Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2009, № 1 (50) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Зима 2008/2009 № 1 (50)
ОБ ЭВОЛЮЦИОНИЗМЕ И КРЕАЦИОНИЗМЕ
«Многое остаётся ещё
неизученным»
Фото С. Новикова |
Дорогие Виталий Лазаревич и Валерий Александрович!*
Посылаю Вам свои соображения по поводу креационизма и эволюционного подхода к возникновению человека.
Поскольку в эволюции человека его происхождение от млекопитающих не вызывает сомнения, а пути и факторы эволюции в происхождении человека остаются неизвестными, то как эту проблему представить для школьников – остаётся неясным. В этом процессе просматриваются две составляющих – это сравнительное строение (сравнительная морфология и сравнительная физиология), с одной стороны, и факторы эволюции – с другой. Если рассматривать человека в системе сравнительной морфологии или сравнительной физиологии, то человек, несомненно, входит в ту же систему, что и другие млекопитающие.
Строение человека (по отдельным органам или в целом) – сердце, печень, почки, мышцы, скелет, кровеносная или выделительная системы имеются не только у всех млекопитающих, но до деталей сходным образом функционируют. Мозг, что особенно важно для понимания происхождения человека и отличия человека от других млекопитающих, отвечает за высшую нервную деятельность, особенно развит у человека. Поскольку физиология мозга относится к наименее изученным, к наименее понятным функциям млекопитающих, то и наименее понятна, вплоть до отсутствия соответствующих методических подходов, эволюция мозга.
Хотя совершенно очевидно, что различные млекопитающие и, в частиости, человек, произошли путём эволюционного изменения, но его отличия от животных, в
План строения и функциональное единство в строении млекопитающих животных и человека настолько очевидны, что строение и функции отдельных органов изучаются на животных и переносятся на человека без особых сложностей. Экспериментальный анализ на животных и в частности на мышах и крысах служит адекватной моделью и предварительной стадией испытания лечения человека, лечебных препаратов и хирургических способов, эффективность которых сначала проверяется на животных и затем переносится на человека. В связи с этим я хотел бы сказать, что все предварительные испытания различных способов борьбы со злокачественными заболеваниями проводятся на млекопитающих. И здесь я хотел бы привести наши данные по альфа-фетопротеину – белку, который вырабатывается эмбриональной печенью и раковой печенью человека. Это явление изучалось главным образом на мышах и крысах, которые по существу обладают такой же системой образования альфа-фетопротеина, как это имеет место у человека. Естественно, что различные количественные показатели выработки этого белка опухолями или эмбрионом или в предопухолевый период несколько варьирует у животных и у человека, но не принципиально, а только количественно.
Анатомия человека, физиология различных органов человека ясно указывают, что различные органы и их функции у человека произошли путём небольшого видоизменения
соответствующих функций у млекопитающих, и здесь вопросов не возникает. Главный вопрос состоит в том, как произошёл человек путём эволюции млекопитающего,
как произошли малоизученные и малопонятные функции человека, такие как мышление, речь, образование абстрактных понятий и операции абстрактными понятиями, такие как
религиозные чувства, т. е. интуитивное стремление всех или большинства людей верить в то, что существует
…Мы видим, что человек является вариантом млекопитающего, произошедшим путём эволюции млекопитающего, поскольку никаких элементов, отличных от млекопитающих, у человека нет, – хотя факторы, которые определяют эту эволюцию и привели к образованию речи и абстрактного мышления, ещё совсем не ясны. |
К сугубо человеческим свойствам высшей нервной деятельности относятся, безусловно, такие как способность обучения, передача опыта и накопленных знаний от одних людей к другим, от одного поколения к другому, и очень сильное воображение. В настоящее время непонятно и неизвестно как и когда возникли эти качества в процессе эволюции человека, хотя более или менее ясно, на каких свойствах высшей нервной деятельности основаны эти качества.
В настоящее время эти вопросы только ещё начинают изучаться. В последние годы наибольший прогресс в этом отношении произошёл при изучении генетики человека, в частности генов, которые контролируют поведение человека. При изучении этих генов установлена, так сказать, география происхождения человека и его расселения по планете. Установлено, что человек произошёл в северной Африке и оттуда расселялся по юго-восточной Азии и затем поселился в Европе. Так возник европейский человек. Эти факты довольно точно и определённо установлены по генетическим маркерам человека, их происхождению и их эволюции. А вот происхождение речи и абстрактного мышления, способности оперировать абстрактными понятиями, пока ещё не установлено. Остаётся непонятным, когда, где и как они возникли.
Таким образом, мы видим, что человек является вариантом млекопитающего, произошедшим путём эволюции млекопитающего, поскольку никаких элементов, отличных от млекопитающих, у человека нет, – хотя факторы, которые определяют эту эволюцию и привели к образованию речи и абстрактного мышления, ещё совсем не ясны.
Теперь возникает проблема – как же обучать школьников? Мне кажется, что так и следует обучать: с одной стороны ясно, что человек находится в системе млекопитающих и возник путём эволюции млекопитающих, однако остаются ещё не изученными – и не отдельные детали, а существенные этапы в эволюции человека. В настоящее время изучается образование речи и образование абстрактного мышления у человека.
* Обращение к акад. В. Л. Гинзбургу и проф. В. А. Кувакину.