Содержание сайта =>> Атеизм =>> Дискуссии |
ХРИСТИАНСТВО и АТЕИЗМ. Переписка С. А. Желудкова и К. А. Любарского
С. А. Желудков. Серия писем К. А. Любарскому (30.07.1974 – 10.09.1974)
<< Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница >> |
Письмо от 01.08.1974
(из серии писем)
Глубокоуважаемый Кронид Аркадьевич!
Продолжая изучение мира атеизма, я обращаюсь к его ценностной, как Вы выражаетесь – нравственной характеристике.
Вероятно, Вы не будете возражать, если в целом Ваше мировоззрение определить как оптимистический безбожный гуманизм. «Высшая ценность – Человек». Какой Человек? Конечно, Вы имеете в виду не белокурую бестию. Везде по тексту Вашего письма видно, что критерий ценности для Вас – «нравственность». Если Вы разрешите, можно перевести это на общий язык нашего разговора так: духовная красота.
В гуманизме христианском, в Христианстве веры духовная красота называется святостью и ей принадлежит верховное владычество над всем бытием. Идеал человечности для нас – Христос, Сын Божий. В таинственной общности с Ним все мы, каждое лицо человеческое, надеемся на Вечную жизнь.
С такими идеями христианства я вхожу в мир гуманизма безбожного – и что же я здесь вижу: я вижу, что
духовная красота, идеальная человечность здесь поругана, повержена в прах. Христос умер и не воскрес, и все мы
приговорены к вечной погибели. Говорят, что пусть мы умрем – зато будущие поколения возрадуются
Где же этот Человек с большой буквы, высшая ценность бытия? Оказывается, что его нет – что это только обозначение суммы нулей, суммы смертей личного существования. А без личности нет и человечности. И даже обходя проблему личности, говоря о человечестве только собирательно, даже только физически: «Если нет Бога, нет Вечности – то нет и человечества. Ибо вот – и в Вечности его нет, и на земле его нет, на земле только дежурное, в свою очередь исчезающее поколение. А всё человечество оказывается суммарно не на земле, а в земле – этой нашей общей могиле.
Есть ли нравственный смысл в этом царстве смерти? Только один пример. Вот человек страдает за правду, страдает вполне бескорыстно, не ожидая себе никакой Вечности, – и это в высшей степени нравственно, прекрасно. Но то, что он не увидит Вечности, будет уничтожен – это в высшей степени безнравственно, чудовищно безобразно, и с этим я никак не могу примириться. Я готов бываю иногда примириться с моим личным уничтожением, но с уничтожением Христа я не могу примириться. И с Вашим уничтожением я не могу примириться. Такой мир не достоин существования, выражаясь на Вашем языке – это мир безнравственный.
Итак, я имел основание, воображая себя в мире атеизма, испытывать чувство ужаса, сознание абсурда человеческого
существования. Но вот, я читаю – Вы не унываете, Вам интересно жить, радостно жить… Правильно поступаете. Ибо и
1.8.74
<< Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница >> |