Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2012, № 2 (63)
Сайт «Разум или вера?», 30.12.2012, http://razumru.ru/humanism/journal2/63/vanpelt.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Специальный выпуск 2012 № 2 (63)

ВЕК XXI: К НОВОМУ ГУМАНИЗМУ

От редакции. 23 – 24 января 2012 г. в Российском центре науки и культуры во Франции и в штаб-квартире ЮНЕСКО проходила международная конференция на тему «Век XXI: К Новому Гуманизму». В конференции от РГО участвовали: проф. В. Кувакин, проф. В. Разин, к. ф. н. Ю. Сенчихина, Я. Головин. На конференции выступили руководитель Федерального агентства «Россотрудничество» Ф. М. Мухаметшин, чл.-корр. РАН, зам. директора Института философии А. В. Смирнов, проф. МГУ Д. А. Леонтьев, член Общественной палаты при Президенте РФ, проф. А. В. Очирова, спец. представитель МИД К. В. Шувалов, ректор РГГУ, проф. Е. И. Пивовар, исполнительный директор фонда «За выживание и развитие человечества», к. ф. н. Р. И. Хаиров, Президент Международной академии гуманизма, проф. Пол Куртц, Директор Центра исследований гуманизма в странах Бенилюкса, проф. Флорис ван ден Берг, президент Международного гуманистического и этического союза Соня Эггерикс, эксперт Российского центра науки и культуры во Франции, доктор филологии И. Меркулова, представители Испании и Шри Ланка в ЮНЕСКО и др.

Семинар открыл зам. генерального директора ЮНЕСКО Ханс Д’Орвиль, который зачитал приветствие Ирины Боковой и выступил с кратким приветствием к участникам семинара.

На следующий день заседание продолжалось в штаб-квартире ЮНЕСКО в форме круглого стола. Кроме отмеченных выступили зам. директора Института науки и человеческих ценностей Тони ван Пелт (помощник П. Куртца), руководитель движения «Афроамериканцы за гуманизм» Норманн Аллен, высшие чиновники ЮНЕСКО.

Ниже мы публикуем выступления участников международной конференции.

 

Гуманизм и феминизм:

Гуманизм и феминизм:

Гуманизм и феминизм:

грани пересечения

Тони Ван Пелт

 
 

Мы говорим сегодня о XXI веке и о гуманизме. Вопрос заключается в том, каким образом мы должны продвигать неогуманизм и его ценности в начавшемся столетии. Развивая идеи Нового гуманизма, Институт науки и человеческих ценностей исходит из положения, согласно которому гуманисты должны взять на себя ответственность и содействовать достижению благосостояния общества, гарантирующего своим гражданам различные права, в том числе права женщин. ЮНЕСКО в лице его Генерального директора Ирины Боковой выбрало правильную стратегию не только в отношении гуманизма, но и в отношении женского движения. По её словам, одна из центральных задач ЮНЕСКО – это «укрепление прав женщин и гендерного равенства. Сегодня, гуманизм и женский пол должны не исключать, а дополнять друг друга».

Гуманисты твёрдо защищают принцип отделения религии и государства и рассматривают свободу совести и свободомыслие как жизненно важные ценности. Они осуждают любые попытки подчинить женщин мужчинам, любого рода репрессивные практики в отношениях между полами, защиту теократии и отрицание демократических прав человека.

Неогуманизм сфокусирован на принципах личного достоинства, прежде всего на свободе личности и её ответственности. Это включает в себя приверженность социальной справедливости, планетарной этике и разработку таких общих ценностей, которые разделялись бы всем человечеством. Идея свободы и ответственности предполагает признание однополых браков и союзов. Признание этого права как для мужчин, так и для женщин означает готовность положить конец всё ещё существующим репрессиям в отношении женщин. Соблюдение в полном объёме прав женщин – это первостепенная гарантия обеспечения их безопасности от насилия со стороны мужчин. И дело здесь состоит в том, чтобы признать мужчин и женщин равными в их правах и обязанностях. Женщины должны обладать такой же ценностью как и мужчины. В рамках концепции Нового гуманизма должна быть признана острая необходимость гарантировать женщинам такое право, как право на автономию, особенно в отношении беременности, как во имя их личного блага, так и во благо их семьи и здоровья всего планетарного человечества.

