Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Специальный выпуск 2012 № 2 (63)
ВЕК XXI: К НОВОМУ ГУМАНИЗМУ
От редакции. 23 – 24 января 2012 г. в Российском центре науки и культуры во Франции и в штаб-квартире ЮНЕСКО проходила международная конференция на тему «Век XXI: К Новому Гуманизму». В конференции от РГО участвовали: проф. В. Кувакин, проф. В. Разин, к. ф. н. Ю. Сенчихина, Я. Головин. На конференции выступили руководитель Федерального агентства «Россотрудничество» Ф. М. Мухаметшин, Семинар открыл зам. генерального директора ЮНЕСКО Ханс Д’Орвиль, который зачитал приветствие Ирины Боковой и выступил с кратким приветствием к участникам семинара. На следующий день заседание продолжалось в штаб-квартире ЮНЕСКО в форме круглого стола. Кроме отмеченных выступили зам. директора Института науки и человеческих ценностей Тони ван Пелт (помощник П. Куртца), руководитель движения «Афроамериканцы за гуманизм» Норманн Аллен, высшие чиновники ЮНЕСКО. Ниже мы публикуем выступления участников международной конференции. |
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ
как возможность, вызов |
Дмитрий Леонтьев |
|
Русский язык вносит в обсуждение проблемы гуманизма дополнительные сложности, отсутствующие, в частности, в английском и французском языках. В русском языке существует два слова «человечность» и «гуманность», пересекающиеся, но не совпадающие между собой по смыслу, в то время как в европейских языках это одно и то же слово – humanness, humanity, которое означает не что иное, как соответствие общечеловеческой сущности. Соответственно, понятие гуманизма означает не что иное, как мировоззрение, опирающееся на философские секулярные представления о сущности человека, которая считается принципиально единой вне зависимости от религиозной, этнической и социальной принадлежности индивида.
Вместе с тем представления о сущности человека не оставались неизменными. Если традиционный гуманизм, коренящийся в воззрениях философов Возрождения и Просвещения, исходил из представлений о заданной природе человека, то XX век заставил отказаться от таких представлений. Спор о том, хорош человек по своей природе и богоподобен или же своекорыстен и влеком низменными инстинктами, разрешился к концу XX века выводом о том, что человек не имеет фиксированной природы, его сущность заключается в том, что он не имеет заданной стационарной сущности (Фромм, 1992) или, другими словами, в том, что сущность человека заключается в его универсальной способности к трансценденции, то есть преодолении любой заданности (Giorgi, 1991). Отсюда следует, что сущность человека есть не
Общество делает огромную работу, оказывая разнообразную помощь тем, кто по тем или иным причинам оказался в социально неблагоприятной ситуации – детям, лишенным родителей, безработным, инвалидам и хронически больным и др. Однако, как показывают исследования, эффективность этой помощи прямо зависит от той ответственности, которую принимает на себя сам человек, которому оказывается помощь, и от тех усилий, которые он вкладывает со своей стороны. Недавно на меня произвёл большое впечатление рассказ моего друга, доктора Валерия Михайловского, директора Центра медико-психологической реабилитации ветеранов боевых действий и вооружённых конфликтов, о том, что его Центр заключает со своими пациентами договор о совместной деятельности, в котором предусматривается, что должен делать для реабилитации Центр, а что – сам пациент. Успехи в реабилитации оказываются равнодействующей этих двух сил, и во многом зависят от того, насколько ответственным и активным был сам пациент в ходе реабилитационной работы.
На антропологических представлениях о нефиксированости природы человека основываются такие мощные течения в науках о человеке, во многом определяющие их прогресс в новом столетии, как экзистенциальная традиция в философии и психологии, культурно-деятельностный подход в российской и европейской психологии и системно-кибернетические воззрения на функционирование сложных систем (см. Леонтьев, 2011). На стыке этих трёх традиций находится и разрабатываемая мною в последние годы теоретически и экспериментально концепция личностного потенциала – того, что делает личность личностью в полном смысле слова («Личностный потенциал», 2011). Многие исследования в психологии и смежных науках говорят о том, что активность личности является ключевым фактором в её становлении и развитии, недооцениваемым традиционными концепциями.
Таким образом, представляется, что новый гуманизм, в отличие от традиционного, должен опираться на современные представления о том, что человечность является не данностью, а проблемой, возможностью, идеалом, которому реальность не всегда соответствует (Леонтьев, 2009). Сам идеал человечности вряд ли отличается от идеала традиционного гуманизма, однако Новый гуманизм должен признать, что реальность не всегда соответствует этому идеалу, и направить свои усилия на изучение и поддержку условий, способствующих движению индивида по пути обретения полной человечности, признавая, что конкретные индивиды в силу неблагоприятных условий и недостаточного вложения собственных усилий могут быть далеки от идеала человечности, представляя собой случаи «усечённой человечности» (Маслоу, 1999).
Эти идеи могут решить проблему абсолютизации прав человека. Само по себе представление о наличии универсальных, неотъемлемых прав человека было большим шагом в осмыслении гуманитарных проблем современности, однако источником многих новых проблем стало расширенное понимание прав человека без учёта ответственности, которую может брать на себя эмпирический человек. Само понятие прав отчётливо отсылает к трактовке личности как юридической категории, означающей человека, обладающего способностью принимать на себя обязательства и отвечать за их выполнение (Дж. Локк). В современной юриспруденции принято представление о балансе прав и обязанностей (ответственности): расширение прав должно компенсироваться увеличением ответственности и наоборот. Игнорирование этого баланса является слабой стороной концепции прав человека, в которой оказались смешаны действительно априорные права, которые нельзя не признать за любым человеком (право на жизнь, здоровье, крышу над головой, уважительное отношение, свобода совести и др.) и права, реализация которых прямо связана с личной ответственностью индивида, его мотивацией и готовностью к осуществлению этих прав (право на труд, избирательное право и др.). Именно тот факт, что многие люди не стремятся к реализации этих прав, равнодушны к ним, создаёт почву для массовых злоупотреблений, например, в избирательной практике. Для того, чтобы устранить почву таких злоупотреблений, необходимо прежде всего признать в контексте общественного диалога названный факт незаинтересованности многих людей в осуществлении этих прав, отбросив презумпцию всеобщей заинтересованности.
Психологические исследования личностных предпосылок выбора, проводящиеся в последнее время под руководством автора на разном материале (см. Леонтьев, Мандрикова, Рассказова, Фам, 2011), позволяют утверждать, что индивиды существенно различаются по своей готовности к выбору – способности осуществить продуманный и ответственный выбор, а не просто вслепую ткнуть пальцем в одну из предложенных альтернатив. Презумпция, что политические выборы служат средством выражения интересов избирателей, оказывается верна только по отношению к людям с высокой готовностью к выбору, в то время как решение, принимаемое людьми с низкой готовностью к выбору, личностно незрелыми и/или безразличными, во многом случайно и не служит выражением их интересов. Только отказавшись от попыток искусственно приписать наличие мнений и артикулированных интересов всем избирателям, можно разработать более адекватные процедуры учёта интересов тех людей, которые эти интересы имеют. Следует подчеркнуть, что речь идёт именно об индивидуально-психологических различиях, определяемых разной мерой активности самих индивидов в обретении и развитии своей человеческой сущности во всей её полноте. В конечном счёте только те решения, которые принимает сам индивид – прикладывать усилия для движения по пути развития или расслабиться и принимать то, что ему дают – и мера его активности определяют его положение на шкале человечности и движение по лестнице индивидуальной онтогенетической эволюции. Никакие априорные индивидуальные различия или социальные условия не являются решающими и не могут служить основанием для дискриминации.
В заключение необходимо отметить, что для теоретического и прикладного обоснования Нового гуманизма важная роль принадлежит Позитивной психологии – движения академической и прикладной психологии, эмпирически изучающего условия, способствующие благополучию
В настоящее время данные позитивной психологии стали активно использоваться не только в здравоохранении, бизнесе и образовании, но и в практической политике. Вопрос об эмпирических условиях счастья и процветания человека не тождественен вопросу о человеческой сущности, но тесно с ним связан и может внести неоценимый вклад в его обоснование. Не случайно ООН в июле 2011 г. приняла рекомендательное решение использовать в качестве одного из показателей развития нации благополучие населения в единстве его материальных и духовных аспектов. Вопросы эмпирического обоснования Нового гуманизма будут, в частности, обсуждаться на 6 Европейской конференции по позитивной психологии, которая пройдет в Москве
ЛИТЕРАТУРА
Леонтьев Д. А. Человечность как проблема // Человек – наука – гуманизм:
Леонтьев Д. А. Саморегуляция как предмет изучения и как объяснительный принцип // Психология саморегуляции в XXI в. / Под ред. В. И. Моросановой. СПб.; М.:
Леонтьев Д. А., Мандрикова Е. Ю., Рассказова Е. И., Фам А. Х. Личностный потенциал в ситуации неопределённости и выбора / В кн.: Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д. А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2011,
Личностный потенциал: структура и диагностика / Под ред. Д. А. Леонтьева. – М.: Смысл, 2011
Мамардашвили М. К. Философия и личность // Человек, 1994, № 5.
Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы. М.: Смысл, 1999а.
Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992.
Giorgi A. Whither Humanistic Psychology? // The Humanistic Psychologist, 1992, Vol. 20,
Seligman M. E. P. Authentic Happiness. N. Y.: The Free Press, 2002.
Seligman M. Flourish: A Visionary New Understanding of Happiness and