Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2009, № 2 (51) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Весна 2009 № 2 (51)
ПИСЬМА В РЕДАКЦИЮ
Дмитрий “Размышляя о гуманизме…” |
Сегодня в нашей стране очень трудно говорить о гуманизме, хотя тема гуманизма очень актуальна в наши дни. Со времён Советского Союза, многое изменилось: сами люди, их идеалы, принципы, ценности нашей жизни.
Официальную идеологию в нашей стране использовали с целью сознательного обмана, прикрывая ею антигуманную практику тоталитарного режима. Это относится не только к временам
Сталина (который, как известно, очень любил рассуждать о важной роли простого человека), но и к более позднему периоду так называемого застоя, когда гуманистическая
фразеология была постоянно в ходу и почти на каждой улице висели лозунги «Всё для блага человека, всё во имя человека». Тоталитарная система в Советском Союзе создала такое
отчуждение, которое превосходило всё то, что встречалось в истории, и прежде всего отчуждение от человека государства, ставшего по существу огромной репрессивной машиной.
(Между прочим, в дискуссиях о проблемах гуманизма и отчуждения, которые начинались в нашей философии
Существуют разные мнения, но особенно обоснованным из них, на мой взгляд, является сегодня следующее. Нужно трезво принимать человека и человеческий мир такими, каковы они суть, т. е. во всём их достоинстве и, вместе с тем, несовершенстве. В Евангелии сказано: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». В русской пословице она получила такую интерпретацию: «Чего в других не любишь, того не делай сам». В человеческом мире одним из главных мотивов деятельности всегда будет личный интерес, подталкивающий человека к использованию, манипулированию другими людьми в своих целях, всегда будет существовать склонность к доминированию над людьми; вряд ли возможно полное преодоление социального и культурного неравенств, разного рода конфликтов. Однако для нормального функционирования цивилизованного общества важно соблюдение всеми его членами определённых правил общежития, правовых и моральных норм и процедур, по которым все и каждый могут добиваться своих целей. Что касается гуманизма, то это – демократическая, этическая жизненная позиция, утверждающая, что человеческие существа имеют право и обязанность самостоятельно определять смысл и форму своей жизни, выстраивать нормы человеческого сосуществования на основе разума, без помощи «сверхъестественных» сил.
Гуманизм призывает к построению более гуманного общества посредством этики, основанной на естественных человеческих ценностях, в духе разума и свободного критического исследования, за счёт использования позитивных человеческих способностей. Современный, светский гуманизм не теистичен и не принимает «сверхъестественное» видение реального мира.