Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> Альманах «Светский союз» |
Альманах «СВЕТСКИЙ СОЮЗ»
к содержанию альманаха
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Кажется, что плохого в религии? И обещает «духовное возрождение России». И, несмотря на всяческие перипетии, не исчезает. Наоборот, показывает чудеса живучести. И пользуется таким авторитетом, что даже светская власть вынуждена с ней считаться…
А вот находятся люди, которые протестуют против воссоединения её с государством, не согласны с её внедрением в официальное образование, в вооруженные силы и вообще в силовые структуры, в бюджетные учреждения здравоохранения, культуры, науки, в пенитенциарную систему, в управление страной и в политику.
Почему?
Во-первых, потому, что за все века функционирования религии (а она как порождение человеческого разума возникла,
Да, это сверхъестественное воображают (и довольно достоверно) люди. В своё воображение они вплетают для убедительности немало реальных фактов и явлений. Находят потрясающие приёмы донесения своих фантазий до не ведающих подвоха потребителей. Сами верят в созданное. Но, увы, в конце концов «на выходе» появляется самая обычная ложь.
Подобным занимаются дети, им нужны сказки для общего развития, для обучения абстрактному мышлению, для побуждения к мечтам.
Когда же дети становятся взрослыми, т. е.
Тут-то необходимо научное мировоззрение. Оно же, возникшее из одного ствола с религией (на древе человеческого познания), подразумевает объективное знание во всей его сложности и во взаимосвязи, в отличие от заявлений типа: «Мне голос был», «Привиделось», «Бог велел». За его приоритет и ратуют наши неверующие протестанты.
Во-вторых, религия неприемлема потому, что взявшись со времён раннего средневековья представлять и науку, и в целом культуру, сегодня оказалась на задворках научно-технического и гуманитарного прогресса.
Она ещё уповает на некую «духовность», претендует быть судьёй в вопросах морали и нравственности. Но это у неё получается всё хуже и хуже. Да, религиозные движения ряда государств Востока определяют не только образ жизни населения, но и образ его мышления. Да, Ватикан поддерживает исследования на иных, весьма передовых направлениях науки. Однако от «социалистических» порывов иранских клерикалов несёт таким махровым средневековьем, что становится не по себе. А папа римский, едва дело дошло до нравственной оценки такой, в основном социально-медицинской проблемы, как разрешение на аборты, разразился настоящим визгом, из которого можно было разобрать лишь знакомое: «Запрещаю!».
Не отстают и наши родимые служители культа. Достаточно вспомнить свистопляску с присвоением ИНН. Нужное
мероприятие, позволяющее навести хоть
Обвинения в жидомасонском заговоре. Невесть с чего вдруг вылезшее в качестве пугала сатанинское «число
Пришлось прибегать к помощи самых почитаемых в Церкви старцев, дабы унять взбеленившуюся толпу фанатиков.
А шариатские суды в Чечне? С забрасыванием камнями слишком свободных женщин и перерезанием горла у иноверцев – мужчин… Хотят того иерархи или не хотят, но их конфессии в настоящее время выражают идеи самых тёмных слоёв верующих.
Взять ту же Российскую православную церковь Московского патриархата. Высшие её сановники в лице, скажем, митрополита
Смоленского и Калининградского Кирилла (отдел внешних сношений) любят побаловаться либеральной фразой. Читаешь статьи
его в самых продвинутых изданиях и диву даёшься: какие передовые взгляды высказывает сей ответственный работник! Но
никто иной, как он, выступил на последнем архиерейском соборе РПЦ с так называемой «Социальной доктриной», в
которой открытым текстом декларировалось вмешательство православия в дела светского государства. Чем это грозит молодой
российской демократии ясно любому здравомыслящему человеку. А мне вспоминается
Мне доводилось сталкиваться с церковной и околоцерковной публикой подобного пошиба. Среди них мелькали и известный скульптор, академик академии коммунального хозяйства, и даже ректор художественного института. Но больше было тех, за кем закрепилась в истории кличка «охотнорядец», «черносотенец».
Именно их прадеды устраивали погромы. Именно такие, как они не дают возводить на «русской» земле культовые сооружения иных конфессий, пишут на заборах вдоль железных дорог Подмосковья: «Айзеры вон из России!», под видом футбольных фанатов бьют встречных с «не тем» профилем и иным цветом кожи.
Выписки
Вера религиозных фанатиков всегда слепая, они готовы принять нечто за безусловный абсолют и подчинить этому началу всю свою жизнь.
Религиозный фанатизм находит привлекательную почву в умах людей, не склонных к критическому мышлению. Он родственен
феномену толпы, он всегда массовый. Ограниченность, невежество, глупость – вот корни фанатизма. Противопоставить
этому можно только образование, которое воспитывает у человека умение и мужество жить собственным умом не растворяясь
в
Виктор ГАРАДЖА».
«Известия», 6 декабря 2002.
В-третьих, и быть может одной из двух самых кричащих причин, которые побуждают авторов выпуска выступать с протестом, является использование религии и её потенциала в борьбе за власть различных групп и претендентов.
Пример подал первый «всенародно избранный» президент России, вовремя сообразивший, что, при его полной несостоятельности управлять государством, ему долго не продержаться в Кремле. Теперь со смехом вспоминают, как он с постной физиономией и зажжённой свечкой стоял перед телекамерами в храме и, боясь ошибиться, крестился. А ведь это было предательством почище Беловежской пущи. Предательством по отношению ко всему тому прогрессивному и передовому, чего добилась Россия после одного из первых декретов Февральской демократической революции в марте 1917 г., провозгласившего (к обоюдному согласию!) отделение религии от государства и от государственного образования.
Эта юридическая норма впоследствии входила во все Конституции РСФСР и СССР. (И, несмотря на многочисленные издержки применения, позволила РПЦ МП вернуть себе главный руководящий орган – патриархат, а также избрать своего предстоятеля). А теперь записана в Конституции Российской Федерации.
Она позволяет снимать наиболее безболезненным способом напряжение, которое периодически возникает во взаимоотношениях светского государства и религиозными конфессиями, а также государству становиться нейтральным и равноудалённым судьёй в спорах между самими конфессиями, ставит всех на место в бессмысленной дискуссии, какой закон главнее – человеческий или божеский.
Пренебрежение таковой нормой возвращает нас к той поре, когда народы сталкивались в бою под знамёнами разных конфессий и победившая сторона считала своим долгом извести побеждённую до основания как ересь.
Кстати, в нечто похожее выливается затянувшаяся война на нашем Северном Кавказе, а на бытовом уровне отзывается по всей России.
Дурные поступки, к сожалению, заразительны.
Вслед за «царём Борисом» религиозную карту стали разыгрывать и его «сатрапы». Я не ведаю, насколько набожен мэр Москвы. По его внешнему виду, по образованию, по хозяйственной хватке, по трезвости и жизнелюбию у меня не складывается впечатление, что он верующий. Но под его чутким руководством столица в буквальном смысле «охрамела». В каждом районе по статье городского благоустройства возведено не менее, чем по одному культовому сооружению. В дополнение к существовавшим и отреставрированным за тот же счёт налогоплательщика.
Также интенсивно «охрамление» идёт по другим городам и весям, будто нашему государству некуда девать средства (и не надо менять проржавевшие инженерные коммуникации, ремонтировать дороги, ставить новую технику вместо выработавшей свой ресурс…), будто такое расточительство не является уголовно наказуемым.
И уж совсем нелепо выглядят старания руководителей министерств и ведомств, научных академий и учебных заведений бежать впереди поезда предательства и показывать дорогу к храму.
Я не удивлялся сообщениям о том, что силовые ведомства собственными силами возводят церкви (именно церкви, а не мечети, не синагоги, не пагоды, хотя по республикам, где распространены другие религии, происходит и это).
