Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2010, № 4 (57) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ Осень 2010 № 4 (57)
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПЕДАГОГИКА
ФОРМИРОВАНИЕ Наталья Юрьевна Симонова, |
Целью уроков нравственности в начальной школе является выработка у ребят навыков нравственных поступков, воспитание у них нравственных чувств.
Правовое образование младших школьников имеет свою специфику. Дети не должны в буквальном смысле знать правовые нормы и статьи законов. Главным является развитие у младших школьников нравственных понятий о добре и зле, справедливости, честности, формирование у них представлений о том, что право (правда) не там, где зло и обман, а там, где добро и справедливость.
Нравственные понятия, которые мы формируем у учащихся
Другое ключевое, но противоположное по значению понятие – это плохо (зло). Его смысловые значения: неряшливость, вредность, лживость, ябедничество.
Во
Понятие плохо (зло): раскрывается через такие термины, как грубость, чёрствость, жадность, забывчивость, воровство.
Во время занятий по азбуке нравственности в первом классе нужно постоянно обращать внимание учеников на главные нравственно-правовые понятия: добро и зло, справедливость, честность. Добро (по Далю) – то, что честно и полезно, хорошо по правде (справедливо). Человек добрый доброжелателен и справедлив. Зло (по Далю) – худое, лихое. Злоба – вражда. Зловредный, злодей – тот, кто творит зло, недруг, противник людских законов. Злодейство – причинение зла, большой обиды. Общий вывод: делать добро и не делать зла.
Самая главная задача каждого учителя – это сделать так, чтобы дети не только усвоили нравственные понятия, осмыслили их, но и смогли бы применить их в жизни.
Урок можно начать с просмотра части мультипликационного фильма «Приключения кота Леопольда» и попросить оценить, какие поступки совершили кот и мыши. Как можно назвать такого героя? Какие качества добрых героев им нравятся и почему? На каких героев они хотят быть похожими?
Можно дать учащимся задание изобразить, каким они видят «добро» и «зло». Учителю важно проследить за ходом рассуждения детей и направить их в сторону выработки нравственного ориентира, помочь им увидеть нормы отношений, в соответствии с которыми должен поступать ребёнок.
Основной целью уроков по теме «добрые и недобрые дела» является научить детей выделять нравственную сторону жизненных явлений и поступков. Отношение ребёнка к нормам и правилам проходит путь от информации, понимания её смысла и обязательности для выполнения к внутреннему принятию этих норм и правил. Этот ведёт к формированию внутреннего мира ребёнка, учит анализу и оценке действий как других людей, так и своих собственных.
Большой интерес у детей вызывает задание, в котором учитель просит принести из дома свою любимую игрушку и, расположив их в ряд, попросить детей рассказать, какое нравственное качество отражается в той или иной игрушке (доброта, хитрость, злость и т. д.)?
Во втором классе на уроках можно рассмотреть цепочку взаимосвязанных понятий добро–доброта–доброжелательность–добродетельность, особо подчеркнув, что доброжелательный человек желает всем добра, а добродетельный ещё и делает добро людям.
Важно провести различие между понятием «добрый» и «добренький» (добренький может казаться добрым, но не быть таким). Отсюда можно продолжить разговор поиском ответа на вопросы: кого можно назвать добрым человеком? что является показателем доброты (добрые дела)?
Визуальным компонентом, используемым на этих уроках, может быть цветик-семицветик, на котором дети на каждом лепестке пишут свои пожелания добра другим людям.
Доброе отношение к людям – это согласие, сотрудничество, сочувствие, сопереживание, сострадание. Запрет на действия, унижающие и оскорбляющие другого человека.
Большой воспитательный ресурс заложен в игре «Как порадовать Буратино?». Каждый ученик вносит предложение, как можно порадовать Буратино. Ребята могут предложить свои сюжеты для инсценировок.
Можно обратить внимание детей на их отношение к своим игрушкам, домашним животным и обсудить вопрос, в чём выражается их доброжелательное отношение к ним.
На этих уроках я использую различные методические приёмы, которые позволяют полнее раскрыть творческий потенциал учащихся. Это игры, комментированное чтение, рисование на нравственные темы, обсуждение отрывков из художественной литературы, обыгрывание ситуаций морального выбора и т. д.
Важное значение имеет использование учителем в своей работе разнообразных методических форм и приёмов ведения уроков: игры, комментированное чтение, рисование на нравственные темы, обсуждение отрывков из художественной литературы, поиск, деятельность, анализ и обыгрывание ситуаций морального выбора, оценка поступков и многое другое. Всё это – богатое поле для реализации творческих идей учителя и развития креативных дарований детей.
Одним из современных средств, влияющих на развитие познавательного интереса учащихся к вопросам нравственности, являются электронные презентации, направленные на формирование морально-правовых знаний.