Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> |
ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Осень – зима 2012 № 3 (64) – № 4 (65)
ГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В КОНСТИТУЦИЮ |
||
2-я статья Конституции Российской Федерации содержит в качестве одного из важнейших пункт (принцип): «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (курсив наш – Е. В. и В. Т.). Этого пункта не было ни в одном из вариантов советской Конституции (их было несколько: они видоизменялись, обновлялись в соответствии с достижением, как считалось, нового этапа в развитии общества нашей страны и в связи с существенным изменением международной обстановки). Его, кстати, нет и во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года.
Правомерность наличия данного принципа в Конституции РФ с момента включения его во
На наш взгляд, нет никаких бесспорных оснований выделять изо всех или из
Если признавать существование высшей ценности или высших ценностей, то нужно будет
Но вернёмся ко
Различие между ними тоже есть, хотя и не такое явное и значительное, как сходство. Категория «свобода» близка к понятию «право» в субъективном смысле, однако последнее предполагает наличие более или менее чёткого юридического механизма для реализации и обычно корреспондирующей обязанности государства или других субъектов совершить определённое действие, например, предоставить работу в случае права на труд. Напротив, юридическая свобода не имеет четкого механизма реализации, ей корреспондирует обязанность других субъектов воздержаться от «совершения каких-либо нарушающих данную свободу действий» 1. Получается, что в рассматриваемой
Необходимо подчеркнуть, что нет и не может быть ни одной ценности, которая сама по себе носила бы безотносительный абсолютный характер (обратное никем никогда не было доказано и поэтому, лишь голословно провозглашалось). Наоборот, всякая ценность таковой является только для
Если иметь в виду источник нашего рассуждения, Конституцию РФ, то в контексте нашего подхода, человек, его права и свободы могут являться ценностями (невысшими!) именно и только для Российского государства, по отношению к государству Российской Федерации. Это и понятно. Российские граждане – это лица, на правовой основе принадлежащие к российскому государству и наделённые Основном законом правами и свободами.
Дадим уточнение: государство – это не страна (в отличие от страны, в государстве люди не живут) и не общество (в отличие от общества, в государстве не наличествуют и не действуют все граждане этой страны). Страна – это официально признанное международным правом целостное образование, включающее в себя её общество (с таким его элементом, как государство) и её территорию. Государство – часть общества (основной элемент его политико-правовой сферы), представляющая собой систему законодательных, исполнительных и судебных органов (институтов) верховной власти. Оно создано, существует и призвано, для того, чтобы должным образом выражать, защищать и реализовывать главные жизненные интересы, потребности, нужды общества своей страны, её граждан.
Кстати, неясно, почему именно «человек, его права и свободы» объявлены в Конституции РФ высшими ценностями, а не что-нибудь другое: например, Родина, российское общество, природные условия или
Идея, что каждый человек – это личность и является ценностью, появилась в Европе и стала утверждаться в эпоху Возрождения в рамках гуманизма как кажущаяся естественной, самоочевидной и поэтому справедливой, истинной. Далее она в виде «человек (личность) – высшая ценность» была воспринята некоторыми представителями утопических, социалистических и коммунистических мировоззрений и, как стало считаться, должна была осуществиться в далёком будущем обществе. Согласно К. Марксу, статус человека (личности) как высшей ценности должен был реализоваться на ступени коммунистической общественно-экономической формации, которая теоретически должна или могла бы наступить, в
Следует особо подчеркнуть, что в Советском Союзе в своё время были построены (и это в таких сложнейших внутренних и международных условиях и за такой короткий срок) основы социализма. Да, всего-навсего основы. Поэтому все идеи о «развитом социализме», о «переходе к коммунизму», о «развёрнутом строительстве коммунизма» и т. п. – это результат грёз Н. С. Хрущева и Л. И. Брежнева, в которых они видели себя крупными теоретиками, творчески развивающими учение
Нынешние горе-теоретики, с удовлетворением оплёвывающие историческое прошлое нашей Родины и издевающиеся над «коммунизмом в СССР», на самом деле, неосознавая этого, показывают своё самодовольное невежество, смешанное со злопамятностью и мстительностью. Мы должны ещё раз подчеркнуть и разочаровать их: никакого коммунизма в Советском Союзе не было и не могло быть. А о коммунизме как будущем всего человечества мы уже высказались выше.
Как говорили и писали в 90-е годы и позже, Конституцию РФ Б. Н. Ельцин сотворил «под себя». Пожалуй, точнее было бы сказать: не он сам, а активная группировка, включавшая в себя весьма хитроумных деятелей и его наиболее близких соратников, под его «неусыпным оком» создали эту конституцию под него и под себя («пушистых»). Ближайшее и не ближайшее окружение Б. Н. Ельцина состояло не только из его соратников и «попутчиков», выступавших против всего советского, но и большого количества лицемерных, льстивых проходимцев, жаждавших благодарности за свои угоднические действия. Эта армия чиновников и бюрократов, используя активную поддержку Б. Н. Ельцина высшими церковными лицами, обеспечила ему пост Президента Российской Федерации и угодный ему, существующий и поныне, авторитарный режим. А такой режим остро нуждался и нуждается в широкой демагогии, популизме, заигрывании с электоратом.
Ну, а что же в качестве итога можно сказать по рассматриваемому вопросу?
Несомненно, что одна – максимум две сотни тысяч лиц, обладающих той или иной существенной (политической, финансовой, экономической и т. п.) властью или значительным богатством, либо тем и другим, почитаются (не являются, а почитаются!) как высшие ценности. Как следствие, они имеют изрядное количество степеней свобод и прав в своей деятельности, включая такие прерогативы, монополии, привилегии и льготы, которые остальному населению России не снились даже в самых волшебных сновидениях.
Представители остальной части населения Российской Федерации – тоже ценности и тоже невысшие, но в совершенно других аспектах: детей-сирот продают за рубеж иностранцам, желающим их усыновить или удочерить; девушек и женщин «неуловимые» фирмы продают в другие страны для «работы» проститутками; любого человека могут похитить и «обменять» на выкуп или
Каков же вывод? Вывод напрашивается однозначный: если приводить Основной закон России в соответствие с действительностью, то необходимо из
1 Большой юридический словарь.
2 Борзенко И. М., Кувакин В. А., Кудишина А. А. Основы современного гуманизма: учебное пособие для вузов – М.: Российское гуманистическое общество, 2002. – 389 с.
3 См.: В. И. Ефимов, В. М. Таланов. Общечеловеческие ценности. М.: Академия Естествознания, 2010. – 249 с.,
4 Примеч. редактора. С суждениями авторов нельзя не согласиться: обсуждаемая статья (в которой слово «высшая» [ценность] следует заменить на «приоритетная» [ценность]) не работает и плохо согласуется с российской реальностью. Но по этой справедливой логике, т. е. если соотносить действительность в России и текст Конституции РФ, то в последней соответствующего действительности окажется совсем мало. Конституция всё больше превращается в фиговый листок и в лучшем случае в средство пропаганды. Тем не менее, Конституция выполняет нормативную функцию. Если общество не соответствует юридическим нормам, это совсем не значит, что ошибочна норма. Это указывает сегодня на общественное неблагополучие, но норма продолжает играть роль регулятивного принципа и идеала, того, что должно быть, а не того, что есть. Как принцип долженствования основной закон в России имеет большое значение, позволяя апеллировать к нему, требовать его исполнения как государством, так и другими социальными институтами, например, РПЦ. Формы этих требований разнообразны: от обращения в суд до массовых выступлений, митингов, демонстраций, пикетов, обращений и т. д.