Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2010, № 4 (57) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Осень 2010 № 4 (57)
ПРОТИВ ШАРЛАТАНСТВА
ДИЛЕТАНТИЗМ |
Вопросительный знак в заголовке моей статьи не случаен – он, я уверен, отражает не только моё недоумение, но и тревогу многих читателей газет и телезрителей: зачем, с какой целью нам внушают совершенно ненаучные представления о мироздании, основанные на библейских мифах, возникших 4 тыс. лет назад? И, конечно, возникает вопрос – кто эти люди, взявшие на себя труд дискредитации современной науки?
С. Ю. Вертьянов |
В начале XXI века мы явились свидетелями в нашей, считающейся образованной стране, сколь занимательного, столь и позорного явления – широкой пропагандистской кампании, направленной на дискредитацию научного знания. Напомню лишь некоторые события этой кампании. В 2005 г. издательством Троице-Сергиевой лавры выпускается учебник «Общая биология» для
Здесь нельзя не вспомнить, что ещё Чарльз Дарвин предполагал, что «нравственное чувство человека основано на инстинктах, развившихся у наших предков в связи с общественным образом жизни» («Происхождение человека и половой подбор». Изд. 1872 г. русский перевод проф. И. Сеченова). Это суждение подтверждено в наше время научными данными о существовании материальной, нейрологической основы человеческой духовности. Исследования эволюционных психологов показывают, что в значительной степени от генов, а не от воспитания, зависят такие наши качества, как доверчивость, благодарность и другие, столь значимые в человеческом сообществе. Но от воспитания тоже многое зависит.
Ч. Дарвин |
Поскольку изучение естественных наук с неизбежностью приводит к материалистическому мировоззрению, то в словах патриарха мы можем видеть план действий РПЦ по установлению контроля над содержанием школьных программ в нарушение конституционного принципа отделения церкви от государства. Первый шаг сделан – в школах вводится курс «Основы православной культуры». Учебник для
Александр Марков в обстоятельной сводке «Происхождение и эволюция человека» 1 на основании исследований по эволюционной психологии пишет: «Сознание малыша настроено на то, чтобы извлекать общую информацию об устройстве мира не столько из наблюдений за этим миром, сколько из общения со взрослыми. Дети с большей готовностью верят тому, что сообщают им взрослые, чем своим собственным глазам. Фактически дети готовы безоговорочно принять любую информацию об устройстве мира, которую им передают взрослые». Вот
Позиция РПЦ понятна. Ей хочется доминировать в интеллектуальной жизни общества. Менее понятна позиция некоторых средств массовой информации, которые стремятся посеять хаос в сознании читателей и телезрителей по ключевому вопросу: существует ли научная истина или только набор равноценных мнений разных людей, независимо от степени их компетентности в обсуждаемом вопросе? Особенно ярко это проявилось в год юбилея Чарльза Дарвина, который широко отмечался во всём мире. В нашей стране юбилей великого учёного был ознаменован двумя телевизионными фильмами: «Обвиняется Чарльз Дарвин» и «Страсти по Дарвину»
Т. Д. Лысенко |
Недоверие к науке призван посеять и фильм «Тайна происхождения человека», показанный по каналу ТВЦ 19 марта 2010 г. Элегантный господин сообщает зрителю с экрана кучу всякого вздора – о нахождении отпечатков ног человека в слоях, имеющих возраст и 2,5, и 3 млрд. лет, показывает следы человека рядом с отпечатками лап динозавра («люди и динозавры жили вместе»), показывает, как «рушится» родословное древо человека, и, наконец, приводит, по мнению авторов, «сокрушительный» для теории эволюции аргумент: «Невозможно себе представить, как из клюва птицы образуется челюсть млекопитающих». Тут и не надо ничего себе представлять, поскольку никто из эволюционистов не высказывал и не мог высказать ничего подобного. Млекопитающие в своём эволюционном развитии происходят не от птиц. Но у предков птиц были, конечно, челюсти с хорошо развитыми зубами. Это неопровержимо доказано, в том числе экспериментально. Весь фильм представляет собой смесь совершенно невероятного невежества и необыкновенного самодовольства – с доброй, отеческой улыбкой этот «просветитель» объясняет наивным биологам, как надо понимать естественную историю.
Ещё один способ запутать совершенно ясный и давно решённый вопрос – попытаться реанимировать и объявить истинными псевдонаучные идеи, давно отвергнутые и благополучно забытые в ходе развития биологии. Речь идёт о трудах Т. Д. Лысенко. В «Литературной газете» (№ 13, 2009 г.) была опубликована статья доктора медицины, профессора Михаила Анохина под названием «Академик Лысенко и бедная овечка Долли». Помню, когда я прочитал эту статью, то очень удивился. Удивился не столько её содержанию, сколько тому, что подобная статья могла быть опубликована в такой газете, как «Литературка». Вполне понятно и извинительно, что редакторы газеты, как гуманитарии по наклонностям и пристрастиям, напрочь забыли школьную биологию, но можно ведь было обратиться к научным консультантам – генетикам, специалистам в области биологии развития. На рубеже
Публикация М. Анохина возвращает нас к дискуссии
Это – очевидная неправда, призванная ввести читателей в заблуждение. Открытие Менделя, не сразу понятое и оценённое современниками, было повторено
Д. Н. Прянишников |
Что можно сказать по поводу цитаты, приведённой из творения Михаила Анохина? Сказать можно много, но плакать хочется от такого невежества. Что означают слова: «цитоплазма ответственна за генетику»? В данном контексте «цитоплазма» – слишком аморфное понятие. Любая функция обеспечивается совершенно определённой структурой. Какие цитоплазматические структуры, не содержащие ДНК, но обладающие способностью к кодированию наследственной информации и самовоспроизведению, может указать автор? Таких структур нет. Утверждать, что «наследственные признаки связаны со всей клеткой в целом» – это значит возвращаться к метафизическому (т. е. ненаучному) истолкованию явлений природы, оставленному ещё в XIX в. с развитием естественных наук. Конечно, ничего подобного Барбара Мак Клинток не открывала. Она обнаружила существование мобильных генетических элементов, которые, перемещаясь в пределах хромосомы или между хромосомами, способны изменять активность других генов или выключать их. Мобильные генетические элементы у бактерий, обусловливающие, в частности, устойчивость их к антибиотикам (плазмиды и транспозоны) – это фрагменты ДНК. Более чем странно называть их существование подтверждением идей Т. Д. Лысенко. Что касается цитоплазматического окружения – пептидов и ферментов, то некоторые из них участвуют в регуляции активности генов, в особенности в период эмбрионального развития. Но изменять свою структуру и функции под влиянием меняющихся условий внешней среды никак не могут, ибо сами являются продуктами генов. Фантазии Т. Д. Лысенко на тему о том, что «наследственностью обладают не только хромосомы, но живое тело вообще, любая его частичка», сразу же вызвали протест компетентных учёных. Выдающийся физиолог растений и агрохимик академик Дмитрий Николаевич Прянишников в своём обращении в президиум Академии наук СССР по поводу теоретических концепций Лысенко писал: «В книге “Наследственность и её изменчивость” не содержится никаких новых идей, определения поражают бессодержательностью, она полна погрешностей против элементарных понятий естествознания – в ней отрицается закон постоянства вещества, установленный Лавуазье, в ней высказывается утверждение, что не только каждая капелька плазмы (без ядра), но и каждый атом и молекулы сами по себе воспроизводятся». Д. Н. Прянишников делает весьма примечательное заключение: «Так как появление за границей такой книги, как “Наследственность и её изменчивость”, подорвало бы репутацию советской науки, то следует принять меры к тому, чтобы эта книга за границу не попала и чтобы впредь произведения этого автора, претендующие на новаторство в области генетики, проходили бы через компетентную редакционную комиссию».
«Народный академик» придумал несуществующую «мичуринскую генетику», придумал столь же мифический «советский творческий дарвинизм». Это одно показывает квазинаучность мышления Лысенко, ибо изобретать что-либо в науке, прибавляя к её имени политические термины, само по себе является лженаукой. Существуют просто дарвинизм как основополагающая концепция развития органического мира и генетика как наука о закономерностях наследования и проявления признаков у растений и животных в ряду поколений. Попытки Лысенко, критиковавшего Дарвина за его «ошибки», заменить дарвинизм вульгарным ламаркизмом, не были и не могли быть приняты учёными.
Как обстояло дело с практическим применением псевдонаучной концепции Лысенко? М. Анохин пишет о «селекционных успехах» Лысенко и что «академик Н. П. Дубинин в книге “Вечное движение” этот вклад резюмирует словами: “Агротехнические решения Лысенко спасли сельское хозяйство СССР”».
Н. П. Дубинин |
Николай Петрович Дубинин ничего подобного не писал и не мог написать. Почитаем академика Дубинина (Дубинин Н. П. Вечное движение. М. 1973): «Практические предложения [Лысенко] терпели крах. На нет сошло применение яровизации, летних посадок картофеля и посевов по стерне. Шумные обещания создать зимостойкую пшеницу для Сибири, которые так торжественно были даны им в 1939 г., оказались пустым звуком» (указ. соч. с. 273). «В вопросах полезащитного лесоразведения начиная с 1951 года возникла острая дискуссия между представителями лесоводческой науки и Т. Д. Лысенко. В. Н. Сукачев (академик В. Н. Сукачев –лесовод, создатель учения о биогеоценозах. – С. М.) и другие настаивали на нормальном расположении сеянцев, чтобы растущие деревья не мешали друг другу. Т. Д. Лысенко к этому времени полностью утвердился в своих странных, ничем не подкреплённых взглядах, что в природе в популяциях диких видов якобы отсутствует борьба особей. Он полностью отвергал дарвиновский принцип внутривидовой борьбы, который Дарвин считал движущей силой эволюции видов. Т. Д. Лысенко заявил, что никакой внутривидовой борьбы не существует… Т. Д. Лысенко энергично и с большой шумихой требовал гнездовых посадок леса и в ряде случаев добился этого» (там же, с. 284). Свой обзор деятельности Т. Д. Лысенко, Н. П. Дубинин заключил такими словами:
Апологеты Лысенко (кстати, среди них нет биологов, а главным образом поэты и литераторы), пытающиеся в наше время возродить миф о его громадном вкладе в теорию биологии и в практику сельского хозяйства (в противовес всячески шельмуемым ими генетикам), пишут о двух его основных достижениях – яровизации пшеницы и посевах зерновых по стерне, якобы принесших большую пользу стране. Сначала о теории. Один из авторов 2 пишет буквально следующее: «Дело в том, что генетика говорит о наследовании неких признаков вида, и рассматривает только начальную точку – гены, и конечную – сформировавшиеся признаки. Задолго до появления в
В. Н. Сукачев |
По этому учебнику учились наши студенты, о чём с негодованием говорил Т. Д. Лысенко на августовской сессии ВАСХНИЛ 1948 г. Роли генов в эмбриональном развитии посвящена монография Уоддингтона «Организаторы и гены», опубликованная в русском переводе в 1947 г. Исследования в этой фундаментальной и чрезвычайно интересной области биологии продолжаются (см. Рэфф Р., Кофмей Т. Эмбрионы, гены и эволюция. М. 1986). Эти краткие ссылки показывают, что называть Т. Д. Лысенко «отцом теории морфогенеза» нет никаких оснований. Что касается практического значения для сельского хозяйства рекомендаций Т. Д. Лысенко, отметим следующее. Явление яровизации (влияние охлаждения на рост, развитие и сроки цветения растений) открыл не Т. Д. Лысенко. Оно было известно ботаникам и растениеводам ещё в XIX в. и тщательно изучены немецкими учёными Г. Гаснером и Г. Клебсом в начале XX в. Яровизация – полезный инструмент в селекции растений. Она широко применяется для получения дополнительных поколений растений в зимний период (в теплицах, фитотронах, климатических камерах), для регуляции длительности вегетационного периода и обеспечения цветения растений в нужный период с целью их скрещивания. Яровизация сокращает период развития и созревания растения. Но этот метод оказался непригодным для практического земледелия. Представим себе процедуру подготовки семян к посеву. Зерно ссыпается в большие кучи, обильно поливается водой. Во избежание перегрева намоченного зерна его приходится вручную неоднократно перелопачивать, что требует больших дополнительных затрат труда. При перелопачивании и посеве с помощью сеялок многие проростки обламывались. Во избежание изреженности посевов Т. Д. Лысенко рекомендовал удвоить норму высева, что в условиях дефицита семенного материала в
Столь же плачевными оказались результаты активно рекламируемых Т. Д. Лысенко в
Теоретические взгляды Т. Д. Лысенко в том же 1948 г. на конференции в МГУ подверг разгромной критике наш выдающийся биолог-эволюционист академик И. И. Шмальгаузен. Спустя много лет, подробно анализируя деятельность Т. Д. Лысенко, известные наши биологи акад. В. Струнников и А. Шамин, обращаясь к широкой биологической аудитории, писали: «Огромный урон был нанесён сельскому хозяйству и сельскохозяйственной науке.
Впрочем, М. Анохин даёт своё, очень забавное объяснение неприятию биологами и физиками идей и практических рекомендаций «сталинского академика». Оказывается, все критики Лысенко – учёные, заметим, работавшие на мировом уровне и во многом опередившие своё время, – это «совки». Жаль, конечно, что М. Анохин не даёт определение этому понятию. Со стороны профессора пренебрежение дефинициями непростительно. Но мысль ясна. «Совки» (пишет он) населяют «эту страну» уже тысячу лет. «Совки» против науки. «Совки» везде. «Совки в революционные эпохи всегда на коне», пишет М. Анохин 3. Они осудили на смерть Лавуазье! Анохин умалчивает о том, что Лавуазье осудили не за занятия наукой, а за то, что он был крупным откупщиком. Как известно, откупщики и католическое духовенство были самыми ненавидимыми слоями тогдашнего французского общества. Конечно, полуграмотным судьям революционных трибуналов не было никакого дела до теории флогистона. Их интересовал общественный статус подсудимого. Как это ни ужасно, так случилось. Но как всё просто у Анохина – набежали «совки» и Французская революция свершилась! Социально-экономические и политические причины революций во внимание просто не принимаются. Следуя логике М. Анохина, «совком» надо признать и Кромвеля, приказавшего отрубить голову английскому королю, и отцов-основателей США – они ведь взбунтовались против законного монарха – британского короля! Мне представляется, что говорить о таких трагических и кровавых событиях в жизни народов, как революции в игривом, ёрническом тоне, как это позволяет себе автор статьи, совершенно неуместно.
Профессор Анохин в своей короткой статье коснулся мимоходом многих вопросов, бросая фразы, которые застревают в памяти читателя, но которые ничем не обоснованы. «Эксперты считают вклад Т. Д. Лысенко в науку, и тем более в практику, большим, чем, например, И. П. Павлова». Какие это эксперты так считают? Можно ли узнать их имена? «Его (И. П. Павлова – С. М.), возможно, отравили». Доказательства? Никаких. Между тем И. П. Павлов умер от воспаления легких на
Тягостно читать безответственные пассажи профессора М. Анохина. Тягостно видеть поток дезинформации и невежества, льющийся со страниц газет и экранов телевизоров и направленный на снижение авторитета науки и научного знания. Более чем странно наблюдать председателя Государственной думы Б. В. Грызлова в роли обличителя мракобесия, угнездившегося якобы в стенах Российской Академии наук.
Надо что-то делать. Но что? Александр Марков в своей статье «Антидарвинизм как симптом интеллектуальной деградации» (В защиту науки, № 6) предлагает Академии наук вкупе со всем российским научным сообществом активнее заниматься массовым просвещением. Это хорошо и правильно, но как это сделать? У «Литературной газеты», взявшей на себя неблагодарную миссию пропаганды идей и «достижений» Т. Д. Лысенко, тираж – более 100 тыс. экземпляров. У телевидения – многомиллионная аудитория. Напротив, у научных и научно-популярных изданий тиражи составляют от силы
1. Комиссии РАН по борьбе с лженаукой (возможно, комиссии по учебникам) войти в Комитет Госдумы по образованию и в Министерство образования и науки с предложением, чтобы любые издательства, в том числе принадлежащие религиозным организациям, выпускающие учебную литературу по естественнонаучным и обществоведческим дисциплинам, имели для этого лицензию Министерства образования, а сами учебники должны проходить экспертизу в учреждениях РАН и РАО с целью определения их соответствия современному научному уровню.
2. Согласовать с руководством государственных телеканалов вопрос об обязательном привлечении научных консультантов при работе над научно-популярными фильмами.
3. В условиях массированной пропаганды в СМИ и на телевидении псевдонаучных, религиозных, оккультных и т. п. представлений об окружающем нас мире для школьных учителей необходимо готовить и рассылать методические материалы для проведения разъяснительной работы с учащимся о вреде и научной несостоятельности лженаучных телепрограмм и телефильмов. Такую роль могут служить статьи, публикуемые в Бюллетене РАН «В защиту науки» (начиная с первого номера), журналы «Природа», «Наука и жизнь», «Здравый смысл». Министерству образования следует обеспечить бесплатное распространение этих изданий во всех школах страны, а Комитету по образованию Государственной Думы обеспечить целевое финансирование издания этих журналов за счёт средств федерального бюджета.
1 http://www.evolbiol.ru/markov_anthropogenes.htm
2 http://nikitin.wm.ru/almanath/HTML/Nikaruk/Nikar_lysenko.htm
3 Насколько известно, слово «совок» возникло в прибалтийских республиках: Эстонии, Латвии и Литве, когда после их оккупации советскими войсками местные жители стали называть мигрантов из России «совками», т. е. сов[етскими] ок[купантами]. Так что слово это родилось в середине прошлого века. – Примеч. ред.