Был намёк сверху, руководители спешат рапортовать. Административная система приучила.
Но настоящим потрясением для меня было узнать, что ввести курс теологии в светские вузы и «закон божий» в
государственные школы просили министра образования главы… Российской академии наук, академии образования, крупнейшего
университета страны по рекомендации патриарха 1. Если крупных чиновников ещё можно
Их положение уже обязывает противостоять проникновению естественнонаучного невежества (с допотопным пониманием «души», «святого духа», «высшей силы» в образе того же бога, а также бессмертия, рая, чистилища, ада и т. д., и т. п.), каковым по существу является религия, в нашу жизнь.
А они, как выразился
Если эти господа действительно верующие и не в силах спрятать своё заблуждение в себе, им – не место в руководстве столь необходимых для государства структурах. Если же притворяются, выслуживаются перед высокопоставленными (а вернее сказать: высокопролезшими) мастерами «сдержек и противовесов», то это – аморально и тем более не может быть терпимо.
Вообще удивительная страна Россия: любимое занятие детей в ней разрушать то, что создали их родители. Превратилось
прямо в традицию. И совершается с
В четвертых, потому выражают своё несогласие авторы выпуска, что усилиями вдруг «поверившими в бога» властолюбцами и их приспешниками на свободу выпущено поистине чудовище, которое по знаменитой строке из «Тилемахиды» В. Тредьяковского (возвращенной в массовый обиход А. Радищевым 3), – «обло, озорно и лаяй».
Для него быть не использованным в качестве прикрытия политиканства мало. Оно само жаждет абсолютной власти и над людскими «душами», и над государством. Т. е. речь идёт, в открытую, о теократии в нашем отечестве.
На Архиерейском соборе 2000 г. во всеуслышание было заявлено о верховенстве церковных законов над государственными 4.
Выписки
Церковь основана непосредственно Самим Богом – Господином нашим Иисусом Христом; богоустановленность же государственной власти являет себя в историческом процессе опосредованно.
«Социальная доктрина».
В январе обычно происходят «Рождественские чтения». На них патриархия РПЦ МП, подобно пленумам президиума ЦК КПСС, ставит общественность в известность о планах на год. И старается неуклонно и без лишнего шума их выполнять. Чем кстати разительно отличается от пустопорожней трескотни тех же пленумов последних десятилетий существования КПСС.
По стилю внедрения в повседневную жизнь религии у меня, откровенно говоря, нет серьезного компромата на РПЦ. Эта организация пользуется тем, что ей добровольно дают государственные службы. То есть формально не нарушает закона. Если те не могут дать, Церковь может и подождать. Но тогда не будет поддержки на выборах от её «электората», благосклонности заинтересованного в ней высокого начальства… Как ни судить, ни рядить эту организацию, в реальной жизни она действует юридически грамотно и не заботясь о моральных принципах, т. е. как опытные политиканы.
Другой вопрос, а чем грозит подобная беспринципность клерикалов.
Став за короткий срок крупнейшим землевладельцем России, разбогатев на беспошлинной торговле импортными товарами (винно-водочные и табачные изделия), а также занимаясь нефтяным бизнесом, имея в собственном распоряжении мощную банковскую империю, внедряя верных людей в силовые, представительские и исполнительные структуры и проч., и проч., та же Русская православная церковь начинает диктовать свои условия Российскому государству. Как тому жить, что можно себе позволить, а что нет, кого любить, а кого ненавидеть. Даже символика, геральдика и ритуалика нашей страны покрылась, как это было угодно РПЦ, монархо-православной патиной.
Представительство клерикалов становится обязательным на всех важнейших мероприятиях государства. Они сидят в президиумах крупных форумов – освящают новые произведения человеческого творчества, определяют ценность того или иного познания.
И при том не несут ответственности ни за одно из своих действий. Этакие «духовные», почти воздушные лидеры
отечества! Кстати, подобная идея то и дело появляется в СМИ. И пока, не найдя массовой поддержки, на время
исчезает. Но
Мы так и не заметим, как вновь останемся без свободы слова и совести, без соблюдения прав человека. Возвращение веры в бога, с помощью чудес решающего все наши проблемы, опять ударит по умению людей мыслить критически, действовать самостоятельно и предприимчиво. Как враги рода человеческого будут восприниматься личности. Неуважение к человеку, которое сквозит во всех священных писаниях и читаниях (вопреки громким декларациям клерикалов о любви к ближнему и дальнему) – «раб божий», «тварь», «пыль» и т. п., убивает всё высокое, до чего дошёл наш современник, унижает его, останавливает в развитии. Так случилось с восточными деспотиями, так на сотни лет притормозило европейскую цивилизацию, долгое время не знавшую об античных корнях.
При таком раскладе мы по новому кругу поползём к тому, от чего начали уходить.
Острый писатель и нестандартный мыслитель, логик скептического склада Александр Зиновьев, рассерженный таким «поворотом рек» заявил: «Россия превратилась в страну религиозного умопомрачения». Сказал, как отрезал.
Беседуя на тему «почему всё-таки нельзя принимать религию» с Валерием Кувакиным, одним из талантливейших философов из тех, с кем мне доводилось встречаться (он перенёс на нашу почву современный научный гуманизм и успешно развивает его теорию), я услышал более оптимистический прогноз: «Россия, – сказал уверенно В. Кувакин, – перешла рубеж новой, светской цивилизации».
И тут я вспомнил, что у меня в бумагах есть ещё одно мнение, которое разыскал и подарил мне автор «Светского союза» Леонид Салямон:
«…Как бы это я ужился под одной крышей с Д. С. Мережковским, который верует определенно, верует учительски, в то время, как я давно растерял свою веру и только с недоумением поглядываю на всякого интеллигентного верующего» 5.
Это написал незадолго до смерти один из величайших гуманистов всех времён и народов, замечательный русский писатель и
драматург Антон Чехов. Именно у него многие поколения последующих интеллектуалов берут уроки
интеллигентности в том значении сего английского слова, какое придают ему в нашей стране.
В ответ и этим троим, и всем, кто ещё надеется на просветление, звучит строгое и безапелляционное: «Церковь пребывает над всеми государственными устроениями. Потому что, согласно Священному Писанию, наиболее совершенной формой власти является теократия. В ветхозаветные времена таковым было правление судей в Израиле, управлявших народом от имени Бога. Позднее появилась монархия, которая, несомненно, является богоучрежденной формой правления» 6.
За какой-нибудь десяток лет Церковь в России при участии нынешней власти, клявшейся создать свободное, демократическое государство, уважающее права человека, стремящееся к гражданскому открытому обществу, превратилась в решающую (и страшную) силу.
Учитывая ложность её «вечных истин», нетерпимость к несогласным с её догматами и канонами, крайнюю субъективность в истолковании явлений окружающего мира, да и тот «хвост» консерватизма и естественнонаучного невежества, которое тянется за ней, можно представить, что ждёт всех нас, если мы вновь реально не отделим эту организацию от государства.
Сегодня Церковь в России рвётся к власти, почувствовав слабину государства. Пока последнее путается в «национальных идеях», не может определиться в экономике, разбирается в «структурах и вертикалях», первая шаг за шагом захватывает плацдармы, берёт в свои руки ниточки управления.
Не пора ли выйти из «сказочного», детского возраста. Не пора ли
Верить ли верующим? |
||
Можно ль | ||
эскулапу | ||
смело – | ||
под «ура!» | ||
и общий звон – | ||
доверять хотя бы тело, | ||
если душу ищет он? | ||
Нет её там! | ||
Да разрежьте… | ||
Да смотрите под углом… | ||
Впрочем, | ||
не было и прежде, | ||
как не будет и потом. | ||
но находчивых невежд! | ||
А живёт, | ||
увы, | ||
поныне, | ||
будит множество надежд… | ||
К исцелителю, | ||
побитым, | ||
приползаешь | ||
покричать… | ||
Он | ||
тебя | ||
начинает изучать… | ||
Повелит сдавать анализ, | ||
в диагностику пошлёт… | ||
Просидишь там день, | ||
промаясь, | ||
и сама болезнь пройдёт! | ||
Если важность всё ж нарушу | ||
и спрошу: | ||
«Каков итог?», | ||
знаю, | ||
скажет: | ||
«Лечим душу. | ||
Отболело? – | ||
Бог помог!» | ||
если | ||
яростно, | ||
как встарь, | ||
человека – | ||
в божью тварь? | ||
Если вдаль шагают слепо, | ||
посыпая плешь золой, | ||
ждут | ||
всю жизнь | ||
подачек с неба, | ||
мук страшенных | ||
под землёй?.. | ||
Задержалось, | ||
видно, | ||
детство | ||
человечества | ||
у них. | ||
Да и – | ||
выгодное дельце | ||
жить от слабостей людских! | ||
…Лохотронщики от культа | ||
сзади, | ||
в лоб, | ||
со всех боков | ||
ловят ласково и круто | ||
миллиарды простаков. | ||
И захочешь – | ||
не удастся | ||
разогнать всю эту «тать» | ||
города и государства | ||
на пути успели встать! | ||
Можно ль | ||
верующим | ||
верить? | ||
Можно! | ||
Не идя на смерть. | ||
Если нам | ||
их бред | ||
похерить, | ||
им | ||
хоть малость | ||
повзрослеть. | ||
* * * | ||
Служитель культа | ||
всю дорогу | ||
(что, | ||
вероятно, | ||
не новó) | ||
молитвы обращает к богу, | ||
придуманному до него. | ||
Партиец | ||
за свою идею | ||
не пожалеет живота, | ||
хотя, | ||
уже через неделю | ||
понятно, | ||
что она – | ||
не та… | ||
Лишь гуманист, | ||
презревши нечисть, | ||
сверх бога | ||
и вперёд идей | ||
провозглашает человечность | ||
и даже там, | ||
где нет людей! | ||
тянуть не станет класс | ||
на класс… | ||
Но | ||
насущным будет этот глас. | ||
* * * | ||
Смешенье света с темнотой | ||
даёт в итоге серость. | ||
она везде расселась | ||
и на деревьях, | ||
на кустах, | ||
и на ступеньках детства, | ||
и даже | ||
на таких местах, | ||
где не на что усесться… | ||
Каким бы ярким ни был свет, | ||
её в упор не видишь. | ||
У серости – | ||
защитный цвет. | ||
Недвижность | ||
значит, | ||
финиш! | ||
Так можно до конца годов | ||
дожить в тиши, | ||
без солнца. | ||
Мол, | ||
не годишься, | ||
не готов, | ||
само де рассосётся… | ||
И всем удобен и хорош. | ||
Поскольку | ||
не мешаешь | ||
у нищеты красть медный грош, | ||
попам водить свой шабаш. | ||
Прихватит же тебя когда, | ||
да так, | ||
что сгинет вера, | ||
поймёшь, | ||
быть может, | ||
что года | ||
впустую жил | ||
и серо. | ||
Евгений СМЕТАНИН |
2 «Интернационал», слова Э. Потье, перевод А. Я. Коца.
3 Эпиграф к «Путешествию из Петербурга в Москву» А. Радищева.
4 Социальная доктрина РПЦ МП, 2000, М.: «Независимая газета», 24 августа 2000.
5 Из письма А. П. Чехова от 12 июля 1903 г. Г. П. Дягилеву из Ялты (А. П. Чехов, том II. Письма. Июль 1902 – декабря 1905).
6 Доклад митрополита Кирилла «Роль Русской Православной Церкви в жизни
общества. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» на Международном симпозиуме «Религия в современном
обществе». РАН