Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество |
В ЗАЩИТУ РАЗУМА. Материалы международного симпозиума
«Наука, антинаука и паранормальные верования». Москва,
<< Титульная страница | Содержание | Следующая страница >> |
Предисловие составителя
Публикуя материалы симпозиума, есть смысл напомнить читателям о самом событии, произошедшем осенью 2001 г.
Подготовка и проведение симпозиума потребовали от его инициатора, Российского гуманистического общества (РГО), большого напряжения сил. Организаторами его были Комиссия по борьбе с лженаукой и фальсификацией научных исследований Президиума РАН, РГО, Философский факультет МГУ и Комитет по научному расследованию заявлений о паранормальных феноменах (Буффало, США). В силу ряда обстоятельств РГО проделало не менее 90 % от общего объема всех связанных с этим мероприятием работ. Результаты во многом превзошли наши ожидания. Число участников почти вдвое превысило плановое и составило более 300 человек, представивших большинство регионов России. Активно откликнулись иностранные ученые, приехавшие из Франции, Англии, Германии, США, Швейцарии, Канады, Бельгии – всего 15 человек.
На симпозиуме обсуждался следующий круг вопросов: (1) социальный и ценностный статус современной науки; (2) наука и антинаука – новая линия конфронтации; (3) паранормальные верования – угроза науке и человеческому достоинству; (4) наука, образование, религия.
Смысл своего участия в симпозиуме РГО видело в том, чтобы обратить внимание российского научного сообщества на растущую волну иррационализма, обмана и шарлатанства, грозящую как непосредственно науке и разуму, так и культуре в целом. Нужно было дать толчок ученым, пребывающим сегодня по преимуществу в социально пассивном состоянии. Не менее важной гуманисты считают идею стратегического партнерства науки и гуманизма, потому что сама по себе наука и даже научное мировоззрение не обладают достаточным набором ценностей, особенно нравственного, правового и социального характера. Гуманизм – это послание, обращенное ко всем здравомыслящим людям, в том числе и ученым, и содержащее в себе программу очеловечивания человека и общества. Это послание, в принципе, было услышано, и многие ученые проявили явный интерес к ценностям и идеалам гуманизма.
Международный симпозиум стал заметным культурным событием и произвел беспрецедентный общественный резонанс. Неожиданно
дружно откликнулись средства массовой информации. Радио «Маяк», «Свобода», ряд газет и журналов сообщили о симпозиуме,
сопроводив эту новость своими комментариями. Поскольку мне оказались доступными многие материалы прессы, то я получил
возможность увидеть симпозиум, так сказать, в её зеркале. Вот, вкратце, результаты моего мониторинга. Газета
Впервые мне поневоле пришлось провести «журналистское расследование» газет и журналов, и я «экспериментально» убедился, насколько в целом некомпетентна наша газетная пресса и насколько она лицемерна, амбициозна, порой просто лжива. (Я и раньше догадывался о далеко не точном отображении ею действительности. Но одно дело интуитивные догадки, другое, когда эмпирически устанавливаешь насколько искаженно, а иногда и «с точностью до наоборот» подаются события. Признаюсь, это произвело на меня сильное впечатление.) Заметный негативный акцент (и как минимум амикашонский) я могу отчасти объяснить самой тематикой международного симпозиума, который показал не только шарлатанский, но и аморальный характер всей этой паранормалистики, столь охотно публикуемой нашими периодическими изданиями для повышения своих тиражей. Кроме того, на пленарных и секционных заседаниях обсуждалась такая «недопустимая», с точки зрения многих журналистов, тема, как роль СМИ в деморализации и дезинформации общества. Этого, конечно, наша сегодняшняя пресса, казалось бы, совсем отморозившая всякую совесть и стыд, простить не может. Обижается это милое создание и, пользуясь своим «служебным» положением, т. е. бытием в информационном пространстве России, в ответ на общественную и научную критику в свой адрес начинает визжать и брызгать ядовитой слюной подтасовок, издевательств, насмешек…
Никто, разумеется, не вправе покушаться на свободу слова, но общественные организации как ячейки гражданского общества вправе осуществлять контроль за качеством информационных продуктов и давать им свою оценку. И с этим СМИ придется считаться, если только процесс формирования гражданского общества и соответствующих независимых организаций будет продолжаться.
Несколько слов о публикуемых в настоящем сборнике материалах. Все они прошли экспертизу. Были отобраны статьи, в
которых очевиден научный подход к обсуждаемым вопросам. Скажу прямо, что и в ранее опубликованных тезисах к симпозиуму
(Поругание разума. М.: РГО, – 2001), и на самих заседаниях было удручающе много явно «заумных» идей. Мы проявили
мужество и в этом сборнике поместили статьи авторов, далеких от всякого рода «очарованности» открытыми ими «истинами»,
т. е. от юродства или просто паранойи. Я отдаю себе отчет, что вступаю в очень деликатную область, тем более
что не имею профессионального медицинского и психологического образования. Действительно, это довольно драматичное
зрелище, когда ты видишь вроде бы вполне нормального человека, но как только он начинает говорить о совершенном им
«перевороте», то психологически резко меняется и все становится ясно. Хорошо еще, если он не агрессивен… Мне
Статьи в сборнике расположены по алфавиту фамилий авторов. Отсутствие средств не позволило нам перевести на русский язык доклады наших зарубежных гостей и потому мы публикуем их на языке оригинала.
Сборник открывает Резолюция симпозиума, которая была опубликована в журнале «Здравый смысл» (№ 1 (22), 2002) и, как я упомянул выше, в «Skeptical Inquirer» (Vol. 26, № 4, July/August, 2002). Она – логический вывод из тех выступлений, которые звучали во время заседаний этого уникального в истории нашей науки международного форума. Актуальность его тематики не уменьшилась за это время. Скорее наоборот. Шарлатаны, которые получили возможность создать свои структуры (различного рода ассоциации, институты и академии), превратились тем самым в общественное явление, названное проф. С. П. Капицей организованным заблуждением серьезного характера. По его словам, «ложные и фантастические проекты завладевают умами власть предержащих, для них находятся средства, а коррумпированные эксперты их поддерживают. Часто такое слияние интересов власти и псевдонауки происходит под покровом секретности и таким образом укрывается от гласной критики» (Поругание разума, 2001. с. 51).
Не меньшему давлению иррационализма подвергается сегодня и система образования, в которую рвутся церковники, считающие научную основу образования проявлением атеизма, который нужно изгнать из школ и вузов. Первыми кандидатами на изгнание называют астрономию, эволюционную теорию, биологию и научно обоснованную психологию.
Один из последних эпизодов в этом наступлении клерикализма – организация преподавания предмета «Основы православной культуры» в школах Ногинского района Московской области. Насколько низкопробным оказался этот учебник, говорит тот факт, что Лев Пономарев, исполнительный директор Общероссийского общественного движения «За права человека», обратился в Генеральную прокуратуру РФ с ходатайством о возбуждении уголовного дела по факту возбуждения национальной и религиозной вражды, незаконного и антиконституционного внедрения сугубо церковного и вероисповедного учебника в государственные учебные заведения. (Речь идет об издании: Бородина А. В. Основы православной культуры. М.: Покров, – 2002. 254 с.). Как установила экспертиза (Центр изучения религий РГГУ), в этой публикации разжигается религиозная и межнациональная рознь. Процесс этот еще не закончен, но, судя по всему, выиграть его правозащитникам и ученым не удастся.
***
Материалы сборника представляют собой несомненную научную ценность. Ценность самостоятельную и значительную. До недавнего времени некоторые из ученых полагали, что борьба против лженауки и шарлатанства – это нечто вроде второсортной, довольно неприятной и не престижной работы. Сейчас такое мнение стали высказывать гораздо реже – слишком очевидную опасность представляют для науки организованные формы антинауки.
Позволю себе предположить, что современной глубинной причиной её существования является рынок. Именно он, точнее заложенные в нём принципы свободы и выгоды, коренящиеся вне поля морали и даже разума, предопределяют коммерциализацию и институционализацию таких пороков, как обман, мошенничество, фальсификации и т. п.
Человеку всегда были присущи любопытство, тяга к загадочному, желание чуда, быстрого, окончательного и гарантированного
решения различных проблем и т. д. Такая потребность, можно сказать, спрос чутко улавливается рынком. Спрос
рождает предложение у соответствующего, по сути, аморального и циничного сегмента рынка, и в результате мы имеем то,
что имеем. Поэтому реалистичнее было бы думать, что отныне (поскольку существует рынок) мы будем иметь дело с этим его
сектором – рынком лженаучных услуг и парапрактик. Нет никакого резона недооценивать противника, для
которого не существует принципов морали и порядочности, особенно если на этом рынке крутятся десятки миллионов
долларов. Этот враг тем более опасен, что наука во все большей степени втягивается в рынок, подвержена его влиянию, так
же как и различных форм коммерциализации, поэтому в
Есть как минимум два основных способа борьбы науки с лженаукой, шарлатанством и паранормальными верованиями. Первый касается методов, второй – форм этой борьбы. Стратегическим преимуществом науки является, собственно то, что она и есть наука, т. е. человеческая деятельность, которая обладает уникальной способностью продуцировать наиболее надежное, эффективное, воспроизводимое, в итоге, самое убедительное знание. Эти и другие её преимущества (такие, как, скажем, технологичность, способность быть широко утилизированной промышленностью, в быту и т. д.) и надо, прежде всего, использовать в борьбе со своими антиподами. Это значит, что в область научных исследований необходимо вводить тематику, связанную с систематическим теоретическим и экспериментальным, методологическим, социологическим, психологическим, экспертно-юридическим и всяким иным необходимым изучением лженауки и паранормалистики.
Вместе с тем крайне важно всячески социализировать результаты этой работы, т. е. популяризировать,
пропагандировать их, использовать все возможные средства для формирования у общества недоверия и аллергии к
шарлатанству, оккультизму и другого рода предрассудкам. Важно, чтобы оппозиция лженауке и паранормальным верованиям
приняла систематические, организованные и институциализированные формы. Кроме того, необходимо соединить усилия
государственных научных учреждений с действиями общественных некоммерческих и неправительственных организаций, которые
ставят своею целью борьбу с этими социальными пороками. Роль последних особенно важна для опровержения абсурдных и даже
подлых обвинений со стороны мошенников или одураченных ими людей, обвинений, адресованных научным коллективам или их
членам в том, что они, мол, некие монополисты на истину, что они индокринированы
Теперь об общем выводе, сложившемся из работы над текстами. Думаю, что настало время для формирования специального научного направления, связанного с развитием теории, которая предлагала бы как ученым, так и широкой публике целостную концепцию, объясняющую методологические, психологические, социологические, юридические и даже экономические основания возникновения, распространения и функционирования современной организованной лженауки, шарлатанства и парапрактики. Хочется надеяться, что предлагаемые материалы послужат стимулом для выработки такой концепции.
Наконец, слова глубокой благодарности – Ю. Н. Ефремову, В. Г. Сурдину и Г. Г. Шевелеву за рецензирование, критические советы и замечания, Б. Б. Родоману – за существенную помощь в редактировании и уточнении терминов, имен и библиографии.
В. А. Кувакин,
д. филос. н., профессор МГУ им. М. В. Ломоносова,
президент Российского гуманистического общества
<< Титульная страница | Содержание | Следующая страница >> |