Феминизм является выражением стремления женщин иметь равные права с мужчинами. Это требование отвечает самой философии современного гуманизма. Цель феминизма – определить, что означает равенство политических, экономических и социальных прав между женщинами и мужчинами, и далее – бороться за реализацию этих прав, защищать их во всём мире. Кроме того феминизм стремится отстоять равные возможности для женщин в области образования и занятости. Это включает в себя серьёзное и неуклонное признание равенства женщин и мужчин, т. е., прежде всего, нашей общей человечности. Феминист как и гуманист – это женщина или мужчина, чьи убеждения и поведение основаны на признании равенства для всех. Феминисты – это реалистически мыслящие люди, которые признают, что неравенство есть и его защищают уже в силу того, что в обществе существует несправедливость в отношениях между различными группами населения. Феминизм, как и гуманизм, бросает вызов такому положению вещей.

Именно ввиду того, что неравенство столь широко распространено, активисты женского движения принимают участие во всех областях защиты гражданских прав, способствуя укреплению принципов неприкосновенности человеческого тела, автономии личности и справедливости в области репродуктивных свобод, включая доступ к безопасной и приемлемой контрацепции и абортам без вмешательства в эти вопросы со стороны государства, церкви и других людей, включая родителей, супругов или опекунов. Они защищают право человека отказаться от принудительной стерилизации.

Феминисты много делают для того, чтобы защитить женщин и девушек от домашнего насилия, сексуальных домогательств на работе, в местах их обучения (от школы до университета), от других сексуальных посягательств, включая использование изнасилования в качестве тактики ведения войны или сексуального насилия в армии. Эта работа включает в себя отмену изнасилований и сексуального рабства по отношению к девушкам и женщинам во всём мире.

Феминистское движение меняет культуры, особенно на Западе. Это очевидно в таких областях, как избирательное право и право занимать выборные должности, это гендерная нейтральность в языке и право заключать многие контракты и владеть собственностью. Они также добиваются равной оплаты труда и равных карьерных возможностей для женщин. Они выступают за трудовые права, включая отпуск по семейным обстоятельствам для женщин и мужчин, а также против определения беременности как инвалидности. Тем не менее в конституциях многих стран, включая Соединенные Штаты Америки дискриминация в отношении женщин всё ещё не запрещена.

Феминизм обычно рассматривается как зацикленность на женской проблематике. В действительности это борьба за человеческие и семейные ценности. Освобождение мужчин от брутальности, мужланства и патерналистской в отношении женщин культуры является необходимым элементом повестки дня феминизма и гуманизма. Признание того, что мужчины (даже если они находятся в привилегированном положении) также страдают от сексизма и несправедливого распределения гендерных ролей, может в новом столетии продвинуть человечество по пути цивилизации. В этом проявляется общность целей гуманизма и феминизма, они защищают права всех людей. Понимание того, что сексизм одинаково опасен как для мужчин, так и для женщин, является важным стимулом для повышения уровня осведомленности людей в вопросах феминизма. Люди должны наконец понять суть вопроса и окончательно решить его во благо мирового сообщества.

По причине того, что в течение тысячелетий господствовал патриархат, что история человечества была написана мужчинами, заполнившими её рассказами о том, насколько они велики и как замечателен и славен их образ жизни, они всё ещё подвержены верованиям в своё превосходство над женщинами. Они, как и масс-медиа, всё ещё уверены, что у них есть особые права и привилегии. Эти привилегии устанавливались и внедрялись в практику жизни религиозными фундаменталистами, правительствами и законами, даже научным сообществом, объявленным монополией мужчин. Мужчины были уверены, что они, а не женщины, заслуживают эти права. И чтобы их сохранить, они требовали от женщин подчинения.

Институты, закрепившие привилегии мужчин, и сегодня стремятся к тому, чтобы сохранялись эти привилегии. Как они это делают? Они внедряют мужские привилегии с помощью насилия в отношении женщин, всех женщин – и тех, которых они знают, и тех, которых не знают. Они реализуют эти привилегии и путём сохранения проституции и педофилии, с помощью порноиндустрии, производства порнографических фотографий и видео, которые полны изображений, где женщина физически, психологически и морально унижается и оскорбляется. В крайних своих случаях эта практика насилия ведёт к смерти женщины.

А как мыслят и ведут себя мужчины, которые избегают всего этого? Они говорят, что они не являются частью этой культуры господства. А как на деле они участвуют во всем этом? Они поддерживают несправедливость уже тем, что стараются не замечать её. Они умалчивают обо всём этом, либо предаются практике насилия тайно. Они поддерживают зло уже тем, что проявляют холодное безразличие или чёрствое невежество. Они одобряют различные формы дискриминации женщин, принимая его как норму в средствах массовой информации и индустрии развлечений.

Многие мужчины предпочитают верить, что они имеют такое особое право сексуального удовлетворения, которое включает в себя унижение женщины, несёт ей вред, вызывает стыд и боль. Вопрос гуманизма и феминизма XXI века: почему мужчинам «необходимо» иметь власть и контроль над женщинами и детьми? Это вопрос человечества к мужчинам, которые находят сексуальное удовлетворение и удовольствие за счёт насилия и истязания, унижающих человеческое достоинство всех людей, а не только женщин. Эти вопросы обращены к самому характеру людей, которые никогда не думают о нищете и бедности, об эксплуатации и злоупотреблениях, связанных с причинами, толкающими женщин на проституцию и порнографию. Это вопрос к тем, кто никогда не думает о потребности женщин и детей в безопасности, свободе и счастье, столь необходимых для жизни. Гораздо охотнее мужчины думают о такой жизни женщин, в которой они раздвигают ноги и открывает им свои влагалища. Но разве это называется «жизнью»? Жизнь – это не пытки и не побои сутенёрами своих рабынь, чтобы последние улыбались и заверяли нас, что они счастливы заниматься проституцией. Такая «жизнь» это – отчаяние и нищета. Эта «жизнь» так обесчеловечивает человека, что смерть через несколько десятков лет начинает казаться ему единственным выходом из положения.

Это не только мужчины, которые требуют подчинение женщин для получения прибыли и привилегий. В определённой степени это также женщины, которые выросли в неведении, изоляции или, напротив, в обстановке жестокого обращения. Это и женщины, считающие, что по-другому и не бывает. Они могут не знать о тех женщинах своей общины или в округе, которые живут в семьях без насилия. Занимая позицию, что, в конце концов «это всё мужские дела», они невольно содействуют сохранению культуры насилия и неравенства в отношении других.

Образование – ещё один важный аспект сочленения гуманизма и феминизма. Гуманизм и феминизм подчёркивают настоятельную необходимость просвещённости как мужчин, так и женщин, в том числе и в тех вопросах, которыми обеспокоен феминизм. С этой целью мужчины и женщины как человеческие существа, разделяющие ценности гуманизма и феминизма, проводят акции по всему миру, организуясь тем самым против привилегий мужчин и насилия в отношении женщин.

Сегодня мы призываем всех смело выступать вместе с гуманистами и феминистами за то, чтобы положить конец насилию в отношениях между мужчинами и женщинами. Только тогда мы будем настоящими мужчинами и женщинами; именно тогда всё человечество сможет исцелиться, жить в мире и реализовывать планетарные инновации неогуманизма, нового гуманизма.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика