Содержание сайта =>> Популярно о науке =>> Наука, власть, общество
Сайт «Разум или вера?», 26.12.2016, http://razumru.ru/science/sci_aut_soc/alferov03.htm
 

Газета «Советская Россия», 55 (14297), 26 мая 2016,
http://www.sovross.ru/articles/1396/24435

НАУКА, ВЛАСТЬ, ОБЩЕСТВО

Альберт Эйнштейн, социализм и современный мир

От редакции «Советской России». Жорес Иванович Алфёров передал в нашу газету свою новую статью, которую назвал «Альберт Эйнштейн, социализм и современный мир». Эйнштейн восхищает Жореса Ивановича не только как гениальный первооткрыватель в науке, но и тем, что «он был великим гражданином нашей планеты». Этот акцент в публикуемой статье представляет особую ценность.

 

11 лет назад по решению ООН 2005 год был объявлен Годом физики и Годом Эйнштейна. Альберт Эйнштейн безусловно самый выдающийся учёный современности. Он стал общественным лицом науки и очень часто и вполне заслуженно его называли самым выдающимся человеком XX столетия. Будучи ещё студентом, я был поражён, и до сих пор поражаюсь, как Альберт Эйнштейн в возрасте 26 лет, будучи неизвестным клерком в патентном бюро в Цюрихе, опубликовал в 1905 году пять статей, которые стали основой современной физики, и более того, по большому счёту, современной науки. Эти работы были посвящены трём независимым областям: теории относительности, броуновскому движению и фотоэлектрическому эффекту. Эйнштейн просто полностью изменил наши взгляды на время и пространство, заложил основы квантовой теории света, а теория броуновского движения подтвердила реальность существования атомов – и в то время это было необходимо даже для физиков. Читая эти статьи Эйнштейна, удивляешься: в них немного математики и она не сложная, это скорее интуитивное изложение состояния и возможного развития физики и науки вообще. Много позже эти особенности работы Эйнштейна прекрасно изложил голландский физик-теоретик Г. Хофт, получивший Нобелевскую премию в 1999 году за работы по квантовой теории: «Дирак, Ферми, Фейнман и другие также сделали многократный вклад в физику, но только благодаря Эйнштейну мир понял впервые, что просто размышления могут изменить наше понимание природы».

Наконец, в пятой и последней в 1905 году представленной статье А. Эйнштейна об эквивалентности массы и энергии была приведена знаменитая формула E = mc2, которую знает практически всё население планеты, не имеющее никакого понятия о физическом содержании этой формулы. Ни о физике вообще. Именно это соотношение явилось основой создания ядерного оружия. В жизни Эйнштейна удивительно плодотворными были два года: 1905 и 1916. В 1916 году он опубликовал гениальные работы: общую теорию относительности и заложил основы всех лазерных технологий, введя и обосновав понятие стимулированных переходов, а в 1924 г. создал новую статистику частиц – статистику Бозе-Эйнштейна. Нобелевская премия была присуждена А. Эйнштейну в 1921 году за его работу по фотоэффекту, которая не только объясняла фотоэлектрический эффект, но и разрешила уже многовековую проблему дуализма волновой и корпускулярной природы света. Совсем недавно в результате ультрасложных экспериментов на LIGO (лазерный интерферометр обсерватории гравитационных волн) 1 были зарегистрированы гравитационные волны, предсказанные в общей теории относительности А. Эйнштейном 100 лет назад. Как отметил на пресс-конференции Фрэнк Кордова – директор Национального научного фонда США, финансировавшего эти исследования, – «Эйнштейн сиял бы от радости!»

Но Альберт Эйнштейн был не только великим учёным, он был великим гражданином нашей планеты. Его волновала несправедливость устройства общества. Он был одним из самых активных противников фашизма и его гитлеровской формы в виде нацизма. Гитлер санкционировал его убийство. Но он успел уехать в Англию. А затем в США. Здесь, в октябре 1939 года, он подписал подготовленное венгерским физиком Л. Сциллардом письмо президенту США о необходимости работы по созданию атомного оружия, и оно было лично вручено Рузвельту 11 октября 1939 года. Эйнштейна убедила подписать это письмо возможность создания атомной бомбы в гитлеровской Германии. После создания атомного оружия в США и атомной бомбардировки японских городов Хиросимы и Нагасаки с убийством сотен тысяч мирных жителей Эйнштейн не мог простить себе своё письмо Рузвельту и говорил, что если бы у него были малейшие сомнения в возможности создания атомного оружия в Германии, он никогда бы не подписал такое письмо.

Монополия атомного оружия у США в первые послевоенные годы развязала в этой стране антисоветскую истерию, которая выражалась и в подготовке атомных бомбардировок СССР, и в широком распространении антикоммунистической и антисоветской пропаганды, стартовавшей с известной речи У. Черчилля в Фултоне в США в 1946 г.

Альберт Эйнштейн всегда относился с большим интересом и сочувствием к грандиозному социальному эксперименту в СССР. В 1929 году в опубликованной заметке памяти В. И. Ленина он писал:

«Я чту в Ленине человека, который с полным самопожертвованием отдал все свои силы делу осуществления социальной справедливости. Я не считаю его метод целесообразным. Но одно бесспорно: подобные ему люди являются хранителями и обновителями совести человечества».

В майском номере 1949 года нового журнала «Месячное обозрение» в разгар антисоветской и антисоциалистической истерии в США А. Эйнштейн опубликовал статью «Почему социализм?» 2. Представляют огромный интерес взгляды едва ли не самого выдающегося мыслителя XX века на экономику и общественное устройство современного мира.

В начале статьи он писал:

«Опыт, накопленный с начала так называемого цивилизованного периода человеческой истории, был в значительной мере ограничен и подвержен влиянию причин по своей природе неэкономических. Например, большинство великих государств обязаны своим появлением завоеванию. Народы-завоеватели делали себя юридически и экономически правящим классом завоеванной страны. Они присваивали себе монопольное право на владение землёй и выбирали жрецов только из своих рядов. Эти жрецы, в руках которых был контроль над образованием, сделали классовое разделение общества постоянным и создали систему ценностей, которой люди стали руководствоваться в своём общественном поведении, по большей части бессознательно.

Эта историческая традиция остаётся в силе. Нигде мы не преодолели того, что Торстен Веблен называл "хищнической фазой" человеческого развития. Существующие экономические факты принадлежат к ней, и законы, которые мы можем вывести из этих фактов, не приложимы к другим фазам. А так как цель социализма и состоит именно в том, чтобы преодолеть хищническую фазу человеческого развития ради более высокой, экономическая наука в её настоящем виде не способна прояснить черты социалистического общества будущего».

Представления наших экономистов в довоенные и послевоенные годы замыкались на проблеме возможности достижения окончательной победы социализма в отдельной стране, не понимая, что создание социалистического общества это прежде всего сложный процесс изменения и развития экономики на основе более высоких этических норм.

Но в 1949 г. уже новые страшные опасности ожидали всё человечество, благодаря созданию ядерного оружия.

«Недавно я обсуждал опасность новой войны, которая, на мой взгляд, была бы серьёзной угрозой существованию человечества, с одним умным и благожелательным человеком. Я заметил, что только наднациональная организация могла бы стать защитой от такой опасности. На что мой собеседник спокойно и холодно сказал мне: "Почему вы так сильно настроены против исчезновения человеческой расы?"

Я уверен, что ещё столетие назад никто не мог бы так легко сделать заявление подобного рода».

Но основа кризиса остается прежней. А. Эйнштейн пишет:

«Действительным источником этого зла, по моему мнению, является экономическая анархия капиталистического общества. Мы видим перед собой огромное производительное сообщество, чьи члены всё больше стремятся лишить друг друга плодов своего коллективного труда. И не силой, а по большей части соблюдая законом установленные правила. В связи с этим важно понять, что средства производства, т. е. все производственные мощности, необходимые для производства как потребительских, так и капитальных товаров, могут быть и по большей части являются частной собственностью отдельных лиц».

«Правовое» государство, установленное и прославляемое в «передовых», «цивилизованных» странах и в нашей стране после развала Советского Союза, на совершенно законных основаниях занимается рейдерскими захватами чужой собственности, абсолютно непроизводительной и не только бесполезной, но и вредной для всего общества «работой». Егор Гайдар и Анатолий Чубайс привели не только к чудовищному обогащению небольшой кучки новых «богатеев», но и уничтожению могучей реальной экономики СССР. Как писал А. Эйнштейн:

«Частному капиталу свойственна тенденция к концентрации в руках немногих. Это связано отчасти с конкуренцией между капиталистами, отчасти потому, что техническое развитие и углубляющееся разделение труда способствует формированию всё более крупных производственных единиц за счёт меньших. В результате этих процессов появляется капиталистическая олигархия, чью чудовищную власть демократически организованное общество не может эффективно ограничивать».

Не правда ли, как похожи характеристики олигархов прежде и теперь, на Западе и у нас в стране.

А что происходит в информационной сфере? Вот ответ А. Эйнштейна:

«…частные капиталисты неизбежно контролируют, прямо или косвенно, основные источники информации (прессу, радио, образование). Таким образом, для отдельного гражданина чрезвычайно трудно, а в большинстве случаев практически невозможно, прийти к объективным выводам и разумно использовать свои политические права».

Развитие информационных технологий, основы которых были заложены и Эйнштейном: теория фотоэффекта и введение стимулированных переходов; во второй половине XX века достигло самого высокого уровня. Ещё в 1982 году в докладе на конференции по твердотельным приборам профессор Зи, в то время сотрудник Белл Телеграф, говорил о наступлении, благодаря развитию микроэлектроники, постиндустриального информационного общества.

Выступая на нобелевском банкете в 2000 году, я говорил, что: «Как всегда мы, конечно, имеем от научно-технических открытий и изобретений не только положительный, но и отрицательный эффект. Электронные массмедиа, будучи очень сильным и мощным оружием, к несчастью, иногда попадают в руки нечестных и безответственных людей». Сегодня можно с полным основанием сказать, что электронная техника служит весьма эффективному одурачиванию населения нашей планеты. Как один из создателей современной электроники я с ужасом и полным отвращением смотрю на то, как окружающие меня люди непрерывно играют на айфонах и айпедах, смотрят, как правило, жуткие фильмы. Кроме единственного канала «Культура», смотреть наше телевидение нормальным людям нельзя. Примерно то же самое происходит и в западных странах. Дети перестают читать книги и, как правило, становятся неграмотными на родном языке. Отдельные хорошие школы, вроде нашего Лицея, не могут изменить ситуацию в целом. Оболванивание населения планеты идёт успешно, и интернет служит ему весьма эффективно, одновременно, как всегда, даёт возможность ещё и зарабатывать на этом.

Результатом всей этой системы является, как прекрасно сказал А. Эйнштейн:

«Неограниченная конкуренция ведёт к чудовищным растратам труда и к тому изувечиванию социального сознания отдельной личности, о котором я уже говорил. Это изувечивание личности я считаю самым большим злом капитализма. Вся наша система образования страдает от этого зла. Нашим учащимся прививается стремление к конкуренции; в качестве подготовки к карьере, их учат поклоняться успеху в приобретательстве».

Какой же выход из сложившейся ситуации, выход вместе с опасностями его реализации видит выдающийся учёный и мыслитель?

«Я убеждён, что есть только один способ избавиться от этих ужасных зол, а именно путём создания социалистической экономики с соответствующей ей системой образования, которая была бы направлена на достижение общественных целей. В такой экономике средства производства принадлежат всему обществу и используются по плану.

Плановая экономика <…> гарантировала бы право на жизнь каждому мужчине, женщине и ребёнку.

<…> …образование человека ставило бы своей целью развитие в нём чувства ответственности за других людей, вместо существующего в нашем обществе прославления власти и успеха.

Необходимо помнить, однако, что плановая экономика это ещё не социализм. Сама по себе она может сопровождаться полным закрепощением личности. Построение социализма требует решения исключительно сложных социально-политических проблем: учитывая высокую степень политической и экономической централизации, как сделать так, чтобы бюрократия не стала всемогущей? <…>

Ясность в отношении целей и проблем социализма имеет величайшее значение в наше переходное время».

Необходимо помнить, что эти общие и совершенно правильные утверждения требуют для своего осуществления конкретных решений в конкретных областях. Достаточно вспомнить знаменитую ленинскую формулу: «Коммунизм – это есть советская власть плюс электрификация всей страны».

В послевоенные годы такой областью стали информационные технологии, основанные на развитии микроэлектроники. Стимулом, активно поддержанным властью и в США, и в СССР, были компьютерные технологии для атомного оружия, выдающуюся роль в создании современных «двоичных» компьютерных систем независимо и одновременно сыграли академик С. Лебедев и Джон фон Нейман. Микроэлектроника стала не только движущей силой компьютеризации и новых технологий в самых различных сферах промышленности, но и часто стала решать социальные задачи.

Современные информационные технологии базируются на двух материальных компонентах: кремниевых чипах и полупроводниковых гетероструктурах. Именно гетероструктуры – «кристаллы сделанные человеком», по образному выражению японского физика Лео Эсаки, определили возникновение и прогресс сотовой телефонии и спутниковой связи, оптоволоконной связи и светодиодного освещения. Вся современная фотоника, быстрая электроника, в значительной степени «солнечная энергетика» и эффективное энергосбережение основаны на их использовании. В отличие от чипов в этой области пионерами и создателями научного фундамента и основ технологии были прежде всего мы, а не американцы. Первое опытное промышленное производство лазеров, светодиодов, солнечных батарей на гетероструктурах у нас было раньше, чем за рубежом.

Основа этого безусловного успеха лежала в традициях нашей академической науки, в том, что Академия наук СССР – это была мощная организация с разветвлённой сетью собственных лабораторий, в которых учёные имели свободу выбора и возможность вести фундаментальные работы независимо от временной конъюнктуры.

Однако расцвет практического и широкомасштабного промышленного применения гетероструктур пришёлся уже на годы «реформ», то есть развала СССР и всех его высокотехнологичных отраслей экономики.

И сегодня микроэлектроника, наноэлектроника и рождённая идеями Эйнштейна и основанная на гетероструктурах фотоника по-прежнему являются основой научного, технологического и социального прогресса (в последнем случае часто – регресса!)

США, благодаря разгрому СССР, без больших затрат и усилий сохраняют лидирующие позиции, но наши традиции, всё ещё выживающие научные школы, прежде всего в Академии наук и ряде вузов, позволяют, используя созданные ранее научные и технологические основы, самостоятельно решать новые задачи. Этой же цели служит и работа Консультативно-научного совета фонда «Сколково» для своевременной поддержки новых стартап компаний по созданию передовых технологий. Идеология импортозамещения, основанная на программе производства известных компонент, не только не решает основную задачу, но фактически планирует долгосрочное отставание. Только в жёсткой конкурентной борьбе по наиболее перспективным направлениям современной электроники, при самой активной поддержке государства мы можем рассчитывать на успех. И здесь, как всегда, новое божество, рожденное «нашим» капитализмом, – деньги – главный стимул, как и раньше, отбросит нас в отсталый мир развивающихся стран.

Нам необходимо развивать новую электронику на основе наших прежних достижений в области физики и технологии наноструктур, а для этого наше образование должно готовить специалистов с глубоким знанием физики и информатики, основ биологии и медицины. Современный университет должен сочетать учебную и научную деятельность, ориентируясь на создание новых технологий и междисциплинарные исследовательские программы. Особо важно, чтобы эти общие принципы были наполнены конкретным содержанием, и новые университеты, такие как наш Академический Университет в Санкт-Петербурге, имели реальную поддержку.

«Наука – производительная сила общества», эта формула К. Маркса зовёт нас к высшему по этическим нормам обществу – обществу СОЦИАЛИЗМА.

Ж. И. АЛФЁРОВ


Об этом проекте см.: А. Голубев, «В поисках гравитационных волн. Проект ЛИГО», http://razumru.ru/science/astronomy/golubev.htm (примеч. вед. сайт «Разум или вера?»).

На русском и английском языках см.: А. Эйнштейн, «Почему социализм?», http://razumru.ru/science/sci_aut_soc/einstein.htm (примеч. вед. сайт «Разум или вера?»).

 

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика