Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Осень – зима 2012 № 3 (64) – № 4 (65)
ЭТИКУ – В ШКОЛУ!
Вопросы нравственного воспитания и дисциплины в школе |
Е. А. Шибанов
учитель обществознания, |
Закон и мораль, нравственный долг, ответственность и свобода – эти понятия неразрывно связаны друг с другом.
В школе, где у детей вырабатывается моральный стержень, умение дружить, уважать старших, обязательно должны соблюдаться определённые рамки. Сама нравственность выступает для человека как граница, рамки нравственности ограничивают вседозволенность и мораль выступает, таким образом, неким сдерживающим недозволительное поведение фактором, этим она служит общественным и личностным интересам. Я на практике неоднократно убеждался в том, что нравственное просвещение и дисциплина должны стоять в школе на первом месте. В школе существуют свои правила поведения и традиции. Нужно разъяснять ученикам, начиная с начальной школы, говоря о нравственном образовании, зачем и почему нужны определённые нормы морали и правила поведения. Мне хотелось бы поднять одну важную проблему школы – дисциплину, проблему поведения ученика, школьных и общечеловеческих правил. Что делать, если поведение какого-либо ученика выходит за рамки дозволенного? Как быть с точки зрения нравственности? А ведь часто бывает, что если неправильное поведение отдельного учащегося вовремя не пресечь, то можно потерять контроль над всем классом.
Этим, в частности, определяется необходимость уроков по нравственному образованию; очевидно, что многим учащимся не хватает даже элементарных знаний о необходимом и правильном поведении в обществе.
В ряде случаев простое общественное порицание может превратиться в наказание. Например, поведение учащихся, получивших дисциплинарные взыскания, можно рассмотреть сначала в самом классе, удобно разобрать на самом уроке и отношение, и поступки, а лишь потом на классном или школьном собрании, на совете школы и т. д.
Только при этом нельзя допустить нарушения прав ребёнка на неприкосновенность его частной жизни, права на достоинство и уважение; выносить на общественное рассмотрение и анализ можно лишь сам проступок, не унижая его и не оскорбляя ребёнка, не затрагивая ничего, что не относится к делу.
Не следует игнорировать и иные, дополнительные меры порицания, например: исключение из органов школьного самоуправления, лишение внутришкольного (внутриклассного) звания (староста класса, лучший ученик и т. д.), лишение права сохранять фотографию провинившегося учащегося на доске почёта учреждения и др.
Думается, что такой порядок позволит усилить воспитательное воздействие, и приведёт к улучшению дисциплины, поскольку для многих учащихся их общественный статус в классе и в школе значит немало. Это тем более обидно, когда не ты добровольно отказываешься от специального положения, а тебя его лишают за неблаговидный проступок.
Тем не менее, если во главу угла мы ставим нравственное воспитание, то нужно помнить принцип знаменитого педагога Макаренко, заключающийся в том, что нужно больше поощрять, чем наказывать. В той мере, в какой ученик проявляет желание исправится, ему нужно в этом активно способствовать. Например, предусмотреть возможность освобождения от дисциплинарного взыскания по ходатайству класса (если класс берет на себя ответственность за исправление своего товарища), естественно, при условии, что после такого решения ученик ни разу не нарушит дисциплину и будет активно участвовать в жизни класса и школы.
Мы имеем дело с тонкой, легко ранимой психикой человека, который только начинает входить во взрослую жизнь. Несправедливость представителей администрации учреждения (иных уполномоченных лиц) в данном вопросе может породить у ребёнка глубокое недоверие к лицам, вершащим подобное правосудие. А поскольку речь в данном случае идёт о несовершеннолетних, применение дисциплинарного взыскания по отношению к учащемуся требует от работников учреждения большого педагогического такта и выдержки. Процесс этот ни в коем случае не должен носить «инквизиционный» или «разоблачительный» характер, поскольку главная его цель – осознание и адекватная оценка учащимся своего поступка как неправильного, предупреждение подобных нарушений в будущем.
Для эффективного нравственного образования учащихся школе необходимы условия, прежде всего, хорошо развитая, жизнеспособная и эффективная система внутришкольного самоуправления, что на сегодняшний день, к сожалению, не встречает нужной поддержки и понимания со стороны чиновников от образования.