Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2011, № 3 (60)
Сайт «Разум или вера?», 29.12.2011, http://razumru.ru/humanism/journal/60/manifest.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Июль – сентябрь 2011 № 3 (60)

ДОКУМЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО ГУМАНИЗМА

Манифест

Манифест

за свободу совести

за свободу совести

 

Человечество рождено свободным

Природа не создавала ни титулов, ни религий, ни церквей, ни цензуры, ни собственности.

Человечество стало тем, что оно есть, на исходе доисторических времён, в долгой борьбе против ужасных испытаний, вызванных стихиями, которых оно не знало и не понимало.

Миновав постепенно все стеснения и препятствия, в том числе созданные им самим, Человечество должно было осознать и утвердить свои права.

Права Человека не провозглашены и не обретены вместо каких-либо иных «прав» неизвестного происхождения.

Они существуют, потому что существует Человечество.

Права Человека «самоочевидны».

Первое из этих прав, первая из этих свобод – право свободно мыслить.

Эта первая и важнейшая свобода называется свободой совести.

Действительно, Человечество существовало прежде церквей.

И оно превыше церквей.

Боги, церкви, суеверия, догмы суть человеческие творения и ничто более.

Больше совести

«Больше света!»

Прошли столетия, и мы повторяем эти слова вслед за Гёте.

Свобода совести – это свобода Человечества познавать мир и себя.

Человечество способно ошибаться и совершенствоваться, ибо наделено разумом, а значит, критическим духом.

То, что сделано Человечеством, может быть отменено им же.

Сменяющие друг друга поколения не могут вечно пребывать в оковах.

В отличие от церквей, свободное и сознательное Человечество не признавало и не признаёт непогрешимости.

Что хорошо для пап, нехорошо для людей.

Человечество способно совершенствоваться, то есть исправлять ошибки и становиться лучше; рай для него – не утраченное в результате грехопадения прошлое, не недостижимое и иллюзорное будущее, а повседневная деятельность в ладу со свободной совестью.

Вслед за Протагором мы можем сказать, что «человек – мера всех вещей». Нет предела человеческому гению. Он способен познать устройство мельчайшей из частиц вселенной, изменить собственную структуру, отправиться на завоевание других планет, изучать происхождение мира и думать о собственном будущем. Увы, он способен и на самоуничтожение.

Судьба Человечества – его собственный проект, и мятежный Прометей был прав, похитив огонь у тех, кто, по легенде, распоряжался им безраздельно, – чтобы передать его людям. Он олицетворяет Человечество, борющееся за своё освобождение.

Утверждение свободы совести, которая есть не что иное, как свобода Человечества, постоянно наталкивается на религиозные догмы.

Всякий раз, когда Человечество делало шаг вперёд, когда оно провозглашало свои права, церкви осуждали его.

История

Список мучеников и героев свободы совести гораздо длиннее того краткого перечня, который мы приводим здесь.

Сократ был осуждён на смерть и выпил цикуту за то, что призывал молодёжь думать самостоятельно.

Философ Абеляр, профессор Сорбонны, был искалечен, поскольку считал, что его мнение стоит мнения «отцов церкви».

Ученый Галилей был осуждён за то, что проповедовал истины, не вычитанные в Библии, а открытые в результате собственных исследований.

Та же участь постигла Этьена Доле, Джордано Бруно, Мигеля Сервета, Ванино Ванини и многих других.

Когда был выработан первый в Западном мире документ, где утверждались определённые права («Великая Хартия вольностей» 1215 года в Англии), поддержавший её архиепископ Кентерберийский Лэнгтон был лишён сана папой.

«Декларация прав человека и гражданина», принятая в 1789 году во Франции, была осуждена святым престолом.

Чарльзу Брэдло, демократически избранному в британский парламент в 1880 году, пришлось выдержать долгую борьбу за право заседать в палате общин, не принося присягу верности англиканской религии.

Испанский педагог и вольнодумец Франсиско Феррер и Гуардиа был расстрелян в 1909 году по наущению католических иерархов.

По приказу церкви был казнён вольнодумец Шевалье де Ла Бар, а в 1943 году в Гамбурге от рук нацистов погиб лидер германского Союза свободомыслящих Макс Зиверс.

Список длинен…

Он свидетельствует о неустанной борьбе между догмами и свободой совести.

В наши дни

Всем известно, что церкви продолжают подавлять и преследовать людей. Церкви не изменили свою сущность.

Всего несколько примеров.

В Пакистане в 2001 году был приговорён к смерти доктор Юнус Шейх, обвинённый в святотатстве. В результате международной кампании солидарности ему удалось найти убежище в Европе. В камере смертников он провёл 3 года.

В Нигерии Лео Игве неоднократно арестовывался и подвергался жестокому обращению со стороны полиции из-за того, что защищал людей, обвинённых в «колдовстве». Он вышел на свободу в январе 2011 года после двухдневного заключения благодаря международной кампании в его поддержку.

Итальянский судья Луиджи Тости продолжает борьбу за восстановление в должности, которой лишился после того, как отказался вести судебное заседание в зале, где висело распятие.

«Большая палата», апелляционная инстанция Европейского суда по правам человека, по обращению правительства Берлускони 18 марта 2011 вынесла вердикт в пользу итальянского государства, которое намерено и далее обязывать вывешивать распятия в помещениях государственных школ страны (так называемое «дело Лаутси»).

Мы можем привести немало других примеров, среди которых – недавнее уничтожение католической бандой произведений искусства во французском Авиньоне, поскольку они были сочтены «святотатственными».

Завоевать, защитить или восстановить свободу совести

Как и всякое право, свобода совести должна быть прописана в официальных документах, будь то Декларации, Конституции, законы и др. В некоторых странах такие документы существуют. Например, первая поправка к Конституции США (1791): «Конгресс не должен издавать ни одного закона, относящегося к установлению религии или запрещающего свободное исповедание оной, либо ограничивающего свободу слова или печати либо право народа мирно собираться и обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб». Закон об отделении церкви от государства во Франции (1905): «Республика не признаёт и не субсидирует никакого культа, не выплачивает жалованья его служителям. Соответственно с 1 января следующего за принятием настоящего закона года в государственном, департаментских и коммунальных бюджетах отменяются всякие статьи расходов на отправление культов». Статья 3 Конституции Мексики (1917): «Церковь не может ни приобретать, ни владеть, ни управлять недвижимым имуществом и не является юридическим лицом». Аналогичные решения были приняты в Португалии, революционной России в 1917 году, на конституционном референдуме в Боливии в 2009 году, в Непале в 2007 году («переходная» Конституция) и др. Нелишне напомнить, что им следуют далеко не всегда, их необходимо отстаивать и проводить в жизнь; так, например, во Франции все правительства, начиная с вишистского, нарушали Закон об отделении церкви от государства.

Вот почему мы приветствуем любую борьбу за свободу совести. Среди недавних успехов – отмена уголовного наказания за святотатство в Великобритании. В Польше в марте 2010 года епископальный журнал «Госць недзельний» и Катовицкое архиепископство были осуждены за то, что сравнили феминистку Алицию Тисяц с нацистскими преступниками. Есть и другие примеры.

Мы приветствуем антиклерикальные выступления в Польше и Италии; мы приветствуем десятки тысяч демонстрантов, вышедших на улицы под лозунгом «Светскость – это выход» в Бейруте, столице Ливана, политическая система которого базируется на сложном балансе между религиозными общинами, делящими власть друг с другом; тысячи манифестантов в Тунисе, провозгласивших лозунг: «Светскость = свобода и терпимость», «За светский Тунис»; участников демонстрации, прокатившейся по Лондону во время визита главы католической церкви с требованием «Пусть папа платит»; сторонников светскости, которые проводят шествия в Испании…

На всех широтах, на всех континентах формы разные, но суть – одна: требование свободы совести!

Мы боремся за отмену всех конкордатов, против всяких религиозных войн и «столкновений цивилизаций».

Соображения

В основе нашей деятельности и её развития лежат традиции борьбы, в том числе решения и резолюции Всемирного конгресса свободомыслящих 1904 года в Риме.

Следуя традициям Всемирного конгресса 1904 года в Риме, организации, заявившие о своём участии во Всемирном конгрессе в Осло 12 августа 2011 года, который призван учредить Международную ассоциацию свободомыслящих, решили провести две кампании: по выяснению правды о финансировании религиозных конфессий и по восстановлению справедливости в отношении жертв религий.

 
 

Принятие манифеста свободы совести.
Осло, 10 августа 2011 г.

Поскольку мы выступаем за свободу совести, что подразумевает отделение религий от государства, мы стремимся раскрыть всю правду о финансировании религиозных конфессий, этой «пурпурной экономике» налоговых привилегий, которая ограничивает бюджетные поступления, нанося ущерб нуждам здравоохранения и образования ради интересов тех, кто именует себя служителями «духовности».

Мы хотим справедливости для жертв религий.

Справедливость не означает покаяние.

Покаяние – религиозная категория, дело исключительно церквей, ставящих себя превыше человеческих законов.

Мы требуем справедливости, что подразумевает в случае признания виновности определённые санкции – юридические, финансовые и моральные.

Справедливости для жертв сексуальных злоупотреблений церковников, которые являются устоявшейся практикой в рамках религиозных институтов.

Справедливости для жертв религиозной дискриминации, IV Латеранского собора 1215 года, осудившего евреев на ношение жёлтых знаков на одежде, Инквизиции, преследовавшей евреев, мусульман и «еретиков».

Справедливости для колонизированных и «обращенных в христианство» народов, лишённых своих прав и земель в Африке, Азии, Латинской и Северной Америке. Как выразился Дж. Кениатта: «Когда белые явились в Африку, у нас была земля, а у них Библия. Они научили нас молиться, закрыв глаза. А когда мы открыли их, земля была у белых, а у нас – Библия».

Мы хотим полной свободы научных исследований при уважении к мнению каждого.

Мы хотим предоставления женщинам права распоряжаться своим телом.

Мы требуем полного отделения образования от религии, преподавание которой не должно вестись в государственных школах. Родители вольны сами учить своих детей тому, что они считают нужным.

Мы не порицаем людей за их мнения.

Мы порицаем учреждения за то, что они хотят навязать своё мнение.

Перспективы

Мы, участники Всемирного конгресса свободомыслящих в Осло, в силу как обстоятельств, так и собственных убеждений считаем ключевым вопрос о свободе совести и, не стремясь подменить собой какие бы то ни было национальные и международные объединения и организации, – заявляем:

- свобода совести является основополагающей для демократии;

- свобода совести является основополагающей для освобождения человечества.

Мы намерены:

- отстаивать эту свободу повсюду и для всех;

- выражать официально свою братскую солидарность с каждым, кто преследуется или будет преследоваться за свои мнения;

- призывать тех, кто поддерживает этот Манифест, присоединиться к нашей борьбе.

Настоящий Манифест был обсуждён и принят на учредительном Всемирном альянсе свободомыслящих в Осло 10 августа 2011 г. Целью конгресса является возрождение Всемирного союза свободомыслящих.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика