Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество |
В ЗАЩИТУ РАЗУМА. Материалы международного симпозиума
«Наука, антинаука и паранормальные верования». Москва,
<< Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница >> |
ПЕРЕСТРОЙКА ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
И СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС НАУКИ
Н. И. Бакумцев, Ядерное общество России, Волгодонск bakumtsev@vdonsk.ru
Мир озабочен международным терроризмом. Правительства и мировое сообщество видят в нём главное зло современности 1. С научной точки зрения – это социальная проблема. В таком случае, прежде чем политикам определять стратегию решения проблемы, им нужно обратиться к мировой Науке. Со своей стороны Наука должна напомнить о себе. Молчит Наука. На фоне всплеска мирового терроризма не слышно голосов учёных с мировым именем. Между тем, хотя бы по определению, наука – социальный институт, а терроризм – социальная проблема. Почему же определяют стратегию политики и военные, а не Наука? Может быть, потому, что Наука девальвирована политиками как социальный институт или она сама себя уже не считает таковым? Когда происходит солнечное затмение, тогда наука тут как тут. Когда же затмение происходит в головах людей? Где должна быть наука? Впереди политиков. Нет этого. По этой причине нужно разобраться, почему в познании Вселенной задает тон Наука, а в жгучих проблемах земного социума Наука ведет себя неадекватно? Другой исторически социальный институт – церковь – также вяло реагирует на трагедии людей. Это симметричное созерцание мировой трагедии не случайно. В России можно видеть взаимные реверансы, которыми обменялись со стороны науки Президент РАН Ю. С. Осипов, а со стороны церкви Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, придя к согласию, что «религиозное постижение мира как творения Божия не отрицает правомерности научного познания его закономерностей» 2. Такой тандем четко определил каждой стороне свою нишу деятельности в постижении окружающего мира. Социальный аспект в фундаментальной стратегии сторон здесь не просматривается.
Известный немецкий философ и физик К. Ф. фон Вайцзеккер не случайно ввел термин «сайентизм» (от англ. «science» – наука), в общем, означающий нечто вроде религиозной, некритичной и слепой веры в науку. Поэтому наука в определенном аспекте общественного сознания – та же религия, а естествознание для такого типа сознания – тоже познание Бога, но не путем служения канонам, а путем познания Природы.
Но наука, как процесс познания, не канонизирует истины, «не ограничивает себя установками одной теоретико-познавательной системы, смотря на понятия и теории как на свободные изобретения человеческого духа» 3, расширяя горизонты знаний как через «философию жизни и натурализма» 4, так и через построение моделей развития физики с позиций конструктивного рационализма 5 и эмпиризма 6, который всегда был «философским ориентиром в изучении Природы» и разный отраслей знаний. Между тем, вера, не основанная на знании (хотя «принятие научной теории включает веру в то, что есть истина» 7), как ей и положено, характеризует не просто анабиоз сознания, но самозабвенное подвижничество искания за границами естественного.
Отчуждение науки от обыденного человеческого общества сложилось исторически не за один век. Фундаментальное
«разграничение между миром и человеком», введенное Рене Декартом
Наука всегда занималась изучением мира, окружающего человека, естествознанием природы, и только между прочим, «по
остаточному принципу» занималась изучением Человека, естествознанием Человека. В результате и сегодня человек для
большой науки и для социума остается «чёрным ящиком». В результате все чаще на Земле происходят техногенные и
гуманитарные катастрофы при полной недееспособности науки. Эту социальную нишу науки сегодня (в частности, по
проблеме терроризма)
Есть ли меры, принятие которых избавит планету от болезни терроризма? Паника, охватившая американцев в день, когда
горели и рушились небоскрёбы в
Знания людей растут на дрожжах, благодаря образованию почти с пеленок, и «мы стали богатыми в познании, но бедными в
мудрости» 10. Наука заполонила новыми знаниями головы Землян. Почему же всё случается
у людей не
Образование, например, опирается на естественнонаучные представления 11. Но образовывает ли образование или только накачивает мускулы знаний? Что вызывает диссонанс между «материальной» и «духовной» компонентами прогресса? Существует ли между совокупностью земного интеллекта и коллективным разумом Землян ГАРМОНИЯ? Кто из великих мира сего обращает на это внимание? Политики? Правительства? Духовные лидеры?
Эта фундаментальная дисгармония остается вне зоны внимания науки и правительств. Наука самоустранилась от ответственности перед земной цивилизацией за состояние планетарного сознания и разума, без прогресса которых прогресс науки и цивилизации – иллюзия.
Качество человеческого бытия и качество «человеческого сознания», в конечном счете, тождественны. Болезнь того и другого отражена в исторических катаклизмах XX в. Черный список велик: почти непрерывные войны, атомная бомбежка городов, эскалация производства вооружений и иллюзорное разоружение за счет повышения убойной мощи оружия, его точности и разнообразия, на основе новейших научных разработок, массовые убийства землян, появление экзотических болезней, эпидемии СПИДа, массовая наркомания и появление стран – экспортёров наркотиков, в дополнение к странам – экспортёрам оружия для убийства, возвращение болезней прошлых веков, рабства и торговли людьми, господство массовой информационной киноиндустрии, пропагандирующей насилия, убийств и разврат, господство «желтых» СМИ, мировой терроризм, техногенные, экологические и гуманитарные катастрофы, резкое увеличение зверолюдей – маньяков, садистские убийства для которых стали формой наслаждения, рост детской преступности, грязная сила денег, болезни Земли и отравление биосферы, хищническое исчерпание недр планеты и превращение их в дым.
Вполне очевидно, что в этом кризисном списке всплеск мирового терроризма всего лишь частная иллюстрация ее системного кризиса. Кризисный список – это последствия изначального отчуждения Науки от человека и недооценки наукой своего глобального социального статуса и ответственности.
Кризисный список скорее характеризует деградацию, а не прогресс, ввиду дезориентации науки, находящейся под
эгидой естествознания, представляющего сегодня груды бессвязных знаний, рассыпанных на горизонте квантовой революции 12 и квантования, как некоего «шарма» в науке и постмодернизма в культуре.
В результате наблюдается всеобщее стремление дробить всё и вся, инициирование рваной эволюции человеческой
культуры вообще: бесчисленных специализаций и отраслей в науке, технике, производстве, медицине. В результате
научно квантировано здоровье, рассыпанное на тысячи фрагментов; на базе идей химиотерапии Ауреола Теофраста Бомбаста
фон Хоэнхайма (Парацельса,
В результате наблюдается дробление «целостных форм восприятия мира», «партикуляризация мира на всё большее количество фрагментов реальности» 13. Это «квантирование» приобрело характер «универсума», так что даже Бог разорван на куски сотнями конфессиональных и фундаменталистских религий.
Примечательно, что «в последнее время оживленно обсуждается вопрос о возможности введения в светских вузах теологии, что, по мнению сторонников такого «ликбеза», явится ответом на духовные искания значительной части общества. Но наука должна быть едина и интернациональна, а теологий столько, сколько религий» 14. Невежество поползновений лоскутной теологии в мир науки очевидно, т. к. плоды теологического просвещения видны всему миру в религиозных схватках палестинцев и евреев в центре мировой религии – Вифлееме, в бандитских вылазках пещерных ваххабитов в Чечне, исламистов в Афганистане, террористов в России и США. Духовный ресурс церкви стремится к нулю, поэтому теологическая экспансия слепой веры в вузы предосудительна. Но предосудительно и подавление многовековых религиозных верований. Для многих легковерных они всё еще несут любовь и духовную красоту.
Сегодня в мире многие ученые, многие студенты и просто образованные люди, обходясь без теологических протезов, одухотворяют себя и своё дело не через веру в многоликие божества, а через понимание и переживание красоты и величия Природы, через приверженность гуманистическим идеалам. Они умеют видеть бесконечно разнообразное и бескрайнее чудо. Они видят красоту и чудо уже в том, что «существует лишь Природа и управляемые Ею законы, которые старается познать разум и руководимая им наука».
Среди гуманистов и реалистов гуманистическая вера свободна от теологической шелухи. В гуманистической манифестации веры можно встретить мысль о том, что «вера не способна играть роль рассудка и разума» 15.
К сожалению, идейные и мировоззренческие установки науки столь же разноречивы, как и в религии. Вместо
объединенной системы наук, знания разделились на множество отдельных дисциплин, продуцирующих свои истины.
В современном написании мировоззрения дополнительная буква «з» семантически точно характеризует и суть
научно-фасеточного мироВОЗ-зрения. Оно потеряло нити к целостному
На почве операционализма наука вычеркнула мир человека, вне научного изучения остались многие жизненно важные области человеческой деятельности, в частности, аномальные природные явления и способности человека, его скрытые возможности. Это привело к появлению паранауки, уфологии, эниологии, парапсихологии и многих других лженаук 17. Частично вина за их возникновение и расцвет несет и наука, ввиду как её нерасторопности, так и равнодушия – как собственно теоретического, так и социального.
Драмs научных идей в прежние века и в наши дни сходны, поэтому ранжировка процесса познания, резкое противопоставление науки и антинауки 18 исторически не вполне корректны, т. к. многих мыслителей и ученых прошедших веков в сравнении с научным знанием начала XXI в., можно было бы отнести к схоластам, лжепророкам, магам, колдунам и дуракам, «широко использовавшим догадки, вымыслы, логические спекуляции, компиляции и псевдонаучные пережевывания» 19.
Ложная система мира Птолемея, предположившего, что Солнце, Луна и планеты движутся вокруг Земли, признавалась целых 1500 лет и, однако, Птолемей остался в истории науки не как лжемудрец, а как «великий подвижник науки, открывший целую научную эпоху Птолемеев, как одну из замечательных в истории человечества» 20. Эта оценка великого Лапласа далеко не совпадала с отношением к нему его современников, в частности, Л. Пуансо: «истина прячется от этого тщеславного человека, говорящего о ней невнятно…» 21.
Следует отметить, что большую часть веков наука продуцировала далеко не «чистые» и не окончательные знания, однако, это
не дает оснований клеймить ее как псевдонауку; период эмбрионального развития науки, отдельных её отраслей и
направлений естествен. Не секрет, что вначале астрономия не конкурировала с астрологией, химия – дочь алхимии, а,
по мнению академика В. Л. Гинзбурга, до появления термодинамики идея вечного двигателя не была лженаучной.
«На начальном этапе развития идеи точность и пунктуальность, профессионализм мешает выдвижению смелых предположений»,
считал нобелевский лауреат П. Л. Капица. Тем не менее, среди элитарной части ученых с мировым именем всегда
процветала конкурентная борьба с коллегами на почве неприятия, описанная, например, в очерке К. А. Тимирязева
Еще большему остракизму подвергались естествоиспытатели со своими безумными результатами, не вписывающимися в систему научных взглядов, что нередко заканчивалось суицидом или преждевременной смертью. Выдающийся немецкий врач Ю. Р. Майер, выступивший с идеей закона сохранения и превращения энергии, испил чашу оскорблений, издевательств и даже пыток в психлечебнице родного города и травли в научной печати после смерти в 1877 г. Непрерывные нападки на Л. Больцмана, выдающегося австрийского физика-теоретика, со стороны противников его кинетической теории газов привели того к самоубийству.
Самые эффективные меры по преодолению экстремизма в обществе предстоит выработать науке, освободившейся прежде других
социальных институтов от синдрома экстремизма и нагнетания страха в самом научном сообществе. Одним словом, понятия
человеческой этики и здравого смысла во всех случаях вполне достаточно для мудрой научной взаимооценки, для всесилия
приоритета знаний перед званиями, для возвышения приоритета социальных целей науки в национальном и международном
масштабе по отношению к научными результатами разных отраслей знаний. «Цеховые» интересы нивелируют подлинную роль
науки в мире до уровня замкнутого на себя сообщества. Если научные силы планеты не возьмут на себя ответственность за
состояние разума землян, если не дорастут до создания Организации Объединенной Науки
Мир науки состоит из людей, для которых важнее «ввести демократичные формы научного обмена на национальном и международном уровне, оставив в прошлом замалчивание или запреты на публикации, на открытое обсуждение экспериментальных и теоретических работ, содержащие любые результаты, пусть и не согласующиеся с официальными научными парадигмами» 23.
Мир человека, не совершенствуемый наукой и такими областями знания, как философия и обществоведение, a priori несовершенен. Поэтому с ноосферной точки зрения современное человечество выглядит, если использовать выражение академика Э. П. Круглякова, как цивилизация с «большой дороги».
Чего стоит только одно из порождений такого несовершенства – экономика как наука. Легко обнаружить в ней многие черты антинауки, так или иначе ответственной за грязные денежные технологии, превративших экономику как реальную сферу жизни в карточную игру, в род шоу с грязным политсценарием. Мировая экономика – это инсценировка?
Налицо кризис науки, кризис естествознания, кризис обществознания, продлеваемый научными догмами, застоем в интеграционных интеллектуальных технологиях:
И весь догматами опутан, Но, видно, выгодно |
Этим обстоятельством объясняется кризис планетарного сознания. Следует отметить совпадение нарастания кризисных явлений с общей тенденцией к информатизации. С одной стороны, информатизация является главным компонентом достижений науки, техники, общества в прогрессе цивилизации. В этом контексте наука является опорным базисом в достижении невиданных успехов в развитии мировой электронной промышленности и компьютерных технологий, атомной энергетики и её научно-экспериментальной базы, квантовой электроники, космонавтики и ракетно-космической техники, глобальной системы связи.
С другой стороны, информатизация стала теснить извечные формы человеческой практики, теснить мышление, ввергая человека не только в виртуальность, но и в тотальный квазичувственный мир, в котором разум и логика оттеснены на десятые технические роли, на выполнение заранее решенных технических или ролевых задач. Не случайно, «для многих информация – это особый вид «гедонизма», за который человек расплачивается высшими этажами своей психики; повышенная энтропия информации несет мощный поток положительной биологической энтропии, вызывающей болезни дегенеративного характера» 25, добавим, и всплески дивиантного поведения, если не экстремизма. Биологическое и психическое воздействие информации на разум нуждается в научной идентификации. Важно строго соблюдать правило, согласно которому «информированность и разум суть лучшие способы определять… средства и достигать… целей» 26.
Истоки возникновения системного кризиса земной цивилизации следует искать в том, что социальный институт науки, по большому счету, остается только науковедческим термином. Реально, в планетарном и ноосферном масштабе земная наука пока не стала Социальным Институтом Человечества.
Истоки системного кризиса нужно искать в нарушении закона симметрии. Вековое отчуждение естествознания от человека
привело к колоссальному дисбалансу знаний об окружающем мире и о человеке, по разным оценкам
Трудно найти область естествознания, куда не проникли бы идеи симметрии. Это стало очевидным
Квантовая теория заставила взглянуть на мир не как на коллекцию физических объектов, а как на сложную сеть
взаимоотношений различных частей единого целого, как воспринимали мир восточные мистики, высказывания которых почти
полностью совпадают с пониманием атомных физиков в интерпретации Нильса Бора: «мы можем найти параллель урокам теории
атома в эпистемологических проблемах, с которыми уже сталкивались такие мыслители как
Пути преодоления системного кризиса нужно искать в преодолении дифференциации сознания, выразившейся в форме взаимоисключающих философий материализма и идеализма, породившей злокачественную конфронтацию внутри интеллекта.
Пути преодоления системного кризиса нужно искать в первую очередь через признание человека главным объектом мировой науки и всех международных и национальных научно-социальных программ. Для этого потребуется реструктуризация и диверсификация знаний, реструктуризация естествознания.
Пути преодоления системного кризиса следует искать в пересмотре изначального назначения науки как процесса производства знаний: её стратегической целью должно стать обеспечение человека инструментами и методами его самосозидания. Колоссальный дисбаланс между знаниями о природе и знаниями о человеке будет преобразован в гармоническое единство знания и сознания.
Преодоление кризиса возможно на пути преобразования человека через перестройку естествознания, – чтобы обеспечить не иллюзорный, а действительный прогресс науки и общества в XXI в.
Фундаментальной идеей перестройки естествознания является движение к новому миросозиданию на основе синтеза
Знаний, качественный переход земной науки от эволюции Знания к эволюции
1 Лацис, Отто. Нас 6 миллиардов на борту «Титаника» // «Новые Известия», 13 сентября 2001 г.
2 II Всемирный Русский Народный Собор // Вестник Московской патриархии, № 4, М., 1998.
3 Albert Einstein and Leopold Infeld, The Evolution of Physics. N.Y.: Simon and Schuster, 1954.
4 Вернадский В. И. Философские мысли натуралиста. М: Наука, 1988.
5 Липкин А. И. Модели современной физики (взгляд изнутри и извне). М.: «Гнозис», 1999; Поппер К. Логика и рост научного знания. М.: «Прогресс», 1983.
6 Бэкон Ф. Соч. в 2 томах, т. 2, М.: «Наука», 1972.
7 Van Fraassen Bas С., The Scientific Image, p. 3, Oxford, 1980; http://peterl.culture.mopt.ru.
8 Фишер К. История новой философии, т. 1. Декарт, его жизнь, сочинения и учение, пер. с нем., СПб, 1906.
9 Международный терроризм – вызов
10 Юнг К. Г. Об архетипах коллективного безсознательного // Вопросы философии, № 1, 1988.
11 Бакумцев Н. И. Естествознание и прогресс // Матер. II Всеросс. науч.-практич. конф. «Образование – основной фактор развития человека и общества», Волгодонск, 2000.
12 Гейзенберг Вернер. Физические принципы квантовой теории,
13 Павленко А. Н. Европейская космология, основания эпистемологического поворота. М.: ИФАН, 1997.
14 Бажанов В., Учайкин В. Где Бог, а где порог? Теология не для светских вузов // «Поиск», № 9 (615), 2001.
15 Гинзбург В. Л. Разум и вера. // «Вестник РАН», том 69, № 6, 1999; Гуманистический манифест II // «Здравый смысл», № 3, с. 30, 1997.
16 P. Shiels, A. Kind, К. Campbell, I. Wilmut, A. Colman, A. Schnike. Analysis of Telomere Lengths in Cloned Sheep, // Nature, London, v. 399, 1999, p. 316.
17 Образчиками современного шарлатанства могут быть публикации: Шипов Г. И. Теория физического вакуума: теория, эксперименты и технологии, М, МИТПФ РАЕН, Изд. «Наука», 1997; Ханцеверов Ф. Р. Эниология т. 1, 2, МАЭН, АНМ, М., 1999; Ажажа В. Г. Поиск внеземных информационно-космических цивилизаций //М.; МФИ, 1997; Юзвишин И. И. Основы информациологии. М.; Межд. изд. «Информациология», «Высшая школа», 2000.
18 Кругляков Э. П. «Ученые» с большой дороги. М.: «Наука», 2001.
19 Льоцци М. История физики, пер. с ит. Э. Л. Бурштейна, М.: «Мир». 1970; Голин Г. М., Филонович С. Р. Классики физической науки. М.: «Высшая школа». 1989.
20 Изложение системы мира маркиза Лапласа. Соч. т. 2, пер. М. С. Хотинским. СПб.: Товарищество «Общественная польза», 1861.
21 Андронов А., Андронов Е. Лаплас: Жизнь, мировоззрение, место в истории науки. М.: Моск. Рабочий, 1930.
22 Тимирязев К. Наука, Очерк развития естествознания за 3 века
23 XII Symposium «Reconstruction of Natural Science». Resolution /
24 Зарипов Р. Г. Энергетика Разума и Сознания // Матер. II межд. симп. «Перестройка Естествознания». Волгодонск,
25 Кобозев Н. И. Исследование в области термодинамики процессов информации и мышления, М., Изд. МГУ, 1971.
26 Куртц П. Новый скептицизм: провозглашение принципов // «Здравый смысл», № 4 (21), 2001, с. 4.
27 Капра Ф. Дао физики. СПб.: «Орис», 1994.
28 Bohr N. Atomic Physics and Human Knowledge. – N.Y.:
29 Murti T. R. V. The Central Philosophy of Buddhism. – L.:
30 Наан Г. И. Симметричная Вселенная // Таллин, АН ЭССР, труды Тартуской астрон. обсерв., т. 34, № 6, 1964: Гинзбург В. Л., Киржниц Д. А., Любушин А. А. Структура полевых поправок в теории тяготения // М., ЖЭТФ, т. 60, с. 451, 1971.
31 Хазен A. M. Разум Природы и Разум Человека, кн. З. РИО «Мособлупрполиграфиздата», М, 2000; Born, Max. Der Aufbau der Materie. Verlag von Yulius Springer, Berlin, 1920.
<< Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница >> |