Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Специальный выпуск 2012 № 2 (63)
Энтони Флю |
|
ПРЕЗУМПЦИЯ |
1. Что это такое и почему это важно
Вначале десятой книги своей последней работы «Законы» Платон переводит разговор с оскорбительных и жестоких действий вообще на конкретные случаи нечестивого и дерзкого поведения по отношению к религии.
«Мы уже разобрали вкратце вопрос о наказании за святотатство, если оно проявляется в насильственном и тайном похищении священных предметов. Но законам о каре, которую должен понести человек, словом или делом оскорбляющий богов, надо предпослать наставление. А наставление это будет таким: никто из тех, кто, согласно с законами, верит в существование богов, никогда намеренно не совершит нечестивого дела и не выскажет беззаконного слова. Человек может это сделать в одном из трёх случаев: либо, повторяю, если он не верит в существование богов, либо (второй случай) хотя и верит в их бытие, но отрицает их вмешательство в людские дела, либо, наконец (третий случай), если человек полагает, будто богов легко склонить в свою пользу и умилостивить жертвами и молитвами». (885b; Перевод А. Н. Егунова).
Можно было бы сказать, что Платон в этом (печально) известном определении ереси осуждает презумпцию атеизма. Слово «презумпция» (presumption) тогда употреблялось бы как синоним «предерзости» (presumptuousness). Но хотя вопросы, которые поднимает Платон, и интересны, у слова в заголовке другое значение. Презумпция атеизма, которую я хочу обсудить, это не форма дерзости. На самом деле к ней можно отнестись как к выражению прямо противоположного – скромной обучаемости. Моя презумпция атеизма сильно схожа с презумпцией невиновности в английском праве; это сравнение я разовью во второй части. Предмет моего изучения – точка зрения, согласно которой спор о существовании Бога должен начинаться с презумпции атеизма, согласно которой бремя доказательства лежит на теисте.
Слово «атеизм», однако, согласно этой точке зрения понимается необычно. В то время как сейчас обычный смысл слова «атеист» в английском языке – это «некто, утверждающий, что нет такого существа, как Бог», я хочу, чтобы это слово понимали не позитивно, а негативно. Я хочу, чтобы оригинальная греческая приставка «а» читалась в «атеисте» так же, как она привычно читается в других греко-английских словах вроде «аморальный», «атипичный» и «асимметричный». В таком понимании атеист становится не
Введение этого нового понимания слова «атеизм» может показаться
Это важно, хотя вопроса о том, может ли слово «агностицизм» иметь то же значение, которое я приписываю слову «атеизм», – нет. То, за что ратует сторонник моей презумпции атеизма – это то, что спор о существовании Бога следует вести в определённом направлении и его надо увидеть в определённой перспективе. Его тезис о бремени доказательства означает, что дело теиста,
Это первый этап из двух, которому, возможно, следует придать даже большее значение, чем второму. Пока дело касается существования, к примеру, Лох-Несского чудовища или Снежного Человека, этот этап следует считать более-менее пройденным прежде, чем начнётся аргументация. Но в полемике о существовании Бога всё совершенно иначе: не только по вполне очевидным причинам, что слово «Бог» употребляется (used) – или употребляется неправильно (misused) – во многих различных смыслах; но, что более интересно, также и потому, что не может быть просто принято на веру, что предполагаемый среднестатистический теист оперирует законным понятием, которому теоретически могло бы
Последнее предположение
Основная причина значимости этой презумпции атеизма в том, что её принятие должно перенести весь вопрос о существовании Бога в совершенно новую перспективу. Более всего здесь бросается в глаза то, что в этой новой перспективе действительно концептуальные проблемы рассматриваются как концептуальные; и проблемы, которые привыкли считать продвинутыми (advanced) и, так сказать, дополнительными (optional extras), оказываются и тривиальными, и неизбежными. Теист, который хочет построить систематическую и исчерпывающую апологетику обнаруживает, что от него требуется начать с самого начала. Это «самое начало» – убедиться, что слово «Бог» обеспечено таким значением [«начала»], чтобы для действительного существующего было теоретически возможно быть описанным таким образом.
Хотя позже я буду утверждать, что презумпция атеизма нейтральна по отношению ко всем сторонам основного спора, что принятие её в качестве определяющей процедурной рамки не означает
2. Презумпция атеизма и презумпция невиновности
То, что позволяет избежать этой необходимости – замешательство по поводу возможного многообразия доказательств; и из этого замешательства можно выйти с помощью первой серии сравнений между заявленной презумпцией атеизма и юридической презумпцией невиновности.
(I) Сегодня часто говорят (и даже римские католики открыто это признают): все знают, что невозможно доказать существование Бога. Первое возражение на этот мнимый трюизм, насколько я понимаю римских католиков, в том, что это просто неправда. Ибо важнейшая догма римского католичества, в формулировке Первого Ватиканского собора, в том, что «Единый и истинный Бог, наш творец и Господь, может быть достоверно (for certain) познан через творение естественным светом человеческого разума» (Denziger H., Enchiridion Symbolorum, §1806). Так что даже если эта догма, как лично я считаю, ложна, многие римские католики, которые, несмотря на все разногласия, последовавшие за Вторым Ватиканским собором, всё равно так не считают и остаются привержены всецело традиционной вере.
Искушенный оппонент мог бы ответить на это, что определение Первого Ватиканского собора говорит скорее о доподлинном знании, чем о доказательстве или демонстрации, добавив, возможно (если бы он был и впрямь весьма искушённым), что слово «demonstrari» в предварительном наброске было в конце концов заменено на выражение «certocognosci». Но даже если это верно, этого точно недостаточно, чтобы отстаивать расхожую веру (conventional wisdom). Ибо слово «доказательство» обычно не ограничено его отношением к демонстративно весомым аргументам, то есть к таким, в которых заключение нельзя отрицать, тем самым не противореча посылкам. Потому было бы слишком легко допустить, что большинство тех, кто делает это поверхностное заявление «все знают, что невозможно доказать существование Бога» подразумевают только явно ограниченное утверждение, что невозможен один специальный вид доказательства – демонстративное доказательство.
Правда (и опасность) в том, что где бы ни появилось осознание подобной ограниченной и специализированной интерпретации, тут же начнётся немедленное и незаконное движение к гораздо более общему выводу, что невозможно и, более того, не нужно вообще предоставлять основание для веры. Следовательно, стоит подчеркнуть, что когда презумпцию атеизма объясняют как требование того, чтобы бремя доказательства нёс теист, слово доказательство употребляется в обычном широком смысле, который объединяет всё многообразие любых достаточных оснований. Это слово понимается, конечно, в этом и только в этом смысле, когда презумпция невиновности объясняется как несение бремени доказательства стороной обвинения.
(II) Вторая составляющая позитивной аналогии между этими двумя презумпциями в том, что обе опровержимы, и в том, что они, следовательно, не должны смешиваться с допущениями (assumptions). Презумпция невиновности указывает, с чего суд должен начаться и как проходить. И всё же обвинение
Презумпция атеизма сходным образом опровержима. В её основе лежит то, что тщательное и систематическое исследование должно начинаться с позиции негативного атеизма и что груз доказательства лежит на плечах теиста. Но всё же это не то же самое, что требовать, чтобы спор продолжался при допущениях либо позитивного, либо негативного атеизма, которые должны предотвратить теистическое заключение. Адвокат теизма предаёт своего клиента тем, что встаёт на точку зрения, определённую этой презумпцией, не больше, чем прокурор предаёт государство тем, что принимает законную презумпцию невиновности. Последний, возможно, в душе непоколебимо уверен в виновности подсудимого; но он обязан – и абсолютно последовательно и искренне может – настаивать на том, что деятельность суда должна уважать презумпцию невиновности. Первый же ещё более убеждён в достоверности того, что он защищает; но и он может добросовестно признать, что всесторонняя и полноценная апологетика обязана начаться с презумпции атеизма, встретиться с ней и защищать себя.
То, как я сформулировал ключевое различие между опровержимой презумпцией атеизма и безоговорочным допущением, несомненно, выглядит довольно очевидным. Но очевидность,
Я приведу другой пример совсем из другой сферы, пример ещё более чудесный, поскольку преступника нельзя было заподозрить в
(III) Однако – и здесь мы приходим к третьей составляющей позитивной аналогии – сказать, что эти презумпции сами по себе процессуальные, а не содержательные, не то же самое, что сказать, что вопросы более высокого порядка о том, следовать ли им или нет, скорее мелкие и чисто формальные, чем значимые и существенные. Эти вопросы более высокого порядка суть не те вопросы, которые можно цинично отклонить как «вопрос принципа в противоположность вопросу о содержании». Они во многом способны повлиять на выбор презумпции. Общеизвестно, что существует целая пропасть между юридическими системами, которые следуют презумпции невиновности, и теми, которые нет. А как я уже сказал ранее, презумпция атеизма помещает весь спор в кардинально другую перспективу.
(IV) Далее, четвёртая составляющая позитивной аналогии – парадоксальное следствие того факта, что презумпции процессуальны, а не содержательны, – то, что отдельные неудачи (defeats) не дают никакого основания для общей капитуляции. Тот факт, что Джордж Джозеф Смит на суде был признан виновным во многих убийствах, опровергает изначальную презумпцию его невиновности. Но эта отдельная неудача вовсе не даёт причин считать, что даже в этом конкретном случае суду не нужно было следовать данной презумпции. И ещё меньше это говорит о том, что судебная система в целом ошиблась, провозгласив эту презумпцию в качестве основного принципа. То же самое с презумпцией атеизма. Допустим,
Этимологически само слово «опровержимый» влечёт за собой именно эту возможность избежать опровержения. Предельное обобщение – такое, например, как утверждение о том, что все люди, обвиненные в убийстве, на деле невиновны – можно решительно фальсифицировать, приведя хотя бы один достоверный контрпример. Но нельзя показать, что опровержимая презумпция была неверна, всего одним отдельным случаем её опровержения.
3. Аргументы в пользу презумпции атеизма
Сейчас мы должны показать, из чего следует, что презумпция атеизма верна.
(I) Первый очевидный шаг – обратиться к старой юридической аксиоме: Ei incumbit probatio qui dicit, non qui negat. Сухой буквальный перевод гласит: «Бремя доказательства лежит на том, кто утверждает, а не на том, кто отрицает». Возражение на это почти так же очевидно. При минимальной словесной изобретательности содержание почти любого движения может быть переведено равно в негативную или позитивную форму. Либо: «он отрицает существование Бога», либо: «он занимает позицию позитивного атеизма». Будучи так истолкована, наша аксиома будет неважным подспорьем 3.
Положим, однако, что мы поняли намёк, сделанный уже в предыдущем параграфе. Менее буквальным, но более симпатичным переводом будет: «Бремя доказательства лежит на утверждении (proposition), а не на отрицании (opposition)». Смысл изменений – показать, что эта максима была высказана в юридическом контексте и что наши суды – это учреждения для дебатов. Аксиома, служащая плохим руководителем вне своей системы, может, как бы там ни было, быть основополагающей для эффективного установления порядка и решающей полемики. Здесь исход зависит от качества того, что было сказано в ходе самой полемики, и только от этого. Так что никакое отрицание не может оспорить (set about demolishing) доводы утверждения, пока утверждение для начала не выдвинет доводы, которые можно будет разрушить: «У вас должно быть
Конечно, даже будучи истолкованной так «симпатично», наша максима не предлагает пути, по которому борющиеся стороны должны направиться, и какие именно принять на себя роли. Предполагая, что суды должны функционировать в качестве института для полемики и что данная максима фундаментальна для последней, мы должны обратиться к следующему исходному принципу, прежде чем сможем заключить, что обвинение должно утверждать, а защита отрицать. Этот следующий принцип, повторим, – аналогичная презумпция невиновности. Если бы мы, сохраняя концепцию суда как института для достижения решений путём формализованной полемики, приняли противоположную презумпцию, презумпцию виновности, нам бы пришлось принять и противоположные соглашения. В соответствии с ними, защита начинала бы с утверждения, что обвиняемый,
(II) Первый шаг не может, следовательно, сам по себе быть достаточным. Размышление над ним, как бы там ни было, помогает понять, что принять такую презумпцию значит выбрать политику. А политики надо оценивать ссылкой на цели тех, кто их выбирает. Если для вас важнее не чтобы ни один виновный никогда не был оправдан, а чтобы ни один невиновный никогда не был осуждён, тогда, должно быть, для вас презумпция виновности – это рациональная политика. Для вас с вашей системой предпочтений презумпция невиновности становится просто иррациональной. Выбор такой политики был бы выбором средств, предназначенных расстроить ваши собственные намерения; что, безусловно, в корне иррационально. Возьмём в качестве реального примера высшую элиту правящей Ленинской партии, которая как таковая должна игнорировать любые частные права, если они противоречат притязаниям партии, и которая на деле относится ко всем подозреваемым в причастности к действительной или возможной оппозиции, как если бы они уже были заядлыми «контрреволюционерами», «врагами социализма», «приспешниками США», «приверженцами свободных выборов» и прочим в том же духе. Я могу и действительно порицаю такую политику во многих отношениях. Но я не могу сказать, что для них, учитывая их масштабы ценностей, это иррационально.
Что тогда представляют собой цели, ссылкой на которые атеистическую презумпцию можно обосновать? Одним из ключевых, если не ключевым, должно быть слово «знание». Контекст, для которых предлагается подобная политика – исследования о существовании Бога; и его предположительная задача – узнать, возможно ли установить, что слово «Бог» действительно имеет референта. Установить значит здесь: либо показать, что вы знаете, либо, что вы можете узнать. Но знание существенно отличается от просто истинного мнения. Всякое знание включает истинное мнение; не каждое истинное мнение конституирует знание. Иметь истинное мнение – это всего лишь верить, что нечто является таковым, и быть на самом деле правым. Но можно верить, что то или это является таковым, и быть на самом деле правым, без того, чтобы это тем самым и с необходимостью конституировало знание. Если истинное мнение получит этот более высокий статус, тогда то, во что верующий верит, должно стать действительно обоснованным. То есть, он должен быть в состоянии знать.
Очевидно, есть широкий простор для несогласия в конкретных случаях: и о том, что требуется, чтобы быть в состоянии знать, и о том, удовлетворены ли эти требования. Но ключевое различие между истинным мнение и знанием осознана – как универсально важнейшая и столь же насущная дистинкция между полаганием и верой в то, что действительно истинно. Если, к примеру, встал вопрос, совершил ли коллега
Отсюда неизбежное требование оснований, которые обосновывают презумпцию атеизма. Если будет установлено, что Бог существует, то у нас должны быть достаточные причины, чтобы верить, что это действительно так. Пока такие основания не будут предоставлены, у нас нет буквально ни одной причины для веры; и в этом положении единственной разумной позицией должен быть либо негативный атеизм, либо агностицизм. Итак, бремя доказательств должно лежать на утверждении. Это оно должно,
4. Возражения против презумпции атеизма
Раз уж понятна природа этой презумпции, дополнительные аргументы в её пользу, как мы только что видели в части 3, сжаты и просты.
(I) Одна из причин считать её неприемлемой – это неуместность контекста. В теистическом или посттеистическом обществе становится всё легче спрашивать, почему человек теист, чем почему он им не является. При условии, что вопрос ставится биографически, он без сомнений методологически безобиден. Но вопрос связан совсем не с тем, почему люди начинают придерживаться того или иного мнения. Скорее с тем, что эти мнения надо должным образом обосновывать, если их считают частью знания или даже просто возможным мнением. Вопрос не в том, что надо или не надо обосновывать биографически, а в том, на чьих плечах должен лежать груз доказательства.
(II) Более изощрённое возражение по сути того же рода настаивало бы на том, что вся наша дискуссия была слишком искусственной и общей и что все человеческие исследования должны
Ответ на главный тезис, взятый у Пирса, даёт дальнейшее чтение самого Пирса. Он прозвучал в работе, которую я цитировал, споря с картезианской программой моментального, систематического и (почти) универсального сомнения. Пирс не имел в виду, что невозможно или неправильно подвергать любое наше мнение критическому исследованию. В том же параграфе он продолжает: «Это, правда,
И тут надо уступить Хику: одно дело говорить, что мнение необоснованно или хорошо обоснованно, и совсем другое – говорить, что оно рационально или нерационально для
Для начала, показать, что
Не значит это,
Постигнув эти азы, те, чьё мнение выражает Хик, должны вначале почувствовать себя удовлетворенными. Ибо с точки зрения его критериев они считают, что имеют самые лучшие основания для своих мнений. Они считают свой «связный, цельный и неопровержимый» религиозный опыт аналогичным восприятию; а человек, который видит
Всё это правда. Так же точно, что любой, кто думает, что может как бы увидеть Бога, обязан отрицать предположение, что он тем самым заключает «из определённых психологических событий к Богу как их причине». Ибо принимать такое объяснение значило бы обрушить на свою голову все неразрешимые трудности, которые постигают многих из тех, кто утверждает, что то, что мы видим, и даже прямо и точно видим, это «чувственные данные». И, кроме того, полезно напомнить, что когда мы настаиваем на знании как противоположности просто мнению, которое надо ещё адекватно обосновать, это обоснование может быть либо достаточным основанием, либо состоянием знать прямо и без доказательств. Следовательно, пока возражение Хика било, кажется, совершенно мимо цели; а всем его proteges нет нужды апеллировать к различию между действительным знанием и тем, относительно чего
Постойте-ка. Только что рассмотренный пассаж из Хика был частью попытки показать, что критика аргумента от религиозного опыта нерелевантна заявлениям типа «вроде как видел Бога». Но ведь наоборот: то, что такая критика обычно оспаривает – это стойкое предубеждение, что религиозный опыт – действительно
(III) Третье возражение – другого рода – начинается с допущения, которое уже упоминалось в
Наверное, невозможно окончательно установить существование Бога или хотя бы показать, что оно более-менее вероятно. Но если так, то и неправильно считать: разумный человек в силу этого становится свободным верить или не верить как ему заблагорассудится. Вера, безусловно, должна быть не прыжком в темноту, а прыжком к свету. Произвольно вцепиться в
(IV) Если ваша вера непроизвольна, иррациональна и легкомысленна, вы обязаны предоставить основания чтобы,
Я использовал характеристики «большинство» и «наверняка», чтобы учесть апологетику в стиле пари Паскаля, которое я подробнее обсужу в пятой части. В своём самом знаменитом аргументе Паскаль и не пытается показать, что его римский католицизм истинен или возможно истинен. Основания, на которых он предлагает делать ставку на его конкретной вере – скорее мотив, чем основания в нашем смысле слова. Допуская (разве только для проформы), что у нас в этом случае не может быть знания, Паскаль пытается больше оправдать в качестве благоразумной политики систематическое самопринуждение, чем предложить основания думать, что эта вера и в самом деле истинна.
5. Пять путей как попыток опровергнуть презумпцию атеизма
В первых четырёх частях этой работы я пытался объяснить, что имею в виду под «презумпцией атеизма» и посредством сравнения с презумпцией невиновности в праве выяснить, что она в себя включает, а что нет, развернуть аргументацию в пользу принятия моей презумпции атеизма и определить направления, в которых она может встретить два рода возражений. Наконец сейчас я хочу обратить внимание на пять путей Фомы Аквинского из его «Суммы Теологии» как на попытку опровергнуть эту самую презумпцию. Я надеюсь при этом привлечь внимание к тому, что обычно пропускают, и тем самым обеспечить существенную поддержку тезису, который сначала может показаться возмутительным.
Известнейшие аргументы [Фомы Аквинского] приведены здесь из оригинала, без всяких уклонений и уловок, как доказательства, начиная с «Бытие Божие может быть доказано пятью путями» и двух предыдущих разделов, поднимающих вопрос «Можно ли доказать существование Бога?» и дающих категорический утвердительный ответ «существование Бога можно доказать» (I, q.2, a.3). Этот момент надо подчеркнуть, поскольку его часто отрицают. Так, к примеру, в статье в «Philosophy» за 1968 г. доктор L. C. Velecky утверждает (без цитирований и угрызений совести): «В этом месте он не доказывал существование Бога, как,
Внимание традиционно концентрируют на основном тексте третьего раздела, т. е. части, где Аквинат даёт свои пять так называемых доказательств. Но так же часто стоило бы читать весь раздел, и особенно второе из двух возражений, на которые он является ответом: «Кроме того, излишне предполагать множество начал там, где достаточно нескольких. Но, похоже, что и при отсутствии Бога всё видимое нами вполне сводимо к иным началам: все природные вещи сводимы к одному началу – природе, все же умозрительные вещи – к другому началу, каковое суть или человеческий разум, или воля. Поэтому нет надобности полагать, что Бог существует» (пер. С. И. Еремеева).
(I) Поэтому Пять путей по крайней мере в одном отношении являются попыткой опровергнуть презумпцию (аристотелевского) атеистического натурализма демонстрацией того, что «все природные вещи» можно объяснить «и при отсутствии Бога», и «поэтому нет надобности полагать, что Бог существует».
С этой точки зрения становится проще понять, почему Аквинат в своих аргументах так часто пользуется аристотелевскими научными идеями. То, что на самом деле они гораздо больше, чем обычно думают, зависят от чрезвычайно устаревших сегодня идей, любезно отметил Энтони Кенни в «Пяти путях». Но Кенни не показывает, что они были направлены против презумпции атеистического натурализма.
Также нельзя забывать, что Аквинат составлял собственные возражения, и именно он ввёл в свою формулировку идею (аристотелевского) научного натурализма. Подобные идеи не являются существенной частью презумпции атеизма в том виде, в каком она представлена в настоящей работе. С этими оговорками эту презумпцию можно, пожалуй, назвать стратоновской (Стратон был следующим преемником Аристотеля в качестве главы Ликея, которого и Бейль, и Юм считали первым античным представителем атеистического научного натурализма).
Предвосхищая, за столетие до Оккама, обращение к его принципу аксиоматической экономии, Аквинат также указывает на причину принять подобную презумпцию. Тот факт, что Аквината трудно подозревать в желании достичь какого бы то ни было атеистического заключения, может послужить великолепной иллюстрацией тезиса, разработанного в части 2, что принимать такую презумпцию не означает делать содержательное допущение. И факт, который был выдвинут в качестве возражения на это прочтение Аквината, что «сам Фома никогда не был стратонцем и даже близко к ним не подходил» (Velecky, op. cit.,
(II) Возможно, для текущих целей немного затруднительна формулировка первого возражения: «Кажется, что Бог не существует; ибо если одна из двух противоположностей бесконечна, вторая необходимо уничтожается. Но имя “Бог” означает, что Он есть бесконечное добро. Значит, если Бог существует, не может быть никакого зла. Но в мире есть зло; следовательно, Бог не существует».
С моей точки зрения вроде было бы лучше отнести это первое возражение к возможным трудностям и противоречиям в отношении смысла слова «Бог». К несчастью, это не так, хотя Аквинат в другом месте слегка касается подобных проблем. Изменения нужны хотя и не большие, но важные. А именно, возражение в настоящем виде надо понимать как одну из гипотез Бога, опровержимую подходящим фактом. Всё же определённое разнообразие одного и того же основного тезиса можно представить как проявление противоречия – не в понятии Бога как такового, а между этим понятием и другими элементами теоретической структуры, в которую его обычно включают.
Противоречие – или, возможно, в данном случае, мне следует признать лишь теоретическое противоречие – состоит в отношении между идеей творения, с необходимостью содержащей полную, постоянную и абсолютную зависимость творения от Творца, и идеей о том, что творения могут, тем не менее, быть достаточно независимыми, чтобы их ошибки не были в то же время и в основном Его ошибкой. Первая идея, идея творения, столь существенна, что составляет традиционный критерий разделения теизма и деизма. Вторая идея не менее важна для трёх великих теистических систем иудаизма, христианства и ислама, поскольку все три равно настаивают на том, что творения безупречного Творца испорчены грехом. Так что там, где Аквинат предлагает в качестве первого возражения заявление традиционной проблемы зла, понятой как проблемы совмещения гипотезы Бога с некоторыми неопровержимыми фактами, вместо этого читатель, всецело проникшийся презумпцией атеизма (в том виде, в каком как она представлена в этой работе) обратится к теоретическому противоречию внутри самой системы – между понятием творения безупречным Творцом и фактом повреждения Его творений грехом. О том, что это противоречие не только теоретическое, но также действительное, я
Перевод с английского Александра Лыскова
Лысков Александр Сергеевич. Студент.
Место учебы: МГУ им Ломоносова,
философский факультет (кафедра ИТМК).
Постоянное место жительства – Екатеринбург.
1 Anthony Flew, The Presumption of Atheism (London: Pemberton, 1976). Презумпция – предположение о существовании факта, которое считается истинным до тех пор, пока ложность такого предположения не будет бесспорно доказана (примеч. ред.).
2 – И только один раз на день рожденья! Вот тебе и слава!
– Я не понимаю, причём здесь «слава»? – спросила Алиса.
Шалтай-Болтай презрительно улыбнулся.
– И не поймешь, пока я тебе не объясню, – ответил он. – Я хотел сказать: «Разъяснил, как по полкам разложил!».
– Но «слава» совсем не значит: «разъяснил, как по полкам разложил!» – возразила Алиса.
– Когда я беру слово, оно означает то, что я хочу, не больше и не меньше, – сказал Шалтай презрительно.
– Вопрос в том, подчинится ли оно вам, – сказала Алиса.
– Вопрос в том, кто из нас здесь хозяин, – сказал
(пер. Н. Демурова).
3 Естественно. Человек, категорично отрицающий существование бога, по сути, является утверждающим его несуществование и тем самым принимает на себя обязательство доказать своё утверждение о несуществовании бога (примеч. ред.).