Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Осень – зима 2012 № 3 (64) – № 4 (65)
ПРОТИВ НЕВЕЖЕСТВА И КЛЕРИКАЛИЗМА
С кем вы, мастера молитвы? |
Александр |
«Взяться за перо» меня заставила одна из публичных проповедей нынешнего Патриарха Всея Руси и пр. Кирилла. Жёсткий борец за веру, умелый ритор и оратор, он часто публично выступает не только по церковно-религиозным, но и по социальным светским поводам. Построенные в императивном ключе, его проповеди (не всегда бесспорные, с моей точки зрения) запоминаются. В проповеди, которую я имею в виду, речь шла о бездуховности людей неверующих, что, по мнению Патриарха, становится рано или поздно очевидным. Близко к тексту это звучало примерно так: «Душа их пуста». Видимо можно допустить, что
Как убеждённый атеист я в одночасье был определён в бездуховные, а что доброго можно ожидать от такого существа? В контексте разговора, вопрос отнюдь не риторический.
В семье моих родителей не было практикующих верующих. Хотя по рождению и крещению они были православными, но по сути, они были атеистами в силу здравого смысла. С детства помню наставление отца: ничьим богам не поклоняйся; ничьей веры не оскверняй. До сих пор весной с нетерпением жду Пасху: жена моя, по древней традиции наших обеих семей, прекрасно печёт куличи и раскрашивает куриные яйца; непременно пропущу в этот день рюмочку-другую-третью и никак это у меня не ассоциируется ни с бегством иудеев из Египта, ни с воскрешением Христа. Такое нередко бывало: обряд отпочковывается от религии и начинает жить самостоятельной красочной жизнью, радуя людей, становясь традицией.
Из всех близких мне людей верующими была моя бабушка по матери и тёща. И та и другая оставили у меня светлую память в силу своих личных чисто человеческих качеств. Попыток повлиять на моё мировоззрение в плане религиозном не было, и их ненавязчивая религиозность вызывала у меня только уважение. Хотя, первое знакомство с жизнеописанием Иисуса Христа и картиной Апокалипсиса состоялось благодаря бабушке моей Февронии Алексеевне Марковой. Будучи неграмотной, читавшей по слогам и писавшей с восхитительными ошибками, за что (конечно же, не за ошибки!) была признательна советскому ликбезу всю жизнь. Она обладала рациональным крестьянским умом и поэтому к «Писанию» относилась со сдержанной и доброжелательной критикой. К примеру: из всех устрашающих предвестников конца света она
Окончив сельскую среднюю школу, я поступил в мединститут. И должен сказать, что ни в школе, ни в институте не встречал и не видел агрессивных антиклерикальных проявлений. Безусловно, мелкотравчатое вульгарное хулиганство в духе ряженых «пусси», не в силу запретов, а ввиду уровня самосознания основной части народа (в том числе и атеистов) в моё время было просто невозможно. В силу избранной мною профессии атеистическое мировоззрение сформировалось окончательно. О некоторых особенностях моей профессии писать и рассуждать публично не принято, но это не издержки профессии, а одна из её ипостасей.
За полвека (без малого) работы врачом я видел столько невыносимых (без каких-либо преувеличений!) людских страданий и трагических преждевременных исходов, что невольно возникали крамольные еретические мысли. Иисус в Евангелии сказал, что ни один волос с головы человека не упадёт без Божьёй на то воли. Выходит, что все эти чудовищные страдания даны человеку как испытания на пути к спасению. Но в загробной жизни, в которую приходилось верить на слово. Не может быть высшего любящего Божества, так поступающего с любимыми своими чадами. Допустить подобное было бы высшим кощунством, и я окончательно для себя решил, что божества (Иеговы, Аллаха, Шивы и пр.) нет. Иначе мне пришлось бы судить о нём более чем плохо…
И всё-таки вера живёт в душах многих людей, как последняя иррациональная надежда перед лицом неотвратимой конечности бытия… И есть могущественные человеческие организации, эксплуатирующие эту надежду. Всегда хотелось верить в справедливого и могущественного заступника, особо «сирым и убогим», и Церковь изначально взяла на себя эту роль.
И хотя Иисус сказал Симону, нарекая его Петром (камнем), что на «сим камне» он воздвигнет свою церковь, иных божественных указаний по структуре и задачам её в первоисточниках нет.
Небольшая ремарка: я не молодой уже человек (мне 72 года), перенёс не одну операцию, в том числе операцию на сердце (аортокоронарное шунтирование); дважды находился в состоянии клинической смерти. Пишу это для того, чтобы не подумалось, что «жареный петух» меня ещё не клевал.
С моей точки зрения, понятия «религия» и «церковь» – не тождественны. Символы веры и заветы идут как бы от самого Бога, тогда как церковь – продукт деятельности верующих, но людей. Поначалу она создавалась как тайная коммуна преследуемых властью единоверцев, преимущественно рабов и плебса, которым глубоко импонировала идея равенства всех (и нищих, и богатых, и разноплеменных) и возможность счастливой жизни хотя бы за гробом. Повторяю: верить в это приходилось на слово, но слово было якобы божьим. И касты профессиональных служителей Церкви (типа левитов у древних евреев) у ранних христиан не было. Была долгая подвижническая, тяжкая борьба за веру, достойная всяческого уважения.
Человечество ступень за ступенью с огромными издержками и жертвами поднималось к этическим идеалам глобального общежития (увы, пока не доступным). Божья ли это воля, или объективные законы развития общества? Лично я думаю, что – второе. Две тысячи лет истории христианства доказали, что религия, а следовательно, и церковь и дальше будут иметь свою паству и общественную нишу. Никто и ничто не доказывает, что Бог есть; никто и ничто не доказывает и обратного.
Во времена византийского императора Константина христианство стало государственной религией огромной империи. У Церкви появилась реальная власть. А у власти и у богатства есть удивительно родственные свойства: их никогда не бывает слишком много. И помимо духовного окормления паствы, может появиться соблазн нарушить заповедь: «Богу – богово, а Кесарю – кесарево». И так было, и, мне кажется, продолжает быть. Такова человеческая суть («слаб человек»), а иерархи – всего-навсего люди.
В истории церковь не единожды покушалась на светскую, сиречь государственную, власть. Были затяжные и не всегда бескровные конфликты. Становление христианства на Руси проходило непросто и не всегда мирно. Язычество уступало неохотно и не всегда бескровно. Единый Бог и единая церковь, приобщавшая к византийской цивилизации, были важнейшими союзниками киевских князей в деле создания единого государства. В годы татаро-монгольского ига, православная церковь сыграла огромную роль в деле сохранения самоидентификации русских как единой нации и мобилизации сил на освободительную борьбу, поэтому её авторитет после освобождения был как никогда высок. Однако Церковью управляли люди, а людям, как известно, «ничто человеческое не чуждо». В годы Раскола церковь наглядно показала, что «духовные» проблемы она решала далеко не всегда молитвой: вспомним «Житие» и смерть протопопа Аввакума и «иже с ним»… Вспомним Соловки
Сейчас много и справедливо говорится и пишется о гонениях на РПЦ в советские годы. Факты – вещь упрямая. Но,
Современные деятели РПЦ,
Насколько мне известно, канонизация последней царской семьи Романовых у иерархов вызывала неоднозначное отношение. В первую очередь в силу одиозности самой фигуры царя Николая Второго. «Кровавым» он был наречён не большевиками, а русским общественным мнением того времени. Поражение в русско-японской войне, «столыпинские галстуки», расстрелы мирных манифестантов в Петрограде и на Лене, коррупция в высших эшелонах власти, унизительная для власти и народа «распутинщина» – вот краткий перечень значимых штрихов царствования «помазанника божия» Николая Второго Романова. И, наконец, втравливание России в чуждую по жизненным интересам, изнурительную для страны и народа, бездарно проигрываемую
Дальнейшая судьба членов семьи бывшего царя (в первую голову дочерей и малолетнего сына) трагична и вызывает боль и горькое сожаление… Все они стали заложниками истории и «вклад» бывшего царя и его многочисленной зарубежной монархической родни в их судьбу – очень весом. Не стоит забывать, что вокруг бушевала гражданская война, жестокая и сплошь и рядом без правил со всех сторон; даже икона белого движения адмирал Колчак разрешал брать малолетних детей врагов в заложники (думаю, ни у кого не возникает вопросов, для чего их брали?). Людей сжигали в топках, на спинах вырезали «красные звёзды», «комиссарские» семьи вырезались до младенцев. Желающие могут покопаться в архивах музея Революции (если они сохранились). Не отставали и с другой стороны: «Террором на террор».
Особо о судьбе Николая Романова: в силу всего им содеянного он должен был предстать перед судом, в исходе которого даже по современным правовым нормам (скажем, американским) лично у меня сомнений нет. Я не могу принять внесудебной жестокой расправы над семьёй Романова. Безусловно, они приняли мученическую смерть, но, думаю, справедливо говорить о Народе Мученике, не деля его на «наших» и «не наших» по принципу веры. Всё та же «проблема выбора чаши весов»…
Россия сегодня переживает один из самых критических моментов своей славной, но горькой судьбы. Расчленённая страна и разделённый по государственно-географическому, социальному и материальному принципам народ находится близ «точки невозврата». Потеряны друзья, доразворовывается общенародное богатство. Сильные страны (и люди) мира сего этим нашим состоянием, мягко выражаясь, отнюдь не удручены. Сдаётся, что подтолкнут в пропасть в любой «удобный» момент. Как никогда с момента Смуты
Всё та же «проблема выбора чаши весов».
Существует неотъемлемое право каждого человека, квалифицируемое как «свобода совести»; право конституционное. Каждый волен выбирать для себя ту или иную конфессию, либо быть неверующим. Дискредитация атеистов также противозаконна, как и дискредитация по религиозному, национальному, языковому и др. признакам. А разжигание неприязни по этим признакам отдаёт экстремизмом.
P. S. За свою