Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Осень – зима 2012 № 3 (64) – № 4 (65)
ПРОТИВ НЕВЕЖЕСТВА И КЛЕРИКАЛИЗМА
НЕГАТИВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К АКЦИИ PUSSY RIOT В ХХС может быть скорректировано |
|
Выступая 10 октября на радио «Русская служба новостей» в передаче о решении Мосгосуда по делу Pussy Riot и пытаясь объяснить и обосновать свою позицию: приговор суда юридически неправомерен и морально несправедлив. Я призвал слушателей и своего оппонента, защищавшего противоположную точку зрения, поразмышлять – с чем можно сравнить акцию Pussy Riot в ХХС потому, что от этого зависит решение – допустима ли эта акция с точки зрения русской народной культуры и морали, несмотря на всю её этическую противоречивость и, соответственно, виновны ли участницы акции в недопустимом нарушении общественных приличий. Речь идёт об этических оценках панк-молебна людьми, которые восприняли выступление Pussy Riot в ХХС не только как художественно-политическую акцию протеста против прихода Путина на пост президента в третий раз и против открытой поддержки его режима верхушкой РПЦ, но одновременно и как религиозное кощунство и недопустимое нарушение общественных приличий. Я и сам воспринимал её так (до написания настоящей статьи), о чём сказал на передаче слушателям и своему оппоненту – журналисту, редактирующему один из православных журналов и занимающемуся общественной деятельностью, которой я оппонирую. Думаю, имеет смысл изложить в виде статьи то, что я понял.
Главная мысль, которую я стремлюсь донести до читателей, заключается в том, что необходимо понять и принять во внимание, что акция Pussy Riot в ХХС реализует и продолжает в преображённом виде традицию русских юродивых и русского юродства
Нарушая общепринятые нормы приличия и разного рода табу, русские юродивые, как считается в народе (хотя в реальности было и не только это), обличали лицемерие и неправоту светских и церковных властей и потому воспринимались современниками и до сих пор воспринимаются нами в литературных произведениях как значимая и парадоксальным образом нравственная и допустимая часть культуры и самого народа. Вспомните знаменитую сцену в трагедии Пушкина «Борис Годунов»: «Юродивый: Борис, Борис! Николку дети обижают. Царь: Подать ему милостыню. О чём он плачет? Юродивый: Николу маленькие дети обижают… Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича. Бояре: Поди прочь, дурак! Схватите дурака! Царь: Оставьте его. Молись за меня, бедный Николка. Юродивый: Нет, нет! Нельзя молиться за царя Ирода – Богородица не велит».
Юродивые за своё странное поведение платили социальным изгойством и оборачивающимся против них раздражением людей, народа, властей (в лекции, на которую я сослался, приводится случай, как один воевода в раздражении убил городского юродивого, но затем испугался и с честью его похоронил; установлено, что это реальный факт).
Хочу привлечь внимание читателей к тому, что в России традиция юродства в преображённом и ослабленном виде продолжает существовать и в ХХI веке под видом и в облике одной из популярных стратегий современного искусства. Общеизвестно, что намеренное нарушение в ряде художественных перформансов и произведений различных моральных, политических, религиозных и иных общепринятых норм, обычаев, запретов, установлений государства – один из приёмов, позволяющий достигать определённого психологического и социального эффекта. Это ведёт или может приводить к возбуждению и всплеску эмоций, встряске сознания, привлечению общественного внимания к определённой волнующей художников проблеме (конечно не только к проблеме, но и к своему высказыванию и к себе тоже). Можно назвать довольно много случаев юродств современных художников, в том смысле как о нём сказано выше. Приведу пример, о котором все слышали. Сразу приходит на ум, как продолжающий традицию юродства и нарушающий несколько общепринятых моральных и религиозных табу и потому почти всеми дружно осужденный перформанс Авдея
Надеюсь, что читатели согласятся с утверждением, что панк-молебен Pussy Riot в ХХС «Богородица, Дево, Путина прогони…» продолжает традицию русского юродства, естественно в преображённой и современной форме.
Этот вывод, не просто рассуждение на тему, а сравнение, которое помогает правильно воспринять выступление Pussy Riot в ХХС, и может помочь тем, кого проведение этой акции действительно обидело и оскорбило преодолеть свою обиду и оскорбление (я имею в виду запись выступления, которое члены группы выложили в Интернет и каким его в силу беспрерывной трансляции по ТV увидели миллионы людей).
Панк-молитва на амвоне ХХС – сознательное нарушение участницами акции общепринятых и общеизвестных правил и норм поведения в церкви, а с точки зрения религиозного сознания и религиозное кощунство – это бесспорный факт для множества людей. Но каков смысл и какова цель этого нарушения приличий и в восприятии множества людей религиозного кощунства?
По мнению моего оппонента по передаче на «Русской службе новостей» цель акции Pussy Riot заключалась в том, чтобы «взорвать общественное мнение и общественное спокойствие», что и было достигнуто, в чём я с моим оппонентом согласился, хотя надо добавить, что в первую очередь целью участниц Pussy Riot был политический и социальный протест против сращивания церкви и государства.
Мария Алехина высказалась о цели акции в своём интервью так: «Мы не выступали в старом деревянном храме или полузаброшенной церкви, которые у нас в стране почти не реставрируются… Мы выбрали ХХС потому, что увидели достоверно задекорированную площадку для политических спектаклей. Мы часто становились свидетелями прямого использования ХХС, скажем так, не по назначению.
Слова песни «Богородица, Дево, Путина прогони…» соответствуют сказанному в этом интервью.
Но разве не то же самое, со скидкой на условия и обстоятельства времени, культуры и технических средств
Главное, чем шокировала и потрясла чувства и воображение народа акция Pussy Riot (об этом я уже писал 2) не обращение участников акции к Богородице с просьбой прогнать Путина, и не слова песни адресованные, как мне кажется, патриарху Кириллу: «Лучше бы в Бога, с…, верил», а место, с которого обращение и слова прозвучали – амвон Храма Христа Спасителя.
Общество акция потрясла и возмутила потому, что «бесовская» пляска на амвоне и прозвучавшие с амвона слова песни с предельно острой критикой высшего священноначалия и высшей светской власти нарушила существующий в сознании каждого отдельного человека – и верующих и неверующих, – равно как и в современной русской культуре однозначный этический запрет на использование церковного помещения и пространства для чего-либо, кроме выражения веры в Бога. (Допускается ещё церковная столовая для бедных, проведение занятий воскресной школы, размещение церковной лавки, музейной экспозиции, укрытие и оказание помощи раненым и больным, проведение церковных собраний верующих – и это почти всё).
Именно нарушение участницами Pussy Riot этического запрета на выступление с амвона церкви с подобным панк-молебном десакрализовало в общественном сознании пространство ХХС. Мне кажется, что люди и власть, и патриарх, и Путин эту десакрализацию интуитивно ощущают и потому так резко, остро, болезненно на неё реагируют (настолько болезненно и остро, что даже в уголовном приговоре неожиданно появилась ссылка на решения средневекового Трульского собора). В десакрализации ХХС созданного, предназначенного и используемого и государством и церковью главным образом для взаимной легитимации, а не для выражения веры людей в Бога, ХХС государственной властью и РПЦ позиционируется в качестве главного храма страны и символа российского государственного православия – главное значение и главный позитивный результат акции Pussy Riot.
Но разве не напоминает акция Алехиной, Толоконниковой и Самуцевич, поступок Василия Блаженного, почувствовавшего и узнавшего (как – мы не знаем), что на иконе Богоматери на Кремлёвской башне под ликом Богородицы иконописцем был написан образ нечистого? Когда Василий Блаженный это почувствовал, он разбил икону и тем победил дьявола. Говоря современным языком, юродивый не хотел допустить, чтобы люди поклонялись нечистому и десакрализовал оказавшуюся фальшивой (двусмысленной) икону Богоматери.
Общее у поступков пушкинского персонажа, юродивого Николки, Василия Блаженного и участниц Pussy Riot – их резкая и острая реакция на социально значимую ложь посредством заведомо уязвимых действий и поступков, делающих светские и церковные власти и светские и религиозные «точки лицемерия» доступными в дальнейшем для общественной критики.
Главная же разница между русскими юродивыми
***
В тех случаях, когда современные деятели искусства взрывают общественное сознание и шокируют людей
Хотя участницы Pussy Riot конечно не имели ни юридического, ни освящённого моралью неписанного права выступать в ХХС с панк-молебном «Богородица, Путина прогони», взгляд на эту акцию как на поступок, продолжающий традицию русского юродства позволяет отнестись к ней не так негативно в этическом плане, как относятся к ней сегодня почти все группы российского общества. Прежде всего отметим, что поскольку РПЦ сегодня один из мощных идеологических и политических институтов в России, действующий в тесном союзе с нынешней авторитарной и довольно коррумпированной властью, Pussy Riot имели все основания для того, чтобы деятельность верхушки РПЦ критиковать. У участниц Pussy Riot как и многих граждан и религиозно настроенных людей и атеистов вызывают неприятие не богослужебные и религиозные, а политические и социально-политические аспекты деятельности и позиционирования РПЦ.
Представьте себе теперь, что Вы прочли ещё раз пушкинского «Бориса Годунова» и прослушали по телевидению лекцию профессора Иванова о русских юродивых и, под впечатлением от услышанного, неожиданно встретили в ХХС вполне «пушкинских персонажей» Марию Алехину, Надежду Толоконникову и Екатерину Самуцевич, обличающих с амвона патриарха Кирилла за использование помещений ХСС не по назначению и за использование авторитета Церкви для избрания на царство «царя Ирода». Вероятно, вы сразу бы поняли, что имеете дело с традицией русского юродства и постарались бы вытолкать современных «юродивых» из храма и этим бы удовлетворились. А если Вы ещё при этом работали бы в РПЦ, то постарались сделать так, чтобы их обличения никто кроме Вас не услышал или не придал им никакого значения, и потому не стали бы бесконечно показывать выступение Pussy Riot в ХХС по телевизору и не потащили бы девушек в суд и не добивались бы того, чтобы их посадили в тюрьму. Одним словом Вы постарались бы не допустить десакрализацию ХХС и умаление авторитета РПЦ в общественном сознании.
Кстати, стоит вспомнить, что А. Д. Сахаров тоже вёл себя и воспринимался советским обществом как «юродивый». Чего ему, трижды Герою социалистического труда, академику не хватало, что он стал ходить на суды над диссидентами, выступать с заявлениями, критикующими действия правительства по укреплению оборонного могущества СССР и выполнение советскими войсками интернационального долга в Афганистане и т. д., оскорбительными для чувства патриотизма множества советских людей? Но ведь вот какой случился парадокс – ссылка А. Д. Сахарова в г. Горький хорошо поработала на разрушение у советского народа мифов относительно советской власти.
Мне кажется, что в свете до сих пор существующей в русском сознании, русской культуре и российском обществе памяти о русском юродстве и юродивых, с их особыми правами, особым статусом и особым отношением к ним в обществе, утверждение об абсолютной этической недопустимости панк-молебна Pussy Riot в ХСС требует переосмысления и пересмотра.
Осуществить такое переосмысление и пересмотр без участия думающих и честных людей, как верующих, так и неверующих невозможно. В этом смысле участникам акции Pussy Riot требуется наша помощь. Возможно, многие люди могли бы изменить и пересмотреть своё восприятие панк-молебна Pussy Riot в ХХС как этически недопустимого поступка, поняв её и восприняв панк-молебен, как продолжающий традицию русского юродства в преображённой форме художественно-политической акции и как поступок современных юродивых-художников. Кстати говоря, более позитивное восприятие этической стороны этой акции,
Что касается правовой оценки – единственная возможность оценка акции Pussy Riot по закону, а не «по политической шкале» преступлений против церкви и государства. К сожалению, суд уже вынес решение «по политической шкале» – два года лишения свободы для Алехиной и Толоконниковой и два года условного лишения свободы для Самуцевич. С точки же зрения закона акция Pussy Riot в ХХС, по мнению российского омбудсмена, советника президента по правам человека, множества авторитетных юристов и правозащитников является административным правонарушением и в соответствии со ст. 5.26 КоАП, за проведение панк-молебна в ХХС должен быть назначен штраф в размере до 1000 рублей. Дело и задача всех адвокатов Pussy Riot добиваться пересмотра приговора.
1 http://tvkultura.ru/video/show/video_id/165215/brand_id/20898, http://tvkultura.ru/video/show/video_id/166085/brand_id/20898
2 См. http://echo.msk.ru/blog/samodurov/934366-echo/