Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2009, № 1 (50) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Зима 2008/2009 № 1 (50)
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
как ресурс |
Гуманисты должны владеть
современной информационной ситуацией
и изменять свои действия
в соответствии с её динамикой.
Пол Куртц
Не секрет, что из-за высоких темпов развития техники и технологий современное общество претерпевает существенные трансформации. Появляются всё новые проблемы, решение которых является приоритетным и жизненно важным уже сейчас. Серьёзного подхода и осмысления требует виртуальная реальность, проблемы эвтаназии, клонирования, внедрения искусственного интеллекта и пр. И речь здесь идёт не о собственно технологической стороне дела. Важно прояснить сущность и последствия взаимодействий между хайтеком и гуманистическими ценностями, составляющими основу человеческой культуры, собственно цивилизованности общества и личности. Если пошатнутся и обрушатся ценности человеческой жизни, достоинства и свободы, если их место займут ценности потребительски-зрелищной цивилизации, а разум попадёт в зависимость от автономных по отношению к праву и морали технологий и виртуального мира, то человеческая действительность утратит свою природную основу и тот гуманистический позитив, который десятками тысячелетий накапливался в опыте Homo sapiens.
Прогресс оборачивается вызовом человечеству. Ответ на него требует не только новых знаний, но, в первую очередь, адаптации к современности фундаментальных гуманистических
смыслов и ценностей. В условиях меняющейся природной и социальной реальности, манипуляций с массовым и индивидуальным сознанием, власти завуалированных идеологий,
дегуманизации искусства, замены бескорыстных человеческих отношений рассудочно-рыночными требуется
Можно утверждать, что данная методика обучения [презентация] – это некая форма, одновременно недетерминированная, оставляющая простор для самореализации, свободных размышлений и вместе с тем направляющая студента в нужное русло, дающая ему какие-то ориентиры, например, в виде критериев оценки. |
Образовательное пространство, подстраивающееся под стандарты информационного общества, содержит в себе ряд противоречий. Так, например, педагоги оказываются между своеобразной Сциллой и Харибдой: с одной стороны, они, как и прежде, должны воспитывать через обучение, с другой, давать конкретные знания, имеющие прикладной характер. Не секрет, что в современном образовательном процессе преобладает простая передача, трансляция информации. Повсеместная широкомасштабная компьютеризация школ и вузов в нашей стране, безусловно, является огромным достижением, поскольку, прежде всего резко ускоряет работу с информацией: её получение, передачу и т. д. Вместе с тем содержательно и технически усложняются школьные и вузовские программы, увеличиваются часы, отводимые на дисциплины не гуманитарного цикла. В итоге, учащиеся страдают от переизбытка информации, не хватает времени для занятий спортом, творчеством, для интереса к себе как личности, не остаётся места для свободного и серьёзного осмысления собственной жизни. К сожалению, гуманитарные, и в первую очередь философские дисциплины оказываются урезанными, усечёнными. Примером служит замена кандидатского минимума по философии дисциплиной по истории и философии науки. Недалеко то время, когда философию полностью вытеснят из образовательных программ. Ведь учёному достаточно производить расчёты, строить теории, модели в поле своей узкой специальности, не задумываясь о последствиях своей деятельности и более широком контексте динамики научного знания. К сожалению, тот баланс, который в своё время создали древние греки в своей системе образования, а именно: гармония математики, философии, музыки, ораторского искусства, спорта и пр., – в настоящее время разрушен. Из культуры изымается её важнейшая философско-мировоззренческая составляющая, и вместо неё предлагается физикалистская, в лучшем случае органицистская картина мира. Однако наука не предлагает, не может, да и не должна предлагать смыслы и ценности, выходящие за её рамки. Попросту говоря, предметом науки может быть всё, что есть в природе и культуре, включая самого человека, но сама наука – не более чем одна из многочисленных областей человеческой деятельности и опыта. Неистребимый (потенциальный) редукционизм научного знания противоречит бесконечным творческим возможностям человека, его свободе и уникальности. В этой связи возникает вопрос, возможно ли совместить научное обучение и нравственное, правовое, экологическое, эстетическое и физическое воспитание? Или, короче, можно ли совместить научность и человечность (гуманность или гуманизм) как в процессе обучения, так и в его содержании? Мне представляется, что да.
Одним из примеров такого совмещения ультрасовременных информационных программ и гуманизма как воспитательной компоненты является презентация. Она стала очень распространённой сначала в мире бизнеса, поскольку давала возможность наглядно показать и рассказать о товарах и услугах. Постепенно презентация стала внедряться и в другие сферы, в том числе, в сферу образования. Это стало возможным с внедрением в школы и вузы компьютерных и мультимедийных технологий. Power Point – весьма простая и удобная программа для презентаций, она позволяет размещать, классифицировать и просматривать информацию при помощи слайдов. Очевидно, что презентация как методика незаменима в естественных и технических науках, а также в тех гуманитарных науках, где в большой степени можно систематизировать материал, например, в исторических науках, искусствоведении, культурологии. Так, с помощью презентации можно наглядно и доходчиво рассказать о жизни и деятельности того или иного автора.
Но как быть с философскими дисциплинами, в центре которых стоят разного рода познавательные, этические, онтологические проблемы, которые сами по себе весьма абстрактны и не
предметны? Ведь специфика философии очевидна:
Я думаю, что это возможно. Данная методика обучения была неоднократно апробирована в Воронежском государственном техническом университете и зарекомендовала себя со своей лучшей стороны. В чём же её преимущество?
В первую очередь, презентация способна совмещать в себе как информационный, так и гуманистический потенциал. В этом случае она представляет собой некий компромисс или
даже некую альтернативу тотальной информатизации и рационализации общества и человека. Ведь, с одной стороны, она действительно есть форма обработки, представления и
упорядочивания информации при помощи изначально заданной схемы. Но, с другой стороны, презентация есть творчество, созидание как со стороны формы, так и особенно со стороны
содержания, которое способно стать образным, наглядным. Её создатель подобен скульптору, задача которого – отсечение всего лишнего, что только на первый взгляд кажется
механическим делом. За этим отсечением стоит огромная творческая работа, ведь необходимо из бесформенного и разрозненного объёма информации, найденного в книгах, учебниках,
журналах, а чаще всего в Интернете, создать и явить нечто новое – своё собственное осмысленное, ценностно окрашенное и обоснованное отношение к проблеме. В этой
связи презентация служит выработке определённого взгляда на мир, в ней и через неё реализуется свобода, творчество студента. Можно утверждать, что данная методика
обучения – это некая форма, одновременно недетерминированная, оставляющая простор для самореализации, свободных размышлений и вместе с тем направляющая студента в
нужное русло, дающая ему
Схема презентации по теме: «Философы XX в.» |
|
Презентация философской темы – это самостоятельная работа с огромным объёмом информации, преследующая определённые учебно-образовательные цели. Эта работа включает:
|
Если суммировать положительные стороны презентации, то,
В качестве примера здесь приводится слайд из раздела «Истоки возникновения проблемы» презентации на тему: «Национализм и толерантность». Так автор представил степень разработанности проблемы в истории философской мысли.
|
А вот так можно оформить основные определения понятий.
|
В таком виде представлен слайд о социальных причинах возникновения национализма.
|
Итак, для создания такой схемы от студента требуется определённая работа: анализ, синтез, выстраивание причинно-следственных рядов и пр.
Весьма эффективна работа над презентациями по современным философским проблемам. Вот некоторые из предложенных студентам тем, хотя их можно скорректировать или видоизменить.
|
Специфика такого рода тем в том, что все они являются проблемными, дискуссионными, не имеющими однозначного решения. Следующая схема может помочь организовать и выстроить найденный материал.
Схема презентации по теме: «Современные проблемы общества». |
|
В данной схеме презентации предлагается провести самостоятельную работу по теме с опорой на необходимые определения, изречения деятелей науки и культуры, с выделением объекта исследования, постановкой целей и задач, вычленением основных идей, мыслей по данной теме, с собственными выводами, подкреплёнными наглядными картинками и прочими текстами культуры. Выявляя актуальность исследования, студент непременно соотнесёт рассматриваемую проблему с собственной жизнью, а это значит, что ликвидируется изначально книжно-учебное отношение к самостоятельной работе. В этом как раз и заключается практический гуманистический потенциал презентации (в отличие от механической и отчуждающей работы над рефератами).
Для того чтобы работа над презентацией была ещё более самостоятельной, чтобы она готовила студентов к умению вести дискуссию, можно превратить презентацию в философскую
защиту, на которой будут присутствовать оппоненты, председатель и члены совета (преподаватель и сами студенты). Оппонентам предлагается заранее написать отзыв на
презентацию, сформулировать
Опыт проведения такого рода занятий со студентами инженерно-экономического
Ещё одной положительной стороной презентации как формы обучения является развитие у студентов способности выбора нужного материала из огромных объёмов информации. Как известно, человек в информационном потоке теряется и впадает в панику, поскольку не может найти то, что ему действительно нужно. Способность к анализу, синтезу, абстрагированию и пр., бесспорно, – весьма ценные навыки в современном обществе, где информация (причём самого разного – от антинаучного до научного – качества) увеличивается невероятно высокими темпами. Поиск нужного – отделение зёрен от плевел информационной среды – составляет суть первоначальной работы над презентацией. В дальнейшем информация встраивается в систему гуманистических ценностей, появляется собственное видение проблемы, осмысленное и переживаемое. Переживание перестаёт быть абстрактным и чужим знанием, становится внутренним видением проблем и противоречий, что и приводит к ответственному отношению человека к самому себе, к окружающей среде и обществу. Так оказывается возможным наполнять ресурсы такой информационной программы, как презентация, гуманистическим смыслом, делать её формой «презентации гуманизма». И это может быть одной из наших побед за овладение и гуманизацию современного инфомедийного пространства. В этом – большое гуманистическое значение презентации, способной дать достойный ответ на вызовы информационно-технологической цивилизации. Предлагаемая методика развивает свободу творчества, стимулирует интерес и даже прививает эстетический вкус, поскольку само оформление – цвет, изоматериал, схемы, таблицы и пр. – изначально не детерминированы преподавателем, и студент вправе сам воплощать свои замыслы. К тому же, здоровая конкуренция внутри группы стимулирует ответственное отношение и к оформительской части.
Важна и оценка преподавателем проделанной студентом работы. Как известно, в философии нет и не может быть единого решения проблем, что затрудняет саму оценку. Однако презентация предлагает свои критерии: соответствие заданной схеме, полнота её содержательного и изобразительного выражения. Работа не сводится к оформлению, важное значение имеет содержание, которое должно быть осмысленным и понятным как автору, так и аудитории. Так, необходимо не только охарактеризовать биографию философа, но и оценить то время, в котором он жил и творил, что невозможно без предпонимания основных его идей. Нужно продумать, какая цитата выбранного автора лучше всего характеризует его творчество или рассматриваемую проблему, требуется выделить и кратко охарактеризовать основные идеи, структурировать их, что так или иначе заставляет думать. Презентация завершается самостоятельными выводами, что развивает философское мышление, умение подводить итоги, выделять достоинства и недостатки, находить перспективы дальнейших исследований.
У презентации как метода обучения есть и другое применение. Она легко усваивается аудиторией, поскольку предполагает как вербализацию, так и визуализацию темы. Схемы, образы, картинки лучше запоминаются. Презентация может служить формой передачи и усвоения философского и культурологического знания во время проведения лекционных и семинарских занятий.
Подводя итоги, можно сказать, что данная методика – достойная альтернатива формальной, техницистской информатизации, поскольку предполагает открытие студентом мира ценностного, смыслового, одним словом, мира гуманистических ценностей.