Содержание сайта =>> Атеизм =>> Дискуссии |
ХРИСТИАНСТВО и АТЕИЗМ. Переписка С. А. Желудкова и К. А. Любарского
С. А. Желудков. Серия писем К. А. Любарскому (30.07.1974 – 10.09.1974)
<< Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница >> |
Письмо от 08.08.1974
(из серии писем)
Глубокоуважаемый Кронид Аркадьевич!
Как тяжело, как грустно читать Ваше сообщение о нас, христианах веры, оказавшихся в контрольной ситуации. И особенно – о новых, при Вас уверовавших христианах. «Судьба поставила чистый эксперимент» – и вывод Ваш ясен: религиозность снижает нравственность человека.
Рассуждая о феномене Ивана Грозного, один мой приятель написал, что этот «православный» государь не только не был христианином, но даже (как и некоторые другие злодеи, знаменитые и безвестные) не был и человеком. Оставляя в стороне проблему «нечеловеков», я воспользуюсь этим примером в одном отношении. Если Ганди можно назвать христианином «анонимным», то Ивана надо назвать христианином «только номинальным». Приходится учредить этот термин, чтобы объяснить себе явление, которое Вы описали.
Недавно я слышал рассказ о священнике, который служит в Эстонии в беднейшем пустом храме. Кругом неверующие и
протестанты, никто в церковь к нему не ходит. Но, рассказывают, стоит только в разговоре с любым тамошним жителем
вспомнить о нём, назвать его имя – как лицо собеседника оживляется и
А когда само обращение в христианскую веру прямо сопровождается у человека отчуждением от ближних, очерствением
души – тут я откровенно скажу, что вижу в этом признак душевного заболевания. Некто рассказывал мне, что
Правду сказать, и агрессивный православный шовинизм представляется мне явлением психической ненормальности. Что же касается неясного упоминания Вашего о социальной пассивности верующего человека, то тут я должен оговориться, что иногда она бывает, на мой взгляд, нравственно оправдана. Проблема не может быть здесь конкретно описана.
8.8.74
<< Предыдущая страница | Содержание | Следующая страница >> |