Содержание сайта =>> Наука (архивные материалы) =>> Хроника Московского планетария
Сайт «Разум или вера?», 2002 г., http://razumru.ru/science/archive/planet/surdin01.htm
 

«ПРИРОДА» № 12, 2000 г.
http://vivovoco.rsl.ru/VV/JOURNAL/NATURE/12_00/PLANET.HTM

© В. Г. Сурдин

Планетарий на грани веков

В. Г. Сурдин

Владимир Георгиевич Сурдин, кандидат физико-математических наук,
старший научный сотрудник Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга.

Недавно группе московских школьников я задал вопрос: «Сколько звёзд на небе видит человек невооружённым глазом?» Самые начитанные ответили, что примерно 6 тыс. Для большинства же их оказалось от 20 до 100. И ведь по существу они правы: обычно в Москве больше звёзд и не видно. Городской житель практически не знаком с явлениями ночного неба – метеорами, полярными сияниями, серебристыми облаками, гало, кометами.

Вся эта прелесть «убита» ярким ночным освещением и смогом. Поэтому многим горожанам радость первого знакомства со звёздами подарил… планетарий.

Энциклопедия определяет этот термин так: «планетарий – оптический прибор для проекции на внутреннюю поверхность полусферического купола изображений звёзд, планет, Солнца, Луны и других небесных объектов с соблюдением их относительной яркости, положения и движения». Можно добавить, что современный такой аппарат должен показывать картину неба при наблюдении из любой точки на Земле в любой момент времени и в любую эпоху – как в прошлом, так и в будущем. И он с этим справляется. А самые «продвинутые» планетарии могут значительно больше.

Дом с круглым залом и «полусферическим куполом» мы тоже по традиции называем планетарием. В архитектурном отношении здания планетариев так же неповторимы, как церкви и мавзолеи: хотя в них и просматривается нечто общее, двух одинаковых планетариев вы не найдёте.

Планетарий почти так же стар, как сама астрономия. С давних пор любознательные наблюдатели неба пытались моделировать относительное положение светил. Сначала это делали на плоских поверхностях – песке, камне, бумаге. Но чем большую область неба изображали, тем сильнее были искажения. Значительно позже с этой проблемой столкнулись географы и навигаторы, вычерчивая карты поверхности Земли. А в наше время создатели астрономических программ для персональных компьютеров испытывают всё те же трудности, пытаясь отобразить сферический небосвод на плоском экране монитора.

Звёздный глобус снаружи и изнутри

Одним из способов решения этой проблемы стало нанесение положений звёзд и созвездий на внешнюю поверхность глобуса. Изобретение небесного глобуса принадлежит досократовскому философу Анаксимандру (VI в. до н. э.). Но кто видел глобус без параллелей и меридианов? Греческому геометру Эратосфену (250 г. до н. э.) приписывают изобретение армиллярной сферы: это конструкция из нескольких деревянных или металлических колец, напоминающая «скелет глобуса» и демонстрирующая основные линии небесной сферы – экватор, меридиан, эклиптику (годичный путь Солнца) и первый вертикал. Позже эти два прибора были независимо усовершенствованы исламскими и китайскими астрономами.

При всей внешней схожести небесного и географического глобусов, у них есть существенное различие. Взглянув на глобус Земли, мы видим планету такой, какова она в действительности (в космический век это особенно очевидно). Но расположение звёзд на небесном глобусе имеет лишь математическое сходство с действительностью; наглядного образа оно не даёт – кому доводилось наблюдать небо снаружи?

Обойти это препятствие не сложно: достаточно поместить наблюдателя внутрь звёздного глобуса. Впервые такой прибор был изготовлен в 1650 – 1654 гг. под руководством немецкого учёного Адама Олеария (1603 – 1671); в созданном по его проекту Готторпском глобусе могло разместиться несколько человек. В XVII – XIX вв. эти сооружения стали весьма популярны. Последнюю попытку изобразить небесные объекты на внутренней поверхности вращающейся сферы предпринял в 1912 г. Уоллас В. Атвуд (1872 – 1949), создав для Чикагской академии наук металлический шар со множеством мелких отверстий, проникая сквозь которые дневной свет создавал картину звёздного неба. Зрителей усаживали внутри вращающегося шара на свободно подвешенные сиденья.

Эти громоздкие устройства точно воспроизводили картину созвездий, восходы и заходы неподвижных звёзд. Наиболее совершенные из них могли показать звёздное небо на разных географических широтах. Но движения Солнца, Луны и планет были им недоступны.

Орарий – коперниканский планетарий

Аппараты для демонстрации видимого движения небесных светил имеют почти столь же долгую историю, как звёздный глобус. Древнейший из известных – так называемый механизм Антикитера – подняли в 1901 г. со дна Средиземного моря ныряльщики за губками. Этот поразительно сложный календарь и счётный механизм одновременно был создан в 87 г. до н. э. Можно вспомнить также построенные в 1348 – 1364 гг. Джованни де Донди семициферблатные астрономические часы – астрариум, – изображавшие все известные тогда тела Солнечной системы.

Появление теории Коперника вызвало немалые споры как среди учёных, так и в обществе. Для наглядной демонстрации новых космологических принципов начали строиться механические приборы иного типа: они изображали движение планет по орбитам вокруг неподвижного Солнца так, как это видно стороннему наблюдателю. Обычно в этих моделях соблюдались только относительные размеры орбит, но самые передовые с высокой точностью демонстрировали взаимное движение планет и даже их спутников. Одним из первых был механический планетарий Христиана Гюйгенса, построенный в Нидерландах в 1682 г. В Дании подобную конструкцию создал Олаф Ремер. В Англии сложный механический планетарий был построен около 1712 г. Джоном Роули для Чарлза Бойли, четвёртого графа Оррери (Orrery); он то и назвал орариями все последующие подобные устройства.

В России действующие механические модели Солнечной системы называют коперниканскими планетариями. Ещё недавно их можно было увидеть на демонстрационных площадках крупных планетариев – Волгоградского, Московского. Но сейчас, насколько мне известно, ни один из них не действует.

Проекционный птолемеевский планетарий

Считается, что основная заслуга создания проекционного планетария принадлежит Оскару фон Миллеру (1855 – 1934), основателю и первому президенту Немецкого музея в Мюнхене (Германия). Развивая общую концепцию просветительской экспозиции, он решил сконструировать учебные пособия для демонстрации важнейших научных теорий. В том числе он хотел показать, как гелиоцентрическая теория Коперника объясняет видимое геоцентрическое движение небесных тел. Он понимал, что для наглядности и полноты эффекта коперниканской модели мира недостаточно: необходимо вернуться к геоцентрической, «птолемеевской» картине Вселенной.

В 1913 г. фон Миллер на оптическом предприятии Карла Цейса в Йене обсуждал возможность создания полого небесного глобуса диаметром 4.5 м, подобного аппаратам Олеария и Атвуда, но снабжённого по предложению гейдельбергского астронома Максимильяна Вольфа (1863 – 1932) электрическими лампами для имитации звёзд и движущимися моделями планет. Однако этот проект был прерван первой мировой войной.

В 1919 г. инженер Вальтер Бауэрсфельд (1870 – 1959) нашёл совершенно новое решение проблемы. Он предложил заменить вращающуюся сферу неподвижной полусферой, используя её внутреннюю белую поверхность как экран для множества небольших проекторов, расположенных в центре.

 
 

Научный центр в Эдмонтоне (Канада). Планетарий и кинотеатр.

21 октября 1923 г. в Мюнхене публике был представлен проектор «Модель-I», сразу же прозванный «чудом из Йены». Точечная лампа накаливания помещалась в центре звёздного проектора. На его сферической поверхности диаметром 0.5 м размещался 31 объектив, в фокусе каждого из которых имелась металлическая пластинка с отверстиями; их относительное положение и размер соответствовали положению и яркости звёзд, видимых невооруженным глазом на данном участке неба. В целом картина представляла вид всего звёздного неба за исключением небольшой области вблизи южного полюса мира, занятой узлом крепления проектора. Вращаясь вокруг полярной оси, проектор демонстрировал суточное движение неба. Отдельная ось позволяла моделировать явление прецессии, представляющее колебание земной оси с периодом 26 тыс. лет и приводящее к смещению полярных звёзд и точек равноденствия и солнцестояния.

Чтобы правильно воспроизвести относительные скорости Солнца, Луны и планет так, как они наблюдаются с Земли, для каждого из этих светил использовался двойной оптический проектор, перемещаемый системой шестерёнок. При этом точно имитировалось попятное движение планет, фазы Луны и прочие видимые невооружённым глазом небесные явления.

Однако первый проекционный планетарий не мог показать эффект изменения широты места наблюдения. Чтобы исправить этот недостаток, инженер Вальтер Филлигер (1872 – 1938) разделил шар звёздного проектора на два полушария: одно для северных звёзд, другое – для южных. Он также сократил наполовину устройства для проекции планет и разместил их между разделёнными полусферами. Получившаяся «Модель-II» планетария Цейса (1926) стала универсальным учебным прибором. До второй мировой войны около двух дюжин таких планетариев было установлено в Европе и пять в США. Открытый в 1929 г. Московский планетарий стал тринадцатым в мире. Десять его предшественников находились в Германии, один – в Вене и ещё один в Риме. Между прочим, Нью-Йоркский планетарий открылся лишь в 1935 г.

Расцвет планетариев

Высокая цена цейсовской «Модели-II» (около 75 тыс. долл. США в 1930 г.) сильно препятствовала её распространению в мире. В 1947 г. Арманд Спитц (1904 – 1971), лектор и руководитель планетария Фельц в Филадельфии, предложил упрощённую конструкцию дырочного проектора, что снизило цену аппарата до 500 долл. и расширило круг покупателей (школы, университеты, музеи). Прибор Спитца, напоминавший «Модель-I» Цейса, представлял собой додекаэдр, в 12 гранях которого имелись отверстия для проекции нескольких сотен ярчайших звёзд. За 10 лет было продано около 100 проекторов Спитца.

Возможно, планетарии так бы и остались экзотической диковинкой богатых колледжей и музеев, если бы не рождение космонавтики. Запуск в Советском Союзе 4 октября 1957 г. первого искусственного спутника Земли, как утверждает американская Энциклопедия Коллиера, «вызвал национальный кризис самоуверенности, с которого началась коренная перестройка американского образования в области естественных наук и математики. Эта очевидная угроза национальной безопасности наконец переломила длительное сопротивление федеральной поддержке образования» (Collier's Encyclopedia Britanica // Йенское обозрение. 1984. № 3). В частности, принятый в 1958 г. «Акт о национальной защите образования» способствовал широкому использованию федеральных средств и открыл замечательную эпоху в строительстве планетариев.

Спитц стремился к применению планетария в разнообразных образовательных целях, знакомил с ним широкие массы населения. Предприятие Спитца выпустило новый, более сложный проектор, ставший самым массовым аппаратом планетариев в мире. Последовавшие за этим экспедиции к Луне подняли астрономию и космическое образование на новый уровень популярности. К 1970 г. в Северной Америке функционировало более 500 планетариев различного типа.

Совершенно закономерно в начале 80-х годов аппарат планетариев стал превращаться из оптико-механического в оптико-электронное устройство. Корпорация «Эванс и Сазерленд» в Солт-Лейк-Сити (штат Юта) первой создала планетарий «Диджистар», не имеющий движущихся частей. Микрокомпьютер VAX с помощью графического процессора отображает данные о 6800 звёздах на телевизионной трубке высокой яркости, с которой изображения звёзд объективом «рыбий глаз» проецируются на купол. Поскольку все характеристики звёзд задаются численно, «Диджистар» позволяет зрителям «покинуть Землю» и рассматривать звёздное небо с точки зрения наших соседей, удалённых до 650 световых лет от Солнца. Ускоряя бег времени, можно увидеть перемещение звёзд за счёт их собственного движения. Разумеется, «Диджистар» демонстрирует и все стандартные эффекты, доступные его предшественникам. Первый такой аппарат был установлен в Универсальном планетарии г. Ричмонда (штат Вирджиния) в 1983 г., а к середине 90-х ещё несколько десятков проекторов «Диджистар» обрели хозяев в США.

Классический «Большой Цейс» – модель «ZGP Cosmorama». На куполе диаметром до 25 м он изображает более 9 тыс. звёзд (до 6.6 звёздной величины), планеты, их спутники, детали Млечного Пути и туманности, закатные явления, кометы, искусственные спутники Земли, линии основных координатных систем и другие зрелищные явления.

Одношаровой оптоволоконный аппарат «Universarium Model-IX» (Carl Zeiss, Jena) демонстрирует небесные явления на куполе диаметром до 30 м для аудитории в 600 человек.

Не остановилось и развитие «гантелеобразного» планетария Цейса: модели 1967 – 1984 гг. «Spacemaster», «Skymaster» и «Cosmorama» обеспечивают проекцию на купола диаметром от 6 до 25 м, электронную запись лекций и видеопрограмм, множество спецэффектов. Последние классические модели имели 5 м в высоту и весили до 2 т. В начале 90-х их потеснил компактный «Universarium» с богатой электронной начинкой, способной даже получить новые данные через Интернет.

Чтобы получить представление о сложности, например, «Большого Цейса», следует иметь в виду, что в его конструкции объединено более 150 проекторов с телеобъективами, приводимых в движение (группами и поодиночке) семью бесшумными электромоторами.

В проекторах используется четыре десятка различных электроламп. В 32 проектора звёздного неба вставлены металлические пластинки с отверстиями диаметром от 0.023 до 0.33 мм в зависимости от яркости звезды. Самые яркие звёзды изображаются отдельными проекторами с имитацией цвета и атмосферного мерцания. Некоторые переменные звёзды, как положено, меняют свой блеск. Демонстрируются Млечный Путь, десятки звёздных скоплений и туманностей, вспышки новых звёзд, метеоры и кометы, полярные сияния и гало; на звёздное небо накладываются фигуры созвездий, придуманные различными народами мира. Специальный проектор воспроизводит параллактическое и аберрационное движение Сириуса, вариообъективы позволяют «приближать» планеты, чтобы рассмотреть их спутники и кольца (причём спутники Юпитера движутся, а кольца Сатурна меняют наклон). Демонстрируются даже зодиакальный свет и противосияние (их видел в природе далеко не каждый астроном).

При этом весь аппарат может вращаться вокруг трёх осей: полярная обеспечивает суточное движение светил, ось эклиптики позволяет моделировать явление прецессии, а горизонтальная перемещает наблюдателя по географической широте. Проекторы Солнца, Луны и планет имеют дополнительные оси в соответствии с их орбитами. Кроме главного аппарата в зале работают десятки вспомогательных проекторов: слайд- и кинопроекторы, оптический коперниканский планетарий, имитаторы солнечного и лунного затмений; вдоль горизонта демонстрируется панорама ночного города с легко узнаваемыми деталями, панорамы планет («посадка на Луну», «высадка на Марс»), сумеречные явления и т. д. Управляемый лазерный луч, телевизионный проектор компьютерных изображений и настоящий квадрофонический звук дополняют картину. Могу сказать по личному опыту зрителя и лектора, что всё вместе это оказывает потрясающий эффект и на детей, и на искушённых профессионалов.

В конце XX в. производство аппаратов планетариев стало серьёзным бизнесом для многих оптических компаний. Кроме упомянутых выше хорошо известны аппараты японских фирм «Goto» и «Minolta», а также итальянский – «Galileo», американские «Viewlex», «Farquhar» и др. В СССР, в мастерских Московского планетария в конце 50-х годов был разработан и производился примитивный аппарат УП-1 («Упрощенный планетарий»), подобный первой модели Спитца. До сих пор этот незамысловатый аппарат (железный шар с дырочками) используется в некоторых малых планетариях. Но ничего близкого к мировому уровню у нас создано не было. Лишь в первые годы перестройки была робкая попытка под патронажем общества «Знание» разработать современный аппарат на основе волоконной оптики. Я был в комиссии по приёмке элементарного проектора этого аппарата, демонстрирующего примерно 1/30 часть звёздного полушария. Эффект был впечатляющий. Но дальше дело не пошло.

Небо ночное и дневное

Дневное небо не менее богато разнообразными физическими и атмосферными эффектами. Попытку зафиксировать и показать его феномены впервые предприняли в 1963 г. в Институте исследования пустынь Рено (Университет штата Невада). Геофизик Вендел Морди создал аппарат «Атмосфериум» сначала как исследовательский прибор, способный с помощью объектива «рыбий глаз» зафиксировать на 35-мм плёнку изображение неба и затем продемонстрировать его на куполе. Иллюзия пребывания под открытым небом оказалась настолько сильной, что этот метод стали использовать для съёмки видеофильмов. Например, одна из таких камер была установлена в грузовом отсеке шаттла и снимала работу астронавтов в открытом космосе. Технология «Атмосфериума» с помощью 70-мм плёнки была доведена до коммерческого использования в кинотеатрах фирмы «OMNIMAX», с потрясающим эффектом которых можно познакомиться во многих зарубежных городах.

С появлением персональных компьютеров стало возможным моделировать звёздное небо на экране домашнего монитора.

В определенном смысле такие мощные программы-планетарии, как у «Red Shift», «Starry Night», «The Sky», умеют теперь гораздо больше, чем настоящий планетарий. Но с их созданием посещаемость «живых» планетариев не уменьшилась, а скорее – наоборот.

Прибор для образования, исследования и развлечения

В первую очередь планетарий используется для учебных целей. Специфический характер астрономии делает её нежеланным предметом для преподавания в школе. Поэтому учителя с удовольствием проводят уроки астрономии в планетариях, где есть квалифицированные лекторы, свежий научный материал.

В планетариях многие военные специалисты и космонавты обучаются астронавигации. Иногда биологи используют планетарий для изучения способности птиц во время перелётов ориентироваться по звёздам.

С изготовлением новых аудио-визуальных приборов возможности планетариев расширились. В 70-х годах крупные планетарии при создании школьных и публичных программ стали применять не только живой рассказ, но также музыкальные, дикторские записи и различные спецэффекты. Эта техника помогает зрителю получить более насыщенный визуальный ряд. С появлением компьютеров сеансы становятся всё более автоматизированными. К середине 90-х планетарии превратились в мультимедийные театры, которые развлекают и обучают своих посетителей. Привлекают публику и лазерные шоу. Планетарий становится всё более универсальным: плоский пол заменили амфитеатром, полусферический экран наклонили вперёд. Теперь этот синтетический объём может использоваться как университетская аудитория, сверхширокоэкранный кинозал, конференц-зал и, конечно, как Звёздный дом.

Бурный рост наблюдался в 1965 – 1977 гг., когда ежегодно в разных уголках мира открывалось по 60 – 90 планетариев. По данным Международного союза планетариев в 1990 г. во всём мире их было около 1750, из которых 982 в США и около 300 в Японии.

Статистика

В конце 80-х, незадолго до распада СССР, в системе Всесоюзного общества «Знание» работало 34 планетария (из них 14 – в РСФСР) в следующих городах: Арзамас, Барнаул, Батуми, Бельцы, Вильнюс, Волгоград, Гомель, Горький, Днепропетровск, Донецк, Ереван, Иркутск, Йошкар-Ола, Киев, Киров, Кишинёв, Кострома, Ленинабад, Ленинград, Лида, Луцк, Минск, Москва, Одесса, Оренбург, Рига, Саратов, Трускавец, Харьков, Херсон, Челябинск, Черкассы, Черновцы, Ярославль.

 

Волгоград. Планетарий.

 

Первые пять имеют аппараты «Большой Цейс», в Харькове – «Средний Цейс», в остальных – маленькие аппараты. Полный штат сотрудников составлял около 450 человек, из них 65 лекторов. В год через эти планетарии проходило 3.7 млн зрителей.

Кроме того, 26 планетариев находилось под началом Министерства культуры РСФСР в городах: Астрахань, Брянск, Владимир, Воронеж, Казань, Калуга, Кемерово, Курган, Курск, Новокузнецк, Новороссийск, Новосибирск, Новочеркасск, Орджоникидзе, Пенза, Пермь, Псков, Пятигорск, Ростов, Смоленск, Ставрополь, Таганрог, Тамбов, Томск, Уфа, Хабаровск.

Как правило, они были калибром помельче. Не берусь сказать, сколько из них сейчас функционирует. Но, возможно, не всё так плохо: в ноябре 1999 г. в Брянске открылся реконструированный планетарий.

Ещё два-три десятка планетариев имелось при республиканских министерствах культуры (Баку, Душанбе, Тбилиси), университетах, Дворцах пионеров, штурманских училищах, Звёздном городке и т. п. Таким образом, на территории СССР в 80-е годы работало 80 – 90 планетариев, которые ежегодно посещало около 6 млн человек. Поскольку это число превышает годовую рождаемость в СССР тех лет, то можно сказать, что в среднем каждый школьник страны хоть раз побывал в планетарии (Сурдин В. Г. Пропаганда знаний о Вселенной. М., 1987).

В начале статьи я сравнивал планетарии и церкви в аспекте архитектуры. Эта аналогия возникла не случайно: в нашей стране их судьбы – кто бы мог подумать – переплелись весьма тесно. Утилитарное значение планетариев – помощь в астрономическом образовании и в популяризации космических исследований – никогда бы не сделало их объектом внимания чиновников. Но в 60 – 70-е годы, когда СССР и другие сверхдержавы возложили на космонавтику идеологическую задачу, планетарии оказались востребованы и стали рождаться как грибы во многих столицах союзных республик и областных центрах. Однако строить отдельное, да ещё нетиповое здание для планетария хлопотно; и тогда под них стали отдавать здания церквей, благо – там всегда есть большой зал с круглым куполом. Помню, был тогда планетарий даже в бывшем здании мечети.

Московский планетарий

Зажатый высотными зданиями в центре столицы, Московский планетарий внешне не производит сильного впечатления; куда ему до дворца-планетария в Волгограде! Но в техническом и методическом отношениях именно он всегда был лидером. В этом заслуга столичных астрономов.

Сотрудники планетария гордятся тем, что даже во время войны он не прекращал работу: уходящим на фронт бойцам читали лекции «Астрономия на войне», «Астрономия для разведчика». Первые космонавты, начиная с Ю. А. Гагарина, изучали здесь звёздное небо, пока в Центре подготовки космонавтов не появился свой собственный планетарий. Читали лекции академики: В. А. Амбарцумян, В. А. Котельников, А. А. Михайлов, Б. Н. Петров, О. Ю. Шмидт и др. О своих замечательных путешествиях вспоминали И. Д. Папанин и Э. Т. Кренкель, знаменитый исследователь Тунгусского метеорита Л. А. Кулик, Тур Хейердал и Жак Майоль (Комаров В. Н. Под искусственным небом (к 60-летию Московского планетария) // Земля и Вселенная. 1989. № 6. С. 61 – 64).

С 1934 г. в Московском планетарии работали астрономические кружки, выпустившие в науку известных ныне специалистов. С 1947 г. проводилась ежегодная астрономическая олимпиада для школьников – в течение нескольких десятилетий единственная не только в нашей стране, но и в мире. В 90-е годы из неё выросли Всероссийская и Международная. До сих пор собрание задач Московской олимпиады считается уникальным.

К 800-летию Москвы при планетарии открыли первую в мире астрономическую площадку, где разместились многочисленные экспонаты – оригинальные приборы, модели и макеты, хороший 5-дюймовый рефрактор в башне. Астроплощадка пользовалась большой популярностью у москвичей. В мастерских Московского планетария создавались новые приборы и модели, изготавливались слайды; его лекторами были самые квалифицированные специалисты в стране.

 
 

Московский планетарий до…

В 80-е годы развитие Московского планетария, к сожалению, затормозилось. Техника морально устарела. Хорошая обсерватория так и не была создана: прекрасные телескопы пылились на складе. В середине 80-х планетарий вывели из непосредственного подчинения Всесоюзному обществу «Знание» и передали Московской городской организации этого общества, из недр которой был назначен новый директор; впервые им стал человек без астрономического образования. В 1994 г. по его инициативе было создано АОЗТ «Московский планетарий», учредителями которого стали на 30 % коллектив планетария, на 20 % – МГО общества «Знание» и на 50 % – АОЗТ «Компания Твинз», специализирующаяся в сфере шоу-бизнеса (конкурсы красавиц, балы и т. п.). По сути дела «Компания Твинз» стала хозяином планетария, хотя неясно, в чём заключался её вклад в уставной капитал (Вестник Ассоциации планетариев России и Украины. 1999 № 1).

Итак, эпоха приватизации окончательно погубила планетарий: большая территория в центре Москвы стала соблазнительной и легкой добычей для новых дельцов. Правда, в 1990 г. открылась обсерватория с почти уже сгнившим цейсовским рефрактором (диаметр объектива 30 см, фокус 4.5 м). Уникальное здание самого планетария внутри основательно разрушено.

Имя нынешнего директора Московского планетария – Игорь Микитасов – не известно астрономам, но говорит о многом знатокам шоу-бизнеса. Его профессиональная хватка пока проявилась в создании симпатичной странички в Интернете* и… распродаже звёзд населению (Сурдин В. Г. Пропуск на небеса // Природа. 1997. № 12. С. 3 – 9). Журналисты с увлечением пишут о планах Микитасова: поднять здание планетария на два этажа, в три-четыре раза увеличив его площадь, приобрести сверхмощный телескоп (спрашивается, зачем?), соорудить под землёй автостоянку и – как апофеоз – протянуть от планетария до метро «Баррикадная» подвесной стеклянный коридор с движущимся тротуаром. Вам всё ясно?

5 ноября 1999 г. Московскому планетарию исполнилось 70 лет. К сожалению, свою просветительскую работу он фактически прекратил пять лет назад. Обеспокоенные его будущим, к мэру Москвы Ю. М. Лужкову обращались участники Всероссийского съезда учителей астрономии, Международного симпозиума по истории авиации и космонавтики, Ассоциация планетариев России, Астрономическое общество, президент Международного общества планетариев и многие другие. Но результата нет. Очень бы не хотелось, чтобы наш любимый Звёздный дом навсегда остался виртуальной реальностью.


В настоящее время ссылка на эту страничку http://www.planetarium.ru/ работать перестала (прим. вед. сайт).

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика