Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2010, № 3 (56) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Лето 2010 № 3 (56)
СОВЕСТИ – СВОБОДУ!
|
21 июля 2010 г. |
Ваша честь, госпожа судья!
Уважаемые адвокаты и присутствующие в зале свидетели защиты!
Уважаемые присутствующие в зале суда близкие мне люди!
Уважаемый сосед по скамье подсудимых и куратор выставки «Запретное
Господа прокуроры!
Присутствующие в зале сторонники нашего с Андреем Ерофеевым осуждения!
Попытаюсь как можно более прямо и с достаточной степенью полноты сообщить суду то, что, как мне представляется, имеет существенное значение для вынесения судебного решения по данному делу.
Скажу о четырёх вещах.
I. Что именно я защищаю и отстаиваю перед судом, и по каким мотивам.
II. В чём состоит, по моему мнению, суть конфликта
III. Как, по моему мнению, можно разрешить этот конфликт:
– во-первых, на основе уважения и соблюдения всеми вовлеченными в него сторонами (включая представителей прокуратуры и суда) принципов Конституции РФ и норм Федерального закона о свободе совести и религиозных объединениях;
– во-вторых, на основе принципиальной и открытой реализации сторонами конфликта – в соответствии с упомянутыми конституционными и законодательными нормами – своих различных идеологических, культурных и эстетических предпочтений, религиозных чувств и убеждений.
IV. Каковы общественно-значимые последствия обвинительного/оправдательного приговора по делу о выставке «Запретное
I. Какую позицию в деле о выставке «Запретное
Скажу сначала несколько необходимых вещей о самой выставке.
Тема и идея выставки «Запретное искусство» была предложена некоммерческому учреждению культуры Музею и общественному центру «Мир, прогресс, права человека» имени Андрея Сахарова её куратором, искусствоведом Андреем Ерофеевым, после того, как в ноябре-декабре 2006 г. я пригласил его сделать в Музее и общественном центре имени Сахарова какую-либо выставку, посвящённую проблеме, которая была бы общественно и культурно значимой и одновременно соответствовала миссии Музея. В марте 2007 г. выставка «Запретное
Программа «Запретное искусство» рассчитана на несколько лет, её цель – мониторинг и обсуждение характера и тенденций институциональной цензуры в области культуры. |
Хочу подчеркнуть два обстоятельства: (1) представленные на выставке работы по решению, принятому мной по профессиональным соображениям и одобренному куратором выставки, не разрешалось (о чём в зале была соответствующая надпись) фотографировать ни журналистам, ни посетителям; (2) фотографии этих работ принципиально не размещались на сайте Музея. Эти меры были приняты,
Следует отметить, что программа «Запретное искусство», объявленная Музеем и общественным центром имени Андрея Сахарова совместно с куратором Андреем Ерофеевым и рассчитанная на несколько лет, не была реализована
Приведу полный текст пресс-релиза выставки «Запретное
ВЫСТАВКА В МУЗЕЕ И ОБЩЕСТВЕННОМ ЦЕНТРЕ ИМЕНИ АНДРЕЯ САХАРОВА
Куратор: Андрей Ерофеев, искусствовед
На выставке показаны произведения, предложенные различными кураторами для выставок в московских музеях и галереях и не разрешенные к показу художественными советами или директорами в 2006 г.
Через год организаторы планируют повторить выставку на материале 2007 г. Программа «Запретное искусство» рассчитана на несколько лет, её цель – мониторинг и обсуждение характера и тенденций институциональной цензуры в области культуры.
Экспонаты выставки скрыты от глаз зрителей фальшстеной. Они доступны для фрагментарного разглядывания через маленькие отверстия в этой стене. Имена авторов и названия произведений указаны в этикетках.
Приглашаем посетителей высказать своё мнение о проблеме в электронной книге отзывов на компьютере в центре зала. Эти высказывания будут передаваться на сайт www.gif.ru
Выставка открыта для посещения с 8 по 31 марта ежедневно, кроме понедельников, с 11 до 19 часов. Осмотр выставки не рекомендуется лицам младше 16 лет.
