Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Осень – зима 2012 № 3 (64) – № 4 (65)
ПРОТИВ НЕВЕЖЕСТВА И КЛЕРИКАЛИЗМА
|
Не пугайся, читатель: математические формулы в этой статье отсутствуют.
Давно мне хотелось высказаться об опасности для человеческой цивилизации всё более увеличивающейся пропасти между прогрессом техники и отсутствием прогресса, если не сказать – регрессом, нравственности. Это обстоятельство, по большому счёту, привело к тому, что дубинка пещерного человека сменилась ядерной дубинкой и на смену локальным войнам (пусть и с большим, но ограниченным эффектом) пришла реальная опасность самоуничтожения человечества в ядерной катастрофе. Но речь ниже не об этом. И тем не менее, – об опасности для всей цивилизации.
В двадцатых числах ноября 2012 года в Гайд-парке появились две публикации, на которые я хочу обратить внимание читателей. Автор одной, Любовь Гайдученко, в статье «Конец человеческой цивилизации», в частности, пишет:
«Глупость не так страшна – она существовала в гигантских размерах всегда, но когда время от времени появляются гении и множество талантливых личностей, которые не дают человечеству скатиться в бездну маразма, это совсем не страшно. Процент пассионариев всегда был не таким уж маленьким, что позволяло худо-бедно всему остальному поголовью
Идеи-то, вбрасываемые время от времени в социум, были всегда неплохи, но вот ведь какая заковыка и загогулина: большинство оставалось на том же нравственном уровне, на котором оно находилось, существуя в пещерах при первобытнообщинном строе! Ничего не изменилось и сейчас – пещерное мышление сохранилось даже у тех миллионов, считающих себя “передовыми” только потому, что они пользуются всеми техническими новинками»,
http://maxpark.com/community/4388/content/1666876
Про «множество талантливых личностей» и «процент пассионариев», который «всегда был не таким уж маленьким», мы поговорим ниже, а сейчас вспомним академика Виталия Гинзбурга, высказавшего в афористической форме на первый взгляд парадоксальную, но удивительно верную мысль о том, что и с компьютером можно жить в пещере. Да, технический прогресс, увы, не сказывается на нравственном развитии людей, хотя потенциально открывает для этого невероятные возможности. Дело в том, что одновременно он открывает столь же большие возможности для дебилизации населения. А история показывает, что нет ни одного изобретения, которое человечество не умудрилось бы использовать во вред себе. Об этом пишет Кузьмич Кукушкин в статье «Зачем растим дебилов»:
«…Дебилизация нужна глобальному рынку, чтобы воспитывать идеального потребителя. Современная экономика уже давно удовлетворила потребности людей. Речь, конечно, о
У человечества уже давно нет никаких новых идей, задач, стремлений – только потребительство. А для потребительства нужны дебилы. Как можно больше дебилов и более дебильных дебилов. Успехи на этом пути огромны, не то, что в производительном труде. То, что путь потребительства это путь тупиковый, понимают многие, но по нему идут как мыши за волшебной дудочкой в известной сказке»,
http://maxpark.com/community/1036/content/1669028
Стадионы с ошалевшими футбольными фанатами, приходящими не получить удовольствие от спортивной атлетической игры, а поорать, подраться и пошвыряться петардами в пивном и обкуренном раже; гигантские аудитории, собираемые безмозглой, безвкусной, жирующей попсой, рассчитанной на низменное в человеке; массовое увлечение компьютерными играми со стрелялками и поножовщиной, безотчётно переносимыми на реальную почву (есть случаи убийства с последующим удивлением, что у жертвы не оказалось… «запасных жизней»); поголовное увлечение пустышками-телесериалами и телепередачами с копанием в грязном белье и с обсуждениями, имитирующими человеческое общение; книжные развалы с низкопробным чтивом; массовый ажиотаж в ожидании очередной модели айфона-, айпада-смартфона и т. д. в страстном желании побыстрее стать владельцем чудо-игрушки с навязанными, сверхизбыточными свойствами и всякая прочая шопомания, – всё это и многое другое суть плоды массового зомбирования и дебилизации, ставшие возможными благодаря техническим достижениям. И лишь единицы используют эти технические достижения для виртуальных интереснейших путешествий по городам и музеям мира, для знакомства с литературными и живописными шедеврами библиотек и художественных галерей, драматических и оперных спектаклей, филармонических концертов, для знакомства с богатейшими культурными сайтами.
Вот мы и подошли к упомянутой в заголовке кривой Гаусса, чтобы оценить «масштаб распределения» бедствия, к которому люди идут как мыши за волшебной дудочкой.
Человек обладает множеством различных качеств, каждое из которых можно как бы расположить по числовой оси, отнеся весьма широкий диапазон его изменения ко всей человеческой популяции: ум – глупость (от гения до дебила), восприимчивость к культуре, честность и так далее. Например, на оси «честность» расположатся самые различные люди: от тех, кто вором будет всегда, до тех, кто вором не будет ни при каких обстоятельствах. А между этими двумя «крайностями» расположится весьма большой массив людей, которые станут ворами или останутся честными в зависимости от условий жизни.
Аналогично, на оси «ум – глупость» диапазон изменения простирается от дебила, глупого человека, человека недалёкого, человека ограниченного, середняка, сравнительно способного, весьма способного, талантливого, весьма талантливого и вплоть до гения, разумеется, со множеством «полутонов». Такова правда жизни.
Так вот, если разбить этот диапазон на отдельные градации, то доля людей, располагающихся на краях диапазона, составляет весьма малую часть от общей численности человеческой популяции. Принято считать, что все доли описываются так называемым нормальным распределением, или кривой Гаусса. Чтобы оценить долю определённого диапазона во всей популяции, надо определить площадь под кривой Гаусса в этом диапазоне и разделить на площадь под всей кривой. Согласно этой кривой, в нашем примере, наибольшая, подавляющая доля приходится на середняков и примыкающих к ним людей недалёких, ограниченных и сравнительно способных. А погоду в техническом прогрессе делают люди: способные и высоко образованные и гении, доля которых не так уж и велика. Оценить эту малую долю нам поможет Валерий Медведев, один из создателей советской школы программирования, доктор физико-математических наук, в настоящее время живущий и работающий в США.
В статье «Американский прорыв» он пишет, что «в Америке за последнее двадцатилетие был собран такой инновационный “кулак” из примерно пяти миллионов интеллектуалов со всех стран мира, подобного которому, пожалуй, не найти во всей истории человечества. И результаты его работы уже сложились в единый “пазл”, который задаст новые стандарты жизни для всей человеческой цивилизации и который принципиально невоспроизводим на предшествующей технологической базе»,
http://www.zavtra.ru/content/view/2011-10-1841/
Кривая им. Карла Фридриха Гаусса |
Разделив эти 5 миллионов на 7 миллиардов, получим оценку искомой малой доли людей, творящих технический прогресс. Разумеется, технический прогресс станет реальностью, если к этим пяти миллионам примкнут пассионарии, о которых пишет Любовь Гайдученко. И если их число превосходит пять миллионов даже на порядок, согласитесь, по сравнению с семью миллиардами, это совсем немного.
Рискуя быть побитым камнями, смею утверждать, что значительная часть остальных людей в той или иной степени подвержена дебилизации и зомбированию с помощью современных средств коммуникации – телевидения, СМИ, интернета. Об этом говорит Любовь Гайдученко в завершающей части своей статьи:
«Цивилизация, развивающаяся только в одном направлении – в сторону оснащения техническими средствами, позволяющими удобно существовать в природе умственно низкоорганизованным существам, обречена на вырождение и гибель, это однозначно. И скорее всего, это будет делом рук самих людей, а не произойдёт по
Если же вспомнить нашу страну, которую покидают самые способные и энергичные, а государство фактически отделено от науки и культуры, то станет понятным, что можно говорить о закате цивилизации, по крайней мере, в одной, отдельно взятой стране. Технический прогресс не остановить, и для спасения цивилизации государство должно приложить максимальные усилия, чтобы повернуть процесс дебилизации вспять. И его политика в области науки, культуры и образования становится решающей: надо, как говорил поэт, «сеять разумное, доброе, вечное!»
Но здесь мы возвращаемся к ещё одной геометрической фигуре – петле прямой и обратной связи: подвигнуть власть к просветительской роли может только гражданское общество, его свободно создаваемые демократические организации. Это – прямая связь: «народ – государство».
Эффективная культурная политика государства ведёт к цивилизационному подъёму общества. Это – обратная связь: «государство – народ». Только такой прямой и обратной связью и может поддерживаться сегодня нормальное, здоровое, жизнеспособное общество.
Но в этой петле есть не просто прямая и обратная связь. Эти связи могут быть отрицательными: чем дебильнее власть, тем дебильнее она стремится сделать народ. А чем невежественней и пассивней народ – тем более дебильную власть он себе избирает. Вот уж, воистину: каждый народ заслуживает ту власть, которую имеет. Но в истории побеждает позитивная связь. Социально-политический прогресс есть. Только в России он нередко идёт так, как идёт сильно выпивший человек.
Отсюда лозунг: хватить «пить», пора браться за ум, просвещаться, набираться гражданской решительности и не поддаваться одурачиванию как государственной информационной политике и пропаганде!