религиозных, «тайных», «сокровенных» и т. п. оккультных представлений о мироздании. (Примеч. ред.)