Содержание сайта =>> Российское гуманистическое общество =>> «Здравый смысл» =>> 2012, № 2 (63)
Сайт «Разум или вера?», 05.12.2012, http://razumru.ru/humanism/journal2/63/kurtz.htm
 

ЗДРАВЫЙ СМЫСЛ • Специальный выпуск 2012 № 2 (63)

ВЕК XXI: К НОВОМУ ГУМАНИЗМУ

От редакции. 23 – 24 января 2012 г. в Российском центре науки и культуры во Франции и в штаб-квартире ЮНЕСКО проходила международная конференция на тему «Век XXI: К Новому Гуманизму». В конференции от РГО участвовали: проф. В. Кувакин, проф. В. Разин, к. ф. н. Ю. Сенчихина, Я. Головин. На конференции выступили руководитель Федерального агентства «Россотрудничество» Ф. М. Мухаметшин, чл.-корр. РАН, зам. директора Института философии А. В. Смирнов, проф. МГУ Д. А. Леонтьев, член Общественной палаты при Президенте РФ, проф. А. В. Очирова, спец. представитель МИД К. В. Шувалов, ректор РГГУ, проф. Е. И. Пивовар, исполнительный директор фонда «За выживание и развитие человечества», к. ф. н. Р. И. Хаиров, Президент Международной академии гуманизма, проф. Пол Куртц, Директор Центра исследований гуманизма в странах Бенилюкса, проф. Флорис ван ден Берг, президент Международного гуманистического и этического союза Соня Эггерикс, эксперт Российского центра науки и культуры во Франции, доктор филологии И. Меркулова, представители Испании и Шри Ланка в ЮНЕСКО и др.

Семинар открыл зам. генерального директора ЮНЕСКО Ханс Д’Орвиль, который зачитал приветствие Ирины Боковой и выступил с кратким приветствием к участникам семинара.

На следующий день заседание продолжалось в штаб-квартире ЮНЕСКО в форме круглого стола. Кроме отмеченных выступили зам. директора Института науки и человеческих ценностей Тони ван Пелт (помощник П. Куртца), руководитель движения «Афроамериканцы за гуманизм» Норманн Аллен, высшие чиновники ЮНЕСКО.

Ниже мы публикуем выступления участников международной конференции.

 

НЕОГУМАНИЗМ –

НЕОГУМАНИЗМ –

НЕОГУМАНИЗМ –

планетарное мировоззрение

современности

Пол Куртц

 
 

Я рад быть здесь с вами в Париже по случаю международного семинара, проводимого Российским центром науки и культуры в Париже и ЮНЕСКО, встречи, организованной российским Федеральным агентством «Россотрудничество» и Российским гуманистическим обществом. Я приехал сюда из США вместе с моими коллегами из Института науки и человеческих ценностей, Норманном Аллен и Тони Ван Пелт. Как следует из названия нашего института, основателем и директором которого я являюсь, мы рассматриваем вопрос о человеческих ценностях и особенно об их статусе и роли в мире современности, которую я называю постпостмодернистской.

То, что особенно занимает меня – это довольно уникальная черта гуманизма наших дней и воплощение его первого принципа: мы – citoyen du monde – то есть граждане мирового сообщества, члены рода человеческого независимо от пола, национальной, расовой или религиозной принадлежности, которые столь глубоко разделяли людей в прошлом. Прежде всего, мы – планетарные существа, жители Земли и только потом мы американцы или русские, китайцы или африканцы, люди прошлого или сегодняшнего дня. Но мы не замкнуты в границах нашей планеты или солнечной системы, мы открываем галактическое пространство. Наша подлинная идентичность универсальна, мы не сводимся к определениям прошлых измов: христиане, евреи, мусульмане, неверующие или верующие… Скорее всего мы определяемся нашей человечностью, обладание которой предписывает нам разделять общий набор обязательств по отношению к планетарному сообществу, – именно ввиду того, что каждый из нас есть его неотъемлемая часть. Наша человечность (она человеческая и как таковая не мужская и не женская) и есть то, что составляет нашу сущностную характеристику. Человечность заключает в себе возможность реализовать высокие потенциалы, которыми обладаем не только мы, но и все мужчины и женщины прошлого, настоящего и будущего.

На этой встрече мы обсуждаем вопрос о будущем гуманизма. В ходе ведущейся на Западе дискуссии о так называемом «новом атеизме», обнаруживается, что в этом интеллектуальном течении много отрицания, в нём нередко полностью игнорируется позитивная сторона мировоззрения неверующих. Религиозные оппоненты назвали клеветой на религию определение её «новыми атеистами» как посягательство на мораль и вмешательство в общественную жизнь. Вместе с тем они спрашивают, а что может предложить светский гуманизм? На этот вопрос я ответил термином «нео-гуманизм», в котором подчёркивается именно позитивная сторона светского гуманизма, его этические принципы и ценности. При создании Института науки и человеческих ценностей его программным документом стал манифест «Неогуманизм: Декларация светских принципов и ценностей – личных, социальных и планетарных» 1. Мы издали его в 2010 г. Он представляет собой программу применения гуманистических ценностей во всех областях жизни на глобальном уровне. Манифест был одобрен более чем 100 ведущими учёными и интеллектуалами из многих стран.

Позвольте мне предположить, что термин «неогуманизм» наилучшим образом отражает нашу новую позицию, цель которой быть инклюзивной и способной дать обоснованный ответ на критику неверующих.

Во-первых, неогуманисты скептически относятся к традиционному теизму. Среди них могут быть не только атеисты, но и агностики или даже свободомыслящие члены той или иной церкви или общины. Они считают, что традиционное представление о Боге иллюзорно. Они не считают богодухновенными такие тексты, как Библия, Коран или Книга Мормонов. Их скептицизм относительно древних верований опирается на научную и философскую критику аргументов в пользу существования Бога и на новейшие исследования источников «священных текстов». Они также критикуют провозглашаемые в этих древних текстах моральные абсолюты, рассматривая их как продукт архаичных цивилизаций. Но знание этих текстов необходимо, поскольку некоторые содержащиеся в них моральные нормы заслуживают высокой оценки и помогают понять наше культурное наследие.

Тем не менее, новые гуманисты рассматривают концентрацию традиционных религий на вопросах спасения и загробном мире как отказ от необходимости улучшать жизнь людей здесь и теперь. Они последовательно защищают принцип отделения церкви от государства и школы, считают свободу совести и право на инакомыслие жизненно важными ценностями. Они выражают сожаление в связи с тем, что в традиционных религиях защищается зависимое от мужчины положение женщины, репрессии в отношении сексуальности, отстаиваются идеи теократии и отрицаются многие демократические права человека.

Во-вторых, очевидно, что неогуманисты рассматривают науку и разум как наиболее надёжный путь к знаниям, и они стремятся распространять методы науки на все области человеческой деятельности. Они считают, что в своей жизни мы должны руководствоваться рефлективным сознанием и принципами критического мышления. Неогуманисты ценят искусство и литературу столь же высоко, как и науки, черпая из них вдохновение и мудрость. Однако когда речь идёт о выяснении достоверности утверждений, претендующих на истину, то они предпочитают опираться на научные методы исследования, а не на поэтические метафоры или интуиции.

В-третьих, неогуманисты твёрдо привержены определённой системе гуманистических ценностей и принципов, в том числе гражданским добродетелям демократии и терпимости к различным образам жизни. Они высоко ценят свободу личности и всячески приветствуют творчество человека, осуществление им своих идеалов. Они горячо ратуют за счастье и благополучие людей, придавая особое значение ценностям открытого плюралистического общества, праву на личную жизнь и самостоятельность, на достоинство каждого человека. В неменьшей степени неогуманисты озабочены вопросами социальной справедливости и общего блага, охраны окружающей среды и планетарной этики. Они настаивают на том, что люди несут ответственность за свою собственную судьбу и что им нужно опираться на разум и добрую волю при решении своих проблем. Там, где это возможно, неогуманисты ищут разумный компромисс и стремятся снять противоречия с помощью науки, разума и гуманистических ценностей.

Неогуманизм отвергает теизм и утверждает светское мировоззрение. Это широкий взгляд на мир, он способен включить в себя атеизм, агностицизм и гуманистические этические ценности. Это достаточно большое пространство. В нём есть место как нерелигиозным гуманистам, так и тем, кто считают, что гуманизм может иметь функции религии в той мере, в какой в нём провозглашаются и воспеваются человеческие идеалы и ценности. Неогуманисты не верят в Бога, но они хотят оставаться моральными существами. Эта моральная составляющая здесь преобладает, поэтому неогуманистам так важно сосредоточиться на улучшении условий существовании людей в посюстороннем мире, а не на борьбе с иллюзиями сверхъестественного. Соответственно, центральный вопрос состоит в том, может ли новая форма планетарного гуманизма быть развита до такой степени, что поможет, наконец, людям освободиться от ограничений, налагаемых на них древними страхами и моральной скованностью, может ли новый гуманизма помочь людям воплотить в жизнь их исконные чаяния, – если не на все времена, то по крайней мере на обозримое будущее?


Проект Манифеста был подготовлен П. Куртцем. Этот документ был опубликован на русском языке в журнале «Здравый смысл», № 4 (57), 2010. См. также http://www.humanism.ru/neohumanism.htm

 

Яндекс.Метрика