Убеждение религиозного типа, или догма |
Собственно нравственное убеждение |
|
Убеждение этого рода – очевидная теоретическая нелепость, но притом так понимаемая нравственная необходимость: это есть некоторое мнение, которое я вменяю
себе (или, как я могу полагать, это вменено мне моим Богом) в нравственный долг. |
…Это естественная нравственная необходимость: моё собственное мнение о том, в чём вообще состоит моральное, тем самым становящееся для меня обязательным, долгом.
Если я искренне верю, что такой-то или такой-то поступок будет по совести верен, то так и должен поступить: в соответствии
с убеждением. |
|
Величайшим образцом такого «мнения, составляющего наш долг», является представление о существовании высшей нравственной инстанции в качестве действующего в мире
(надзирающего, испытующего, карающего и т. д.) лица, то есть вера в Бога. Бог же заповедал и все другие мнения, которые нам следует считать
истинными.
Бог существует не так, как всякая другая истина (безразлично к нашему мнению о ней), а в самой вере: он должен существовать, чтобы существовали наши моральные заповеди
(убеждения); иначе «всё (дурное) позволено». Вера – сие угнетающее разум требование быть убеждённым без доказательств – первое и высшее моральное достоинство
человека. (А разум – приносимая им вере жертва.) |
Очевидно, что никакое мнение не может быть вменено нам в долг (долг составляет не убеждение, а действие в соответствии с убеждением). Вера не может быть условием
нравственности: истина не подчиняется самым лучшим нашим пожеланиям, а построить нравственность на заведомой фальши вроде бы и невозможно. Убеждение, чтобы быть истинно
моральным, должно быть согласно с разумом.
Так что, даже если нам вполне искренне верится в объективное бытие Бога, мы – цивилизованные люди – уже не можем считать нечто добром потому, что так судил Бог, а,
напротив, полагаем, что сам Бог потому и Бог, что творит только добро. То есть наши нравственные убеждения существуют в нас независимо от Бога, а роль этого
последнего – если мы вообще признаём его – разве что в том, что он укрепляет нас в этих убеждениях. |
|
Та же картина и со «светскими религиями», или идеологиями; здесь, в так называемых «идеологических обществах», высшее моральное достоинство индивидов – «идейность»,
убеждённость. Убеждённый в нашей идеологии человек – «наш человек», сомневающийся – «контра» (и этого достаточно для принятия к нему соответствующих мер).
Идеология – это религия, в которой управляющего миром Бога сменила стремящаяся управлять Идея; идея, как мысль, может претендовать даже на научную обоснованность, но и
за этим всё-таки явно, что тут мысль – не отражение истины, а орудие власти. – «Наверху» – цинизм идеологов, «внизу» – идеалы (убеждения) идейных… |
То же получается, когда какому-нибудь учёному авторитету удаётся убедить нас в своём мнении – и создать «единственно правильную» идеологию. Нам тогда кажется: всякий
хороший человек, если прислушается к аргументам нашего Учителя, убедится в её, этой идеологии, правоте. То есть с ней произойдёт то же, что происходит со всякой,
независимой от наших убеждений, объективной истиной.
Этого, однако, не происходит – претензии на научную непреложность идеологий проваливаются – и всякому исповедующему идеологию приходится в итоге либо создавать из
неё для себя квазирелигию, либо, и не думая принуждать себя к личной вере в неё и избрав цинически-политическую позицию, делать из неё орудие организации масс, орудие
властвования. |
|
Убеждения могут иметь квазирелигиозный характер и независимо от каких-либо политически влиятельных идеологий.
В этом случае мы имеем сочетание а) личной воли к моральности вообще и б) душевной незрелости (например юношеской), исключающей возможность самостоятельно
определять, что именно морально.
Неизвестно каким образом – понаслышке или хоть путём «откровения», мистически – некоторые моральные установки становятся для нас квазирелигиозными догмами,
сакрализованными «долгом», «принципами», «убеждениями», на которые непозволительно покушаться ни уму, ни чувству. |
Разум, сознание приоритетности объективного, отнимает у наших убеждений всякий религиозный и квазирелигиозный характер.
Так, воля к моральности вообще имеет очевидное практическое обоснование (необходимость общего выживания), имеет она и элементарное чувственное обоснование (эмпатию,
сопереживание). Тем более это касается конкретных моральных правил и их применений: правила должны быть понятны, иметь ясную добрую цель, а применения их должны быть такими,
чтобы эти цели достигались (а не формальными).
Итак, собственно нравственные, десакрализованные убеждения нравственно зрелого человека предполагают свою постоянную поверку умом и чувством. |
|
Убеждениям «изменяют», – акт, означающий святотатство, мистическую формулу Преступления. Дурно – поступить вразрез с убеждением; но это может быть всего лишь
слабость. Ещё хуже – и это уж настоящая измена – отказаться от него. Нет, конечно, у убеждений и «крайностей» – у истинного нет ограничений. |
Поступить вразрез с личным убеждением – значит изменить самому себе, предать собственное достоинство. Другое дело – если разум и сердце, столкнувшись с живой
жизнью, заставят отказаться от самого убеждения, или остановиться перед «крайностью» (выявившейся нелепостью). Если этот акт – не акт самообмана, то такой отказ не
преступление, а нравственное свершение. |
|
Наши убеждения нам не принадлежат – напротив, поскольку мы моральны, то находимся в их священной власти, а практически – во власти некоего исповедующего их
социального целого. Мы можем быть верующими, коммунистами, патриотами или непротивленцами и наш долг всегда поступать соответственно; убедиться же в иной правоте значит
стать перебежчиком. Что нам простится лишь в том лагере, куда, но не в том, откуда совершён побег. |
Наши убеждения – это кодекс нашей совести, сама сердцевина нашей личности. Юность, впрочем, поневоле берёт их напрокат; но взрослеем, развиваемся, совершенствуемся
мы – меняются, иногда через жестокие кризисы, иногда постепенно и незаметно для нас, но всегда становясь всё более ясными и адекватными нам самим, наши убеждения.
Итак, изменять убеждениям можно не иначе, как перерастая их. А запретить себе расти – дело нелепое, да и безнадёжное. |
|
Наши убеждения – твёрдость в них – это сама наша совесть. |
…Да, убеждения необходимо менять – но не тогда, когда это нам удобно, а тогда, когда этого требует совесть. – Убеждения не должны подменять совесть. |
|
Всякая вера – это приравнивание определённого мнения к истине; для верующего, истины самой по себе по существу и «не бывает» – «во что веришь – то
и есть!». Причём эта вера – долг. |
Уточняя известный афоризм, убеждения, которые нельзя было бы менять, суть худшие враги истины, чем ложь. Любое нравственное убеждение должно уступить дорогу добру, как
любая гипотеза должна стушеваться перед явившейся истиной. |
|
Человек без убеждений есть, по подспудному убеждению всех людей «с убеждениями», – негодяй. Для них очевидно (почему-то), что такой следует лишь
одному принципу – своекорыстию. Потому, даже логически, лучше иметь хоть какие-то убеждения, чем никаких. |
Человек без убеждений – ещё не личность. Но и то сказать, что, если подлинным убеждением человека не является в таком случае его своекорыстие, то отсутствие чётких
убеждений предпочтительнее наличия дурных убеждений… Как и во всех делах – лучше не иметь мнения, чем иметь твёрдое ложное. |
|
Видимо, для человека с религиозной психологией утрата веры или коллективной идеологии – это душевный вакуум (ибо истина и право его «не греют»). – Такой человек, в
унисон с циником-политиком, сейчас постоянно твердит о «бездуховности», причём не спорит с тем, что «духовность» может быть и такой и иной, например православной или
коммунистической. То есть одна «духовность» прочит другой ад, а та первой – концлагерь, – и обе при этом не отрицают факта, что несут одни и те же
функции, суть одно и то же.
Быть человеком ещё мало; надо быть настоящим человеком, что значит: знать, с кем ты и против кого, «иметь убеждения». |
И все-таки есть, конечно, и одно непременное в нравственном человеке убеждение. Оно в следующем: если знаешь, что хорошо, то так и надо поступать, а что такое хорошо –
каждый знает по себе. (Иначе это называется «Золотое правило»). Быть ли при этом убеждении ещё и верующим, коммунистом или либералом – дело личное, но лишь до тех
пор, пока это твоё индивидуальное расположение не придёт в противоречие с указанным главным, общечеловеческим.
Можно не иметь никаких убеждений, кроме «золотого правила», а можно иметь какие хочешь убеждения – но это лишь постольку, поскольку они не мешают тебе оставаться
человеком. |
|
«Воевать за веру», «бороться за убеждения» – вот высшее из человеческих проявлений, вот – героизм! Соответственно, бескомпромиссность – синоним высокой
нравственности. Если истина (как в то подспудно верит религиозный и идейный человек) не выше веры, а добро – не выше убеждений, то, по логике вещей, определить правого
и может только сила («сила духа»), – только война. |
От убеждений отступаться нельзя, но, как отмечено выше, высшее убеждение – это человечность, велящая нам жить без войн. Драться за убеждения – ненамного
благороднее, чем драться за кость, но, точно, глупее. Вера есть вера, дело личное, силой никого не убедишь. И компромисс – не сделка с совестью, а её собственное
требование: пусть каждый найдёт своим убеждениям место в общежитии с другими людьми и их убеждениями. |
|
От убеждений отступаться нельзя, а это значит, что и убеждениям нашим не перед чем отступать! Если ради своих убеждений требуется совершать жестокости и это тебя смущает,
только спроси себя: а сам, ради них, ты мог бы снести такую же жестокость? И если да – действуй. Если готов за своё убеждение на смерть, то вправе за
него и сеять смерть…
Помирить правильное с неправильным, добро со злом невозможно, соответственно, «белый флаг», под которым выступает гуманизм – признак трусости или маловерия, и если сам
«гуманист» этого не признаёт, значит, лицемерит. Кто убеждён, кто верит в свою нравственную правоту, тот заботится о том, чтобы добиться своего, а не о правах или
переживаниях супротивников. Нравственной цели – нравственны и все средства, которые к ней ведут. |
И снова: от убеждений не отступают, но перед жестокостью (я не говорю – применением силы, которым приходится обуздывать жестокость) должны остановиться сами убеждения.
– В этом состоит убеждение гуманистическое. Его специфика в том, что оно предполагает, во имя простой человечности, мирное сосуществование убеждений, терпимость;
гуманизм – это «белый флаг»…
Что явится добром для каждого – вопрос убеждений как личных мнений, но что есть для каждого зло – вещь очевидная: терпеть жестокость. Вот то единственное, с чем
гуманизм никогда не стерпится.
Итак, любое убеждение ложно, если узаконивает жестокость, бесчеловечность. В другой формулировке – «цель (нравственное убеждение) не оправдывает (жестоких)
средств», – ими опровергается само нравственное достоинство убеждения. |
|