Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> Альманах «Светский союз» |
Альманах «СВЕТСКИЙ СОЮЗ»
к содержанию альманаха
О ТРЁХ ЦАРСТВАХ
Светлана НЕУГОДОВА*
От автора. «Здравый смысл» 2001, № 4 опубликовал статью Владимира Рубцова «Мысли о религиях, о христианстве и о церкви», которая произвела на меня большое впечатление. С одной стороны автор
искренне высказался о своём отношении к православной вере и её центральной фигуре Иисусу Христу как человек, который однажды почувствовал себя
обманутым. Конечно же, автор имел все права высказываться именно таким образом. Но я лично восприняла некоторые высказывания как несколько резкие,
эмоциональные. Полагаю, что верующий христианин тем более будет задет не столько содержанием статьи, сколько формой выражения авторской позиции.
Пытаясь ответить В. Рубцову на данную статью, я не нашла ничего лучшего, как написать сказку, потому что единственно возможным ответом в данном
случае,
Вообразите себе три царства. В одном правил могущественный и грозный царь. И, надо сказать, создал он своё
царство совершенным. И звери в этом царстве были совершенны, и растения, и даже люди. И был у того царя во
всяком деле безупречный порядок, каждая вещь имела своё место, каждый слуга знал свое дело. Про себя тот царь так и
думал, что все плоды его трудов – безусловно хороши. Но однажды меж его дворовых людей произошла ссора
В общем, с разбойниками теми у царя война была, да что там была, она и по сей день идет!
Долго ли, коротко ли дело было, только решил однажды царь спасти оставшихся своих людишек от разлагающего разбойничьего влияния и приказал сыну своему, чудесным образом рождённому, пойти к своим подданным (которых он ласково чадами называл, а те неизменно отвечали ему покорностью и все рабами недостойными представлялись).
Чудесное же рождение сына состояло в том, что рожден он был совсем не так, как это обычно бывает у людей. Отца своего
он, вроде, очень почитал. То есть, даже не то чтобы просто почитал – где там! Сын был очень достойным,
благостным и смиренным. А главное – об отце только и говорил! Так вот, странным было то, что сын тот
утверждал, будто
Да и чего там понимать – давно дело было, может кто-чего лишнего присочинил.
Так или иначе, но люди этого посланника не приняли, осмеяли, предали и в конце концов жестоко наказали.
К слову сказать, и сам царь, и сын его заранее знали, что так и будет, но воля царская так постановила, а посему, значит, так всё и случилось потом. Сына своего отец как на жертвенник агнца положил, чтобы кровью его безгрешной всех людей спасти. А поскольку сын тот чудесным образом рождён был, то, и пройдя через все испытания, муку смертную терпя, значит, тем не менее совсем не умер. То есть, он, конечно, умер сначала, его даже мать и другие добрые женщины оплакивали, уже и в гроб положили, похоронили даже. Ан нет, чудо свершилось – воскрес он, целый и невредимый к насильникам своим пришёл, да не с мстительными намерениями, как любой другой на его месте думал бы, а с самыми что ни на есть чистыми словами прощения и царской милости о спасении!
Пообещал он также, что всех воров и разбойников в конце времён справедливо покарают, чистые же души карающего меча избегнут и прямо в лучший из миров попадут!
Казалось бы, странная сказка и чудесного в ней много, только многие по сей день её за правду почитают, верят самозабвенно, и всех тех, кто верить не хочет, ругают всячески, разбойничьим отродьем называют, либо же просто жалеют.
Да и кто их разберёт, я вот, к примеру, вовсе не верю. Однако поручиться не могу, что в моей голове фантазии посмелее за правду не почитаются. Опять же воскресение и вечная жизнь меня не прельщают, а и то сказать, может, мама в детстве уронила?!
Или вот вам другая история, про другое царство. О царе этого царства мне совершенно ничего не известно, зато вот о сыне весь рассказ и будет. Сын тот рос настоящим принцем, с самого детства за ним прислуга всякая ухаживала, все его любили. Он никогда никаких печалей и бед не знал. Сколько хотел – играл, что хотел – ел, ограничений ему ни в чём не было. Но только однажды вышел этот принц за ограду замка, решил на мир и людей посмотреть, потому, как был очень любознательным юношей. А надо сказать, что он не просто так вышел, он заранее подготовился на обширное странствие.
Так вот, в странствии своём увидел он, что все остальные люди далеко не так хорошо живут, как он жил в своем замке. Боль, лишения и несправедливость терпят они без малейшей надежды на избавление от такого положения.
Сел он под дерево в великой тоске об увиденном, в печаловании тягостном под тем деревом не один день провёл. Тонкая отзывчивая душа его вся пронизана была состраданием к ним – ни в чём не повинным крестьянам и другому люду. Понял он, в каком несовершенном мире мы все живём, и как иллюзорно было его счастье.
Тогда-то и проникся наш принц идеей найти избавление от всех невзгод и страданий, а для начала решил выяснить их
причину. Никто не знает, сколько он бился над этой проблемой, только однажды воскликнул нечто подобное тому, что
сегодня произносят наши учёные, когда очередную загадку разрешат. Потому как нашёл этот принц корень всех страданий на
Земле. И, надо сказать, он не ошибся, потому, как искомой причиной назвал он желания, а ещё всеобщий закон этого
мира. Наши желания, думал принц, порождают поступки, последние же порождают новые желания – так душа наша
вовлекается в круговорот жизни и страдания. Тогда задал он себе вопрос: «Почему же мы испытываем желания?». Вопрос, на
самом деле, не такой уж сложный, если подумать, конечно. Ответ: так как причиной желаний является всемирный закон.
К слову надо сказать, что закон этот не самая хитрая штука: её последняя собака знает! Так, к примеру, если у тебя
чего заболит или лишения какие терпеть придётся, так ты непременно от этих ощущений избавиться захочешь, только ведь
через
Одно только принца беспокоило, не мог он всемирный закон несправедливым назвать, язык не повернулся, знаете ли. А страдать и умереть без толку, он тоже был не согласен. Тогда решил наш молодой принц, что не так прост мир, каким всем нам кажется, что устроен он гораздо сложнее. И вновь пошёл по разным землям путешествовать, большего ума-разума набираться.
Опять же не могу сказать: сколько он по миру ходил, каких людей видел, какие беды и чудеса с ним случались, только
однажды он прозрел окончательно. Осознал он, вдруг, что все мы на этой Земле своего рода срок отсиживаем, что виновны
мы все – каждый
Как тут было не опечалиться нашему принцу. Ведь справедлив закон, но уж больно строг: избегнуть же воли его могут лишь те, кто прояснит своё сознание в освобождении от желаний и познает открывшиеся принцу истины. И пошёл наш принц ко всем людям с заветным словом о путях спасения и восхождения по лестнице совершенных существ. Откажите себе, говорил он, вначале в излишнем. Когда же это будет вам по плечу – откажите себе и в необходимом, потому как, это и есть причина ваших страданий. Проясните своё сознание, призывал он. Когда же полностью лишитесь вы всех побуждений и погрузитесь в полное безмолвие самодостаточности, тогда и познаете истинную радость и избегнете, наконец, извечных перерождений, столь болезненных и унизительных.
Себя же он осознал великим пророком, аватаром, частицей божественного разума, которая постоянно перерождается исключительно для того, чтобы вновь и вновь просвещать неразумное земное население.
И, казалось бы, хороший человек был тот принц, добра людям желал, всеобщей проблеме жизнь свою отдал. Только душа
моя неблагодарная противится его поучению. Непонятно мне: почему закон есть, а того, кто этот закон установил –
нет? Ведь, если меня кто воспитывать берётся, то хотелось бы знать своего воспитателя, и окончательный идеал его
воспитания. Может, я тогда бы с большим усердием по пути совершенствования усилия свои направила бы? А если я
лучшей жизни не знаю, как страданием меня к ней привести можно?! Здесь, на Земле значит, мне может в
Сказка сия не в пример первой слишком умная оказалась, мудрость же её мне лишь для развлеченья потребна. Может и обидно кому, ведь есть и те, кто науку эту принял, и на путь отказа от желаний добровольно пошёл. Надеюсь, простят они мне моё неразумие, потому как подвиг они совершают. Только велик ли тот подвиг? Ведь закон всеобщий от их непослушания вряд ли действие своё ослабит.
В общем, ни на себя, ни на других в этой истории положиться не могу, посему и расскажу про последнее царство. Сказка эта совсем уж короткой будет, потому, как и знаю я мало, да и надежды что-либо понять у меня ещё меньше, чем в предыдущих сказках. Может добрые мои читатели разъяснят мне какие важные тонкости, которые и помогут во всём разобраться.
А дело было так. Жил был на свете самый мудрый царь. И всё бы хорошо, но прослышал он однажды, что люди в его царстве живут, как говорится, «без царя в голове», безобразничают всячески, воюют между собой, а главное, никак не могут порядок в своей жизни навести. И рады бы, но настолько неразумны, настолько страстям своим подневольны, что страдают от того несказанно. Тогда послал мудрейший из царей к людям своего лучшего слугу с доброй вестью о справедливом законе. Пришёл слуга к людям и поведал им, как нужно вести себя, чтобы жить в мире и согласии, невзгод каких, несчастий избежать, а также как снискать высшей милости своего владыки. Многие приняли этот закон, царского посыльного почётным именем пророка нарекли, а господину своему благодарность по нескольку раз в день возносить стали. Словом, мудр был царь, да и что я опять говорю был, он и по сей день есть, по крайней мере многие в это верят. Так вот, быть бы, кажется, после этого миру на Земле. Ан – нет! Глупые людишки, как всегда, всё испортили. Сами посудите. Решили они всех остальных, кто посыльного того не слышал – облагодетельствовать, для чего начали насаждать тот закон повсюду. Тех, кто добровольно примет великую царскую мудрость, они, конечно, за своего сразу почитать стали, тех же, кто противиться посмеет – силой покорности учат, самых непокорных же просто, как овец неразумных, резать начали. И уж, наверное, давно добились бы своего, да вот беда: овец этих уж слишком много оказалось, никакой управы на них нет. Правда, правоверные не отчаялись, разумно полагая, что оружие железное, а шеи врагов не из камня. Опять же, думают они, владыка признателен будет за такое рвение, некоторые даже псами себя именовать начали.
А надо сказать, что не только в почитании владыки дело, так уж я думаю. Ведь соплеменники так почитать стали своих героев, что и детей своих малолетних на светлые подвиги укрепления и распространения царского закона вдохновлять стали. Выше, говорят, этого дела – нет и быть не может никаких дел.
Так, недавно, несколько таких послушников самые известные в мире небоскребы развалили. И ладно бы только небоскребы, людей там было много, ни одна тысяча, говорят. И ведь не из шалости какой, не из глупости, а исключительно из самых возвышенных устремлений такую прорву народа погубили. Добро бы те согласны были заранее, так ведь в том то и дело, что они вообще, ни сном, ни духом, об этом великом деле не ведали.
Разве с небоскребами теми не рухнули авторитет самого справедливого закона и доброй воли последователей его?! Разве в пух и прах не разлетелось многовековое поклонение светлому будущему торжества его, и мудрости царя тот закон приславшего?!
Глупы людишки, как есть глупы! Мучаются сами неразумием своим, и другим жизни не дают. Правитель их, верно, сильно
скорбит о неразумии своих подданных. Может и найдёт, как всё
Я же, конечно, и рада бы их понять, только хочу повторить – вслед за известным русским писателем: нет, и не
может быть такого закона, и такой доброй воли, ради торжества которой ни в чем не повинные гибнуть должны. Не может
такой закон справедливым быть, напутали
Посему и обращаюсь к сведущим людям: неужто времена хорошего порядка вовсе наступить не могут исключительно потому, что
людям веры не достаёт?! Я, вот, на недостаток разума грешу и переизбыток самолюбия.
Вторая сказка вроде тоже к разуму призывает, только ведь и от него, в конечном итоге отказаться предлагается. Зачем,
скажите разум, коль скоро побуждений никаких нет?! Коль скоро желаний нет, нет и проблем – правда ведь?
Самостоятельность вовсе
Третья сказка и вовсе поперёк всякого понимания. Впечатление такое, что волки с овцами местами поменялись вовсе не для
того, чтобы хитрость какую осуществить, а скорее, чтобы неразумием весь мир удивить и позором доброе имя своего царя
покрыть. И о чём только люди те думают, самостоятельность их
Как бы то ни было, а для меня все эти сказки уж больно не убедительны. Может и в чрезмерном благодушии и гордыне какой
полагаю, что разумный закон все вместе сочинять должны, чтобы вместе затем и исполнять. Никакой самый добрый и мудрый
царь,
* Неугодова Светлана Сергеевна – педагог-естественник и философ по образованию, работает психологом на производстве, принимает активное участие в деятельности РГО, произвела компьютерный набор альманаха «Светский союз».