Содержание сайта =>> Наука (архивные материалы) =>> Хроника Московского планетария
Сайт «Разум или вера?», 2002 г., http://razumru.ru/science/archive/planet/viktorova.htm
 

«Новые Известия», 24 июля 2002 г., № 126 (1132)
(по тексту, присланному В. Г. Сурдиным)

Планетарий или ресторан под звёздами?

корр. Алла Викторова

В этом году исполняется десять лет с момента закрытия Московского планетария, восемь с начала его реконструкции. Причём на протяжении всего этого времени ремонтные работы практически не проводились. Владельцам планетария было не до ремонта. Все эти восемь лет они оспаривали своё право на собственность у московского правительства.

Московский планетарий был открыт в 1929 году по инициативе столичных астрономов на муниципальные средства. Он стал одним из ведущих планетариев мира, количество посещений достигало одного миллиона человек в год. После развала СССР муниципальных средств на его содержание стало не хватать, и Московский планетарий из ведения Всесоюзного общества «Знание» плавно перетёк в собственность фирмы «Твинз». Тут и начинается самое интересное. Игорь Микитасов (руководитель «Твинз») становится его директором и начинает размышлять на тему «как нам обустроить планетарий». Милое здание, удачно расположенное в центре города, сдают в аренду. На его территории проходят дискотеки, проводятся пейнтбольные матчи. Подобное применение приводит к тому, что уже через два года, в 1994 году, планетарий закрывается для посещения, зданию срочно необходим ремонт.

Однако с реконструкцией новые владельцы не спешат, потому что о своих претензиях на «оплот науки» заявляет московское правительство, полагая, что планетарий оказался в руках людей, страшно далёких от астрономии (Игорь Микитасов в прошлом журналист и шоумен). Возле планетария проходят манифестации, акции протеста, начинаются судебные разбирательства. Арбитражный суд признаёт Московский планетарий собственностью фирмы «Твинз», но правительство Москвы не покладая рук продолжает бороться за полуразрушенное здание. Микитасов и К° отказываются проводить реконструкцию до тех пор, пока мэрия не признает их права на владение планетарием. Три года спустя, в 1998-м, стороны подписали-таки соглашение, в соответствии с которым акции разделились следующим образом: правительство Москвы – 61 % (!), негосударственные инвесторы (фирма «Твинз») – 39 %. Что заставило Микитасова отказаться от прав на планетарий, остаётся загадкой. Возможно, правительство пообещало, что в проект реконструкции будут внесены некоторые его «пожелания». Да и разоряться на ремонт почти развалившегося здания фирме «Твинз» вряд ли хотелось.

В 1999 году Москомархитектуре было велено разработать «концепцию комплексной реконструкции, реставрации и переоборудования» планетария. Проект разработан, его воплощением решено заняться в 1999 – 2001 годах. Но вот беда, Мосгорэкспертиза, куда проект был отправлен на рассмотрение, не даёт добро, реконструкция вновь откладывается. Расходы на её проведение не были внесены в инвестиционную программу и на 2002 год, потому что согласие из Мосгорэкспертизы так и не пришло. Теперь реконструкцию решено проводить в 2002 – 2004 годах. Что же смутило Мосгорэкспертизу? Да, проект хороший и замечательный, но кому нужны два этажа подземной стоянки, для чего предназначен 50-метровый мост от метро над зоопарком? Разработанная концепция тут же вызывает бурю негодования и в научной среде. В соответствии с принятой концепцией планетарий поднимут на платформу высотой 6 метров, его площадь планируется увеличить в 4 раза – до 12260 квадратных метров. Здесь появятся космические кафе (где все блюда будут подаваться исключительно в тюбиках), магазины сувениров, образовательные классы, будут функционировать музей и научная библиотека. Посетители смогут побывать в зале космических аттракционов и театре виртуальной реальности.

Кто и как будет определять приоритеты в его работе, неясно. Учёные настаивают на том, что цель планетария заключается прежде всего в популяризации науки. А воплощение в жизнь этого проекта превратит его в экзотическое приложение к столичной индустрии развлечений.

Старший научный сотрудник Государственного астрономического института имени Штернберга Владимир Сурдин считает, что планетарий – это лишь удобная вывеска, ведь с научно-просветительских заведений совсем иные налоги. А на самом деле на месте планетария будет функционировать крупный развлекательный центр. «Вот, например, на первом этаже у них предусмотрен лекторий, а рядом ресторан с кухней и оркестр. Ну и кто, скажите вы мне, предпочтет лекцию? Лично я этот планетарий уже считаю потерянным для науки», – добавляет он. Но это всего лишь мнение бедных учёных. Депутат Мосгордумы Евгений Бунимович, который выступал «в боях за акции» на стороне правительства, как-то раз заявил, что при всей его любви к московским астрономам он знает, что отреставрировать планетарий они не смогут. Следовательно, стоит отдать его людям, которые далеки от науки, но близки к деньгам.

Микитасов сумел извлечь пользу даже из недействующего, полуразрушенного планетария. Он стал предоставлять платные услуги по наименованию звёзд. Что, по его мнению, является прерогативой директора планетария. Звёздным клубом планетария проводилась акция под названием «Подари звезду любимой» для состоятельных, но доверчивых граждан, готовых поверить в то, что им действительно продают звезду, а не сомнительную бумажку. Сейчас Игорь Микитасов уверяет, что появление аттракционов ни в коей мере не уменьшит научную значимость планетария. Пожалуй, не уменьшит, просто отодвинет на второй план. Стоимость реставрации оценивается в 30 миллионов долларов. И вполне очевидно, что, вкладывая в планетарий такие огромные суммы, инвесторы надеются на окупаемость предприятия в ближайшее время. За счёт кого оно будет окупаться? Естественно, за счёт посетителей. Планируется, что вход в планетарий будущего будет стоить в пределах 30 – 50 рублей, а за интерактивные развлечения придётся платить отдельно. Учёные опять бьют тревогу, какая речь может идти о популяризации науки, если не каждый сможет оплатить вход в планетарий.

«Твинз» обещает правительству Москвы золотые горы и уверяет, что предприятие окупится в течение ближайших десяти лет, а пока требуют каких-то 30 миллионов долларов на реализацию проекта. Но достаточной суммы у правительства нет. Вот и получается, что денег нет, но иметь столь прибыльное предприятие в центре Москвы очень хочется. Было решено искать инвесторов. В ноябре 2000 года, апреле 2001-го принимаются постановления, которые гласят, что «ваша фирма будет освобождена от налога на прибыль в части, зачисленной в бюджет города, на сумму, равную взносу на благородное дело…» (то бишь на реставрацию планетария).

Что из планетария в итоге получится – современный развлекательный или научный центр, неизвестно. Известно только, что в разработке проекта учёные участия не принимали. Чтобы как-то исправить это положение, правительство обещало создать учёный совет при планетарии с привлечением научной общественности, однако пока учёные о таком не слышали. И. о. директора Государственного астрономического института имени Штернберга Евгений Штеффер говорит, что г-н Микитасов в сотрудничестве никак не заинтересован, а учёных к планетарию просто не подпускают. Инвестируют проект посредством московского правительства частные предприниматели, а кто платит, тот, как известно, и заказывает музыку. Предпринимателям нужна прибыль. А музеи, библиотеки и лектории ещё никогда не были прибыльными заведениями.

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика