Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2011, № 2 (59) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Апрель – июнь 2011 № 2 (59)
КЛЕРИКАЛИЗМ ШАГАЕТ ПО РОССИИ
Выставки «Осторожно, религия!» и «Запретное искусство-2006» непреднамеренно и неожиданно для их организаторов и участников вскрыли глубинный конфликт и кризис возможностей и целей Русской православной церкви (РПЦ) и сотрудничающих, примыкающих к ней православно-националистических организаций (таких, как «Народный собор»). Кризис вызван и оказался неустранимым противоречием между попытками церкви с молчаливого согласия и при поддержке государства осуществлять духовное и частично идеологическое лидерство в стране и неэффективностью РПЦ и государства в удовлетворении массового социального запроса людей на гражданское, политическое и национальное самоопределение, на культуру вообще, включая и религиозную жизнь. Вакуум в этих сферах РПЦ и государство пытаются заполнить суррогатами – «православным» гражданским самоопределением, «православной» национальной (культурной и религиозной) жизнью, псевдополитической самоидентификацией на платформе православного патриотизма и недоверия к западной модели обеспечения прав человека посредством партийной конкуренции, независимых СМИ, суда, профсоюзов. Отсюда длящийся уже восемь лет конфликт |
Постоянная критика этих двух выставок стала заметным элементом идеологической, политической и культурной «системы координат», используемой и внедряемой в общественное сознание руководством Московского патриархата, активистами православно-националистических организаций, кинорежиссером Никитой Михалковым и другими лицами. Чем иначе можно объяснить, что эти две выставки и некоторые их экспонаты упоминаются в СМИ столь часто в качестве негативных точек отсчёта?
Что касается не глубинной, «мантийной» зоны кризиса (если использовать в качестве метафоры термины, описывающие строение земного шара), то процессы в ней идут на нескольких уровнях. В относительно более «подспудном» слое решается вопрос: где сегодня проходит граница светского характера российского государства? У входа в армию и на флот? В МВД? В среднюю школу? В вузы? В музеи? В Российскую академию наук? При входе на железнодорожные вокзалы и в аэропорты? Кажется, во всех этих местах, чьи цели и функции до недавнего времени никак не были связаны с религиозными целями и задачами, уже присутствуют и действуют православные священники. Нет их пока только в Госдуме, судах, некоторых министерствах, муниципалитетах и театрах. Надолго ли?
Наконец, «на дневной поверхности» кризис проявился тем, что РПЦ, «Народный собор» и ряд деятелей, выступающих за квазиполитическую, квазигражданскую и квазикультурную самоидентификацию населения страны на базе православия, начали в 2003 г. кампанию «за право на запрет» свободного показа в учреждениях культуры произведений современного искусства, в которых православные или иные религиозные символы и образы и/или аллюзии на них используются художниками не для выражения религиозного чувства, молитвенного настроения, веры в Бога, а для передачи иных идей и смыслов, интересующих авторов произведений и кураторов выставок.
В обеих названных зонах проявления кризиса РПЦ в сотрудничестве с «Народным собором» и, главное, при поддержке государства пока берёт верх над гражданским обществом, современными художниками, кураторами, музеями и художественными галереями. Признание судом организаторов выставок «Осторожно, религия!» и «Запретное искусство-2006» виновными в преступлении по ст. 282 УК РФ означает фактический – под страхом уголовного наказания – запрет на показ в музеях и выставочных залах далеко не только работы «Икона-икра» и
При этом сразу выяснилась несопоставимость и противоположность оценок одних и тех же работ с точки зрения носителей религиозного и нерелигиозного сознания. Например, постер Александра Косолапова «Икона-икра» (экспонировался на выставке «Запретное искусство-2006», а перед этим в Третьяковской галерее, откуда был снят дирекцией галереи по письменному требованию группы верующих), где на фотографии оклада иконы Богоматери в отверстии оклада помещено фотоизображение черной икры, РПЦ и многие верующие оценивают как кощунство. Что ж, для религиозных людей такая оценка ожидаема и вполне естественна. С точки же зрения нерелигиозного сознания и нерелигиозного искусства у этой работы совершенно иные смыслы. В частности, «Икона-икра» отражает (как зеркало) мнение многих людей о том, что руководители РПЦ на деле служат и Богу, и мамоне. О таком понимании работы «Икона-икра» говорили в суде несколько художников – свидетелей защиты. Мне этот смысл понятен, я его ощущаю и воспринимаю. «Икона-икра», на мой взгляд, – это также работа о том, что место заступничества, жертвенности, чистоты, скромности, сокровенной духовной жизни, которые в традиционной русской культуре и в православии олицетворяет иконописный лик Богородицы, в жизни сегодняшней России откровенно и нагло заняла «чёрная икра», символ не стесняющегося себя богатства и материального, выставленного напоказ, успеха. Вообще же художники и настоящее искусство часто выражают то, что в действительности уже существует или только рождается и что многие пока смутно ощущают или ещё не почувствовали.
Апеллируя к определённым образом понимаемым нормам и условиям существования общества, в котором я живу, и светского, правового государства, каким оно себя провозгласило в Конституции и каким я хочу его видеть, я занимаю определённую политическую и культурную позицию. Поэтому в двух судебных процессах по делам о выставках я защищал принципиальное право светских учреждений культуры на показ произведений искусства, которые с точки зрения РПЦ и носителей религиозного сознания расцениваются как кощунство. С точки зрения светского государства в этом нет ничего страшного. Критерием того, можно или нельзя показывать то или иное произведение искусства в музеях и галереях, должно быть не мнение верующих или руководства РПЦ, а мнение автора произведения, специалистов в данной сфере искусства, куратора выставки и самого руководителя учреждения культуры – является ли работа интересной по замыслу и выполнению, насколько она соответствует идее и концепции выставки и не противоречит ли её показ миссии конкретного учреждения культуры. Конечно, при этом смыслы экспонируемых работ должны состоять – с точки зрения вышеназванных лиц – не в стремлении задеть и оскорбить религиозные чувства, а в