Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество |
В ЗАЩИТУ РАЗУМА. Материалы международного симпозиума
«Наука, антинаука и паранормальные верования». Москва,
<< Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница >> |
ИЗ РОССИИ С ЛЮБОВЬЮ
Рой Браун (Великобритания),
вице-президент Международного гуманистического и этического союза
Когда-то философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова выбрал своим кредо известное изречение Декарта
«Cogito ergo sum» – «Мыслю, следовательно, существую». Мышление было основной темой симпозиума «Наука,
антинаука и паранормальные верования», проходившего в Москве
Должны ли мы думать сами или пусть другие думают за нас? Этот вопрос был и остается ключевым для любого общества, и он тем более актуален для новой России. Впервые в российской истории простые люди имеют возможность размышлять о жизненных для себя вопросах и принимать относительно них свои собственные решения. В условиях советского коммунизма критическое мышление не поощрялось, и в то время философский факультет играл незавидную роль хранителя марксистско-ленинской теологии. Еще раньше феодальная система царизма тоже не поощряла отклонения рядового жителя этой страны от общепринятых верований.
Коллапс коммунизма породил не только политический и экономический вакуум, но и вакуум духовный, который Русская православная церковь заполнила достаточно быстро. Были восстановлены и реставрированы тысячи старых храмов, конфискованные ранее были возвращены РПЦ, и, кажется, что новые церковные здания, как весенние цветы, вырастают на каждом углу города. До 90 % взрослого населения верят в бога, процент близкий к тому, который существует в США, хотя только 10 % русских посещают церковь регулярно 1.
Духовный вакуум стал питательной почвой для разного рода псевдонауки, культов «нового века», относительно новых религий от свидетелей Иеговы до сайентологии. Но и здесь РПЦ быстро использовала мускулы, которые она успела нарастить за это время, и пролоббировала закон о религиозных организациях, защищающий «традиционные религии»: православие, католицизм, протестантизм и ислам 2 – в противовес новым религиозным культам. Примечательно, что на симпозиуме присутствовал (никем не приглашенный) православный священник – внушительный в своих черных одеждах и с массивным крестом на груди, – который среди ученых искал союзников по борьбе с паранормальным бредом. Оказалось, что он креационист. Один из присутствующих, темой выступления которого, насколько это можно понять, была связь между миром материальным и миром духовным (он демонстрировал схему «Универсума Знания» с множеством кругов и стрелок, и только небольшую его часть занимал разум), прервал мою послеобеденную дремоту своей фразой: «познание по ту сторону разума».
Фактически симпозиум стал вехой в защите рациональности в России. Среди иностранных гостей на форуме было немало хорошо известных в мире лидеров современного научного скептицизма и гуманизма, включая профессора Пола Куртца, основателя и председателя CSICOP, ведущего исследователя этого центра Джо Никелла; профессоров Ли Нисбета, Джеймса Алкока; миссис Джейн Эйслер, Вице-президента Международного гуманистического и этического союза; Амардео Сарма, Президента Европейского союза скептиков. Их выступления были не только высокопрофессиональными. Они содержали ряд практических и методологических рекомендаций относительно того, как нужно работать с многочисленными псевдонаучными претензиями и заявлениями.
Россия, подобно Индии, остается слишком зарегулированной страной. Как отметил Амартуа Сен, забюрократизированность является одним из самых больших препятствий на пути общественного развития; она замедляет течение социального времени, тратит впустую финансовые ресурсы и общественную энергию, способствует коррупции. Нужно было семь раз посетить Российское консульство в Лондоне и Женеве, чтобы получить визы, стоять час в очереди, чтобы пройти паспортный контроль. Даже для того, чтобы в отеле позавтракать, нужно было каждый раз обращаться в отдел регистрации за специальным бланком, который копировался и на который ставилось четыре печати, – и это несмотря на то, что все данные, включая завтраки, заносились в компьютер.
Сегодня Москва представляет собой быстро обновляющийся город западного стиля. Вместе с тем по контрасту с недавним
прошлым, когда вы подходите к Красной площади, то слышите звуки церковных колоколов, а из соседних церквей, как будто с
небес, льются голоса из хора. На левой стороне площади расположился ГУМ, великолепный архитектурный ансамбль,
элегантный даже по стандартам Пятой авеню и заполненный такого же рода бутиками. Впереди вас – шедевр в духе
барокко – церковь Василия Блаженного, которая, подобно многим другим церквям, сегодня основательно реставрируется.
Справа – массивная, сложенная из красного кирпича, кремлевская стена, а в середине – сложенный из темного
мрамора мавзолей с помещенным в него телом Ленина, который, как кажется, ушел в более далекое прошлое, чем Екатерина
Великая. Компартию все еще поддерживает около 30 % электората, но, постепенно разваливаясь, она флиртует с
церковью, а её лидеры используют любую возможность, чтобы демонстрировать свою вновь обретенную веру в Церковь
Не удивительно, что в такой атмосфере так пышно расцвела разного рода псевдонаука и верования «нового века» (New Age nonsense). Библейские интерпретации мира и истории, книги по уфологии и спиритизму стали бестселлерами. Что могут сделать гуманисты и люди с рациональным мировоззрением перед лицом столь массового сползания людей к иррационализму? На конференции были ясны, по крайней мере, цели: противостоять дальнейшему проникновению религиозных догм в систему образования, защитить светские основы Конституции РФ, принцип отделения церкви от государства, подвигнуть корпус учителей и преподавателей обучать своих воспитанников в духе критического мышления, как можно быстрее создать сеть организаций научно-скептического, рационалистического и гуманистического характера, способных принять, насколько это возможно в этой огромной стране, вызов иррационализма.
В этой связи приоритетным становится преподавание и изучение науки не просто как процесса накопления фактов, а как наблюдения и открытия. Важно широкое признание того, что критическое мышление и свободное исследование не ограничиваются областью точных наук, они должны распространяться и на область социальных наук, экономику и политику.
В России нет прочной традиции критического исследования. Феодальная система царизма была разрушена тоталитарной советской системой, и несомненно, что многие русские хотели бы жить в конформистских условиях нового авторитаризма, в котором бы церковь играла ключевую роль. Но если религия и должна изучаться в школе, то только как часть русской истории, а не как таковая.
Как общенациональная организация Российское гуманистическое общество было зарегистрировано относительно недавно, ранее оно носило название «Русское гуманистическое общество». В настоящее время оно имеет четыре отделения и около 300 членов. Они стремятся открыть свои отделения в главных городах страны и получить там определенную поддержку. РГО публикует достаточно авторитетный и хорошо принимаемый читателями журнал «Здравый смысл». Ими был опубликован ряд важных книг, включая работы Пола Куртца «Искушение потусторонним», «Запретный плод», «Мужество стать». Мечта российских гуманистов – собрать деньги для приобретения помещения для офиса.
РГО – это единственный общественный оппонент широко распространяющимся в России паранормальным верованиям,
шарлатанству и религиозному иррационализму. Поэтому его члены заслуживают того, чтобы их услышали и поддержали. Если у
вас появилось желание помочь работе Российского гуманистического общества, пусть даже и в
1 Здесь автор ошибается. Даже православные ортодоксы, используя результаты
явно ангажированных в свою пользу опросов, приводят цифры сторонников православия среди населения России не более
2 Еще одна ошибка автора, впрочем, так же как и первая, простительная иностранцу. В соответствии с упомянутым Законом, «традиционными религиями» в России признаны православие, ислам, буддизм и иудаизм. Причем имеются все основания полагать, что этот вариант Закона принят не без давления РПЦ именно для того, чтобы поставить преграду распространению в России, упомянутых автором, католицизма и протестантизма, как религий, могущих претендовать на «электорат», который РПЦ считает своей «исконной» собственностью. (Прим. – А. М. Крайнев.)
<< Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница >> |