Программа:
7 марта, в 18.00 – вернисаж и дискуссия:
• Актуальные социальные и эстетические запреты для авторов произведений и кураторов современного искусства;
• Подвижность (относительность) и абсолютность этих запретов с точки зрения общества и государства;
• Смысл и мотивы нарушений социальных и эстетических границ (запретов) авторами и кураторами выставок современного искусства.
Выступают: Андрей Ерофеев, куратор выставки; Юрий Самодуров, директор Музея и центра имени Андрея Сахарова; Марат Гельман, галерист; Сергей Епихин, искусствовед; Александр Панов, арткритик; Александр Шабуров и другие авторы представленных на выставке работ.
8 – 20 марта выставка будет пополняться новыми экспонатами.
Музей приглашает кураторов выставок, натолкнувшихся в 2006 г. на внешние запреты показа каких-либо из отобранных самими кураторами произведений, связаться с А. Ерофеевым. Выставка
Художественный язык актуального визуального искусства – значимый и уникальный язык общественной коммуникации, ориентированный на стимулирование у людей и в социуме острого ощущения происходящих в обществе интеллектуальных, политических и физических перемен, эфемерности многих установившихся барьеров, запретов, репутаций, язык, вызывающий ощущение растущей сложности и необходимости нового, более самостоятельного и глобального понимания современного мира. |
На процессе в Таганском суде под Вашим председательством, Ваша честь, и вообще перед лицом правосудия я защищаю принципиальную позицию, о которой я уже сказал в своих показаниях суду. Повторю защищаемую мной позицию дословно:
1. Выставка
Демонстрацией выставки
2. На выставке
Сказанное относится ко всем экспонировавшимся на выставке работам.
Хочу добавить, что в плане культуры (и в эстетическом плане) конечным пунктом, который я так упорно защищаю, в том числе в суде, является язык современной художественной культуры, язык актуального искусства, язык мысли. Конкретно, Ваша честь, я защищаю в суде принципиальный и важный для современной российской культуры и для российского общества художественный язык представленных на выставке «Запретное искусство» произведений и высокий профессиональный уровень её экспозиционного решения, автором которого является куратор Андрей Ерофеев. Речь идёт о фальшстене с небольшими отверстиями для глаз, за которой были скрыты все экспонаты и которая визуализировала и привлекала внимание всех посетителей выставки прежде всего к проблеме существования административной цензуры и самоцензуры в деятельности музеев и художественных галерей, вызванной, добавлю на основе опыта своей работы, чаще всего страхом администрации перед возможными негативными реакциями части зрителей и каких-либо внешних инстанций, а не собственными убеждениями в недопустимости показа тех или иных работ. В определённом смысле фальшстена была главным художественным экспонатом нашей выставки, поскольку за ней скрывались совершенно разные по тематике и смыслу работы. Можно даже, почти не утрируя, сказать, что не важно, какие и чьи именно работы были за этой стеной, важнее то, что они там оказались в результате не высказываемых вслух и зачастую не обоснованных табу, вызванных различными мотивами – от политических и религиозных до соображений общественной морали.
Главная проблема, главный и определяющий конфликт, открыто проявившийся в связи с выставкой «Осторожно, религия!» и получивший дальнейшее развитие в связи с выставкой |
Конечно же, Ваша честь, я отстаиваю целесообразность и уместность проведения выставки «Запретное искусство» Музеем и общественным центром имени Андрея Сахарова. Ведь Музей и центр имени Сахарова, в силу своей миссиии в силу того, что он носит имя Андрея Сахарова, не мог, когда ему предложили эту тему, отказаться говорить о значимых общественных проблемах, в том числе о существовании в деятельности институтов культуры табу, вызванных чувством страха перед последствиями показа интересных и адекватных реальности произведений искусства. Более того, наш Музей профессионально был обязан и имел право «говорить» художественным языком адекватным этой теме
Я защищаю выставку «Запретное искусство» и представленные на ней работы также потому, что современная культура и современное российское общество нуждаются, по моему мнению, в языке современного актуального искусства, несмотря на то, что значительной части населения нашей страны он до сих пор почти не знаком и малопонятен. Этот язык может вызывать также и резкое неприятие, и отторжение тем, что различные значимые культурные, политические, религиозные, государственные, военные, сексуальные и иные символы, персонажи, объекты, которые в обыденном сознании и жизни существуют в непересекающихся и разведённых друг с другом сферах и «плоскостях», в произведениях современного искусства нередко и принципиально совмещаются, показываются актуальными художниками в одном художественном пространстве, в «положениях» необычных, резко отличных от тех, в которых зрители их привыкли видеть. Так устроен язык мысли и современной культуры. На основании опыта работы директором Музея и Центра имени Андрея Сахарова я убедился, что художественный язык актуального визуального искусства – значимый и уникальный язык общественной коммуникации, ориентированный на стимулирование у людей и в социуме острого ощущения происходящих в обществе интеллектуальных, политических и физических перемен, эфемерности многих установившихся барьеров, запретов, репутаций, язык, вызывающий ощущение растущей сложности и необходимости нового, более самостоятельного и глобального понимания современного мира.
Главная ценность этого художественного языка в том, что он «провоцирует» и будит мысль и способен рождать у чутких зрителей более адекватное понимание действительности. Конечно, чтобы коммуникация происходила, необходимо понимание языка актуального искусства, для чего требуется определённая подготовка, которой у многих, возможно, у большинства зрителей сегодня нет. И хотя такое противоречие действительно существует, я уверен, что язык актуального искусства для российской культуры и для общества необходим и что ему нужно учить и учиться, поскольку это язык, адекватный сложности современного мира, сложности современной жизни, поэтому я так и упорствую в его пропаганде и защите.
II. В чём состоит, по моему мнению, суть конфликта
Самым существенным, самым весомым и определяющим судьбу и последствия дела о выставке
Начну с самого простого – почему небольшая выставка
Наиболее прямых и очевидных ответов на этот вопрос несколько.
В очень многих включённых в уголовное дело письменных показаниях свидетелей обвинения и почти во всех выступлениях свидетелей обвинения на суде, а также в неоднократных репликах и выступлениях прокуроров содержатся упоминания о том, что выставка
Поскольку обе эти выставки оцениваются нашими оппонентами как кощунственные и преступные, следует сказать, что единственной общей чертой этих выставок (за исключением того, что обе они были выставками современного искусства) является экспонирование на них нескольких художественных произведений, в которых легко узнаваемые и религиозные по исходному происхождению христианские образы, символы или их фрагменты намеренно помещены авторами в нерелигиозный контекст и совмещены (объединены) с изображениями профанных «объектов» в едином художественном пространстве.
Публично занятая и открыто защищаемая Музеем и центром имени Андрея Сахарова (в то время когда я был его директором) и лично мной откровенная позиция отстаивания принципиального права светских учреждений культуры на свободный показ в России таких произведений искусства независимо от того, как эти произведения могут оцениваться и восприниматься любыми внешними наблюдателями, в том числе с религиозной, православной точки зрения, и независимо от того, как эти произведения могут оцениваться представителями исполнительных, законодательных и судебных органов власти при условии, что данные произведения, по мнению специалистов, являются нормальной частью современного светского искусства и что их смысл с нерелигиозной, светской точки зрения, по мнению их авторов, а также специалистов по современному искусству и руководителей учреждений культуры, где эти произведения демонстрируются, не направлен на оскорбление личности и личного достоинства граждан, в т. ч. верующих и есть главный источник и главная причина возмущения Музеем и общественным центром имени Андрея Сахарова и мной лично со стороны ряда позиционирующих себя как православно-патриотические общественных организаций, ряда верующих граждан и служителей церкви, отдельных высокопоставленных представителей РПЦ и т. д.
