Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2012, № 3 (64) – № 4 (65)
Сайт «Разум или вера?», 23.06.2013, http://razumru.ru/humanism/journal2/64_65/stepanova.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Осень – зима 2012 № 3 (64) – № 4 (65)

ЭТИКУ – В ШКОЛУ!

«В каждом ребёнке чудо –

ожидай его»

Ольга Степанова

преподаватель ГБОУ ЦО
№ 1420 г. Москвы

В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года сформулированы важнейшие задачи воспитания школьников: формирование гражданской ответственности, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе. В нашей жизни существует противоречие между знаниями и их использованием, умениями и поведением человека, приобретёнными им навыками и совершаемыми поступками. Почему знающий не поступает согласно своему знанию, не использует его? Это означает, что знания не повлияли на саму личность, на её качество, ничего не изменили в её сущности, остались «мёртвым капиталом». Как сделать так, чтобы педагогические усилия достигали своей цели и приводили к развитию личности?

В ГБОУ ЦО № 1420 введён специальный экспериментальный курс «Грамматика нравственности» в системе курсов основ морали с 1 по 11 классы общеобразовательной школы, впервые воплощающих в жизнь идею непрерывного систематического светского нравственного образования всех без исключения школьников России. Цель курса – изложить школьникам нравственные истины, рассматривая мораль как вид необходимых общечеловеческих и образовательных знаний; развить нравственный кругозор и нравственное сознание школьников. Задания учебного пособия знакомят учащихся с конкретными нравственными нормами и правилами общения, характеризуют основные нравственные понятия и суждения, которые лежат в основе нравственных требований и отношений людей. Перед учителями современной школы стоит проблема обогащения нравственного опыта учащихся путём внедрения более продуктивных педагогических технологий (системно-деятельный подход, личностно-ориентированный), способствующих актуализации собственной деятельности учащихся по решению поведенческих, этических и эстетических проблем в духовно-нравственной практике.

Чтобы увидеть ребёнка в процессе образования, его надо открыть, повернуть к себе, включить в деятельность. Человек включается в любую деятельность только тогда, когда это нужно именно ему и когда у него имеются определённые мотивы для её выполнения.

Мотивация – это психическая установка и энергия, определяющие движение к поставленной цели. Существуют различные способы развития мотивации: (а) организация образовательного процесса; использование нетрадиционных форм обучения (соревнования, экскурсии, путешествия, спектакли, разные средства искусства, игры, выпуск газет, коллективные работы); (б) проблемные ситуации. Противоречивость, парадоксальность материала, его неожиданность и новизна даёт эффект удивления и желание разобраться в проблеме. Это связано с врождённым стремлением личности к знанию и гармонии; (в) культура общения: гуманное отношение, доверие к ученикам, разнообразие деятельности и полнокровная жизнь в классе; (г) чувство юмора.

На уроках «Грамматики нравственности» мы используем следующие приёмы:

1) эмоциональное (выразительное) чтение учителем литературных произведений; так, на уроке по теме «Наши чувства и поступки» после прочтения отрывка из произведения Л. Н. Толстого «Детство, отрочество, юность» создаётся атмосфера торжественной трогательности, и дети, отвечая на вопросы учителя, не перебивают друг друга, давая возможность высказаться всем желающим. Чтение взрослого – это своего рода театр одного актера, который своей «игрой» (интонацией, паузами, расстановкой акцентов) помогает маленьким читателям «открывать» в тексте его новые глубины и оттенки;

2) посмотри на себя со стороны;

3) поставь себя на место героя, персонажа, одноклассника, учителя…

4) использование на уроках видео- и аудиоматериалов; так, на уроке «Наши чувства и поступки», просмотрев отрывок из мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке», отвечаем на вопросы:

– Какие качества старухи привели её к разбитому корыту?

– Как бы вы поступили на месте рыбки?

5) использование русских пословиц и поговорок; при изучении темы «Каким человеком быть нельзя?» анализируем с детьми следующие пословицы: «Нечистая совесть спать не даёт»; «Своя рубашка ближе к телу»; «Мягко стелет, да жёстко спать». Дети с удовольствием подбирают пословицы о дружбе, о взаимовыручке, что плодотворно сказывается на формировании коллектива.

6) использование на уроках знаков-смайликов «Внимание», «Тишина», «Идея», «Позитивчик», «Негативчик» позволяет снизить эмоциональное напряжение и привлечь внимание детей;

7) в начале и в конце урока дети передают своё настроение цветом; если урок удался, то серый или даже чёрный кружок в начале урока меняется на жёлтый или красный в конце урока;

8) создание ситуации успеха; эту задачу может выполнить выставка творческих работ учащихся при изучении темы «Главное не кем быть, а каким быть»; дети создавали рекламу воображаемому представителю выбранной детьми профессии;

9) личный пример – анализируем ситуации из жизни, что я и делаю в том или ином случае;

 

10) дидактическая игра; известный детский психолог Д. Б. Эльконин подчёркивал социальную природу игры, её незаменимость для полноценного развития личности ребёнка. Основной смысл игры на уроках «Грамматики нравственности» – развертывать социально-направленные действия, требующие воображения и подкрепляющиеся эмоциональными переживаниями. Например:

а) «коллективная сказка» – один из детей начинает сочинять сказку или какую-либо необыкновенную историю, и каждый следующий за ним ребёнок добавляет по одному-двум предложениям;

б) «коллективный портрет группы» – для игры необходим большой лист бумаги и фломастеры. Детям предлагается нарисовать свой класс (по очереди дети изображают, как себя видят в группе);

в) «даты рождения»; при помощи жестов (без слов) построиться по дню и месяцу рождения, начиная с 1 января и оканчивая 31 декабря; можно строиться по размеру обуви, цвету волос, глаз, одежды и т. д.

Обязательным элементом на уроке являются обращение к личному опыту детей и их размышления по обсуждаемой теме через моделирование жизненных ситуаций. Ведь опыт может быть востребован и развит самим субъектом лишь в ходе реальных отношений, переживаний, затрагивающих его личностные ценности.

Важную роль в нравственном образовании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм» (А. С. Макаренко). Так, многие приёмы воспитания действуют только в том случае, если педагог является для ребёнка «значимым другом», т. е. его мнение и отношение к ребёнку небезразлично.

Одним из показателей эффективности системы воспитания должно быть нравственное развитие ребёнка, существенные изменения в его духовно-нравственном мире. Эти факторы проявляются в устойчивости нравственного поведения детей в обычных и осложнённых ситуациях, в относительной независимости поведения от внешнего контроля со стороны взрослых, в умении предвидеть нравственные последствия своих поступков, в появлении внутреннего контроля – совести, осознания моральной стороны поступков и ответственности самого себя как носителя нравственности.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика