Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество
Сайт «Разум или вера?», март 2003, http://razumru.ru/humanism/givishvili/00.htm
 

Г. В. Гивишвили. ГУМАНИЗМ И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Введение. ЧТО ТАКОЕ ГУМАНИЗМ?

<< Предыдущая страница Оглавление Следующая страница >>

Введение. ЧТО ТАКОЕ ГУМАНИЗМ?

В самом деле, как понимать то, что как будто у всех на слуху? В какие бы словари ни заглянуть, во всех подчеркивается одно. А именно, что гуманизм – это мировоззрение, основанное на принципах человеколюбия или человечности (латинское – humanus), то есть, проникнутое любовью и доброжелательностью к людям. Насколько справедливо такое суждение о гуманизме? Ответим вопросом на вопрос: верным ли будет наше мнение о слоне, если мы составим его на основании описания одного только его хобота? Пожалуй, что нет, не так ли? Вот также и с гуманизмом – словари толкуют его, по сути, верно. Его действительно можно понимать как теорию добродетельной жизни, проникнутой уважением к человеческому достоинству и заботой о благе людей. Все так, но этого мало. Подобное толкование гуманизма слишком заужено, однобоко и поверхностно.

Гуманизм, в действительности, – не только теория, но и самая что ни на есть деятельная практика личной и общественной жизни – основа и движущая сила духовного и материально-технического прогресса человечества.

Вместе с тем, гуманизм – основа и защитник экономических, политических, социальных, гражданских и культурных прав всех без исключения людей.

Одним словом, гуманизм – явление гораздо более широкое, глубокое и многогранное, чем принято думать. Чтобы убедиться в этом, стоит, вероятно, проделать вот какой мысленный эксперимент.

Вообразим себе, что время повернуло вспять и перенесло нас, скажем, во времена А. Пушкина. С чем нам, в таком случае, придется смириться? С тем, что во всех домах и на всех улицах погаснет электрическое освещение. Вмиг исчезнут холодильники, стиральные машины и электроплиты. Не весть куда денутся краны с холодной и горячей водой, батареи центрального отопления. Растают как дым не только наши собственные автомобили, но и весь городской транспорт вместе с метро. Поезда с теплоходами и самолетами останутся только в воспоминаниях. Но этого мало. Растворятся в воздухе телевизоры и телефоны, персональные компьютеры, газеты и журналы. Наконец, в аптеках, страшно сказать, пропадут антибиотики, а хирурги станут проводить операции без анестезии. Да и врачи забудут об антисептиках и способах профилактики холеры, чумы и оспы.

А теперь зададимся вопросом: многие ли из нас догадываются, что все выше перечисленные блага стали нам доступны всего каких-нибудь 100 – 150 лет назад. Боюсь, не многие. Но дело не только в элементарных жизненных удобствах. Воздыхающим по прошлому стоило бы напомнить, что в начале XIX столетия 60 или даже 70 из 100 подданных Российской империи были крепостными, то есть рабами.

Их положение было едва ли лучше скотского, потому что их можно было продавать, покупать и истязать, как хозяйским душам вздумается. Для детей же крепостных учеба почиталась излишней роскошью. Полноценное (по нынешним временам – весьма неполное) образование было уделом только избранных. За редкими исключениями его получали дети верхушечных сословий. Так что современным школьникам стоило бы не роптать на судьбу, а благодарить её, что родились не двумя веками ранее.

Но какое отношение к гуманизму имеет научно-технический и социальный прогресс двух последних веков? Самое прямое. Дело в том, что гуманизм представляет собой не только мировоззрение.

Гуманизм – нерасторжимое единство теории и практики позитивного развития всех сторон жизни каждого человека и общества в целом. Гуманизм – это свободное, разумное и ответственное участие человека в жизни общества и мира.

Чтобы изобретать нечто новое и необычное, творцы научно-технического прогресса – ученые, изобретатели, инженеры должны обладать не только особым складом ума. Важно также, чтобы они имели возможность воплощать свои замыслы и идеи в жизнь. Следовательно, их окружение должно быть заинтересовано в их деятельности. А это может быть только в том случае, когда общество открыто для приятия изменений и новаций. (Назовем такое общество гражданским). Если же общество видит свои идеалы в прошлом, оно, вольно или невольно противится развитию. При этом оно часто даже не осознает, насколько оно тем самым себя обкрадывает. (Такое общество мы будем называть традиционным. В научной литературе его называют традиционалистским.)

Вот и получается, что чем больше свободы для самовыражения предоставляет общество своим гражданам, тем выше уровень благополучия всех его членов. Ведь в каждом из нас скрыт тот или иной талант. И обязанность общества в том-то и заключается, чтобы помогать раскрываться этим дарованиям к всеобщей пользе. При этом: главное требование, предъявляемое человеком гражданскому обществу, состоит в том, чтобы отношения между ними строились на взаимном уважении. А основное требование, предъявляемое гражданским обществом индивиду, состоит в том, чтобы тот не ущемлял права других лиц и общества.

Так вот, гуманизм есть стиль мышления, осознающий эту простую истину равенства права на самоутверждение всех людей, признающих это право и за другими людьми. Не делать никому того, чего не желаешь себе – таково ведь золотое правило гуманизма. Иногда тот же смысл передают другими словами, а именно: делай другому то, что хочешь, чтобы делали тебе. Некоторые люди смешивают или сводят гуманизм к альтруизму, т. е. исключительно к бескорыстной заботе о других людях. Снять с себя последнюю рубашку и отдать ее страждущему – дело, разумеется, нравственное. Но для гуманизма это не самое главное, тем более что такой поступок чаще всего не решает проблемы. И, как говорят англичане, лучше дать человеку удочку и научить его ловить рыбу, чем всякий раз кормить его рыбой. Из сказанного ясно, почему общество, основанное на принципах гуманизма, мы именуем гражданским.

До недавнего времени согласно нашим, издревле заведенным порядкам, считалось, что долг человека состоит в том, чтобы поступаться личным ради общественного. А уж интересы державы полагалось ставить превыше не только собственных, но и общественных. Такое понимание свойственно обществам традиционного типа. Оно возникло из мнения, будто общество представляет собой простую арифметическую сумму индивидов, а государство есть то, ради чего существуют его подданные.

Но справедливо ли подобное суждение? И да, и нет. Оно оправдано лишь в исключительных случаях, например, во время войн, стихийных бедствий или катастроф. Когда само существование общества и государства подвергается испытанию, личные интересы обязаны приноситься в жертву коллективным. В нормальной же, обыденной жизни обстоятельства не требуют от человека такой жертвенности. Эта необязательность делает отношения между человеком, обществом и государством гораздо сложнее и тоньше, чем в экстремальных условиях. В частности, неравенство между ними тормозит развитие всех трех сторон. И чем сильнее выражено это неравенство, тем на большее отставание обрекают себя человек, общество и государство.

Гуманизм есть образ мышления, давно признавший эту самоочевидную истину. Ведь его лозунг – человек есть мера всех вещей. Смысл же этого принципа таков: что хорошо для порядочного и законопослушного человека, то хорошо и для общества. Если же во имя общественных (государственных) интересов человека принуждают поступаться своей свободой, жертва эта, в конечном счете, оборачивается против общества (государства). Разумеется, кроме особых случаев, о которых говорилось выше.

Вся хитрость, однако, в том и состоит, что выдерживать необходимое равновесие (баланс) интересов – задача невероятно сложная, требующая дальновидности и интуиции, терпения и воли тех, от кого зависят судьбы человеческие. Вот почему развитие гуманизма, родившегося более двух с половиной тысяч лет назад, на первых порах происходило с таким количеством ошибок, что он был вынужден сойти с авансцены мировой истории на целую тысячу с лишним лет.

Но сегодня все величайшие победы человеческого гения связаны с его проявлениями в науке и искусстве, экономике и политике, социальной и общественной жизни. Крепостничество было отменено в России в 1861 г. А всего через 122 года наша страна приняла Конституцию, в которой говорится, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (Статья 2). Тем самым, следует признать, наше общество совершило гигантский (по историческим меркам) шаг вперед.

В чем же кроется сила гуманизма? В признании того факта, что все люди принадлежат к одной семье – виду Homo sapiens. Стало быть, они сильны, когда едины.

Гуманизм стремится выявить в человеке все лучшее, что заложено в него природой, и сделать это лучшее достоянием всех.

Он исходит из принципа – каждый человек, кем бы он ни был, обладает достоинством, которое следует уважать и защищать.

Для гуманизма отходит на задний план всё, что разъединяет людей: расовые, национальные, религиозные, политические, сословные и культурные барьеры и предрассудки.

Вот почему мы имеем право утверждать, что гуманизм – нерасторжимое единство научной картины мира, рационального стиля мышления, человечности и практики созидания ценностей культуры. Гуманизм – это добрая мысль о человеке, воплощенная в благом действии для человека.

В связи с этим возникает вопрос: если гуманизм явился миру еще до нашей эры, то где он пребывал раньше? Почему только сейчас он стучится в нашу дверь? Как он повлиял и влияет на остальной мир?

Гуманистическое слово и дело родились далекими от совершенства, как все, что возникает естественным образом. Но в них заложен был ген развития. И, как это сплошь и рядом бывает в природе и в культуре, развитие их происходило сложно, противоречиво, зигзагами, отступлениями и рывками вперед. К тому же, со стороны традиционного окружения они встречали недопонимание, отчуждение, а порой и враждебность. Из-за этого им часто приходилось обороняться и даже терпеть тяжелые поражения.

Явившись на свет в эпоху античности, гуманизм тогда же едва не погиб. Потому что в то время он страдал высокомерием: обращался только к узкому кругу избранных – свободным и полноправным гражданам античной цивилизации. А таковых было меньшинство. Но гуманизм нашел в себе силы не только осознать ошибку.

Он признал справедливость высшего принципа – равенства прав всех людей без исключения.

Это и помогло ему возродиться в новом качестве в средневековой Западной Европе. Окрепнув и возмужав на ее почве, ныне он быстро наверстывает упущенное – становясь глобальным явлением и преодолевая государственные и национальные границы.

Его цель, как и прежде, одна – способствовать развитию культуры, не знающему пределов единению и согласию человечества.

По вполне объяснимой причине гуманизм побуждает и общество, и человека развиваться и совершенствоваться, не останавливаясь на достигнутом. Ведь альтернатива развитию, к сожалению, только одна – застой, за которым неотвратимо следует медленное или быстрое угасание. Об этой печальной закономерности предупреждает нас судьба многих цивилизаций, не доживших до наших дней. О том же говорит и опыт тех современных стран и народов, которые по тем или иным причинам не смогли приобщиться к инструментам, принципам и идеалам гуманизма. Все они расплачиваются: одни – отсталостью, другие – нищетой, третьи – социальной нестабильностью.

Разумеется, каждый нормальный человек желает себе – благополучия, а стране – порядка и процветания. Но то и другое достижимо лишь при одном условии – если посредником между нами и государством будет гражданское общество. Следовательно, чем лучше мы усвоим азы и правила существования этого общества, тем больше у нас будет шансов достичь заветных целей. Вот о чем полезно помнить, приступая к изучению нового для нашей школы предмета.

Прочитав этот учебник и усвоив его материал, вы узнаете, как гуманизм понимает человека, его поступки и черты характера, что такое мужество, что означают честь и достоинство не только на поле брани, но и в обыденной жизни. Мы будем обсуждать вопрос, в чем проявляется здравомыслие, т. е. умение думать логически и самостоятельно; что есть жизнь, смерть и бессмертие, душа и духовность, альтруизм и эгоизм. Вы познакомитесь с тем, как возникает гражданское чувство и чем патриотизм отличается от национализма, что представляет собой толерантность, почему мы должны знать нашу Конституцию назубок. В круг нашего разговора войдут и вопросы о том, каковы различия между прямой и представительной демократией, в чем состоит предназначение личной и частной собственности, почему честность и «прозрачная» экономика выгоднее жульничества и «теневой» экономики. Тем самым мы надеемся показать следующее:

1. Что добро существует. Оно исходит из природы человека и мысли о нем как высшей ценности мира. Эта мысль благородней, выше и плодотворней всех конфессиональных, национальных и сословных предрассудков и заблуждений.

2. Что гуманизм есть олицетворение и источник этого добра для всех людей.

3. Что то благотворное и жизнеутверждающее, которое мы находим в истории мировой культуру, творили прежде всего и главным образом гуманисты – изобретатели, философы, просветители, ученые, поэты, землепашцы, проще говоря, честные, порядочные и добрые люди. Они и есть подлинные герои человечества. Завоеватели же и политиканы, деспоты и интриганы, корыстолюбцы и властолюбцы пользовались людьми для утоления собственных амбиций и тщеславия.

4. Что гуманизм далеко еще не исчерпал своих возможностей. В нем еще скрыт колоссальный потенциал добротворения. Он развивается, раскрывая заложенные в огромном большинстве из нас все новые грани ума, нравственности и способности ладить с себе подобными, с обществом и окружающей нас природной средой.

<< Предыдущая страница Оглавление Следующая страница >>

 

Яндекс.Метрика