Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2011, № 2 (59) |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Апрель – июнь 2011 № 2 (59)
ОБЗОРЫ, АНАЛИТИКА, РЕЦЕНЗИИ
ГУМАНИЗМ ГУМАНИЗМ ГУМАНИЗМ И ПЕДАГОГИКА* И ПЕДАГОГИКА И ПЕДАГОГИКА |
|
Как показывают научные исследования, в отечественной педагогике
Тенденция социализации гуманизма в области педагогики наблюдалась уже в первой половине XIX в. на Западе, однако, как справедливо считает Е. В. Карташева, новаторские идеи и опыт многих западных учёных, внесших весомый вклад в его развитие, до сих пор остаются неизвестными и малоизученными в России. Так, имя американского философа Э. Линдемана (Е. Lindeman), разработавшего в 1926 г. концепцию коллективного воспитания взрослых, крайне редко встречается в отечественной литературе. М. П. Фоллетт (M. P. Follett) известна в России преимущественно как теоретик менеджмента, но мало изучен основной труд её жизни – «Новое государство» (1918). В нём она обосновывала идею, что истинная сущность человека проявляется только через групповую организацию, а потенциал личности останется только потенциалом, если его не реализовать в группе. В российской историко-педагогической литературе не получили должного внимания труды Дж. М. Брю (J. M. Brew), Г. Койле (G. Coyle), Г. Уилсона (G. Wilson); слабо изучены труды мыслителей XIX века Н. Ф. С. Грундтвига (N. F. S. Grundtvig), У. Ловетта (W. Lovett), мыслителей XX века П. Фрейре (P. Freire), И. Иллича (I. Illich), М. Ноулза (М. Knowles) и др.
Автор диссертации обращает внимание на тот факт, что в
По мнению автора, проблемой социального гуманизма (коллективного воспитания) в России занимались многие учёные: на философском уровне (B. C. Барулин, А. В. Бузгалин, Ю. Г. Волков, Г. Г. Гивишвили, В. Л. Гинзбург, В. Д. Жукоцкий, Е. А. Кафырин, А. Г. Круглов, В. А. Кувакин, С. С. Перуанский, И. Т. Фролов, Г. Г. Шевелёв), на педагогическом (О. С. Богданова, М. Д. Виноградова, В. Е. Гмурман, Л. Ю. Гордин, И. В. Ильенков, А. Т. Кирпичник, Т. Е. Конникова, В. М. Коротов, Э. С. Кузнецова, А. Н. Лутошкин, З. И. Моносзон, А. В. Мудрик, Р. С. Немов, Л. И. Новикова, И. Б. Первин, М. И. Рожков, Н. Б. Ромаева, М. П. Шульц, Е. Н. Шиянов, Н. Е. Щуркова и др.). Отдельные проблемы коллективного воспитания стали предметом исследований Н. Ф. Головацкого, Ю. П. Дмитриевой, Т. П. Захараш, В. Т. Лисовского, В. А. Морозова, B. C. Селиванова, Т. В. Щадрина и др.
Далее автор пишет, что сегодня, когда в нашей стране происходит становление нового этапа развития социального гуманизма, избавляющегося от идеологического компонента, изучение и обобщение прогрессивного опыта воспитания в коллективе (сообществе) является одним из теоретических источников поддержки и укрепления практики коллективного воспитания в России.
В ходе исследования по теме диссертации автор выявляет противоречия между:
- потребностью в осмыслении зарубежного опыта в области гуманистической педагогики и недостаточной исследованностью отечественными педагогами этого опыта, особенно в области социального гуманизма как коллективного воспитания;
- необходимостью решения задач социализации личности в воспитательном процессе и потребностью сохранения её индивидуальности в коллективе (сообществе, группе, ассоциации);
- возможностями теории и практики социального гуманизма для всестороннего развития личности ребёнка и недостаточным теоретическим осмыслением имеющегося в этой области педагогического опыта стран Западной Европы.
На основании выявленных противоречий Е. В. Карташева формулирует проблему исследования: содержание социального гуманизма и особенности его развития в гуманистической педагогике Западной Европы
Среди задач исследования автор выделяет следующие:
• Установить исторические, социокультурные, экономические и политические факторы, определившие развитие социального гуманизма как направления гуманистической педагогики в Западной Европе в
• Выявить философские и теоретические основания социального гуманизма, а также его специфику.
• Дать сравнительный анализ развития социального гуманизма в отечественной педагогике и педагогике Западной Европы
Как отмечается в автореферате, источниковую и теоретическую базу исследования составили труды зарубежных учёных в области неформального воспитания (Дж. М. Брю, Т. Джеффе, Г. Койл, Г. Конопка, К. Левин, М. К. Смит, Г. Уилсон и др.); общинного воспитания (Л. Декер, У. Тойнби Р. Химстра и др.); образования взрослых (Э. Линдеман, М. Фингер, Дж. Эсан); социальной педагогики (К. Каннан, У. Лоренц, П. Наторп и др.); анимационной деятельности (Дж. Симпсон, Дж. Фрейре и др.); идеи воспитания для демократии (Дж. Дьюи, А. Келли, А. Нейл, М. П. Фоллетт и др.); ассоциационализма в воспитании (С. Стюарт, П. Хёрст, К. Элсдон); теории сообщества и социальных сетей (А. Коэн, Г. Д. Ли, Г. Ньюби, Р. Путнам, П. Уилмотт); идеи субъектности, субъект-субъектного взаимодействия (М. Бубер, Г. Гадамер, Ю. Хабермас, П. Фрейре); отечественные (С. В. Бобрышов, Г. Б. Корнетов, Г. А. Малинин, Н. Б. Ромаева, Г. Н. Филонов, Е. Е. Хатаев, С. Р. Чеджемов, Е. Н. Шиянов и др.) и зарубежные (Д. Авнон, Б. Ван Гент, Т. Келли, А. Янг и др.) историко-педагогические исследования; современные отечественные гуманистические концепции и взгляды (Н. Б. Ромаева, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов, Н. Е. Щуркова и др.); концепции личности и группы в психологии (К. Левин, К. Роджерс); труды отечественных педагогов в области коллективного воспитания (И. П. Иванов, В. А. Караковский, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, С. Т. Шацкий и др.); труды, посвящённые методологии сравнительного педагогического исследования (А. Н. Джуринский, Б. Л. Вульфсон и др.). По мнению автора, научная новизна его исследования заключается в том, что
• впервые в отечественной научной историографии рассмотрена сущность социального гуманизма, как она отражена в зарубежной западной философии;
• раскрыты и проанализированы философские и теоретические основания социального гуманизма в педагогике Западной Европы
• установлены исторические политические, экономические и социокультурные детерминанты и этапы развития социального гуманизма в Западной Европе
• выявлены специфические особенности различных течений социального гуманизма как направления гуманистической педагогики стран Западной Европы
• определены специфические черты воспитания в сообществе (группе, ассоциации) в странах Западной Европы
• дан сравнительный анализ развития социального гуманизма как направления гуманистической педагогики России и Западной Европы
На защиту были вынесены следующие положения:
1. Философскую и теоретическую основу социального гуманизма в педагогике Западной Европы составляют идеи марксизма, ассоциационализма (А. Де Токвилль, М. П. Фоллетт, Дж. М. Бру, М. Ноулз), социальной педагогики (Ф. Э. Шлейермахер, Ф. А. Дистервег, П. Наторп), неформального воспитания
2. В развитии социального гуманизма как направления гуманистической педагогики Западной Европы
3. Социальный гуманизм в педагогике Западной Европы
4. Социальный гуманизм как форма коллективного воспитания зародился в отечественной педагогике позже
Работа Е. В. Карташевой состоит из двух глав, введения и заключения. В первой главе «Теоретико-методологические основы социального гуманизма как направления гуманистической педагогики стран Западной Европы» исследуется отражение в зарубежной общественной мысли
Автор подчёркивает, что проблема человека и его взаимодействия с обществом принадлежит к числу «вечных» проблем философии. Ещё древнегреческий философ Сократ выступал за установление справедливых отношений между людьми и высказывал мысли о необходимости всестороннего развития личности. По убеждению Платона, в одиночку человек не может удовлетворить свои потребности: людям необходимы совместная жизнь и коллективная деятельность. В учениях первых представителей утопического социализма Т. Мора и Т. Кампанеллы был выдвинут идеал общественного устройства, основанного на принципах свободы, равенства и братства. По их убеждению, это идеальное общество могло воспитывать новых, всесторонне развитых людей, преданных общим интересам. Представитель французского материализма XVIII в. Гельвеций развивал учение об определяющей роли социальной среды в интеллектуальном и нравственном развитии личности. Тем не менее, общепризнанно считать, что в основе социального гуманизма лежит марксистская философия. В соответствии с взглядами К. Маркса, суть социального гуманизма состояла в его социальной направленности на поиск путей освобождения человека от эксплуатации и насилия в буржуазном обществе, на создание благоприятных условий для всестороннего развития каждой личности. По его убеждению, наиболее полное развитие человеческого потенциала могло осуществляться в условиях коллектива, под которым он понимал «истинное сообщество» (Wirkliche Gemeinschaft), где создаются структуры и отношения, способствующие развитию индивидуальности каждого члена, а не только отдельных его представителей.
В дальнейшем проблема воспитания в коллективе не потеряла своей актуальности на Западе. На протяжении
Особое значение для нашего исследования представляют труды философа-гуманиста М. Бубера
Проведенный Е. В. Карташевой анализ зарубежной психолого-педагогической и философской литературы привел её к выводу, что в педагогике Западной Европы исследуемого периода социальный гуманизм нашёл выражение в теории и практике неформального воспитания (theory and practice of informal education). Под неформальным воспитанием большинство западных педагогов понимают процесс, осуществляющийся посредством активного участия воспитанников в деятельности молодёжных и общинных организаций. Дж. Дьюи охарактеризовал неформальное воспитание как процесс совместного участия людей в общей жизни. Современному пониманию процесса неформального воспитания западная педагогика обязана Ж. Ж. Руссо и И. Г. Песталоцци. Общественный договор, который Ж. Ж. Руссо изучал в одноимённой работе, приводит людей к осознанию коллективной общей воли, олицетворяющей общественный интерес и всеобщее благо, в достижении которого участвуют все члены. И. Г. Песталоцци внёс значительный вклад в развитие школы как основной воспитательной силы. Работа датского мыслителя Н. Ф. С. Грундтвига также значительно усилила эту традицию. В своих трудах он ясно обозначил ключевые аспекты неформального воспитания: дружеские отношения между учителями и учащимися, ученическое самоуправление, значимость «живого слова»; акцент на всеобщей гуманности; воспитание как «живое взаимодействие». Различные аспекты игры как формы организации коллективной деятельности детей были исследованы Ф. Фребелем и М. Монтессори. Однако в XX в. безусловное лидерство в развитии теории неформального воспитания принадлежит Дж. Дьюи. Тщательно изучив идеи своих предшественников, он дал им последующее развитие в соответствии со своими собственными взглядами и интересами к демократии и среде для воспитания. У Дж. Дьюи впервые появляется понятие «коммуникация» (communication), которое конкретизирует идею взаимодействия.
Интересы и идеи Дж. Дьюи получили, в свою очередь, дальнейшее развитие в трудах К. Роджерса (в разработке метода интенсивной групповой терапии
Во второй половине XX в. бразильский педагог П. Фрейре и американский педагог Иван Иллич сделали акцент на диалоге (П. Фрейре) и идее «дескулизации» (освобождения общества от школ) (И. Иллич). В целом, в XX в. теория неформального воспитания развивалась в двух направлениях: в трудах теоретиков групповой и молодёжной работы (Г. Койл, Г. Конопка, К. Левин, Дж. М. Бру, Г. Уилсон) и представителей различных социально-политических движении (Р. Тауни, А. Грамши и др.).
В теоретическую основу социального гуманизма входят и идеи общинного воспитания, в основу которого положен процесс воспитания в сообществе и для сообщества. По мнению английского эксперта Т. Джеффса идея создания общинных школ, получивших развитие в западной педагогике
Важный вклад в развитие социального гуманизма в педагогике Западной Европы также внесли теоретики социальной педагогики (Ф. А. Дистервег, Ф. Э. Шлейрмахер, П. Наторп). Находясь под влиянием идей Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, а позднее Ф. Фребеля, прусский мыслитель Ф. А. Дистервег пришёл к выводу, что люди способны «развивать, уважать, заботиться друг о друге и вместе работать на благо сообщества». Социальная педагогика Ф. Э. Шлейрмахера была основана на двух положениях: индивидуальные и коллективные цели всегда взаимосвязаны; всестороннее развитие личности возможно только в демократическом обществе, где педагогические и политические процессы обусловливают друг друга. Идея сообщества как живого организма легла в основу третьей версии социальной педагогики, предложенной П. Наторпом.
Теоретические основы анимационной деятельности были заложены М. Бубером и П. Фрейре. Слово «animation» во французском языке имеет три значения: 1) оживление, воодушевление; 2) мультипликация; 3) организация жизни коллектива. В докладе Европейского Культурного Фонда (1973 г.) анимация рассматривалась, как воспитательный процесс, способствующий умственному, физическому и эмоциональному развитию людей, приобретению ими разнообразного опыта, посредством которого они достигают высокой степени самореализации, самовыражения, а также осознания своей принадлежности к сообществу, на которое они могут оказывать влияние. П. Фрейре утверждал, что «вдыхать жизнь» (to animate) педагоги должны не в людей, а в ситуации, то есть создавать среду и отношения, благоприятные для всестороннего развития личности.
Серьёзное влияние на развитие социального гуманизма оказали сторонники ассоциоционализма (М. П. Фоллетт, Дж. М. Бру, М. Ноулз), утверждающие, что создаваемые в обществе различные добровольные ассоциации обладают большим воспитательным потенциалом. В них создаются условия для развития сотрудничества и коллективизма. Идея ассоциационализма, предложенная французским политологом А. де Токвилем, заключалась в создании контрбаланса государственной власти в лице многочисленных ассоциаций с демократической формой правления.
Анализ историко-педагогического материала по исследуемой проблеме позволил автору показать, что в истории образования Великобритании, Германии и Франции наблюдалось несколько подъёмов социального гуманизма, при этом, в каждой из этих стран есть свои особенности развития данного направления, определяемые спецификой общественно-политической, экономической и культурной жизни.
В педагогике Великобритании первый заметный подъём социального гуманизма мы выявили в период
Наиболее значительный подъём социального гуманизма в форме общинных школ, приходится на период правления королевы Виктории
Новый этап в развитии социального гуманизма в педагогике Великобритании начинается после 1910 г., когда в связи с возросшим интересом английских педагогов к воспитанию для демократии, особую актуальность в стране приобрели идеи Дж. Дьюи. Они нашли отражение в практике авторских частных школ, таких как «Маленькое содружество» Г. Лейна, «Гордонстоун» К. Хана, «Саммерхилл» А. Нейла. Одним из нововведений в школе «Саммерхилл», заимствованным у «Маленького Содружества» стало общее собрание, на котором голос педагога имел такой же вес, как и голос воспитанника. А. Нейл на практике доказал возможность успешной организации школьного коллектива как педагогически целесообразной воспитывающей среды для детей.
Во второй половине XX в. идеи социального гуманизма (коллективного воспитания) продолжали утверждаться в британском образовании.
В Германии в середине XIX в. в условиях обострившейся социальной дифференциации общества, революционных действий
Период
Во Франции наиболее благоприятный период в развитии социального гуманизма начинается в конце XIX – начале XX вв., когда стал известен опыт коллективного воспитания английских клубов и сеттльментов. В это время в Европе возникло новое социально-политическое движение ассоциационализма (associationalism). Дружба и сообщество, личностное развитие каждого его члена стали основными характеристиками нового подхода к воспитанию «La vie associative». Следующий подъём социального гуманизма в педагогике Франции последовал после революционных событий
Во второй главе «Особенности воспитания в сообществе (коллективе) как форме социального гуманизма в гуманистической педагогике Западной Европы в XX в.» автором дана характеристика основных течений социального гуманизма в Западной Европе, выявлены специфические черты социального гуманизма, проведён сравнительный анализ развития социального гуманизма в отечественной педагогике и педагогике Западной Европы в XX в.
Как отмечает Е. В. Карташева, анализ основных течений социального гуманизма в западных странах: неформального воспитания, общинного воспитания, анимации, социальной педагогики и традиции «La vie associative» подтвердил заключение английского эксперта Марка К. Смита о том, что, несмотря на возникновение данных течений в разных странах, они никогда не развивались в изоляции. Между ними существует тесная взаимосвязь. На современном этапе их первоочередной задачей становится укрепление и возрождение психологического чувства общности, которое подрывается условиями жизни в современном обществе информационного типа. Данные опасения подтвердились результатами многочисленных исследований. Так, автор работы «Боулинг в одиночку: падение и возрождение американского сообщества» (2000) американский социолог Роберт Путнам (Robert Putnam) утверждает, что развитие индивидуальности личности ребёнка зависит от размера «социального капитала» личности, который складывается из социальных сетей, норм реципрокности (взаимности) и взаимного доверия. По мнению, Р. Путнама активное участие воспитанников в общей жизни организованных групп оказывает значительное влияние на состояние их здоровья и общее благополучие. Он утверждает, что педагогам следует направлять усилия на то, чтобы вовлечь детей, молодёжь и взрослых в деятельность различных коллективов, организованных с различными целями. Американский учёный утверждает, что только посредством участия в общей жизни сообщества может повыситься уровень образовательных достижений учащихся, а качество повседневного взаимодействия можно улучшить путём проведения внеклассной работы.
Как пишет Е. В. Карташева, проведённый в диссертации ретроспективный и теоретический анализ историко-педагогического материала по исследуемой проблеме позволил выявить специфические черты социального гуманизма в педагогике Западной Европы: признание главной целью всестороннее развитие личности посредством её участия в общей жизни инклюзивного сообщества, деятельность которого направлена на достижение всеобщего блага и накопление социального капитала; уважение достоинства и индивидуальной исключительности каждого члена сообщества; построение образовательного процесса на основе диалога, конверсации, дискуссии. Следует отметить, что большую часть времени педагоги группы проводят в беседах на различные темы. По мнению зарубежных учёных, конверсация (товарищеское общение) и диалог представляют собой виды социальной связи, которые соединяют участников в единое целое. Следующей специфической чертой социального гуманизма является демократическое управление (самоуправление). Одной из центральных задач, стоящих перед педагогом, является подготовка будущих граждан к жизни в демократическом обществе и усвоение ими таких демократических ценностей, как народовластие, плюрализм, свобода, равенство, справедливость. Поэтому все усилия педагогов направлены на то, чтобы вовлечь как можно больше воспитанников в процесс принятия совместных решений. По мнению западных педагогов, самоуправление – это уникальная сфера деятельности, позволяющая воплощать такие черты демократии, как общность задач, взаимная ответственность, терпимость. Самоуправление стало одним из ключевых элементов воспитания как в школах, так и в клубах. В работе «Принципы и цели клубного движения» (1930) утверждалось, что клуб, прежде всего, должен развивать у воспитанников навыки самостоятельного руководства. Без системы самоуправления сообщество рискует потерей у своих членов инициативы и индивидуальности. Тем не менее, наличие органа самоуправления не освобождает педагога от своих обязанностей руководителя. Самоуправление должно быть истинным, но не абсолютным. Предоставляя детям полную свободу действий, педагог должен довести до их сведения, что запрещено делать в клубе, например, сквернословить. Он также определяет качества, которые клуб требует от своих членов: увлечённость, преданность общему делу, умение дружить, играть по правилам, надёжность, доброжелательность, настойчивость и т. д. Первостепенной задачей педагога является развитие и сохранение «коллективной индивидуальности» (collective personality), которая больше, чем индивидуальность отдельно взятого участника способствует успешной деятельности клуба, его развитию и процветанию. Роль педагога также заключается в развитии физических данных воспитанников, толерантности, независимого суждения, находчивости, командного духа, добросовестности, честности, чувства патриотизма.
Проведённый автором сравнительный анализ развития социального гуманизма в отечественной педагогике и педагогике Западной Европы привёл его к выводу, что в России социальный гуманизм как новое направление гуманистической педагогики зародился в более поздний период
Сравнение теории коллектива, в разработку которой внесли вклад многие видные советские педагоги и деятели просвещения Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, И. П. Иванов, В. А. Караковский и др., с западными теориями воспитания в сообществе обнаруживает большое количество сходств. Это: объединение коллектива посредством совместной учебной, трудовой, общественно-полезной, клубной деятельности; создание органов самоуправления; закрепление сознательной дисциплины в полезных привычках и традициях; тесные связи с окружающим социумом; построение диалогического общения с воспитанниками. Вместе с тем советская система общественного воспитания имела противоречивый характер. Разрабатывая теорию коллективного воспитания, советские педагоги считали его целью всестороннее развитие личности каждого члена коллектива, привитие ему демократических ценностей. Однако с середины
В заключении своей диссертации автор делает следующие выводы.
1. Философскую основу социального гуманизма в педагогике Западной Европы составили труды представителей различных философских течений: марксизма, западного марксизма, этического социализма, демократического социализма, экзистенциализма, прагматизма. Их общим тезисом стало утверждение о том, что освобождение человечества от эксплуатации, невежества и социального неравенства в капиталистическом обществе может быть достигнуто путём создания благоприятных условий для развития человеческой личности в сообществе, все члены которого принимают участие в совместной коллективной деятельности, направленной на достижение всеобщего блага.
2. Теоретическую основу социального гуманизма в педагогике Западной Европы
3. Развитие социального гуманизма в странах Западной Европы
4. По утверждению западных учёных, развитие индивидуальности личности ребенка в сообществе в значительной степени зависит от размера социального капитала, складывающегося из таких категорий как социальные сети, нормы реципрокности и взаимное доверие.
5. Специфическими чертами социального гуманизма в гуманистической педагогике Западной Европы
6. Социальный гуманизм как направление гуманистической педагогики в России зародился в более поздний период
В заключение автор подчёркивает, что его исследование не претендует на исчерпывающее решение всех связанных с проблемой задач. Представляется важным дальнейшее изучение теории и практики зарубежной педагогики в развитии воспитания в коллективе (сообществе). По мнению Е. В. Карташевой, особый интерес представляет реализация идей социального гуманизма в гуманистической педагогике США, Израиля и стран Латинской Америки.
Автором опубликованы работы, связанные с её научным исследованием:
1. Карташева Е. В. Воспитательная система «Справедливое сообщество» в гуманистической педагогике США // Развитие личности как стратегия гуманизации образования: Материалы V межрегиональной научно-практической конференции / под ред. Е. Н. Шиянова, Н. Г. Сикорской. – Ставрополь: СКСИ, 2006. –
2. Карташева Е. В. Концепция взаимодействия человека и общества как отражение социальных и антрополого-педагогических позиций западных философов XIX века / Е. В. Карташева // Теоретические и прикладные проблемы педагогической антропологии: Материалы III Международной научно-практической конференции / под ред. Л. Л. Редько, Е. Н. Шиянова – Ставрополь: СГПИ; Сервисшкола, 2006. –
3. Карташева Е. В. Сравнительный анализ основных тенденций развития социального гуманизма в зарубежной и отечественной педагогике // Вестник университета (Государственный университет управления). Социология и управление персоналом. – 2007. – № 8 (34). –
4. Карташева Е. В., Макаренко Е. А. Развитие идей гуманизма в кибуце // Развитие личности как стратегия гуманизации образования: материалы VI межрегиональной научно-практической конференции. – Ставрополь: СКСИ, 2007. –
5. Карташева Е. В. Развитие идей социального гуманизма в теории общинного воспитания в зарубежной педагогике // Актуальные проблемы социогуманитарного знания: Сборник научных трудов. Выпуск XVI. Часть 2. – М.:
6. Карташева Е. В. Особенности подготовки педагогов в области общинного воспитания в Великобритании // Антропологические основы современного педагогического образования: Материалы IV международной научно-практической конференции / под ред. Л. Л. Редько, Е. Г. Пономарёва. – Ставрополь: СГПИ; «Бюро новостей», 2007. –
7. Карташева Е. В. Проблема воспитательного сообщества в зарубежной педагогике // Педагогическое наследие А. С. Макаренко и современность: материалы Всерос.
8. Карташева Е. В. Социокультурные, политические и экономические детерминанты развития социального гуманизма как направления гуманистической педагогики в Великобритании Викторианского периода
***
Если судить по содержанию автореферата Е. В. Карташевой, ею проделана значительная историографическая, историко-сравнительная и аналитическая работа, а выводы и обобщения исследования заслуживают серьёзного внимания широкого круга учёных и практиков, так или иначе связанных с научно-педагогическим сообществом. Диссертация будет особенно полезна тем, кто впервые сталкивается с проблемой гуманизма. Не секрет, что в современной России люди о гуманизме мало что знают и ещё меньше им интересуются. Работа Е. В. Карташевой убедительно показывает, что социальный гуманизм, т. е. гуманизм как практика общественной жизни, является необходимой и животворной составляющей культуры, что его невозможно исключить из сознания и убеждений людей, если они хотят оставаться ими. Особенно необходим гуманизм в системе образования, воспитания и просвещения.
Проделанный автором труд позволяет увидеть гуманизм как глубоко укоренившуюся традицию мировой культуры и тем самым связать современный становящийся социальный гуманизм в России с тем гуманистическим опытом и достижениями, которые мы можем наблюдать в странах зрелой демократии. Эта связь может быть источником поддержки и вдохновения для тех, кто так или иначе вовлечён в процесс формирования и укрепления гуманизма как культурного и общественного явления в России. Ведь они хорошо знают, насколько трудно сегодня продвигать в российскую действительность гуманистические идеи и ценности.
* От редакции. В 2008 г. в Северо-Осетинском государственном университете им. К. Л. Хетагурова была защищена кандидатская диссертация Е. В. Карташевой «Развитие социального гуманизма как направления гуманистической педагогики Западной Европы
1 Инклюзивное или включённое образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах (примеч. ред.).
2 Реципрокность (лат. reciprocus – возвращающийся, взаимный) – взаимность мысли, умение ребёнка соотносить свою точку зрения с точкой зрения другого (примеч. ред.).
3 Конверсация – обмен мнениями, опытом, идеями (примеч. ред.)