Неприятие защищаемой мною позиции и защищаемых мною произведений имеет глубокие и многосоставные корни в российской действительности и российском обществе, в нашей истории и разделяется людьми по многим причинам и мотивам: идеологическим, культурным, моральным, религиозным, государственно-патриотическим. Я имею в виду не требование наказания за публичный показ определённых произведений современного искусства в плане статей уголовного и административного кодексов, такое требование высказывает лишь небольшая группа верующих граждан, сплочённая и подогреваемая активистами «Народного собора», несколькими священниками и журналистами, а искреннее, граничащее с отвращением неприятие и отказ в признании настоящим, интересным искусством таких работ (хотя не все они, конечно, равноценны), как «Не сотвори себе кумира, или Фото недорого», 2003, – автор А. Зражевская (работа была показана на выставке «Осторожно, религия!»); «Дадим угля сверх плана», 1972 – автор Михаил Федоров-Рошаль; «Апокалипсис», начало
Помимо отрицательных и положительных оценок названных произведений и выставки
«Представленные на выставке
Справка из энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона:
Я исхожу из предположения и уверенности «в вечности» существования и взаимодополнительности религиозного и нерелигиозного сознаний: человеческое общество в целом, разные народы и группы и разные люди нуждаются, хотя и в разной степени, и в том, и в другом сознании. |
«Богохульство – оскорбление имени Божия, а также поношение любых объектов религиозного поклонения. В широком смысле слова не только прямая хула на Бога, но и всякое преступление против веры».
«Кощунство – оскорбление религиозной святыни, глумление, надругательство над чем-нибудь глубоко почитаемым, над тем, что свято и дорого кому-либо».
В данном контексте особенно знаменательны слова организатора выставки Юрия Самодурова: «Для меня, в отличие от Андрея Ерофеева, речь идёт не только об искусстве, но и о вызове Русской Православной Церкви».
На данной выставке христианские религиозные символы с откровенным издевательством помещаются рядом с непристойными картинками и нецензурными выражениями, что глубоко оскорбляет чувства верующих», (текст Заключения Патриаршего совета приводится по публикации на сайте http://www.pravoslavie.ru/jurnal/35608.htm).
В моей опубликованной в Гранях.Ру статье «Нас предали», из которой цитируются слова «о вызове Русской Православной Церкви», речь шла, в частности, о том, что автор считает определённые действия РПЦ и их направленность вызовом светскому характеру государства.
Для нерелигиозного сознания смыслы тех же самых работ, которые имеет в виду Патриарший совет по культуре («Дадим угля сверх плана», 1972, М. Федоров-Рошаль; «Апокалипсис», начало
Таким образом, главная проблема, главный и определяющий конфликт, открыто проявившийся в связи с выставкой «Осторожно, религия!» и получивший дальнейшее развитие в связи с выставкой
В связи с описанным исходным, наиболее весомым религиозно-культурно/эстетически-политически-правовым конфликтом в деле о выставке
Обвинительный приговор организаторам выставки означает, что российское государство в лице его судебного органа фактически признаёт правомерными уголовные преследования «за преступления против веры» и берёт на себя роль арбитра в вопросе о «допустимом/недопустимом», «каноническом/неканоническом», «кощунственном и не кощунственном» с точки зрения религиозного сознания изображении и использовании художниками религиозных символов, образов и аллюзий на них. Оправдательный приговор означает, что суд подтвердил общественную равноправность и равнозначимость религиозного и нерелигиозного сознаний и их носителей и защитил и подтвердил светский (по Конституции РФ) характер российского государства. |
Ещё один пример. В ходе процесса защита и подсудимые много раз обращали внимание суда на то, что показания большинству выступивших в суде свидетелей обвинения активно помогал создавать сам следователь и что эти, фактически созданные следователем показания, вошли в утверждённый прокуратурой текст обвинительного заключения. Мы имеем в виду, что многие выступившие в суде свидетели обвинения сообщили суду, будто экспонировавшиеся на выставке работы, точнее их фотографии, они впервые увидели у следователя в кабинете, и следователь им эти фотографии сам и показал, а также то, что большая часть находящихся в деле показаний свидетелей обвинения дословно повторяют друг друга во всех главных пунктах. Непредвзятому человеку и суду должно быть очевидно, что метод «добывания» и «оформления» следствием и прокуратурой показаний свидетелей обвинения также обусловлен не профессиональными, а внеправовыми, идеологическими и политическими мотивами. Иного объяснения приведённым фактам просто не существует.
III. Как разрешить конфликт
Как разрешить конфликт и проблему взаимоотношений носителей религиозного и нерелигиозного сознаний в связи с выставкой
Желание «Народного собора», многих свидетелей обвинения и прокуратуры решить проблему взаимоотношений религиозного и нерелегиозного сознаний, закрепив судебным решением приоритет за религиозным сознанием, т. е. осудить организаторов выставки «Запретное искусство» и тем самым косвенно запретить другим светским учреждениям культуры показывать художественные произведения, экспонировавшиеся на этой выставке, и подобные им,
С другой стороны, у суда нет никаких оснований (и возможностей) отдать приоритет нерелигиозному сознанию, поскольку его носители (я говорю конкретно об вышеупомянутых участниках конфликта
Как мне представляется, представители русской православной церкви обоснованно могут оценивать художественный язык ряда демонстрировавшихся на выставке
Выступая в суде, представитель Патриаршего совета по культуре, иеромонах Никодим, отвечая на мой вопрос, сказал, что «Патриарший совет по культуре не запрещает и не разрешает проведение в музеях никаких выставок». Поэтому решение конфликта по поводу художественных произведений, кощунственных и богохульных с точки зрения религиозного сознания и являющихся нормальной частью светского искусства и имеющих совершенно другой смысл с точки зрения нерелигиозного сознания, может заключаться в следующем.
Поскольку Патриарший Совет по культуре, как он это уже один раз сделал, воздерживается от гласного, прямого требования не показывать в светских учреждениях культуры произведения искусства, в которых религиозные по происхождению образы и знаки помещены в чуждый им профанный контекст и совмещены с чуждыми им изображениями, или другим явным образом противоречат религиозным традициям и иконографическим образцам, эту позицию с точки зрения права можно трактовать, мне кажется, как выражение уважения и признания Патриаршим советом права художников и светских учреждений культуры на показ таких работ в соответствии с зафиксированными в Конституции РФ принципами, а также в соответствии с зафиксированной в Федеральном законе о свободе совести и религиозных объединениях нормой.
Наверное, следует дословно привести названные статьи Конституции и норму Федерального закона.
Ст. 13 (пп. 1, 2) Конституции РФ гласит: «В Российской Федерации признаётся идеологическое многообразие, никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
Ст. 14 (п. 1) Конституции РФ гласит: «Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной».
Ст. 28 Конституции РФ гласит «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать… любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними».
Ст. 29 (пп. 1, 3, 4, 5) Конституции РФ гласит: «Каждому гарантируется свобода мысли и слова. Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них. Каждый имеет право свободно передавать, производить и распространять информацию любым законным способом… Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается».
Вместе с тем п. 2, ст. 29 Конституции РФ гласит: «Не допускается пропаганда и агитация, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства». Поскольку выставка
Ст. 44 (п. 1, 2) Конституции РФ гласит: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания… Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям».
Ст. 6 Федерального закона о свободе совести и религиозных объединениях гласит: «Проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания запрещается».
Из данной нормы следует, что если какие-либо выставки оскорбляют религиозные чувства
На основании вышесказанного Таганский суд имеет возможность принять по делу о выставке
Что касается прямо и открыто заявленной в Заключении Патриаршего совета по культуре позиции, что ряд показанных на выставке
IV. Назову несколько общественно-значимых последствий как обвинительного, так и оправдательного приговора по делу о выставке
1. Обвинительный приговор противоречит статьям 13, 14, 28, 29, 44 Конституции РФ и ст. 6 Федерального закона о свободе совести и религиозных объединениях. Оправдательный приговор – соответствует этим конституционным нормам и норме Федерального закона.
2. Обвинительный приговор означает, что российское государство и Московская патриархия ориентируются на строительство «религиозного забора» между Россией и странами Европы и США в сфере современного искусства и создание серьёзных препятствий для деятельности институций современного искусства и актуальных художников в России. Оправдательный приговор направлен на создание нормальных условий для развития современного искусства в России и на творческий обмен с европейскими странами и США.
3. Обвинительный приговор – серьёзный юридический и политический шаг по превращению православия в
4. Обвинительный приговор организаторам выставки означает, что российское государство в лице его судебного органа фактически признаёт правомерными уголовные преследования «за преступления против веры» и берёт на себя роль арбитра в вопросе о «допустимом/недопустимом», «каноническом/неканоническом», «кощунственном и не кощунственном» с точки зрения религиозного сознания изображении и использовании художниками религиозных символов, образов и аллюзий на них. Оправдательный приговор означает, что суд подтвердил общественную равноправность и равнозначимость религиозного и нерелигиозного сознаний и их носителей и защитил и подтвердил светский (по Конституции РФ) характер российского государства.
5. Если мои идеалистические надежды на Таганский суд как суд светского государства не оправдаются, в России неизбежно возникнут новые судебные процессы, связанные с религиозными нападками на современную культуру, которые, как и процесс по делу о выставке
В заключение хочу поблагодарить Андрея Ерофеева за идею и участие в проведении выставки
Юрий Самодуров на выставке «Запретное искусство». Фото AFP. |
Хочу также поблагодарить наших адвокатов Анну Ставицкую, Ксению Костромину, Дмитрия Курепина за безвозмездную и активную защиту нас в суде. Я очень благодарен всем свидетелям защиты – и выступившим на суде, и написавшим свои заключения специалистам. Их было очень много, и назвать всех я не смогу.
Наконец, я должен больше всех поблагодарить за мужество, любовь, терпение и поддержку меня в жизни мою жену Антонину, а также искренне хочу поблагодарить тех людей, поддержку и одобрение которых занятой мной на этом процессе позиции, я ошущал, их немного – это художник Игорь Шелковский, директор Зверевского центра Алексей Сосна, куратор Виталий Пацюков, правозащитники Евгений Ихлов и Николай Гудсков, мой друг Юрий Шиханович и Елена Суетнова, с которыми я познакомился благодаря работе в Фонде Сахарова, политолог Дмитрий Фурман, отец Яков Кротов, правозащитники и журналисты Валерия Новодворская и Вадим Белоцерковский. Ваша поддержка помогла мне не изменить себе до конца процесса. Если я кого-либо забыл назвать в этом ряду, прошу прощения. Благодарю моих бывших коллег по Музею и центру имени Андрея Сахарова Людмилу Василовскую и Инну Щекотову, которые продолжали оказывать мне во время суда поддержку, а также преподавателя Александра Алтуняна и социологов Игоря Истошина и Милену Азарх за полезные обсуждения ситуации. Хочу также поблагодарить всех моих близких, друзей и знакомых, кто за меня переживает.
Отдельная моя благодарность Лене Санниковой, православной верующей, хотя она и считает выставку «Запретное искусство» выставкой не искусства, но много раз выражала мне желание выступить в суде. Благодарю журналистов и художников, много раз приходивших на этот процесс или помогавших мне опубликовать материалы о нём – особенно Веру Васильеву, Юлию Башинову, Римму Поляк, Галину Аккерман, Марию Московскую, Викторию Ломаско и Антона Николаева. Благодарю художника Никиту Алексеева за очень важное для меня обращение по радио «Свобода» к своим коллегам в связи с этим судом.
Я также очень и очень благодарен Леониду Бажанову, художественному руководителю Государственного центра современного искусства, который в то время, когда я был подсудимым, пригласил меня на работу в ГЦСИ и дал возможность делать хоть
Моё единственное пожелание к судье Светлане Юрьевне Александровой, для которой этот процесс длился так же долго, как и для нас с Андреем Ерофеевым. Уйдя на приговор, ощущать себя судьей в светском государстве и хотеть, чтобы оно было таким.
***
От редакции. ЗС получил текст выступления в суде Юрия Самодурова до вынесения приговора. Прокурор потребовал осудить Ю. Самодурова и А. Ерофеева на три года лишения свободы в колонии-поселении. Известно, что суд ограничился штрафом в 200 и 150 тыс. рублей каждому соответственно. Мнения адвокатов и журналистов было неоднозначным. Но в целом, по словам адвоката Анны Ставицкой, это можно считать победой, хотя далеко не полной. Суд не решился лишить Ю. Самодурова и А. Ерофеева свободы за организацию выставки актуального искусства, но, тем не менее, он осудил их и признал виновными в совершении преступления.